ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Социальная педагогика как наука возникла не на пустом месте. Опыт, идеи, принципы социальной педагогики, защита детства и социальное воспитание су-ществовали давно. Исследование жизни и быта древних славян показывает, что помощь убогому и сирому – одна из традиций нашего народа. Это не только христианская заповедь, а характерная черта нашего народа, возникшая задолго до появления христианства. Соблюдение долга перед землей русской, идеалы моральной чистоты, степенности и достоинства всегда были в основе духовного и семейного воспитания.
В памятнике славянской письменности (2 тыс. до н.э.) «В лесовой книге», мы находим наставления молодым юношам закаливать себя, быть стойким в сражении, так как славянам приходилось много сражаться, отражая бесконечные нападения врагов.
Путешественники, побывавшие на земле русской единодушно утверждали, что русские люди (славяне) очень гостеприимны, сострадательны и заботливы.
Состраданием и заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен и томившихся на чужбине, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров «О искуплении пленных», которыми устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков и отправлении их на родину. (Договор 911г. заключенный князем Олегом и договор 915 г. – князем Игорем).
Эти и другие исторические документы раскрывают доброту, человеколюбие, открытость славянской души, формирование которой происходило под влиянием особых географических и природных факторов. среди которых следует отметить бескрайность равнинных, степных и лесостепных просторов, сравнительно умеренный климат.
Славяне считали, что главное – прожить жизнь по-доброму, по правде, лучше дать, чем взять.
Вводя православное христианство на Руси князь Игорь сам глубоко воспринимал положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближнем, быть милосердным, такие, как: «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут», «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» и др.
Русская православная церковь с самого основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди: «Возлюби ближнего как себя самого». Причем милосердие не должно просто выражаться в сострадании и сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из них – благотворительность.
С принятием христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Традиция дородовой общины славян в дохристианской Руси – заботиться о сиротах всем миром, преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных детей. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями детей. Они содержались за счет окрестных крестьян.
Примером добродетели были и сами русские князья, начиная Владимира – 1, который широко занимался благотворительностью, это становится традици-ей(стр.56 антология). Они строили училища для детей, больницы, церкви. Вла-димир Красное Солнышко принял первый правовой документ Киевской Руси – знаменитый Устав Владимира Святославовоча, где государство впервые брало на себя заботу о семье, детях, строго оговаривались условия опекунства.
Следует упомянуть ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМРА МОНОМАХА (вступил на престол в 1114г.). Это один из первых отечественных литературных педагогических памятников, выходящих на вопросы социального воспитания. Обращаясь ко всем молодым людям в лице своих пяти сыновей, он размышляет о справедливых отношениях между людьми: «Всего же более убогих не забывайте, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не давайте сильным губить человека». С раннего детства необходимо воспитывать любовь к ближнему, уважение к старшим, послушание им, другие качества, соответствующие христианской морали.
Говорит о необходимости воспитывать чувство долга перед Родиной, стойкость в борьбе с врагами. Отечеству нужны здоровые люди, а для этого необходимо воспитывать крепкое здоровое поколение. Князь рассказывает, какую школу выносливости он прошел в молодости: «своими руками ловил и связывал по 10 – 12 диких коней, два тура поднимали его вместе с конем на рога, олень бодал, лось ногами топтал, а вепрь с бедра меч оторвал».
Ребенка нужно научить уважать старших и равных себе, приносить пользу людям, быть верным своему слову, не лениться, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев, делать людям добро и т.д.
Владимир Мономах предупреждает, что в воспитании детей не достигнуть успеха только одними наставлениями. Он считал, что пример старших и способность к подражанию дадут положительные результаты. Например, воспитывать бесстрашие можно только на примере старших, а высокую нравственность – добрыми делами.
Он старается убедить читателя в важности человеческого труда. Дети должны делать все сами, так как только труд оградит ребенка от пороков.
«Научись, верующий человек иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела. Господа ради: лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех».
«Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его, если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».
«Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме».
«Старых чтите как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всеми наблюдайте, лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».
«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой». «Пусть не застанет вас солнце в постели».
Своеобразной энциклопедией семейного воспитания 16 –17 веков является дошедший до нас памятник литературы той эпохи «ДОМОСТРОЙ». Кто является автором, достоверно не известно, протопоп Сильвестр, советник и духовник Ивана Грозного отредактировал наиболее известный вариант Домостроя и добавил 64главу «Поучение сыну Анфиму», в которой изложил собственные взгляды на воспитание. Он советует сыну трудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью. «Имей любовь нелицемерную ко всем, не осуждай никого, не делай другому, чего сам не любишь( о взаимоотношениях с женой, детьми, соседями, знакомыми и незнакомыми людьми).
Домострой содержит около 70 глав, которые можно сгруппировать по трем большим разделам:
- о почитании духовных и светских властей;
- об устройстве домашнего хозяйства, воспитании детей, обращении со слугами;
- описание торговых и административных отношениях главы дома и практические советы по домоводству.
Главы 15,16,17 посвящены воспитанию детей. Детей советуют учить с учетом возрастных особенностей, пола, а также их задатков и способностей. Говорится, что детей нужно приучать трудиться, причем мать должна учить рукоделию дочь, а отец сына – вести хозяйство.
В начале 17 века происходит зарождение государственных форм презрения. И это связано с деятельностью Петра – 1 – он создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность (по своему решительно стремился искоренить лжениществование).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.