ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Социальная помощь и социальное воспитание в первобытном обществе.
Существует объективная обусловленность социальной помощи в человече-ском обществе. Это продиктовано реальной потребностью социального разви-тия.Отдельные проявления такой помощи можно встретить в животном мире (помощь старших младшим, здоровых – больным – киты, слоны), что обусловлено заботой о продолжении рода. У человека забота о ребенке закономерна. Хотя инстинкт материнства – это и биологический, врожденный инстинкт. Но человеческое общество всегда имело социальный характер. Что обусловливает социальный характер помощи – помощь младшему, слабому, попавшему в беду, уход за больными. В животном мире помощь больным существует редко, они отторгаются (цыплята, волки). Хотя известна практика убийств неполноценных детей (Спарта, Крайний Север), стариков.
На ранних этапах развития человеческого общества только коллектив обеспечивал выживание общества (убить крупное животное трудно), т.о. его появление объективно обусловлено. В свою очередь развитие коллектива способствовало более активному развитию человека., а также более тесным и разнообразным социальным связям внутри его. Коллективная деятельность регулируется особыми социальными механизмами, не т. биологическими (охота у волков). У человека охота обставлена особенными ритуалами (перед охотой – поразить стрелой наскальный рисунок – психологический настрой (сейчас – перед лечением зуба, трудным экзаменом). Такой же смысл имели воинственные танцы перед нападением на неприятеля – это в какой-то мере социальная регуляция (не все люди в одинаковой мере агрессивны и храбры и чтобы вдохнуть смелость, они изобрели подобные меры.
Кроме того, человек боится одиночества (библиотеки), а коллектив – это средство от одиночества.
Только коллектив обеспечивает нормальную социализацию, вхождение человека в общество, принятие его правил и законов.
Человека из мира животных выделил труд, но выполнять какую-то опреде-ленную работу выгоднее в коллективе, на основе кооперации. Результаты трудовой деятельности в коллективе выше.
В первобытном обществе помощь одних членов коллектива другими как социальное явление не существовало, она растворена в других действиях. Явления «воспитания» также не существовало, но оно присутствовало в жизни. Уже тогда возникли элементы обучающе-воспитательной деятельности, охватывающей всех членов общества – детей и взрослых, и рассчитанной не только на трудовую деятельность, но и, если можно так сказать, на социально-идеологическую подготовку. Уже в те времена старшие поколения беспокоились о выращивании не просто трудоспособных, но и одновременно верных и стойких членов родо-племенного социума. Научение в первобытном обществе нельзя считать образованием. Знаний вне деятельности не существовало. Социальные связи были обставлены множеством условностей, ритуалов, которые имели целью обеспечить людям более удобное существование. Все члены рода были равноправны, но появление старейшин свидетельствует о том, что появилось такое социальное явление как признание заслуг перед обществом, так как старейшинами становились самые уважаемые члены сообщества. Забота о престарелых – одна из форм социальной помощи. Уже неадертальцы осуществляли определенные акты социальной помощи друг другу – например, не всегда убивали больных (это определили ученые по найденным останкам). У них уже существовал обряд захоронения, своего рода забота об умершем, так как смерть не осознавалась).
Наиболее ярко явление социальной помощи проявилось в характере подго-товки подрастающего поколения. Общество делилось на детей и взрослых (полноправных членов общества). А взрослые, в свою очередь, на женщин и мужчин, так как уже тогда существовало разделение труда. Только став полноправным членом рода человек мог реализовать себя как личность. Человек не осознавал себя вне коллектива( самое страшное наказание – запрещение жить в коллективе, так как это – смерть).
В первобытном обществе индивидуальное начало старались заменить общественным, ребенок постигал законы рода, которые нацеливали его воспринимать коллективное выше индивидуального (смерть по заказу общества).Взросление отмечалось обрядом инициации. Предполагалось, что после инициации человек становится другим (ему даже давали другое имя). Он становился полноправным членом общества.
На этапе разложения первобытного строя происходила иерархизация рода, усиливается имущественное расслоение, подчиненность и, наконец, эксплуатация человека человеком. Первые формы эксплуатации – опосредованная форма социальной помощи, т.е. помощь предоставлялась в обмен на что-либо.
