В середине 19 столетия в России широко распространились передовые идеи: идеи народности искусства, литературы, воспитания. Это был период большого общественного движения и важной составной частью его было мощное пед. движение. Острая критика воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, дающее широкий кругозор, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, уважение к личности ребенка, требование широкой сети народных школ – таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной интеллигенцией. Большое влияние на развитие социально-педагогической мысли оказали революционеры-демократы.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Литературный критик- публицист, философ.
Его называли «совестью русской интеллигенции».
Вслед за Радищевым Б. Развивал идеи революционно-демократической педагогики, один из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия, народности», считал возможным покончить с ней только ликвидировав крепостнический строй. Школьной муштре противопоставил идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола. Б. считал, что природе ребенка чужды злые наклонности, поэтому негодно воспитание, основанное на поучениях, наказаниях и наградах. Следует помнить, что создает человека природа, но формирует его общество, и здесь нужно основываться на принципе народности.
Необходимым условием успешного семейного воспитания считал высокие нравственные качества родителей. В младшем возрасте необходимо удалять от детей все дурное: пусть они полюбят добро. У более старших - будить добрые суждения и подвигать их на положительные поступки.
Главная задача нравственного воспитания по Б. – развитие в детях чувства собственного достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду, других качеств человека-борца за новый общественный строй, народное счастье, обличал безнравственность нейтралитета, а тем более конформизма в общественной жизни.
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) привлекает внимание общественности к проблеме взаимоотношений учителя и ученика и невозможности построения их на авторитарных началах. В статье «О значении авторитета в воспитании» он писал, что воспитатель должен уважать воспитанника, внушать ему желание поступать согласно принципам добра и правды. Добролюбов выступал против «методы абсолютного повиновения», рассматривая негативные последствия в развитии ребенка, к которым она может привести. Д. был уверен, что «приказания искажают природную логику ребенка, ведут к отсутствию самостоятельности в суждениях и взглядах». Т.о. Д. помещал в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке человека к активной и счастливой жизни, Цель образования – не только сообщение знаний, но и научение его думать самостоятельно, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития. Но основа всякого воспитания, по мнению Д. – это общественное устройство – «Людей путных или непутных делает жизнь, общий строй ее». «Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в характере народа в целом и в характере отдельных его представителей». Вместе с Чернышевским, своим другом и единомышленником, он продолжил традицию радикальной, революционно-демократической педагогики, утверждая, что для распространения истинного образования необходимо «изменение общественных отношений». И что система просвещения любой страны может стать подлинно народной только тогда, когда политическая власть будет завоевана народом.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – ученый, хирург, педагог.
Исключительные способности П. обнаружились еще в детстве. В 14 лет он поступает на мед. факультет Московского университета и в 17 – получает диплом врача и уезжает продолжить образование заграницу, в 26 лет он – профессор хирургии. Участвовал в Крымской войне. Основатель военно-полевой хирургии. Его сравнивают с Ломоносовым. Был попечителем Одесского учебного округа.
В основе его пед взглядов лежала идея связи школы с жизнью, преобразование жизни через совершенствование школы. Задача школы, по мнению Пирогова – воспитание человека, гражданина, способного жить и бороться за свои идеалы.
« быть человеком, вот к чему должно вести воспитание» - писал Пирогов. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения, выступал против физических наказаний учащихся - «розги уничтожают в ребенке стыд».
( но был непоследователен – в крайнем случае и с разрешения пед. совета – можно). Пирогов признавал права ребенка наравне со взрослыми.
Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии. Пирогов признавал права ребенка наравне со взрослыми, провозглашал уважение личности, указывал как на зло в воспитании «пренебрежение внутренним человеком»
Пирогов считал, что всякому специальному образованию должно предшествовать гуманное воспитание, т.е. сначала общечеловеческое воспитание получают все, затем – специальное – в зависимости от склонностей и способностей. Важной целью общечеловеческого воспитания была подготовка к общественной жизни.
В статье «Вопросы жизни» - главной идеей которой была защита общечеловеческого воспитания и которая вызвала огромный интерес у современников, он предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. С целью облегчения получения высшего образования неимущими слоями населения, П. предлагал уменьшить плату за обучение. У студентов он предлагал развивать навыки углубленной самостоятельной работы.
Рассматривая историю соц. педагогики в России, нельзя не обратиться к пед. наследию основателю научной педагогики в России – КОНСТАНТИНУ ДМИТРИЕВИЧУ УШИНСКОМУ (1823(4) – 1871(0)). Родился в Туле, закончил юридический факультет МГУ, преподавал там, но через два года был уволен в связи с беспорядками среди студентов. Был инспектором Гатчинского сиротского института, инспектором Смольного института благородных девиц, провел реформу института, ввел новый учебный план, уволен из института, но его имя уже было известно, он много печатался в различных журналах и чтобы завуалировать это, он был отправлен в длительную заграничную командировку. После возвращения, он прожил недолго и умер в возрасте 47 лет.
Ушинский за свою короткую жизнь сделал много. Его можно назвать «учителем русских учителей». Например, его «Книга для чтения» переиздавалась 157 раз. В педагогике нет проблемы, которую бы не освещал бы ученый. К.Д.Ушинскому мы обязаны определением места педагогики в системе других наук, ее специфики и взаимодействию с другими науками. У. утверждал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях».
Особенно сильное влияние на формирование личности, по мнению Ушинского, оказывает труд, Он считал, что труд не только средство воспитания, но и само воспитание. Если мы желаем счастья ребенку, то его нужно готовить к труду, развивать потребность и любовь к нему. Ушинский убежден, что в этом состоит цель воспитания, а для достижения его необходимо умственное развитие, нравственное и физическое здоровье.
Его идея о народности школы, отвечающей потребностям простых людей, была подхвачена прогрессивными педагогами-практиками и давала прекрасные результаты. Отвечая на вопрос: «Что такое народность?», У. указывал, что это «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, оно имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». «Если воспитание хочет одержать победу над дурными привычками человека, оно должно опираться на народность, если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным». Личность связана с обществом, общественное воспитание осуществляет связь поколений посредством народности», поэтому воспитание, в понимании У. должно быть и социальным: «Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа». О религиозном воспитании ребенка должны заботиться в первую очередь родители, и первостепенная роль в этом отводилась матери.
Главным направлением в воспитании У. считал воспитание любви к Родине, веры в творческие силы своего народа, чувства нац. гордости в сочетании с уважением к другим народам. У. считал, что общечеловеческой теории воспитания быть не может, так как оно создается только на национальной почве. У каждого народа должно быть свое национальное образование, не заимствованное у других, а созданное с учетом национального педагогического опыта. Исходя из этого – народность должна быть основой воспитания. Создание У. теории "истинно христианского», народного воспитания – огромное событие в истории отечественной педагогики.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Литературный критик- публицист, философ.
Его называли «совестью русской интеллигенции».
Вслед за Радищевым Б. Развивал идеи революционно-демократической педагогики, один из ее основоположников. Критиковал сословную систему воспитания с ее идеологическими принципами «православия, самодержавия, народности», считал возможным покончить с ней только ликвидировав крепостнический строй. Школьной муштре противопоставил идею общечеловеческого воспитания, одинакового для всех, независимо от происхождения, социального положения, пола. Б. считал, что природе ребенка чужды злые наклонности, поэтому негодно воспитание, основанное на поучениях, наказаниях и наградах. Следует помнить, что создает человека природа, но формирует его общество, и здесь нужно основываться на принципе народности.
Необходимым условием успешного семейного воспитания считал высокие нравственные качества родителей. В младшем возрасте необходимо удалять от детей все дурное: пусть они полюбят добро. У более старших - будить добрые суждения и подвигать их на положительные поступки.
Главная задача нравственного воспитания по Б. – развитие в детях чувства собственного достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду, других качеств человека-борца за новый общественный строй, народное счастье, обличал безнравственность нейтралитета, а тем более конформизма в общественной жизни.
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) привлекает внимание общественности к проблеме взаимоотношений учителя и ученика и невозможности построения их на авторитарных началах. В статье «О значении авторитета в воспитании» он писал, что воспитатель должен уважать воспитанника, внушать ему желание поступать согласно принципам добра и правды. Добролюбов выступал против «методы абсолютного повиновения», рассматривая негативные последствия в развитии ребенка, к которым она может привести. Д. был уверен, что «приказания искажают природную логику ребенка, ведут к отсутствию самостоятельности в суждениях и взглядах». Т.о. Д. помещал в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке человека к активной и счастливой жизни, Цель образования – не только сообщение знаний, но и научение его думать самостоятельно, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития. Но основа всякого воспитания, по мнению Д. – это общественное устройство – «Людей путных или непутных делает жизнь, общий строй ее». «Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в характере народа в целом и в характере отдельных его представителей». Вместе с Чернышевским, своим другом и единомышленником, он продолжил традицию радикальной, революционно-демократической педагогики, утверждая, что для распространения истинного образования необходимо «изменение общественных отношений». И что система просвещения любой страны может стать подлинно народной только тогда, когда политическая власть будет завоевана народом.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – ученый, хирург, педагог.
Исключительные способности П. обнаружились еще в детстве. В 14 лет он поступает на мед. факультет Московского университета и в 17 – получает диплом врача и уезжает продолжить образование заграницу, в 26 лет он – профессор хирургии. Участвовал в Крымской войне. Основатель военно-полевой хирургии. Его сравнивают с Ломоносовым. Был попечителем Одесского учебного округа.
В основе его пед взглядов лежала идея связи школы с жизнью, преобразование жизни через совершенствование школы. Задача школы, по мнению Пирогова – воспитание человека, гражданина, способного жить и бороться за свои идеалы.
« быть человеком, вот к чему должно вести воспитание» - писал Пирогов. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения, выступал против физических наказаний учащихся - «розги уничтожают в ребенке стыд».
( но был непоследователен – в крайнем случае и с разрешения пед. совета – можно). Пирогов признавал права ребенка наравне со взрослыми.
Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии. Пирогов признавал права ребенка наравне со взрослыми, провозглашал уважение личности, указывал как на зло в воспитании «пренебрежение внутренним человеком»
Пирогов считал, что всякому специальному образованию должно предшествовать гуманное воспитание, т.е. сначала общечеловеческое воспитание получают все, затем – специальное – в зависимости от склонностей и способностей. Важной целью общечеловеческого воспитания была подготовка к общественной жизни.
В статье «Вопросы жизни» - главной идеей которой была защита общечеловеческого воспитания и которая вызвала огромный интерес у современников, он предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. С целью облегчения получения высшего образования неимущими слоями населения, П. предлагал уменьшить плату за обучение. У студентов он предлагал развивать навыки углубленной самостоятельной работы.
Рассматривая историю соц. педагогики в России, нельзя не обратиться к пед. наследию основателю научной педагогики в России – КОНСТАНТИНУ ДМИТРИЕВИЧУ УШИНСКОМУ (1823(4) – 1871(0)). Родился в Туле, закончил юридический факультет МГУ, преподавал там, но через два года был уволен в связи с беспорядками среди студентов. Был инспектором Гатчинского сиротского института, инспектором Смольного института благородных девиц, провел реформу института, ввел новый учебный план, уволен из института, но его имя уже было известно, он много печатался в различных журналах и чтобы завуалировать это, он был отправлен в длительную заграничную командировку. После возвращения, он прожил недолго и умер в возрасте 47 лет.
Ушинский за свою короткую жизнь сделал много. Его можно назвать «учителем русских учителей». Например, его «Книга для чтения» переиздавалась 157 раз. В педагогике нет проблемы, которую бы не освещал бы ученый. К.Д.Ушинскому мы обязаны определением места педагогики в системе других наук, ее специфики и взаимодействию с другими науками. У. утверждал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях».
Особенно сильное влияние на формирование личности, по мнению Ушинского, оказывает труд, Он считал, что труд не только средство воспитания, но и само воспитание. Если мы желаем счастья ребенку, то его нужно готовить к труду, развивать потребность и любовь к нему. Ушинский убежден, что в этом состоит цель воспитания, а для достижения его необходимо умственное развитие, нравственное и физическое здоровье.
Его идея о народности школы, отвечающей потребностям простых людей, была подхвачена прогрессивными педагогами-практиками и давала прекрасные результаты. Отвечая на вопрос: «Что такое народность?», У. указывал, что это «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, оно имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». «Если воспитание хочет одержать победу над дурными привычками человека, оно должно опираться на народность, если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным». Личность связана с обществом, общественное воспитание осуществляет связь поколений посредством народности», поэтому воспитание, в понимании У. должно быть и социальным: «Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа». О религиозном воспитании ребенка должны заботиться в первую очередь родители, и первостепенная роль в этом отводилась матери.
Главным направлением в воспитании У. считал воспитание любви к Родине, веры в творческие силы своего народа, чувства нац. гордости в сочетании с уважением к другим народам. У. считал, что общечеловеческой теории воспитания быть не может, так как оно создается только на национальной почве. У каждого народа должно быть свое национальное образование, не заимствованное у других, а созданное с учетом национального педагогического опыта. Исходя из этого – народность должна быть основой воспитания. Создание У. теории "истинно христианского», народного воспитания – огромное событие в истории отечественной педагогики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи