Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1944)

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Родился будущий ученый 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора политической экономии Когда Владимиру было всего пять лет, семья перебралась на родную для отца и матери Украину. Петербургская классическая гимназия, где с 3-го класса учился Владимир Вернадский, была одной из лучших в России. Здесь на высоком уровне преподавались иностранные языки, история и философии. Сам же Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков: он мог читать необходимую ему литературу на пятнадцати (!) языках. В одной из анкет он написал: "Владею всеми славянскими, романскими и германскими языками".
Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Под влиянием Д. Менделеева интерес Вернадского вскоре сосредоточился на проблемах Земли и космоса.
В самые первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры. " В марте 1921 года он был арестован ЧК, но вскоре освобожден благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. Семашко - ученика Вернадского по Московскому университету.
В годы войны Вернадский вместе с группой ученых был эвакуирован в поселок Боровое (Казахстан). В эвакуации он пережил большое горе. В 1943 году умерла жена, друг и помощник в работе, Наталья Егоровна, с которой он прожил 56 лет. Ученый ненамного пережил свою верную спутницу жизни.
Истоки учения В.И. Вернадского
Мировоззрение В.И. Вернадского сложилось в контексте исторического развертывания человеческой мысли, в том числе в общем животворном потоке русской философской мысли.
Чувство глубинного единства земных форм жизни с космосом, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии, элементы и энергии, проходит через мировую культуру, как восточную, так и западную. 1.- В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал взаимосвязь между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные формы. Образы народного бытового искусства и поэзии выражали эту идею целостности мироздания.
2. - Но рядом всегда существовал и более активный подход, стремление воздействовать на мир в желательном направлении. Многообразные магические ритуалы, которыми была заполнена жизнь древнего человека, подтверждают это, пусть наивно, но впечатляюще: человек вставал против Вселенной как заклинатель и повелитель материи, ее сил и "духов". [11, с.597] Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные образы господства над стихиями, воздушных полетов, чудесного превращения вещества, живой и мертвой воды. По существу с древности до конца XIX века эта "космическая" - в широком смысле - тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических, фантастических произведениях.
Итак, 1. - включенность человека во Вселенную и 2.- желание изменять ее в своих интересах.
И вот в России во второй половине XIX века возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом.
Вот ее составные черты: Человек - составная часть Природы; Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве; Человек и все, что его окружает, - это частицы единого, Вселенной. И в этом контексте не так уж важно то, что у одних это Бог, а у других - Вселенная. Поэтому не случайно, что к течению русского космизма были близки многие естествоиспытатели и ученые - К. Циолковский, Д. Менделеев, И. Сеченов.
Космисты полагали, что мысль, сознание - такая же принадлежность Природы, как и "звезды, галактика, микробы, камни…" Постепенно приходит понимание того, что Человек - активный фактор Природы и он не является сторонним наблюдателем: даже сам процесс изучения и наблюдения природных процессов может вносить в них необратимые изменения.
С призывом к творческой регуляции эволюционного процесса выступал и Н. Федоров, один из основоположников русского космизма. Он выдвинул "проект" всеобщего воскрешения умерших ("отцов") и преодоления смерти средствами современной науки.)
Идеи Н. Федорова открывали перед человечеством невиданные дали, призывали к титаническому преобразовательному дерзанию. "Порожденный крошечной землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства, должен сделаться их обитателем и правителем". [11, с. 607] Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преобразования, обрести новый, космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений ("научное" воскрешение). В основе его идеи "регуляции природы" лежит убеждение, что человечество начинает новый этап эволюции мира, когда, отказавшись быть лишь пассивным агентом этого развития, оно направляет его в новую сторону, берет штурвал эволюции в свои руки. [11, с.608]
Ноосфера
. Все происходящее на Земле есть проявление не только земных, но и космических сил. И человечество, как часть живого вещества биосферы и планеты, - явление космическое, а его появление, развитие, бытие - естественные процессы саморазвития природы". [9, с.303]
Возникновение разума, сознания Вернадский связывал с направленной эволюцией живой природы в сторону все большего усложнения и развития центральной нервной системы у отдельных наиболее высокоорганизованных ее представителей, развитием психики, обнаружением и развертыванием заложенных в живой природе духовных потенций. Неразрывно связывая сознание с живой материей, Вернадский закономерно приходит к выводу о том, что разум - это не только земное, но и космическое явление. Значит, можно предположить существование в Космосе человеческого разума и сознания. Значит, известная нам в земных условиях форма разума есть лишь одна из возможных бесчисленных его проявлений в Космосе:
"Надо думать, что здесь на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное выявление духовных возможностей жизни и что в Космосе где-нибудь существуют ее более высокие в этой области проявления". [7, с.13]
В конечном итоге Вернадский приходит к выводу, что в настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты - биосферы - в новое геологическое состояние - ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно своим целям и потребностям, возвышающим его как активно действующую творческую личность. Главные движущие силы этого перехода - широкие народные массы, в своих действиях опирающиеся на достижения научного знания и всей общечеловеческой культуры.
Создание ноосферы он относил к будущему. Это было верно во времена Вернадского, это справедливо и сегодня. Он полагал, что с появлением на Земле человека разумного начался период идущего все ускоряющимися темпами становления ноосферы, но подлинная история ноосферы начинается с XX столетия - эпохи слившихся в единый поток величайших научных, технических, социальных преобразований, выдающихся культурных достижений. На первых порах локально, стихийно, а в дальнейшем в глобальных масштабах сознательно и целенаправленно биосфера будет преобразовываться в ноосферу трудом и разумом человека. Остается надеяться, что XXI век представит весомые доказательства справедливости этого прогноза. [7, с.13]
Делая вывод о переходе биосферы в ноосферу, Вернадский опирается на данные многих естественных наук, таких как минералогия, геология, биогеохимия и другие. Им подчеркнуты неизбежность этого процесса как особого естественно-природного явления, которое коренным образом меняет строение биосферы нашей планеты.
Вернадский такое важное явление общества, как культура, наряду с научной мыслью, рассматривает в планетарном масштабе. Оценивая новую форму энергии - жизнедеятельность человеческого общества, он пишет:
"Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу".[9, с.306]
Весь XX век в результате бурного, даже лавинного развития науки и техники доказал прозорливость Вернадского и его учения о ноосфере. Наглядным воплощением ноосферы, - по мнению В.И.Левина, автора книги "Русские ученые XX века", - стала всемирная информационная сеть Интернет - невидимая информационная оболочка, охватывающая весь земной шар.
По аналогии с ноосферой сеть Интернет, учитывая ее важнейшее значение в информационной деятельности человечества, можно назвать информационной сферой или интерсферой, "прообразом всемирного коллективного разума". [5, с.61] Эта аналогия с каждым днем становится все более реальной. Ведь по мере возрастания числа пользователей Интернета размеры "ячеек" в сети все уменьшаются, и она превращается в единую информационную сферу, окутывающую весь земной шар.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.