Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Система образования и воспитания носила четко сословно-идеологический характер. Но уже в конце средневековья и в период Возрождения начинает утверждаться идеология гуманизма и освобождения человека от сословных зависимостей. Это эпоха перехода от религиозного характера и содержания образования и воспитания к светскому образу мыслей. Человек все больше начинает рассчитывать на собственные силы и постепенно понимает, что не Бог делает его счастливым, а он сам.
Представителей нового мировоззрения не устраивала закрепощенность человеческого духа, его личной инициативы, так как личная несвобода человека не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть вновь зарождающейся системы.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапам в развитии социальной мысли. В этот период появляются новые изыскания, направленные на изучение различных сторон общества, которые безусловно можно отнести к области социальных наук. Центром всех исследований становится человек с его проблемами. Принцип гуманистического подхода к решению этих проблем становится главным. Вера в доброе начало в человеке был присущ научному мировоззрению этого периода.
Создавая новое, гуманисты обращались в прошлое, в античную культуру. Но культура Возрождения не является возвращением в прошлое. По своей сути она есть синтез античных и христианских идеалов. Также, много было взято о рыцарского воспитания, когда стремились к физическому совершенству человек,. отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты старались формировать общественно-полезную личность. В результате появилась педагогическая триада Возрождения: классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание. все это базировалось на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях – предвестниках нового общества. В классическом наследии они стремились черпать то, что было утеряно – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Таким образом, идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
У истоков этой философской позиции стоял нидерландский философ – гу-манист ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (146? – 1536).
Он стал одним из лидеров общеевропейского гуманистического движе-ния.(Он учился и жил в разных странах Европы – Франции, Англии, Швейца-рии, Германии).
Все гуманисты считали равенство одним из главных принципов воспитания и образования, поэтому они отстаивали всеобщее образование, Э.Р. защищал право женщин на образование. Это было большим шагом вперед. Он считал, что программа женского и мужского образования должны быть одинаковы, но вместе с тем. Женщинам лучше давать языковое образование и в очень малом объеме естественно-научные знания.
Как и все гуманисты, он был сторонник мягкой дисциплины в школе, он отрицал насилие над личностью в любой форме. Э.Р. не видел никакой пед.пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников. «Не следует приучать ребенка к ударам. Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух – к упрекам».
Он требовал, чтобы учение было приятным для ученика, основывалась на его интересах и развивало самостоятельность. Э.Р. выдвинул принцип активности воспитанника –«врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд».
В сатирическом произведении « Похвала глупости» он высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества: невежество, тщеславие, лицемерие, национальную рознь. Э.Р. был против религиозного фанатизма и склонялся к свободе вероисповедания.
В своем основном пед. труде «О первоначальном воспитании детей», он подчеркивал необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке пед. идеалов. Осуждал грубых и жестоких учителей: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа»
Эразм Р. писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. «Воспитание начинается с колыбели».
Своим учением он подрывал основы церковной догмы. От идеи свободной веры он шел к свободе мысли и воли, что было враждебно самому авторитарному духу Средневековья.
Многие педагоги того времени не только теоретически, но и практически пытались претворить идеи в жизнь, так. итальянский гуманист ВИТТОРИНО ДЕ – ФЕЛЬТРЕ (1378 – 1446) создал в 1424 году школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от средневековых школ в ней было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию детей. Из школы были изгнаны телесные наказания, процветавшие в эпоху Средневековья. Порядок и дисциплина поддерживались с помощью надзора и личного примера воспитателей, путем пробуждения в детях чувства чести, собственного достоинства. Большое значение придавалось религиозному воспитанию. Характерной чертой этой школы, организованной в духе идей гуманизма, было стремление сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако Витторино считал, что важнее всего жить нравственно правильно, чем уметь хорошо писать и читать, и что дурной человек никогда не станет настоящим ученым.
Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из важнейших представителей пед. мысли во Франции эпохи Возрождения был писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494 – 1553). Он родился в семье юриста и землевладельца. Был монахом-францисканского монастыря, в 1527 году покинул монастырские стены и получил мед.образование и вел жизнь странствующего гуманиста, лектора, врача. Рабле получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Он выпустил 4 книги этого романа и каждая из частей романа подвергалась запрету за откровенное и дерзкое свободомыслие, автору приходилось скрываться от преследователей за границей.В своем романе он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом дня, многосторонним образованием, развитием самостоятельности, мышления, творчества и активности. Он показал, как надо воспитывать «свободного и благонравного человека». Социальную основу педагогики Рабле составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру. Он полагал, что гуманистические идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через организованную систему воспитания. Рабле ставил задачу соединения образования и нравственного воспитания. Он поддерживал идею гармоничного развития детей.
Он выступил провозвестником нового, гуманистического воспитания, за-щитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения.
Гуманисты эпохи В. заложили основы качественно новой системы воспитания и образования. Они выдвинули на первое место культ человека, и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Старое и новое, подчас, причудливо переплетались, образуя нередко совершенно оригинальный сплав.
Так, например, в 16 веке идеи позднего В. соприкоснулись с идеями социализма. ТОМАС МОР и ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА, один в начале, другой в конце века, отталкиваясь от гуманистических взглядов своих предшественников, обосновали идею утопического социализма, в котором принципы гуманизма, свобода и равенство личности стали основой нового общественного устройства.
Родоначальник утопического социализма англичанин Томас Мор (1478 – 1535) в своем произведении «Утопия» подверг критике несправедливый соци-альный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй на фантастиче-ском острове Утопия. ( в переводе с греческого «у – нет, топос – место» «место, которого нет»). Он много идей позаимствовал из учений античных философов, основательно изучив их труды, выучив специально для этого греческий язык. Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения - в том, что он ищет путь к совершенному обществу в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства, братства. Он пытался найти способ сочетания личных интересов с общественным благом. Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. « Детей следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности».
Все беды английского общества Мор связывал с частной собственностью. Поэтому и излечение от социальных болезней он видел в замене частной соб-ственности общественной. Если Аристотель сохранял имущественные интересы семьи, т.е. частную собственность, то Тома Мор попытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, так как в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл.
На острове Утопия не существует частной собственности, всем детям дается равное образование, большое значение придается физическому воспитанию, подготовке к трудовой деятельности. Т.Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Особое внимание Мор уделял проблеме женского образования. Цель социальных учреждений в таком обществе заключалась в том, что каждый мог развивать «свои духовные силы», заниматься «изучением наук и искусств».
(Он занимал высокий пост лорд-канцлера, но был казнен по обвинению в противодействии введению в Англии англиканской церкви и в измене королю).
Итальянский гуманист ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568 – 1639), поддерживал идеи Томаса Мора.И в своем произведении «город Солнца» (1623) изобразил еще одно идеальное государство. Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе и «Город Солнца».
Он также придавал огромное значение организации обучения юных граждан. Воспитание детей носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государства. Он считал, что воспитание должно быть организовано так, чтобы дети смогли развить все свои силы и способности. Юные солярии свободны от таких пороков как лень, хвастовство, хитрость, воровство, плутовство. Здесь поощряются занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Глава государства – наиболее образованный гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им дается разностороннее образование, как умственное, так и физическое. Их также обучают ремеслам. Обучение предполагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы «превосходнейшей живописью, отражающей все науки. Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем. Широко применяется соревновательный принцип. К. подчеркивал обязательность участия детей в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работая вместе со взрослыми».
Представителей нового мировоззрения не устраивала закрепощенность человеческого духа, его личной инициативы, так как личная несвобода человека не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть вновь зарождающейся системы.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапам в развитии социальной мысли. В этот период появляются новые изыскания, направленные на изучение различных сторон общества, которые безусловно можно отнести к области социальных наук. Центром всех исследований становится человек с его проблемами. Принцип гуманистического подхода к решению этих проблем становится главным. Вера в доброе начало в человеке был присущ научному мировоззрению этого периода.
Создавая новое, гуманисты обращались в прошлое, в античную культуру. Но культура Возрождения не является возвращением в прошлое. По своей сути она есть синтез античных и христианских идеалов. Также, много было взято о рыцарского воспитания, когда стремились к физическому совершенству человек,. отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты старались формировать общественно-полезную личность. В результате появилась педагогическая триада Возрождения: классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание. все это базировалось на трех основных слагаемых: античности, средневековье и идеях – предвестниках нового общества. В классическом наследии они стремились черпать то, что было утеряно – традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Таким образом, идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
У истоков этой философской позиции стоял нидерландский философ – гу-манист ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (146? – 1536).
Он стал одним из лидеров общеевропейского гуманистического движе-ния.(Он учился и жил в разных странах Европы – Франции, Англии, Швейца-рии, Германии).
Все гуманисты считали равенство одним из главных принципов воспитания и образования, поэтому они отстаивали всеобщее образование, Э.Р. защищал право женщин на образование. Это было большим шагом вперед. Он считал, что программа женского и мужского образования должны быть одинаковы, но вместе с тем. Женщинам лучше давать языковое образование и в очень малом объеме естественно-научные знания.
Как и все гуманисты, он был сторонник мягкой дисциплины в школе, он отрицал насилие над личностью в любой форме. Э.Р. не видел никакой пед.пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников. «Не следует приучать ребенка к ударам. Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух – к упрекам».
Он требовал, чтобы учение было приятным для ученика, основывалась на его интересах и развивало самостоятельность. Э.Р. выдвинул принцип активности воспитанника –«врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд».
В сатирическом произведении « Похвала глупости» он высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества: невежество, тщеславие, лицемерие, национальную рознь. Э.Р. был против религиозного фанатизма и склонялся к свободе вероисповедания.
В своем основном пед. труде «О первоначальном воспитании детей», он подчеркивал необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке пед. идеалов. Осуждал грубых и жестоких учителей: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа»
Эразм Р. писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. «Воспитание начинается с колыбели».
Своим учением он подрывал основы церковной догмы. От идеи свободной веры он шел к свободе мысли и воли, что было враждебно самому авторитарному духу Средневековья.
Многие педагоги того времени не только теоретически, но и практически пытались претворить идеи в жизнь, так. итальянский гуманист ВИТТОРИНО ДЕ – ФЕЛЬТРЕ (1378 – 1446) создал в 1424 году школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от средневековых школ в ней было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию детей. Из школы были изгнаны телесные наказания, процветавшие в эпоху Средневековья. Порядок и дисциплина поддерживались с помощью надзора и личного примера воспитателей, путем пробуждения в детях чувства чести, собственного достоинства. Большое значение придавалось религиозному воспитанию. Характерной чертой этой школы, организованной в духе идей гуманизма, было стремление сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако Витторино считал, что важнее всего жить нравственно правильно, чем уметь хорошо писать и читать, и что дурной человек никогда не станет настоящим ученым.
Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из важнейших представителей пед. мысли во Франции эпохи Возрождения был писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494 – 1553). Он родился в семье юриста и землевладельца. Был монахом-францисканского монастыря, в 1527 году покинул монастырские стены и получил мед.образование и вел жизнь странствующего гуманиста, лектора, врача. Рабле получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Он выпустил 4 книги этого романа и каждая из частей романа подвергалась запрету за откровенное и дерзкое свободомыслие, автору приходилось скрываться от преследователей за границей.В своем романе он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом дня, многосторонним образованием, развитием самостоятельности, мышления, творчества и активности. Он показал, как надо воспитывать «свободного и благонравного человека». Социальную основу педагогики Рабле составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру. Он полагал, что гуманистические идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через организованную систему воспитания. Рабле ставил задачу соединения образования и нравственного воспитания. Он поддерживал идею гармоничного развития детей.
Он выступил провозвестником нового, гуманистического воспитания, за-щитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения.
Гуманисты эпохи В. заложили основы качественно новой системы воспитания и образования. Они выдвинули на первое место культ человека, и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Старое и новое, подчас, причудливо переплетались, образуя нередко совершенно оригинальный сплав.
Так, например, в 16 веке идеи позднего В. соприкоснулись с идеями социализма. ТОМАС МОР и ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА, один в начале, другой в конце века, отталкиваясь от гуманистических взглядов своих предшественников, обосновали идею утопического социализма, в котором принципы гуманизма, свобода и равенство личности стали основой нового общественного устройства.
Родоначальник утопического социализма англичанин Томас Мор (1478 – 1535) в своем произведении «Утопия» подверг критике несправедливый соци-альный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй на фантастиче-ском острове Утопия. ( в переводе с греческого «у – нет, топос – место» «место, которого нет»). Он много идей позаимствовал из учений античных философов, основательно изучив их труды, выучив специально для этого греческий язык. Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения - в том, что он ищет путь к совершенному обществу в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства, братства. Он пытался найти способ сочетания личных интересов с общественным благом. Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. « Детей следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности».
Все беды английского общества Мор связывал с частной собственностью. Поэтому и излечение от социальных болезней он видел в замене частной соб-ственности общественной. Если Аристотель сохранял имущественные интересы семьи, т.е. частную собственность, то Тома Мор попытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, так как в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл.
На острове Утопия не существует частной собственности, всем детям дается равное образование, большое значение придается физическому воспитанию, подготовке к трудовой деятельности. Т.Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. Особое внимание Мор уделял проблеме женского образования. Цель социальных учреждений в таком обществе заключалась в том, что каждый мог развивать «свои духовные силы», заниматься «изучением наук и искусств».
(Он занимал высокий пост лорд-канцлера, но был казнен по обвинению в противодействии введению в Англии англиканской церкви и в измене королю).
Итальянский гуманист ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568 – 1639), поддерживал идеи Томаса Мора.И в своем произведении «город Солнца» (1623) изобразил еще одно идеальное государство. Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе и «Город Солнца».
Он также придавал огромное значение организации обучения юных граждан. Воспитание детей носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государства. Он считал, что воспитание должно быть организовано так, чтобы дети смогли развить все свои силы и способности. Юные солярии свободны от таких пороков как лень, хвастовство, хитрость, воровство, плутовство. Здесь поощряются занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Глава государства – наиболее образованный гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им дается разностороннее образование, как умственное, так и физическое. Их также обучают ремеслам. Обучение предполагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы «превосходнейшей живописью, отражающей все науки. Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем. Широко применяется соревновательный принцип. К. подчеркивал обязательность участия детей в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работая вместе со взрослыми».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи