1700-е годы – переломные в истории отечественной школы и пед.мысли. России пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц. – эк-ми фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников. Существенно переменился умственный настрой общества. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В начале 17 века в России появляются гос. школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра-1.Эти школы отличались практической направленностью, и в то же время были узкопрофессиональными. Они готовили таких людей, которые были востребованы в том обществе, т.е. они были социально значимы.
Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.
Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.
Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.
Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.
Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.
Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.
Во второй половине 19 – начале 20 века в Россию проникает новое течение в педагогике, в основу которого положено утверждение, что развитие ребенка не должно стесняться никакими ограничениями, что природа, заложив в ребенка определенные задатки и способности, противится их ограничению. (В европейских странах это течение появилось в 17 веке и было тесно связано с идеями Ж.Ж.Руссо, сторонниками естественного воспитания, развила итальянский педагог М.Мантессори. (1870 – 1952).
В России первым к проблеме свободного воспитания обратился Л.Н.Толстой (1828 – 1910). По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным пед. воздействиям, им присущи большие возможности для развития и воспитания. Однако в процессе воспитания совершенная природа ребенка калечится фальшивой культурой взрослых. Он критиковал существующую систему обучения и воспитания, когда процесс и содержание образования строились только по желанию взрослых. Учить, полагал Толстой, следует не насилием, потому что дети запоминают только то, что хотят. Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».
В России первым к проблеме свободного воспитания обратился Л.Н.Толстой (1828 – 1910). По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным пед. воздействиям, им присущи большие возможности для развития и воспитания. Однако в процессе воспитания совершенная природа ребенка калечится фальшивой культурой взрослых. Он критиковал существующую систему обучения и воспитания, когда процесс и содержание образования строились только по желанию взрослых. Учить, полагал Толстой, следует не насилием, потому что дети запоминают только то, что хотят. Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».
В середине 19 столетия в России широко распространились передовые идеи: идеи народности искусства, литературы, воспитания. Это был период большого общественного движения и важной составной частью его было мощное пед. движение. Острая критика воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, требование широкой сети народных школ – таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной интеллигенцией. Большое влияние на развитие социально-педагогической мысли оказали революционеры-демократы.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Литературный критик- публицист, философ.
Его называли «совестью русской интеллигенции».
Вслед за Радищевым Б. Развивал идеи революционно-демократической педагогики, один из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия, народности», считал возможным покончить с ней только ликвидировав крепостнический строй. Школьной муштре противопоставил идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола. Б. считал, что природе ребенка чужды злые наклонности, поэтому негодно воспитание, основанное на поучениях, наказаниях и наградах. Следует помнить, что создает человека природа, но формирует его общество, и здесь нужно основываться на принципе народности.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Литературный критик- публицист, философ.
Его называли «совестью русской интеллигенции».
Вслед за Радищевым Б. Развивал идеи революционно-демократической педагогики, один из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия, народности», считал возможным покончить с ней только ликвидировав крепостнический строй. Школьной муштре противопоставил идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола. Б. считал, что природе ребенка чужды злые наклонности, поэтому негодно воспитание, основанное на поучениях, наказаниях и наградах. Следует помнить, что создает человека природа, но формирует его общество, и здесь нужно основываться на принципе народности.
В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране были решены такие социально-педагогические задачи, как ликвидация неграмотности, беспризорничества, создана передовая по содержанию система образования, которая была доступна на бесплатной основе каждому члену общества, было введено всеобщее среднее образование. В стране существовала единая система социальной защиты населения от безработицы, произвола и насилия со стороны криминальных сил и т.д. Эти и другие достижения оказали позитивное влияние на развитие образования и культуру многих стран мира.
Но в то же время в советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.
Но на первом этапе истории советской школы (1917 – 1930), когда во главе школьного дела стояли такие видные политические деятели как Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) – первый нарком просвещения, возглавлял Наркомпросс до 29 года (Потом – полпред в Испании), Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939), которые, конечно же, занимались осуществлением большевистских реформ в школе, но они много сделали для реальной помощи в деле образования народа. Луначарский особо подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества ( Это большевистский лозунг).
Но в то же время в советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.
Но на первом этапе истории советской школы (1917 – 1930), когда во главе школьного дела стояли такие видные политические деятели как Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) – первый нарком просвещения, возглавлял Наркомпросс до 29 года (Потом – полпред в Испании), Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939), которые, конечно же, занимались осуществлением большевистских реформ в школе, но они много сделали для реальной помощи в деле образования народа. Луначарский особо подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества ( Это большевистский лозунг).
К концу 19 века шло обогащение педагогики специальными идеями, пересматривались ее взаимоотношения с социальной практикой, усилилось социальное видение воспитания, возрос интерес к проблемам социализации личности. Однако при этом социальные задачи воспитания понимались по-разному. педагогически – утопическое течение видело их в осуществлении общего прогресса общества. Другое течение, связанное с именами Д.Дьюи и Г.Кершенштейнера и получившее наибольшее распространение, было названо социально-адаптивным.
В условиях усиления динамизма соц. процессов в индустриальном обществе, перед воспитанием ставится задача интеграции индивидов в соц. среду. Школа должна готовить учащихся к успешному выполнению в будущем социальных ролей, помогать приспособиться к требованиям общества.
ДЖОН ДЬЮИ (1859 – 1952) – американский педагог, один из представителей и основоположников прагматизма.(«прагма» – дело, действие,греч). Прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире.Главные интересы Д. сосредоточены на социальных вопросах, в центре которых стоит человек и его практические проблемы. Концепция Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из понятия «опыт». В философии прагматизме истинным признается лишь то, что полезно. Цель теории воспитания Дьюи – формирование личностей, умеющих «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Дьюи критиковал школу США за отрыв от жизни и предложил реформу школьной системы, школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка
В условиях усиления динамизма соц. процессов в индустриальном обществе, перед воспитанием ставится задача интеграции индивидов в соц. среду. Школа должна готовить учащихся к успешному выполнению в будущем социальных ролей, помогать приспособиться к требованиям общества.
ДЖОН ДЬЮИ (1859 – 1952) – американский педагог, один из представителей и основоположников прагматизма.(«прагма» – дело, действие,греч). Прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире.Главные интересы Д. сосредоточены на социальных вопросах, в центре которых стоит человек и его практические проблемы. Концепция Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из понятия «опыт». В философии прагматизме истинным признается лишь то, что полезно. Цель теории воспитания Дьюи – формирование личностей, умеющих «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Дьюи критиковал школу США за отрыв от жизни и предложил реформу школьной системы, школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка
Социальная педагогика как наука возникла не на пустом месте. Опыт, идеи, принципы социальной педагогики, защита детства и социальное воспитание су-ществовали давно. Исследование жизни и быта древних славян показывает, что помощь убогому и сирому – одна из традиций нашего народа. Это не только христианская заповедь, а характерная черта нашего народа, возникшая задолго до появления христианства. Соблюдение долга перед землей русской, идеалы моральной чистоты, степенности и достоинства всегда были в основе духовного и семейного воспитания.
В памятнике славянской письменности (2 тыс. до н.э.) «В лесовой книге», мы находим наставления молодым юношам закаливать себя, быть стойким в сражении, так как славянам приходилось много сражаться, отражая бесконечные нападения врагов.
Путешественники, побывавшие на земле русской единодушно утверждали, что русские люди (славяне) очень гостеприимны, сострадательны и заботливы.
Состраданием и заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен и то-мившихся на чужбине, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров «О искуплении пленных», которыми устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков и отправлении их на родину. (Договор 911г. заключенный князем Олегом и договор 915 г. – князем Игорем).
Эти и другие исторические документы раскрывают доброту, человеколюбие, открытость славянской души, формирование которой происходило под влиянием особых географических и природных факторов. среди которых следует отметить бескрайность равнинных, степных и лесостепных просторов, сравнительно умеренный климат.
В памятнике славянской письменности (2 тыс. до н.э.) «В лесовой книге», мы находим наставления молодым юношам закаливать себя, быть стойким в сражении, так как славянам приходилось много сражаться, отражая бесконечные нападения врагов.
Путешественники, побывавшие на земле русской единодушно утверждали, что русские люди (славяне) очень гостеприимны, сострадательны и заботливы.
Состраданием и заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен и то-мившихся на чужбине, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров «О искуплении пленных», которыми устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков и отправлении их на родину. (Договор 911г. заключенный князем Олегом и договор 915 г. – князем Игорем).
Эти и другие исторические документы раскрывают доброту, человеколюбие, открытость славянской души, формирование которой происходило под влиянием особых географических и природных факторов. среди которых следует отметить бескрайность равнинных, степных и лесостепных просторов, сравнительно умеренный климат.
Социальная помощь и социальное воспитание в первобытном обществе.
Существует объективная обусловленность социальной помощи в человече-ском обществе. Это продиктовано реальной потребностью социального разви-тия.Отдельные проявления такой помощи можно встретить в животном мире (помощь старших младшим, здоровых – больным – киты, слоны), что обусловлено заботой о продолжении рода. У человека забота о ребенке закономерна. Хотя инстинкт материнства – это и биологический, врожденный инстинкт. Но человеческое общество всегда имело социальный характер. Что обусловливает социальный характер помощи – помощь младшему, слабому, попавшему в беду, уход за больными. В животном мире помощь больным существует редко, они отторгаются (цыплята, волки). Хотя известна практика убийств неполноценных детей (Спарта, Крайний Север), стариков.
На ранних этапах развития человеческого общества только коллектив обеспечивал выживание общества (убить крупное животное трудно), т.о. его появление объективно обусловлено. В свою очередь развитие коллектива способствовало более активному развитию человека., а также более тесным и разнообразным социальным связям внутри его. Коллективная деятельность регулируется особыми социальными механизмами, не т. биологическими (охота у волков). У человека охота обставлена особенными ритуалами (перед охотой – поразить стрелой наскальный рисунок – психологический настрой (сейчас – перед лечением зуба, трудным экзаменом). Такой же смысл имели воинственные танцы перед нападением на неприятеля – это в какой-то мере социальная регуляция (не все люди в одинаковой мере агрессивны и храбры и чтобы вдохнуть смелость, они изобрели подобные меры.
Кроме того, человек боится одиночества (библиотеки), а коллектив – это средство от одиночества.
Только коллектив обеспечивает нормальную социализацию, вхождение человека в общество, принятие его правил и законов.
Человека из мира животных выделил труд, но выполнять какую-то опреде-ленную работу выгоднее в коллективе, на основе кооперации. Результаты трудовой деятельности в коллективе выше.
Существует объективная обусловленность социальной помощи в человече-ском обществе. Это продиктовано реальной потребностью социального разви-тия.Отдельные проявления такой помощи можно встретить в животном мире (помощь старших младшим, здоровых – больным – киты, слоны), что обусловлено заботой о продолжении рода. У человека забота о ребенке закономерна. Хотя инстинкт материнства – это и биологический, врожденный инстинкт. Но человеческое общество всегда имело социальный характер. Что обусловливает социальный характер помощи – помощь младшему, слабому, попавшему в беду, уход за больными. В животном мире помощь больным существует редко, они отторгаются (цыплята, волки). Хотя известна практика убийств неполноценных детей (Спарта, Крайний Север), стариков.
На ранних этапах развития человеческого общества только коллектив обеспечивал выживание общества (убить крупное животное трудно), т.о. его появление объективно обусловлено. В свою очередь развитие коллектива способствовало более активному развитию человека., а также более тесным и разнообразным социальным связям внутри его. Коллективная деятельность регулируется особыми социальными механизмами, не т. биологическими (охота у волков). У человека охота обставлена особенными ритуалами (перед охотой – поразить стрелой наскальный рисунок – психологический настрой (сейчас – перед лечением зуба, трудным экзаменом). Такой же смысл имели воинственные танцы перед нападением на неприятеля – это в какой-то мере социальная регуляция (не все люди в одинаковой мере агрессивны и храбры и чтобы вдохнуть смелость, они изобрели подобные меры.
Кроме того, человек боится одиночества (библиотеки), а коллектив – это средство от одиночества.
Только коллектив обеспечивает нормальную социализацию, вхождение человека в общество, принятие его правил и законов.
Человека из мира животных выделил труд, но выполнять какую-то опреде-ленную работу выгоднее в коллективе, на основе кооперации. Результаты трудовой деятельности в коллективе выше.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США
Система социальной работы в США начинается с Джейн Адамс, которая, начиная с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Сейчас к социальным работникам за помощью обращаются люди разного возраста, представители всех рас, религий, бездомные, безработные и т.д.
Одним из важных направлений работы является социальная работа с семьей. Она осуществляется социальным работником, получившим специализацию в этой области. Выделяют два основных направления: работа в домашних условиям и работа вне дома. Работа в домашних условиях включает следующие виды услуг:
- финансовая помощь;
- социальная защита; (детей, с которыми плохо или жестоко обращаются, защита от непосильного труда)
- семейная терапия; (для того, чтобы оставить ребенка дома
- дневной уход;(если мать работает, во многих штатах субсидируется государством)
- услуги, связанные с ведением домашнего хозяйства.( если какой-то член семьи болен, слишком стар или эмоционально нестабилен для ведения хозяйства).
Если в семье нет условий для проживания ребенка, ему оказывают услуги вне дома. Перечень этих услуг включает следующее:
- передача ребенка на воспитание; (после передачи ребенка на воспитание, социальные работники продолжают наблюдать за семьей)биологические родители имеют право на общение с ребенком, их готовят к возвращению ребенка.
Система социальной работы в США начинается с Джейн Адамс, которая, начиная с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Сейчас к социальным работникам за помощью обращаются люди разного возраста, представители всех рас, религий, бездомные, безработные и т.д.
Одним из важных направлений работы является социальная работа с семьей. Она осуществляется социальным работником, получившим специализацию в этой области. Выделяют два основных направления: работа в домашних условиям и работа вне дома. Работа в домашних условиях включает следующие виды услуг:
- финансовая помощь;
- социальная защита; (детей, с которыми плохо или жестоко обращаются, защита от непосильного труда)
- семейная терапия; (для того, чтобы оставить ребенка дома
- дневной уход;(если мать работает, во многих штатах субсидируется государством)
- услуги, связанные с ведением домашнего хозяйства.( если какой-то член семьи болен, слишком стар или эмоционально нестабилен для ведения хозяйства).
Если в семье нет условий для проживания ребенка, ему оказывают услуги вне дома. Перечень этих услуг включает следующее:
- передача ребенка на воспитание; (после передачи ребенка на воспитание, социальные работники продолжают наблюдать за семьей)биологические родители имеют право на общение с ребенком, их готовят к возвращению ребенка.
Вторая половина 19, начало 20 века характеризуется активным развитием капиталистических отношений во многих странах и бурным развитием науки и техники, а также искусства и культуры. Резко изменяются условия жизни тысяч людей – идет миграция сельского населения в города, осваиваются новые территории и
В конце 19, начале 20 века в мировой школе и педагогике происходили существенные изменения. Этому способствовали многие важные факторы: рост требований к объему знаний, умений, навыков, новые исследования о природе детства ( В частности, данные психологии), практический опыт ряда учебных заведений, появление международных пед. организаций. Таких как Лига Нового воспитания, Международного Бюро Просвещения.
Система образования подвергалась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствующая уровню производства, науки и культуры, не отвечающая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовки к жизни. В обществе появляется уверенность в том, что школа в том виде, в котором она существует не может проводить в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать.
В педагогике появляется новое течение, которое получило название «новое воспитание», отражающее потребность общества в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. Это течение объединяло многих педагогов, выступающих с требованиями радикальных изменений содержания образования и методов воспитания и обучения.
В конце 19, начале 20 века в мировой школе и педагогике происходили существенные изменения. Этому способствовали многие важные факторы: рост требований к объему знаний, умений, навыков, новые исследования о природе детства ( В частности, данные психологии), практический опыт ряда учебных заведений, появление международных пед. организаций. Таких как Лига Нового воспитания, Международного Бюро Просвещения.
Система образования подвергалась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствующая уровню производства, науки и культуры, не отвечающая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовки к жизни. В обществе появляется уверенность в том, что школа в том виде, в котором она существует не может проводить в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать.
В педагогике появляется новое течение, которое получило название «новое воспитание», отражающее потребность общества в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. Это течение объединяло многих педагогов, выступающих с требованиями радикальных изменений содержания образования и методов воспитания и обучения.
Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Система образования и воспитания носила четко сословно-идеологический характер. Но уже в конце средневековья и в период Возрождения начинает утверждаться идеология гуманизма и освобождения человека от сословных зависимостей. Это эпоха перехода от религиозного характера и содержания образования и воспитания к светскому образу мыслей. Человек все больше начинает рассчитывать на собственные силы и постепенно понимает, что не Бог делает его счастливым, а он сам.
Представителей нового мировоззрения не устраивала закрепощенность человеческого духа, его личной инициативы, так как личная несвобода человека не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть вновь зарождающейся системы.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапам в развитии социальной мысли. В этот период появляются новые изыскания, направленные на изучение различных сторон общества, которые безусловно можно отнести к области социальных наук. Центром всех исследований становится человек с его проблемами. Принцип гуманистического подхода к решению этих проблем становится главным. Вера в доброе начало в человеке был присущ научному мировоззрению этого периода.
Создавая новое, гуманисты обращались в прошлое, в античную культуру. Но культура Возрождения не является возвращением в прошлое. По своей сути она есть синтез античных и христианских идеалов. Также, много было взято о рыцарского воспитания, когда стремились к физическому совершенству человек,. отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты старались формировать общественно-полезную личность. В результате появилась педагогическая триада Возрождения: классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание. все это базировалось на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях – предвестниках нового общества. В классическом наследии они стремились черпать то, что было утеряно – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Таким образом, идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
Представителей нового мировоззрения не устраивала закрепощенность человеческого духа, его личной инициативы, так как личная несвобода человека не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть вновь зарождающейся системы.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапам в развитии социальной мысли. В этот период появляются новые изыскания, направленные на изучение различных сторон общества, которые безусловно можно отнести к области социальных наук. Центром всех исследований становится человек с его проблемами. Принцип гуманистического подхода к решению этих проблем становится главным. Вера в доброе начало в человеке был присущ научному мировоззрению этого периода.
Создавая новое, гуманисты обращались в прошлое, в античную культуру. Но культура Возрождения не является возвращением в прошлое. По своей сути она есть синтез античных и христианских идеалов. Также, много было взято о рыцарского воспитания, когда стремились к физическому совершенству человек,. отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты старались формировать общественно-полезную личность. В результате появилась педагогическая триада Возрождения: классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание. все это базировалось на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях – предвестниках нового общества. В классическом наследии они стремились черпать то, что было утеряно – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Таким образом, идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
Родился будущий ученый 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора политической экономии Когда Владимиру было всего пять лет, семья перебралась на родную для отца и матери Украину. Петербургская классическая гимназия, где с 3-го класса учился Владимир Вернадский, была одной из лучших в России. Здесь на высоком уровне преподавались иностранные языки, история и философии. Сам же Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков: он мог читать необходимую ему литературу на пятнадцати (!) языках. В одной из анкет он написал: "Владею всеми славянскими, романскими и германскими языками".
Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Под влиянием Д. Менделеева интерес Вернадского вскоре сосредоточился на проблемах Земли и космоса.
В самые первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры. " В марте 1921 года он был арестован ЧК, но вскоре освобожден благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. Семашко - ученика Вернадского по Московскому университету.
В годы войны Вернадский вместе с группой ученых был эвакуирован в поселок Боровое (Казахстан). В эвакуации он пережил большое горе. В 1943 году умерла жена, друг и помощник в работе, Наталья Егоровна, с которой он прожил 56 лет. Ученый ненамного пережил свою верную спутницу жизни.
Истоки учения В.И. Вернадского
Мировоззрение В.И. Вернадского сложилось в контексте исторического развертывания человеческой мысли, в том числе в общем животворном потоке русской философской мысли.
Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Под влиянием Д. Менделеева интерес Вернадского вскоре сосредоточился на проблемах Земли и космоса.
В самые первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры. " В марте 1921 года он был арестован ЧК, но вскоре освобожден благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. Семашко - ученика Вернадского по Московскому университету.
В годы войны Вернадский вместе с группой ученых был эвакуирован в поселок Боровое (Казахстан). В эвакуации он пережил большое горе. В 1943 году умерла жена, друг и помощник в работе, Наталья Егоровна, с которой он прожил 56 лет. Ученый ненамного пережил свою верную спутницу жизни.
Истоки учения В.И. Вернадского
Мировоззрение В.И. Вернадского сложилось в контексте исторического развертывания человеческой мысли, в том числе в общем животворном потоке русской философской мысли.
Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса. Ребенок, представляя собой личность, требует особых индивидуальных способов общения и форм. Современный педагог обязан постоянно искать новые формы работы с детьми, повышать свой профессиональный уровень.
Воспитательные функции:
1.создание педагогических условий для успешного воспитания детей.
2.обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей
3.осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (основная функция педагога дошкольного воспитания)
4.участие в педагогическом просвещении родителей
5.резюмирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ
6.самообразование (чтение педагогической литературы, учеба, участие в конкурсах, конференциях…).
Профессиональная деятельность педагога ДОУ разнообразна по своему содержанию, поэтому ее условно делят на ряд направлений. Анализируя деятельность педагога ДОУ, определяют профессиограмму.
Професиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу общекультурных и специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков.
Воспитательные функции:
1.создание педагогических условий для успешного воспитания детей.
2.обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей
3.осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (основная функция педагога дошкольного воспитания)
4.участие в педагогическом просвещении родителей
5.резюмирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ
6.самообразование (чтение педагогической литературы, учеба, участие в конкурсах, конференциях…).
Профессиональная деятельность педагога ДОУ разнообразна по своему содержанию, поэтому ее условно делят на ряд направлений. Анализируя деятельность педагога ДОУ, определяют профессиограмму.
Професиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу общекультурных и специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков.