1700-е годы – переломные в истории отечественной школы и пед.мысли. России пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц. – эк-ми фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников. Существенно переменился умственный настрой общества. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В начале 17 века в России появляются гос. школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра-1.Эти школы отличались практической направленностью, и в то же время были узкопрофессиональными. Они готовили таких людей, которые были востребованы в том обществе, т.е. они были социально значимы.
Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.
Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.
Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.
Социально-педагогические взгляды Ломоносова наиболее полно изложены в «Проекте регламента Московских гимназий» - это своеобразный устав школы. В них отражены идеи связи обучения и воспитания, подход к человеку, как деятельной личности, необходимость с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие («кто к чему привык, от того отвратить трудно»). Доказывал, что, предоставленный самому себе, ребенок оказывается на пути не к свободе, а к порабощению невежеством. Ломоносов заложил основы пед. этики. Придавал огромное значение доброму примеру учителя, обосновал, почему « учитель с учениками не должен поступать ни гордо, ни фамильярно», стоял за глубокое изучение ученика, справедливое отношение к нему. Говоря о наказаниях и поощрениях, призывал к осторожности в их применении, Он одним из первых обращается к идее народности воспитания.
1700-е годы – переломные в истории отечественной школы и пед.мысли. России пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц. – эк-ми фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников. Существенно переменился умственный настрой общества. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В начале 17 века в России появляются гос. школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра-1.Эти школы отличались практической направленностью, и в то же время были узкопрофессиональными. Они готовили таких людей, которые были востребованы в том обществе, т.е. они были социально значимы.
Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.
Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.
Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.
Социально-педагогические взгляды Ломоносова наиболее полно изложены в «Проекте регламента Московских гимназий» - это своеобразный устав школы. В них отражены идеи связи обучения и воспитания, подход к человеку как деятельной личности, необходимость с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие («кто к чему привык, от того отвратить трудно»). Доказывал, что, предоставленный самому себе ребенок оказывается на пути не к свободе, а к порабощению невежеством. Ломоносов заложил основы пед.этики. Он придавал огромное значение доброму примеру учителя, обосновывал, почему, почему «учитель с учениками не должен поступать ни гордо, ни фамильярно», стоял за глубокое изучение ученика, справедливое отношение к нему. Говоря о наказаниях и поощрениях, призывает к осторожности в их применении. Он один из первых обращается к идее народности воспитания.
В 18 веке в стране становилось все неспокойнее: крестьяне бунтовали, купцы и дворяне также не были верноподанными монарха. И Екатерина –11 вместе с
ИВАНОМ ИВАНОВИЧЕМ БЕЦКИМ (1704-1795) – главным советником по вопросам образовании при Екатерины –11 решили создать «новую породу» людей. (отец – фельдмаршал Иван Юрьевич Трубецкой попал в плен во время войны со шведами под Нарвой. В Швеции он встретил женщину и родился незаконорожденный сын, он не мог носить фамилию отца).
Он получил хорошее образование во Франции, поэтому в его идеях много заимствовано из пед. теорий стран Запада.(Руссо, Локк). Он считал, что надо создать новое общество образованных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами. Были созданы Сухопутный кадетский корпус и Смольный институт благородных девиц (Дети с 2-5 лет до 18-21 года, свидания только в присутствии воспитателя). Задача такого воспитания – готовить всесторонне образованных людей. Разрабатывая методы воспитания в этих учебных заведениях, Бецкой подчеркивал необходимость учитывать возраст ребенка, его задатки и способности. В основе нравственного воспитания должна лежать православная вера. Орудием воспитания должна быть любовь, главное – воспитать не поэта, не ремесленника, а человека. Бецкой был за равное воспитание девочек и мальчиков. Бецкой считал важным давать образование девочкам, так как образованная мать лучше воспитает своих детей.
