Сущность и содержание методов обучения.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Как следует из вышепредставленного материала, методы обучения определяются в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики.
Рассмотрим оптимально подходящую для использования в педагогической практике классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы организации учебно-познавательной деятельности (УПД) учащихся; методы стимулирования УПД обучающихся; методы контроля и диагностики эффективности УПД, социального и психического развития учащихся. Эти группы методов поэтапного обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы. Представим более детально указанные группы методов.
I. Методы организации УПД:
1) получения новых знаний

Приемы:
а) рассказ:
сообщение плана рассказа; вопрос учителя, вопрос учителя, обращенный к учащимся во время рассказа; рассуждения учителя; анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений;
б) лекция:
представление плана лекции; выделение основных мыслей или ведущих идей, понятий; конспектирование; составление схематической модели излагаемого материала;
в) работа с книгой:

Активные методы и формы обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Активные методы могут выступать в учебном процессе в качестве
- форм его организации;
- методов педагогического воздействия;
- содержания обучения (как деятельностный компонент содержания обучения, включающий способы мышления и действий, опыт творческой деятельности, которыми должен овладеть учащийся).
Особенности и характеристики активных методов обучения:
1) обязательная активизация мышления и вынужденная активность обучаемого в учебном процессе;
2) устойчивая и длительная активность обучаемых, что обеспечивает их постоянную вовлеченность в учебный процесс;
3) учебная работа учащихся приобретает характер самостоятельной творческой деятельности по решению задач; повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;
4) постоянное взаимодействие учащихся и учителя в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса;
5) рефлексия учащимися результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.
Активные методы обучения, наиболее широко применяемые в школе:
– методы проблемного обучения;
– лабораторная работа;
– практикумы;
– эвристическая лекция;
– метод анализа конкретных ситуаций;

Выбор методов обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Результаты ряда исследований (М.И. Махмутов, А.Н. Алексиюк, Ю.К. Бабанский и др.) позволили определить ряд факторов, влияющих на выбор учителем методов обучения на уроке:
1. Цель и задачи обучения; уровень обученности, который необходимо достигнуть.
2. Содержание учебного материала (объем, уровень сложности) и принцип его отбора.
3. Закономерности обучения и соответствующие им дидактические принципы.
4. Уровень учебной подготовленности учащихся, их мотивации учебно-познавательной деятельности учения.
5. Индивидуальные особенности и реальные учебные возможности учащихся (возраст, работоспособность, учебная тренированность, выносливость и др.).
6. Отведенное для обучения время (продолжительность изучения раздела, темы).
7. Материально-технические, организационные условия обучения.
8. Тип и структура учебного занятия.
9. Применение методов обучения на предыдущих уроках.
10. Характер взаимодействия и стиль общения педагога и учащихся, которые сложились в процессе учебного труда (передача «готовых знаний» или совместный поиск, сотрудничество и ли авторитарность).
11. Количество учащихся в классе.
12. Уровень профессиональной компетентности учителя.

Основные направления обновления содержания школьного образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Гуманизация образования предполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на:

- признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса;

- защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;

- бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.

2. Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.

3. Повышение культуросообразности школьного образования предполагает:

- максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона);

Документы, определяющие содержание образования.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» в стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является государственным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

- минимум содержания основных образовательных программ,

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

- требования к уровню подготовки учеников.

Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются:

- сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития;

- обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной;

Теории образования.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
На содержание школьного образования оказывают влияние методологические позиции ученых-педагогов. Рассмотрим основные теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования: теорию материального и формального образования.

Сторонники первого направления (Спенсер и др.) разделяют точку зрения Я.А.Коменского, согласно которой главная цель обучения – в передаче учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. В соответствии с этой теорией надо обучать преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни и непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.

Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько освоение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.

Принципы отбора содержания школьного образования.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

2. Содержание образования должно строиться строго на научной основе, соответствовать современному состоянию науки, включать только твердо устоявшиеся в научной области факты и теоретические положения; учебный материал должен способствовать развитию научного мышления.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

4. В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.

5. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

6. Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее среднее образование имеет своей целью овладение учащихся основами важнейших наук о природе и обществе, развитие у них мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.

Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я.Лернеру, В.В.Краевскому, М.Н.Скаткину.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Обучение – это социально обусловленный процесс, вызванный объективным требованием воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда следует социальная функция обучения, которая заключается в формировании личности, соответствующей социальному заказу. Как известно, «источником» и средством воспитания личности служит мировая культура, отражающая накопленный человечеством культурно-исторический опыт. Каково содержание человеческой культуры и опыта, которые способствуют становлению и развитию личности, а следовательно, определяют содержание образования? Какие факторы и требования влияют на содержание обучения и определяют его?

Требования к содержанию образования:

- соответствие содержания образования социальному заказу, образовательным стандартам,

- соответствие задачам эффективного развития личности обучающегося и формирования у него готовности к самостоятельной жизни и труду в мире «изменений»,

- обеспечение высокой научно-практической значимости учебного материала,

- учет состояния школьной практики и реальных возможностей конкретной школы,

Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Учение как вид деятельности осуществляется, если действия человека стимулируются и управляются собственной сознательной целью усвоить определенные знания и опыт. Учение – специфическая человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. При этом учение предъявляет требования к познавательным процессам личности (память, сообразительность, воображение, гибкость ума), волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т.д.), а также к общеучебным умениям, в том числе и аутодидактическим (т.е. учить самого себя).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

1) направленность на овладение учебным материалом и способами решения учебных задач;

2) в ходе учебной деятельности учащимися осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) процесс формирования общих способов действий предваряет решению задач;

Деятельность как фактор развития.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям:

1) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;

2) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.

2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.

Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:

- формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;

Психологические особенности детей и подростков.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.

– 3–4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя).

игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

– 5–6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами игры-соревнования), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей;

– развитие практического мышления, в частности посредством более сложных конструкторских игр;

– развитие способностей рисования, музыкальных способностей и умений понимать музыку, петь, танцевать, формирование творческого склада мышления;

Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использоваться для моделирования нововведений.

4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

5. Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).

6. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

7. Построение алгоритма внедрения нового в практику.

8. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.

9. Защита педагогической системы от псевдоноваторства.