Период первобытности был временем становления социально-педагогической практики, а период появления первых цивилизаций древнего мира можно считать временем формирования социально-педагогической мысли. Первые государства сформировались в Междуречье Тигра и Евфрата(третье тысячелетие до нашей эры). (Вавилон,Финикия, Сирия, Палестина и др.) Царь Вавилонии Хаммурапи издал всемирно известные законы, названные его именем. Они были выбиты на черном базальтовом столбе. Это первый известный сборник законов. Он пытался определить и закрепить общественный строй государства, причем пытался сделать его по-возможности справедливым: «Боги передали мне царство для того, чтобы сильный не притеснял слабого».Большое место занимает семейное право, регулируются семейные отношения. Жена не была бесправна, она оставалась владелицей своего приданого и могла получить развод в случае измены мужа. Регулируются отношения родителей и детей.В законах подчеркивалось, что воспитание является родительским долгом (за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность прежде всего нес отец). Права детей были впервые защищены. Отец не мог лишить сына наследства, если только он не совершит преступления. и последний мог обжаловать решения отца в суде. Провозглашалась кара за телесные повреждения – оттуда «Око за око», «Зуб за зуб». Определялась ответственность врачей и строителей. Врач отвечал за неправильное лечение. А строитель рисковал жизнью, строя дома – если дом разрушался и убивал хозяина – смертная казнь, если убивал сына хозяина – то казнили сына строителя.
Наиболее ярко явление социальной помощи отражено в Древней Индии и Китае. Идеал человека в Др.Индии (15в до нашей эры) – идеал доброты, а доброта – основа филантропии. В основе воспитания человека – познание психологии личности, ее независимости от окружающего мира.Основные памятники эпоса Др. Индии – тексты Махабхараты и Рамаяны. Они определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья всех живущих людей.
Истоки социальной педагогики можно найти в рассуждениях ученых и муд-рецов с философским подтекстом, советах по различным житейским вопросам.
Идеальный человек древнекитайского мыслителя и философа Конфуция (551 – 479 г. до нашей эры) – учитель 10 тысяч поколений должен был согласовывать свое поведение с требованиями общества. Его принцип: «Чего не желаешь себе – не делай другим» был в основе воспитания. В учении К. есть общее с будущими идеями Платона, но еще больше в них общечеловеческого: «Чтобы быть счастливым, строй свою жизнь на доброте, трудолюбии, порядочности, почитай старших, традиции, люби семью, народ, страну». Он впервые разработал концепцию воспитания ребенка в семье: «Почитай родителей, не бросай их, будь почтителен, не выражай досады на них». Хороший отец должен дать сыну образование, профессию и привить правила поведения. К. предлагал уподобить государство семье. Государство – одна большая семья и отношения должны воспроизводить семейные.
Учение К. получило мировую известность. Ученики записывали его высказывания. «Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду». «Если будешь требователен к самому себе и снисходителен к другим, то избавишься от ропота». «Ошибки, которые не исправляются – вот настоящие ошибки».

АНТИЧНАЯ МЫСЛЬ дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социального воспитания. В Древнем мире зарождаются идеи и даже традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.
Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
ДЕМОКРИТ еще в 5 веке до нашей эры говорил о зависимости воспитания от общественных условий. По его мнению, начинать воспитание следует с малых лет, учитывая при этом окружающую среду. Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмом», однако он придавал большое значение воспитанию: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы». Именно Демокрит впервые выдвинул идею природосообразности воспитания, советовал во всем следовать природе.