Но воспитывать нужно не только благородных юношей и девушек, он считал, что воспитание – дело государственной важности, залог процветания общества, поэтому государство обязано растить и воспитывать «новую породу людей» физически и нравственно здоровых ученых, артистов, мастеровых и хлебопашцев. И в первую очередь поддержки требуют сироты и незаконорожденные. С целью устройства воспитательных домов, он побывал в подобных домах в Италии, Франции, так как Европа уже имела достаточный опыт призрения и воспитания подкидышей и сирот. Бецкой является основателем воспитательного дома в Москве.( 150 тысяч рублей выделила на сиротский дом императрица ) Воспитанников делили на «три разбора» по их даровитости. «Первому состоять из тех, которые очевидно отличаются в науках и художествах, второму, и который, конечно, величайшее число заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками, а третьему, коих понятия тупы, их простых работников». Особо выделялись группы детей для последующего обучения в высших учебных заведениях. Считалось, что если о природы ребенок не обладает способностями, то никакие старания воспитателей ничего с ним не сделают. Главным в воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка.
Выпускники Дома, начавшие работать, еще в течении 6 лет продолжали получать от него пособия, а забота и поддержка гарантировалась в течении всей жизни. Потеряв работу, заболев или на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право вернуться в Дом и получить содержание, отдельную комнату.
Однако его идеи на практике оказались невыполнимы. Воспитанные в искусственных, тепличных условиях молодые люди, вернувшись в общество, были беспомощны и не могли жить по правилам этого общества. К тому же эти заведения охватили слишком малое количество детей.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ(1749 – 1802) - управляющий Петербургской таможней.(дед был денщиком у Петра –1, обучался в Германии, воспитан на идеях Французского Просвещения, рассматривал воспитание и обучение как важнейший элемент прогресса русского общества. Главное зло в современном ему обществе он видел в крепостничестве и самодержавии. Это основное препятствие для формирования свободного, разносторонне развитого, трудолюбивого человека, поэтому для борьбы с самодержавием и крепостничеством необходимо воспитать активно мыслящих людей, патриотов. Целью воспитания он считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа. Основной задачей воспитания считал воспитание человека высокой нравственности. Он считал, что формирование личности ребенка определяется не только его природой, но и обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых он находится. Он считал, что положительные черты характера формируются деятельностью на общее благо. Радищев был убежден, что детям необходимо прививать истинную любовь к Родине. Он связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Требовал покончить с сословностью в образовании. За изложение этих прогрессивных идей в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. ( из 650 экз. осталось 15).
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НОВИКОВА называли «отцом русского Просвещения» (1744 – 1818).(был отчислен вместе с будущим генералом-фельдмаршалом Потемкиным из гимназии «за леность и нехождение в классы», занялся самообразованием) Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству, «борцов против рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Новикова. Он полагал, что процветание государства зависит от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Свою педагогическую позицию он изложил в трактате « О воспитании и наставлении детей». Воспитание, по его мнению, включает в себя три составные: физическое, нравственное и умственное. Воспитание в закрытых учебных заведениях Новиков считал неправильным. Важную роль отводил семейному воспитанию. Впервые была рассмотрена задача эстетического воспитания.
Он принимал участие в создании независимых от государства народных училищ, мобилизовал общественную инициативу на организацию школ для непривилегированных сословий. Организовал типографию и издавал недорогие учебники. Открыл первую публичную бесплатную библиотеку. Он был издателем и редактором первого русского журнала для детей «Детское чтение для разума и сердца». Издавал он журналы и для взрослых, где высмеивал невежество и жестокость крепостников-помещиков, издавал «богопротивные» книги, полемизировал с журналом, выпускаемым Екатериной «Всякая всячина» «Если в России и умирают, то только от переедания». Конечно, его журналы закрывали, он открывал новые: сатирический журнал Пустомеля» - 2 номера, «Живописец» - 3 года, «Кошелек» - 2 мес., «Трутень» - 1 год и другие журналы. Екатерина заточила его в тюрьму за вольнодумство, где он провел 4,5 года Павел – 1 освободил его из тюрьмы, но имение его пустили на продажу с аукциона за долги, здоровье было подорвано тюрьмой, скончался в страшной нищете. 1787 – голодный год в России – открыл постоянно действующий магазин в Москве для бедных и нищих.
Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.
Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.
Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.
