РАЗВИТИЕ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГИКОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
В советский период педагогическая деятельность принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране были решены такие социально-педагогические задачи, как ликвидация неграмотности, беспризорничества, создана передовая по содержанию система образования, которая была доступна на бесплатной основе каждому члену общества, было введено всеобщее среднее образование. В стране существовала единая система социальной защиты населения от безработицы, произвола и насилия со стороны криминальных сил и т.д. Эти и другие достижения оказали позитивное влияние на развитие образования и культуру многих стран мира.

Но в то же время в советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

Но на первом этапе истории советской школы (1917 – 1930), когда во главе школьного дела стояли такие видные политические деятели как Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) – первый нарком просвещения, возглавлял Наркомпросс до 29 года (Потом – полпред в Испании), Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939), которые, конечно же, занимались осуществлением большевистских реформ в школе, но они много сделали для реальной помощи в деле образования народа. Луначарский особо подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества ( Это большевистский лозунг). Но сами школы были достаточно самостоятельны: в 20-х годах Наркомпросс предоставлял право пед. коллективам самим отбирать учебный материал в зависимости от экономических и социальных потребностей региона. В школах вводилось самоуправление, школы должны быть тесно связаны с социальной средой: создавались разнообразные советы содействия школе, например, Всероссийское общество «Друг детей» (возникло в 1924 году, до 1930 года, занималось в основном борьбой с беспризорностью. Инициатор – Крупская. В 1935 году общество насчитывало 1,8,млн. человек, имело ячейки в жилищных товариществах, на предприятиях, в колхозах, издавался журнал «Друг детей». В 1935 году прекратило существование. После разгрома педологии (1936г) были прекращены все исследования в области социальной педагогики и социального воспитания.

Начиная с 1917 года, школа и учителя были инструментом влияния большевиков на положение в стране.

Крупская (1869 – 1939) много сделала для развития нового советского образования. Она выступала за бесплатное, обязательное, общее, политехническое образование. Среди педагогов того времени шел спор о том каким должно быть образование – монотехническое или политехническое? Политехническое образование предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства. Цель такой школы – подготовка не узких специалистов, а людей, способных ко всякому рода труду. Такое образование выступает как фундамент последующей профессиональной подготовки и предполагает формирование общих трудовых качеств личности, изучение накопленных человечеством знаний в области техники и технологий, развитие у школьников важнейших общетрудовых навыков и умений. Однако на практике осуществление политехнического обучения в первые годы советской власти встретило большие трудности: отсутствовала материальная база, не было подготовленных учителей.

Поэтому сторонники монотехнизма считали, что немедленная и полная реализация общего и политехнического образования всех детей до 17 лет и перенос начала профессиональной подготовки молодежи с 17 лет в период войны и разрухи, а затем перехода к НЭПу нереальны, они расценивали это как «забегание вперед в теории и практике». Они предлагали иную концепцию образования, основанную на примате профессионального образования над общим. Они требовали переноса центра тяжести в содержании образования в сторону усиления профессиональной подготовки. Образовательную школу, не связанную с производительным трудом и не дающая какой-либо специальности, рассматривалось ими как «буржуазный предрассудок».

Полемика по поводу монотехнизма и политехнизма вышла за пределы «чистой» педагогики и приобрела политический характер, отразив различные взгляды на цели и задачи воспитания, на тип личности, нужный социалистическому государству.

Одним из основоположников педагогики профессионального образования был ГАСТЕВ АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ(1882 – 1941) (пролетарский поэт, рабочий- металлург). Он стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. Им создан Центральный институт труда (ЦИТ). В основе его педагогики идея «социального инженеризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе, социальном и трудовом экспериментировании. Он выступал против неоправданной идеологизации воспитания, за общечеловеческий тип трудовой личности.

Он выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идею обучения специальному машинами. Заменив педагогов обучающими машинами, он хотел воспитать новое поколение людей, любящих технику, активных, творчески развитых, владеющих культурой производства, движения, тела и т.п. В противовес школьной классической педагогики, Гастев хотел создать новую индустриальную педагогику, направленную на воспитание профессионально устремленной личности, разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой трудовой культуры и производственного поведения. Трудовому типу личности должны быть присущи следующие качества: наблюдательность, изобретательность, воля, двигательная культура, владение режимом (времени, жизни, труда), искусство отдыха и восстановления сил, умения и культура организатора, политехнизм. Свою концепцию Гастев называл «педагогикой тренировки». Идея машинизации завершилась построением в ЦИТе конструкции «социально-инженерной машины», где ученика должны были обучать «не окриками и указаниями инструктора, а железными и деревянными деталями машины». Ученик в ней был закреплен как объект обучения, как элемент самой машины.

В его взглядах преобладали технократические тенденции, пролеткультовские увлечения «машинной эстетикой», недооценка социальных последствий «машинизации» воспитания личности и считал общее образование в ФЗУ – ненужной данью гуманитарности, его методика легла в основу ускоренных форм подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ (1884 – 1941) – выдающийся педагог и психолог. Его часто называют «советским Песталоцции». В начале 20-х годов Блонский был одним из лидеров создания новой школы и педагогики, сотрудничал с Крупской в Государственном ученом совете, принимает активное участие в создании новых программ. Активно работал по обновлению педагогики. Написал более 100 работ, его статьи по дошкольному воспитанию, философии, истории педагогики и психологии отвечают на многие вопросы современного образования. Например, его исследование особенностей развития личности ребенка, причин отклонений в его поведении, отношений между детьми, мальчиками и девочками, трудными и благополучными детьми Активно поддерживал новое направление в педагогике – педологию. Был сторонником политехнического образования. Он считал, что школа должна создавать не человека-автомата, а человека-творца. Труд должен быть на пользу всего общества, т.е. труд должен быть социальным. Новая школа – школа человечности, главный принцип которой - не внушение, как было в старой школе, а самовоспитание.

Он сформулировал основополагающие пед. идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка ( умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).Исследования Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка.

ШУЛЬГИН ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (1894 в Рязани – 1965)его называют «антигероем отечественной педагогики» (в 1918 г был заместителем рязанского губернского комиссара просвещения) – мечтал о новом человеке в новом обществе и педагогике нового типа – педагогике социального воспитания. Тогда ее называли «педагогикой среды». По его мнению, школа должна»врасти в жизнь, внедряться в среду, влиять на нее и изменять ее». Педагогика становилась наукой, организующей всю социальную среду для формирования человека нового типа. Он выделял три главных задачи в педагогике:

- во-первых, изучение среды;

- во-вторых, обучение и воспитание человека, который сможет изменить среду;

- в-третьих, школа должна стать центром преобразования среды, это означает, она должна влиять на родителей и на жителей села, города.

Он являлся автором теории отмирания школы, разрабатывал концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистического строя, причем школу, как центр социального воспитания, он отвергал, предлагая взамен закрытые спец. учреждения. Он попытался соединить концепцию Дж. Дьюи с марксистскими принципами воспитания и образования и создать модель нового общеобразовательного института, противостоящее «школе учебы». Школа – д.б. цех предприятия, отделение колхоза и.т.д. Каждый рабочий и колхозник воспитывал бы своих детей в процессе производительного труда. Учителей было бы минимум. Обучение производилось бы с помощью метода проектов – Производственный проект - «Проведение электричества в школу», культурный проект – « Организация чтения газет в общежитии рабочих». Проекты вели к снижению образовательного уровня, но положительным было его исследование влияния социальной среды на ребенка. Эти идеи были осуждены как «глупая антиленинская идея отмирания школы» (1931).

В концепции Шульгина воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология – над образованием, принципы классовости и партийности - над общечеловеческими ценностями, социальное воспитание – над школьным, политехническое воспитание – над общим. Такая точка зрения приводила к недооценке роли образования в развитии личности, к трансформации сущности школы как образовательного учреждения в один из институтов социализации. Но Шульгин исследовал важнейшую проблему – целостное рассмотрение взаимоотношений школы и среды в их органическом единстве. Под его руководством впервые были проведены массовые исследования влияния социальной среды на педагогический процесс.

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888-1939). Пед. наследие Макаренко широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. 1988 – год 100-летия по решению ЮНЕСКО был назван годом Макаренко, т.е.опыт Макаренко признан в мировом масштабе.

Пед. наследие Макаренко опередило свое время, оно особенно значимо сегодня. Его опыт и пед. статьи – это теория и практика социальной педагогики. Его концепция социального воспитания была основана на формирование личности в новых социальных условиях.

Макаренко в 1920 –1928 годах возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников и позднее трудовую колонию им. Дзержинского. Педагогу удалось найти сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников.»Воспитание личности в коллективе и через коллектив – главная задача воспитательной работы», Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими он считал систему перспективных линий и принцип параллельного воздействия, Воспитание в коллективе он соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Трудовое воспитание – по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. В колонии работа воспитанников была не игра, а реальный труд, приносящий реальную пользу.

«В краткой форме сущность моего пед опыта можно сформулировать так: Как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему» Макаренко подчеркивал решающее влияние соц. среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности.

Макаренко разрабатывал вопросы семейного воспитания. Он считал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами.. со своими функциями и обязанностями. Особенно большое влияние на личность ребенка оказывает личный пример родителей.

(Обвинения: казарменная дисциплина, авторитарность, пренебрежение к личности, соучастие в формировании культа личности партии и Сталина)» Каждый коммунар в каждом деле должен прежде всего отстаивать интересы всей коммуны, а потом уже свои собственные или отдельных товарищей» 3 тысячи беспризорников, прошедших через его колонию опровергают эти обвинения и доказывают действенность его методов.

Современная соц. педагогика может взять из опыта Макаренко:

1. умение создавать детский коллектив;

2. создание детского самоуправления, главный принцип которого «как можно больше доверия»;

3. создания особых отношений между воспитанниками и воспитателем, основанные на взаимопонимании и доброжелательности;

4. использование широкого круга методов воспитания в создании такого коллектива, который мог влиять на личность.

Его пед. находки – разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива актуальны до сих пор.

Статья «О моем опыте» - раскрывает проблемы социального воспитания (как формировать коллектив).

«Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, чтобы мы могли воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души, Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать. Но ученику надо иногда продемонстрировать мучения души, а для этого нужно уметь играть».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.