Греческий философ СОКРАТ (5в. до н.э.) – один из основоположников уче-ния о доброй природе человека. Он считал, что человек направлен на добро и истину, но сосоредоточение на личных интересах. Противопоставление их интересам своих близких ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании. Сократовский метод воспитания – метод самопознания, это призыв анализировать поступки человека и делать выводы для самовоспитания. Сократовский метод обучения – путем вопросов и ответов побуждать учеников самим находить ответы. Он считал высшей добродетелью человека знания, а его безнравственное поведение – результат незнания. (яд цикуты)
Ученик Сократа, ПЛАТОН(5-4в до н.е.) также ставил судьбу общества в зависимость от образования и воспитания всех граждан античного мира. Причем это воспитание должно быть гармоничным,т.е. включающим в себя умственное, физическое и нравственное воспитание. От него до нас дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах. Он составил программу обучения детей в школе, которая получила название «Семь свободных искусств» - риторика, диалектика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Ж.Ж.Руссо: «Хотите получить представление об общественном воспитании – прочтите Платона». Например, в своем произведении «Законы», он выделяет социальные функции воспитания. (Найдите их). «Платоническая любовь» - отношения учителя и ученика.
Ученик Платона АРИСТОТЕЛЬ (4 в до н.э.) считал воспитание – главной задачей государства., рассматривал воспитание и обучение как фактор обеспечения стабильности общества. Он повернул воспитание человека от его полого подчинения государству (как у Платона), к интересам самого человека. («Платон мне друг, но истина дороже»). Он обозначил еще одно направление в социальной педагогике – семейное воспитание. Аристотель придавал большое значение роли отца – до 7 лет ребенка должен воспитывать отец. Семейное воспитание должно находиться под присмотром государственных чиновников – педономов.
Аристотель считал, что у человека существует три вида души:растительная – проявляется в питании и размножении; животная – проявляется в ощущениях и желаниях и разумная, у которой есть мышление. Этим трем видам души соответствует з стороны воспитания – физическое, нравственное и умственное. Аристотель впервые установил возрастную периодизацию, разделив возраст молодого человека на три периода6 1 – до 7 лет; 2 – от7 до 14 лет; 3 – от 14 до 21 года. Это, по его мнению, соответствует природе человека.
Известный римский ритор МАРК КВИНТИЛИАН (1 в. н.э.) по философским взглядам близок Платону (душа просто вспоминает, что с ней было в другом мире, поэтому придавал большое значение самопознанию, самоанализу. Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. К. предпочтение отдавал не домашнему, а общественному воспитанию, здесь ребенок воспитывается не в одиночку, а во взаимодействии с товарищами, опираясь на их поддержку. школа должна представлять для ученика саму жизнь в миниатюре и готовить к ней. К. противник наказаний для детей, особенно телесных (они только для рабов). Учить нужно поощряя, хваля, создавая соперничество. Учитель должен строить свои отношения с детьми на доброжелательной основе. К. – автор первого известного специального педагогического труда: «О воспитании оратора», где высказывал социально-педагогические мысли о воспитании ребенка в семье, в детском коллективе, о связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя, о его взаимоотношениях с воспитанниками, об индивидуальном подходе к каждому ученику. Его взгляды получили широкую известность в 16-17 веках у педагогов-гуманистов. («Дети от природы склонны к худшему»).
Нравственные проблемы особенно интересовали римского философа СЕНЕКУ (1 в. н.э.), воспитателя императора Нерона – разрабатывал морально-этические проблемы, решение которых он связывал с обществом и государством. Исходя из своего понимания нравственности. Сенека не считал правильным канон образования «семи свободных искусств». Он писал: «Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги. Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?». Другими словами он выступал за воспитывающее образование. «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла», - писал Сенека. Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность («Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память»). Сенека критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается не «ум, но не душа».
Этика Сенеки оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Энгельс называл его дядей христианства.





Платон «Идеальный полис».
Платоном была предложена достаточно стройная система социального воспитания. В платоновском идеальном государстве, где вся социальная жизнь была строго регламентирована, воспитание детей и юношей служило подготовкой к такой упорядоченной жизни. Воспитание должно было осуществляться почти исключительно силами общества и под строгим государственным контролем. Платон предполагал даже, что дети еще в младенчестве будут отбираться у родителей и передаваться в своеобразные «воспитательные дома». Он неоднократно подчеркивал, что семейное воспитание может привести к разномыслию граждан, что крайне негативно скажется на государстве. Поэтому ребенок должен воспитываться не так, как считает нужным его отец, а как выгодно обществу.
Воспитание имело своей целью подготовку членов определенных социальных групп, хотя, в зависимости от степени талантливости, юноши могли впоследствии преодолеть границы своей социальной группы. Платон предлагал окончательное завершение воспитания отдельных социальных категорий только к 30 годам. Здесь обучение предусматривало изучение в первую очередь наук и искусств, дисциплинирующих разум – математики, гармонической музыки, литературы дидактического содержания и т.д. Жителям идеального государства разрешались не все искусства, а лишь те из них, которые соответствовали гармоничному и неизменному порядку. Так, например, торжественные гимны, возвышающие душу, подлежали обяза-тельному заучиванию, а поэтическая лирика, способствующая разного рода душевным переживаниям, была запрещена, а ее авторы подлежали изгнанию из государства.
Воспитание играет такую важную роль, что к его организации следует привлечь все силы государства, т.е. воспитание должно быть общественным и единообразным. Само же воспитание неизбежно становилось авторитарным, так как мудрый учитель лучше знает, что нужно будущему гражданину, чем он сам или его родители.
Основные идеи в области педагогики:
- обязательное государственное обучение детей и отрицание воспитания семейного;
- жесткий контроль за каждым ребенком или юношей;
- внушение абсолютного приоритета общественных интересов над лич-ными;
- выбор предметов обучения, которые он считал полезными.
- просветлить душу важнее, чем натренировать тело, хотя и это необходимо, чтобы стать воином;
- игры детей должны как можно больше соответствовать законам, потому, что если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, из них невозможно вырастить законопослушных граждан.
Таким образом, в платоновском общественном воспитании и образовании можно увидеть крайнюю схематизацию и односторонность. Однако, это была первая попытка в истории пед. концепция, обосновывавшая с философских позиций не только задачи, но и практику социального воспитания.


С появлением ХРИСТИАНСТВА оно оказывает большое влияние на развитие идеи социального воспитания. Первые христианские общины возникли в 1 веке в Антиохии (столица Сирия), откуда идеи христианства распространились по всей Римской империи.
Идеологи раннего христианства иначе, чем представители античной мысли трактовали сущность человека и его воспитание. Если в период Античности, ос-новная идея была «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение по-иному трактовала эту идею «Что справедливо, то должно быть сделано», т.к. античная мысль ставила в центр всего человека, а христианство – вечные человеческие ценности.
В противовес античным идеалам соревнования и самоутверждения, культу образованности, христианская церковь проповедовала идеалы взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма, объявляла, в частности, «греховной мерзостью» эстетическое воспитание. Для христианского вос-питания были характерны приоритеты веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным и религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Раннее христианство признавало особую роль семейного воспитания, продолжая тем самым пед. традиции уходящей эпохи. Первые школы христиан не принадлежали к определенным социальным стратам и носили явно демократический характер. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближнему, справедливости, бескорыстии и равенстве. В основе христианской философии и педагогики лежит любовь ко всем людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Воспитание в раннехристианских общинах было ориентировано на Библию – собрание сочинений, состоящее из 2-х частей – Ветхого Завета (11 до н.э.) и Нового За-вета (1 –2 в), где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Главных заповедей было 10. 4 из них учили, как надо почитать Бога:не поклоняться другим богам, не делать изображений Бога, не произносить в суете его имени, не работать в божий день – субботу. 6 заповедей наставляли, как надо относиться к людям: почитать родителей, не убивать, не изменять жене или мужу, не красть, не лгать, не завидовать. Кроме этого, в Законе (через пророка Моисея) содержалось много правил, определявших человеческую жизнь до мелочей (мыть руки). И в первых христианских общинах появляется уникальная атмосфера, где люди обретали не только веру, но и новый вид общества – имущество было общее, все делили поровну между всеми членами. Многие братья продавали свои имения, дома и клали деньги «к ногам апостолов», т.е. в общую казну, для помощи вдовам, сиротам и беднякам. Однако через некоторое время идиллия была разрушена и вновь появилось неравенство и несправедливость и в этих общинах.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.