Социально-педагогические взгляды Ломоносова наиболее полно изложены в «Проекте регламента Московских гимназий» - это своеобразный устав школы. В них отражены идеи связи обучения и воспитания, подход к человеку, как деятельной личности, необходимость с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие («кто к чему привык, от того отвратить трудно»). Доказывал, что, предоставленный самому себе, ребенок оказывается на пути не к свободе, а к порабощению невежеством. Ломоносов заложил основы пед. этики. Придавал огромное значение доброму примеру учителя, обосновал, почему « учитель с учениками не должен поступать ни гордо, ни фамильярно», стоял за глубокое изучение ученика, справедливое отношение к нему. Говоря о наказаниях и поощрениях, призывал к осторожности в их применении, Он одним из первых обращается к идее народности воспитания.
1700-е годы – переломные в истории отечественной школы и пед.мысли. России пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц. – эк-ми фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников. Существенно переменился умственный настрой общества. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. В начале 17 века в России появляются гос. школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра-1.Эти школы отличались практической направленностью, и в то же время были узкопрофессиональными. Они готовили таких людей, которые были востребованы в том обществе, т.е. они были социально значимы.
Деятели российского Просвещения много переняли из французского Просвещения (идеи равенства, братства, свободы, способы воспитания нового человека), но главной чертой российского Просвещения был гуманизм, возможно это связано с особо тяжелой формой крепостничества, существовавшей в России, с нищетой, с особенностью русского характера.
Одним из достойных представителей российского Просвещения был МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765), много сделавший для науки и для того, чтобы эта наука стала достоянием широких масс. Вся его деятельность носила демократический, гуманный характер.
Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цель просвещения – это научное образование человека, которое помогает ему понять главенство общественной пользы над личными интересами. Он многократно повторял мысль о прямой зависимости между развитием страны и просвещением народа, раскрывал роль науки, просвещения для совершенствования различных сторон жизни.
Социально-педагогические взгляды Ломоносова наиболее полно изложены в «Проекте регламента Московских гимназий» - это своеобразный устав школы. В них отражены идеи связи обучения и воспитания, подход к человеку как деятельной личности, необходимость с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие («кто к чему привык, от того отвратить трудно»). Доказывал, что, предоставленный самому себе ребенок оказывается на пути не к свободе, а к порабощению невежеством. Ломоносов заложил основы пед.этики. Он придавал огромное значение доброму примеру учителя, обосновывал, почему, почему «учитель с учениками не должен поступать ни гордо, ни фамильярно», стоял за глубокое изучение ученика, справедливое отношение к нему. Говоря о наказаниях и поощрениях, призывает к осторожности в их применении. Он один из первых обращается к идее народности воспитания.
В 18 веке в стране становилось все неспокойнее: крестьяне бунтовали, купцы и дворяне также не были верноподанными монарха. И Екатерина –11 вместе с
ИВАНОМ ИВАНОВИЧЕМ БЕЦКИМ (1704-1795) – главным советником по вопросам образовании при Екатерины –11 решили создать «новую породу» людей. (отец – фельдмаршал Иван Юрьевич Трубецкой попал в плен во время войны со шведами под Нарвой. В Швеции он встретил женщину и родился незаконорожденный сын, он не мог носить фамилию отца).
Он получил хорошее образование во Франции, поэтому в его идеях много заимствовано из пед. теорий стран Запада.(Руссо, Локк). Он считал, что надо создать новое общество образованных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами. Были созданы Сухопутный кадетский корпус и Смольный институт благородных девиц (Дети с 2-5 лет до 18-21 года, свидания только в присутствии воспитателя). Задача такого воспитания – готовить всесторонне образованных людей. Разрабатывая методы воспитания в этих учебных заведениях, Бецкой подчеркивал необходимость учитывать возраст ребенка, его задатки и способности. В основе нравственного воспитания должна лежать православная вера. Орудием воспитания должна быть любовь, главное – воспитать не поэта, не ремесленника, а человека. Бецкой был за равное воспитание девочек и мальчиков. Бецкой считал важным давать образование девочкам, так как образованная мать лучше воспитает своих детей.
Но воспитывать нужно не только благородных юношей и девушек, он считал, что воспитание – дело государственной важности, залог процветания общества, поэтому государство обязано растить и воспитывать «новую породу людей» физически и нравственно здоровых ученых, артистов, мастеровых и хлебопашцев. И в первую очередь поддержки требуют сироты и незаконорожденные. С целью устройства воспитательных домов, он побывал в подобных домах в Италии, Франции, так как Европа уже имела достаточный опыт призрения и воспитания подкидышей и сирот. Бецкой является основателем воспитательного дома в Москве.( 150 тысяч рублей выделила на сиротский дом императрица ) Воспитанников делили на «три разбора» по их даровитости. «Первому состоять из тех, которые очевидно отличаются в науках и художествах, второму, и который, конечно, величайшее число заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками, а третьему, коих понятия тупы, их простых работников». Особо выделялись группы детей для последующего обучения в высших учебных заведениях. Считалось, что если о природы ребенок не обладает способностями, то никакие старания воспитателей ничего с ним не сделают. Главным в воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка.
Выпускники Дома, начавшие работать, еще в течении 6 лет продолжали получать от него пособия, а забота и поддержка гарантировалась в течении всей жизни. Потеряв работу, заболев или на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право вернуться в Дом и получить содержание, отдельную комнату.
Однако его идеи на практике оказались невыполнимы. Воспитанные в искусственных, тепличных условиях молодые люди, вернувшись в общество, были беспомощны и не могли жить по правилам этого общества. К тому же эти заведения охватили слишком малое количество детей.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ(1749 – 1802) - управляющий Петербургской таможней.(дед был денщиком у Петра –1, обучался в Германии, воспитан на идеях Французского Просвещения, рассматривал воспитание и обучение как важнейший элемент прогресса русского общества. Главное зло в современном ему обществе он видел в крепостничестве и самодержавии. Это основное препятствие для формирования свободного, разносторонне развитого, трудолюбивого человека, поэтому для борьбы с самодержавием и крепостничеством необходимо воспитать активно мыслящих людей, патриотов. Целью воспитания он считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа. Основной задачей воспитания считал воспитание человека высокой нравственности. Он считал, что формирование личности ребенка определяется не только его природой, но и обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых он находится. Он считал, что положительные черты характера формируются деятельностью на общее благо. Радищев был убежден, что детям необходимо прививать истинную любовь к Родине. Он связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Требовал покончить с сословностью в образовании. За изложение этих прогрессивных идей в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. ( из 650 экз. осталось 15).
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НОВИКОВА называли «отцом русского Просвещения» (1744 – 1818).(был отчислен вместе с будущим генералом-фельдмаршалом Потемкиным из гимназии «за леность и нехождение в классы», занялся самообразованием) Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству, «борцов против рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Новикова. Он полагал, что процветание государства зависит от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Свою педагогическую позицию он изложил в трактате « О воспитании и наставлении детей». Воспитание, по его мнению, включает в себя три составные: физическое, нравственное и умственное. Воспитание в закрытых учебных заведениях Новиков считал неправильным. Важную роль отводил семейному воспитанию. Впервые была рассмотрена задача эстетического воспитания.
Он принимал участие в создании независимых от государства народных училищ, мобилизовал общественную инициативу на организацию школ для непривилегированных сословий. Организовал типографию и издавал недорогие учебники. Открыл первую публичную бесплатную библиотеку. Он был издателем и редактором первого русского журнала для детей «Детское чтение для разума и сердца». Издавал он журналы и для взрослых, где высмеивал невежество и жестокость крепостников-помещиков, издавал «богопротивные» книги, полемизировал с журналом, выпускаемым Екатериной «Всякая всячина» «Если в России и умирают, то только от переедания». Конечно, его журналы закрывали, он открывал новые: сатирический журнал Пустомеля» - 2 номера, «Живописец» - 3 года, «Кошелек» - 2 мес., «Трутень» - 1 год и другие журналы. Екатерина заточила его в тюрьму за вольнодумство, где он провел 4,5 года Павел – 1 освободил его из тюрьмы, но имение его пустили на продажу с аукциона за долги, здоровье было подорвано тюрьмой, скончался в страшной нищете. 1787 – голодный год в России – открыл постоянно действующий магазин в Москве для бедных и нищих.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи