Она включает в себя следующие разновидности: выдержка, шок, свершившийся факт, оскорбленная невинность, мнимое отступление, возврат, ограничения и обманный маневр.
ВЫДЕРЖКА («Тише едешь — дальше будешь»). Применяя эту стратегию, вы не спешите с ответом, тянете время, длите паузу, держите противника в подвешенном состоянии. В трудовых спорах между рабочими и администрацией «подвешенные» периоды — отнюдь* не редкость.
Вот как действуют квакеры. Если на сходке квакеров приверженцы противоположных точек зрения примерно делятся, пополам и никак не могут договориться, объявляется «минута молчания» (разной продолжительности). Если разногласия остаются рассмотрение вопроса переносится на более поздний срок — и так до конца, вплоть До решения вопроса. Благодаря такой тактике удается избежать прямого конфликта и в конце концов достичь результата.
Франклин Делано Рузвельт нередко приводил в пример китайскую выдержку — результат четырех тысячелетий развития цивилизации. Два разгоряченных кули выясняют отношения на глазах у толпы. Прохожий-иностранец выражает удивление, почему они до сих пор не подрались. Его приятель-китаец объясняет: «Тот, кто первым пустит в ход кулаки, тем самым признает, что у него не осталось разумных доводов».
Исключительно важно — правильно угадать момент, когда нужно поставить точку. В частном разговоре — замолчать. Адвокату в суде — прекратить перекрестный допрос. Я уже останавливался на случае с выселением последнего арендатора, когда я едва не переступил роковую черту. Признавая важность этого фактора, Бенджамин Дизраэли сказал: «Мало уметь воспользоваться преимуществом, не менее важно — вовремя отказаться от него».
ШОК. Эта стратегия подразумевает неожиданную, часто радикальную смену методов, аргументов, подхода. Иногда бывает достаточно изменить интонацию или высоту голоса. Например, вы только что говорили спокойным, ровным голосом и вдруг резко повышаете его.
ВЫДЕРЖКА («Тише едешь — дальше будешь»). Применяя эту стратегию, вы не спешите с ответом, тянете время, длите паузу, держите противника в подвешенном состоянии. В трудовых спорах между рабочими и администрацией «подвешенные» периоды — отнюдь* не редкость.
Вот как действуют квакеры. Если на сходке квакеров приверженцы противоположных точек зрения примерно делятся, пополам и никак не могут договориться, объявляется «минута молчания» (разной продолжительности). Если разногласия остаются рассмотрение вопроса переносится на более поздний срок — и так до конца, вплоть До решения вопроса. Благодаря такой тактике удается избежать прямого конфликта и в конце концов достичь результата.
Франклин Делано Рузвельт нередко приводил в пример китайскую выдержку — результат четырех тысячелетий развития цивилизации. Два разгоряченных кули выясняют отношения на глазах у толпы. Прохожий-иностранец выражает удивление, почему они до сих пор не подрались. Его приятель-китаец объясняет: «Тот, кто первым пустит в ход кулаки, тем самым признает, что у него не осталось разумных доводов».
Исключительно важно — правильно угадать момент, когда нужно поставить точку. В частном разговоре — замолчать. Адвокату в суде — прекратить перекрестный допрос. Я уже останавливался на случае с выселением последнего арендатора, когда я едва не переступил роковую черту. Признавая важность этого фактора, Бенджамин Дизраэли сказал: «Мало уметь воспользоваться преимуществом, не менее важно — вовремя отказаться от него».
ШОК. Эта стратегия подразумевает неожиданную, часто радикальную смену методов, аргументов, подхода. Иногда бывает достаточно изменить интонацию или высоту голоса. Например, вы только что говорили спокойным, ровным голосом и вдруг резко повышаете его.
Основательно подготовившись — проникнув в возможные предположения обеих сторон и, прежде всего, научившись распознавать интересы и строить гамбиты,— можно сказать, что мы овладели основами ведения переговоров.
Как применить эти знания за столом переговоров — дело техники: стратегии и тактики.
Эти два слова — стратегия и тактика — сильно различаются по значению. Тем не менее на практике не всегда легко понять, относится ли тот или иной шаг к стратегии или тактике. Поэтому в данной главе мы будем понимать под стратегией общий характер и технику переговоров, а под тактикой — средства осуществления стратегии.
Многие жизненные ситуации можно сравнить с поведением на дискотеке. Характер движений, темп, амплитуда зависят от конкретных условий: музыки, партнера, других танцующих, настроения (нашего и партнера), правил поведения в обществе и так далее.
К примеру, наша стратегия может состоять в том, чтобы держаться с краю — или, наоборот, пытаться пробиться в центр пятачка. Набор тактик — конкретные шаги и повороты — будет определяться стратегией и конкретными условиями.
Все представленные в этой книге стратегии призваны воплотить на практике теорию потребностей.
Говоря о технике успешных переговоров, представим ее в виде набора инструментов. «Британская энциклопедия» определяет инструмент как «приспособление, которым пользуется рабочий — как на подготовительной стадии, для выбора и измерения исходного материала, так и на средней — когда придает материалу нужную форму,— и на завершающей — для проверки качества готового изделия».
Как применить эти знания за столом переговоров — дело техники: стратегии и тактики.
Эти два слова — стратегия и тактика — сильно различаются по значению. Тем не менее на практике не всегда легко понять, относится ли тот или иной шаг к стратегии или тактике. Поэтому в данной главе мы будем понимать под стратегией общий характер и технику переговоров, а под тактикой — средства осуществления стратегии.
Многие жизненные ситуации можно сравнить с поведением на дискотеке. Характер движений, темп, амплитуда зависят от конкретных условий: музыки, партнера, других танцующих, настроения (нашего и партнера), правил поведения в обществе и так далее.
К примеру, наша стратегия может состоять в том, чтобы держаться с краю — или, наоборот, пытаться пробиться в центр пятачка. Набор тактик — конкретные шаги и повороты — будет определяться стратегией и конкретными условиями.
Все представленные в этой книге стратегии призваны воплотить на практике теорию потребностей.
Говоря о технике успешных переговоров, представим ее в виде набора инструментов. «Британская энциклопедия» определяет инструмент как «приспособление, которым пользуется рабочий — как на подготовительной стадии, для выбора и измерения исходного материала, так и на средней — когда придает материалу нужную форму,— и на завершающей — для проверки качества готового изделия».
Помимо умения слушать, очень важно понимать язык жестов. К примеру, если во время беседы кто-то откинется на спинку стула и сложит руки на груди, вы сразу заподозрите неладное. Значение жестов трудно переоценить. Они передают множество смысловых оттенков и психологических нюансов. Присматривайтесь к жестикуляции оппонента — это даст вам ключ к пониманию истинного смысла его слов.
Мы употребляем слово «жесты» в самом широком смысле слова. Это не только движения тела. Напряжение может проявляться в неожиданно проступившем румянце, сокращении мышц лица, ерзании, преувеличенной озабоченности, натянутых смешках или хихиканье, даже в молчании, когда оппонент уставится в одну точку. Все это ~ средства общения без слов. В книге «Речевые обороты и жесты в повседневной жизни» С. Фельдман подробно разобрал свыше пятидесяти жестов и других приемов, включая телодвижения, особенности осанки, выражение лица и манеру себя вести. (См. также труд Дж. Ниренберга и Г. Кале-ро «Как читать человека, словно книгу», основанный на исследованиях Фельдмана и других первооткрывателей в данной области.)
Разумеется, на любых переговорах вы и ваш оппонент прежде всего РАЗГОВАРИВАЕТЕ. В то же время вы СМОТРИТЕ друг на друга, а иногда и ВИДИТЕ. Когда люди СМОТРЯТ, это — своего рода разведка, носящая объективный характер. Тогда как ВИДЕТЬ значит впитывать информацию, схватывать общее впечатление; иначе говоря, субъективный процесс. Представьте себе мужчину, который знакомится с привлекательной женщиной в платье с глубоким вырезом, открывающим прелесть ее тела. Дама стремится быть «увиденной», то есть понятой как личность, и обижается, если мужчина впивается взглядом в декольте — «шпионит» за ней. У нее появляется желание убежать. Он — не джентльмен!
Мы употребляем слово «жесты» в самом широком смысле слова. Это не только движения тела. Напряжение может проявляться в неожиданно проступившем румянце, сокращении мышц лица, ерзании, преувеличенной озабоченности, натянутых смешках или хихиканье, даже в молчании, когда оппонент уставится в одну точку. Все это ~ средства общения без слов. В книге «Речевые обороты и жесты в повседневной жизни» С. Фельдман подробно разобрал свыше пятидесяти жестов и других приемов, включая телодвижения, особенности осанки, выражение лица и манеру себя вести. (См. также труд Дж. Ниренберга и Г. Кале-ро «Как читать человека, словно книгу», основанный на исследованиях Фельдмана и других первооткрывателей в данной области.)
Разумеется, на любых переговорах вы и ваш оппонент прежде всего РАЗГОВАРИВАЕТЕ. В то же время вы СМОТРИТЕ друг на друга, а иногда и ВИДИТЕ. Когда люди СМОТРЯТ, это — своего рода разведка, носящая объективный характер. Тогда как ВИДЕТЬ значит впитывать информацию, схватывать общее впечатление; иначе говоря, субъективный процесс. Представьте себе мужчину, который знакомится с привлекательной женщиной в платье с глубоким вырезом, открывающим прелесть ее тела. Дама стремится быть «увиденной», то есть понятой как личность, и обижается, если мужчина впивается взглядом в декольте — «шпионит» за ней. У нее появляется желание убежать. Он — не джентльмен!
Теперь рассмотрим другие способы, помимо вопросов и утверждений, с помощью которых можно узнать интересы противника. Один такой способ заключается в том, чтобы по-настоящему внимательно слушать человека, обращая внимание не только на слова, но и на особенности построения фраз, лексику, подбор выражений и устойчивых речевых оборотов, интонацию — все то, на чем я подробно останавливался в книге «Мета-разговор».
Слушание — такой же, как и речевой, способ влиять на человека. Слушать нужно с открытой душой, свободной от предубеждений. Любое высказывание имеет по меньшей мере два значения.
В романе «1984» Джордж Оруэлл приводит некоторые лозунги, которые на первый взгляд представляются абсурдными, однако в определенных обстоятельствах не лишены смысла. Придуманный Оруэллом лозунг: «Свобода есть рабство!»— верен в условиях ничем не ограниченной личной свободы, потому что тогда человек становится рабом своих прихотей. Еще один парадокс Оруэлла: «Война — это мир!» — имеет смысл, если подумать об объединении разобщенных и даже конфликтующих между собой представителей нации перед лицом общего врага.
Итак, вы настроились внимательно слушать, очистились от предубеждений и горите желанием узнать интересы оппонента. Что же вам доведется услышать?
В своей книге «Речевые обороты и жесты в повседневной жизни» С. Фельдман приводит список устойчивых выражений, которые чаще всего употребляются на переговорах: иногда с целью настроить собеседника на разговор, а иногда — чтобы дать понять: человек имеет в виду нечто прямо противоположное тому, что говорит. Тем не менее они помогают понять психологические факторы.
Слушание — такой же, как и речевой, способ влиять на человека. Слушать нужно с открытой душой, свободной от предубеждений. Любое высказывание имеет по меньшей мере два значения.
В романе «1984» Джордж Оруэлл приводит некоторые лозунги, которые на первый взгляд представляются абсурдными, однако в определенных обстоятельствах не лишены смысла. Придуманный Оруэллом лозунг: «Свобода есть рабство!»— верен в условиях ничем не ограниченной личной свободы, потому что тогда человек становится рабом своих прихотей. Еще один парадокс Оруэлла: «Война — это мир!» — имеет смысл, если подумать об объединении разобщенных и даже конфликтующих между собой представителей нации перед лицом общего врага.
Итак, вы настроились внимательно слушать, очистились от предубеждений и горите желанием узнать интересы оппонента. Что же вам доведется услышать?
В своей книге «Речевые обороты и жесты в повседневной жизни» С. Фельдман приводит список устойчивых выражений, которые чаще всего употребляются на переговорах: иногда с целью настроить собеседника на разговор, а иногда — чтобы дать понять: человек имеет в виду нечто прямо противоположное тому, что говорит. Тем не менее они помогают понять психологические факторы.
Обычно говорят о том, как вести себя, если во время деловой встречи вам задают вопросы. Однако если вы — хозяин положения, вопросы отпадают сами собой. Мой интерес к этой области был вызван статьей Альфреда Флейшмана «Как саботировать деловую встречу», опубликованной в сентябре 1967 года. С тех пор мне не раз удавалось положить конец обсуждению при помощи различных тактик, речь о которых пойдет в десятой главе. Здесь же будет достаточно их перечислить. Это не предложения, а только примеры, показывающие, какие ситуации могут возникнуть и к чему следует быть готовым.
1 ВЫДЕРЖКА. Тяните время, старайтесь «пересидеть» противника.
2 ШОК. Резко прервите встречу. Чтобы эта тактика сработала, необходим точный расчет времени.
3 СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. Закройте совещание, прежде чем противник успел опротестовать ваше решение.
4 ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. Встаньте и уйдите.
5 МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Не появляйтесь до тех пор, пока не будет поздно что-либо решать.
6 ВОЗВРАТ. Созовите другое совещание в то же время и в том же месте.
7 ОГРАНИЧЕНИЯ. Прибегните к парламентской процедуре; настаивайте на точном соблюдении повестки дня.
8 ОБМАННЫЙ МАНЕВР. Сделайте вид, будто думали, что встреча должна была состояться в другое время и в другом месте.
9 СОПРИЧАСТНОСТЬ. Позовите друзей.
10 АССОЦИАЦИЯ. Вербуйте союзников.
1 ВЫДЕРЖКА. Тяните время, старайтесь «пересидеть» противника.
2 ШОК. Резко прервите встречу. Чтобы эта тактика сработала, необходим точный расчет времени.
3 СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. Закройте совещание, прежде чем противник успел опротестовать ваше решение.
4 ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. Встаньте и уйдите.
5 МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Не появляйтесь до тех пор, пока не будет поздно что-либо решать.
6 ВОЗВРАТ. Созовите другое совещание в то же время и в том же месте.
7 ОГРАНИЧЕНИЯ. Прибегните к парламентской процедуре; настаивайте на точном соблюдении повестки дня.
8 ОБМАННЫЙ МАНЕВР. Сделайте вид, будто думали, что встреча должна была состояться в другое время и в другом месте.
9 СОПРИЧАСТНОСТЬ. Позовите друзей.
10 АССОЦИАЦИЯ. Вербуйте союзников.
Вот несколько различных подходов.
1) Создать у противника впечатление, будто ему
ответили.
2) Ответить неполно.
3) Дать неточный ответ.
4) Отбить у него охоту продолжать расспросы.
СОЗДАТЬ У ПРОТИВНИКА ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ЕМУ ОТВЕТИЛИ
Задавая вопросы, мы имеем дело с двумя наборами предположений: спрашивающего и отвечающего. Отвечая, нужно попытаться опровергнуть предположения спрашивающего и выдвинуть свои собственные. Был случай, когда ошибка в предположениях стоила человеку жизни. Этот армейский капитан был казначеем офицерского клуба и на протяжении долгого времени запускал руку в общую кассу. Однажды в гарнизонной лавке к нему приблизились двое полицейских. Один положил ему руку на плечо: «Капитан, вы не могли бы пройти с нами?»— «Прошу прощения, я сейчас». Он вышел в мужской туалет и застрелился. Полицейские были крайне удивлены. Они всего-навсего хотели сказать, что капитан припарковал свой «джип» слишком близко к огнетушителю. Этот человек и сегодня был бы жив — хотя и не обязательно на свободе,— если бы дал себе труд непредвзято воспринять вопрос. Сказал бы гордо: «А в чем, собственно, дело?»— и не пришлось бы стреляться.
1) Создать у противника впечатление, будто ему
ответили.
2) Ответить неполно.
3) Дать неточный ответ.
4) Отбить у него охоту продолжать расспросы.
СОЗДАТЬ У ПРОТИВНИКА ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ЕМУ ОТВЕТИЛИ
Задавая вопросы, мы имеем дело с двумя наборами предположений: спрашивающего и отвечающего. Отвечая, нужно попытаться опровергнуть предположения спрашивающего и выдвинуть свои собственные. Был случай, когда ошибка в предположениях стоила человеку жизни. Этот армейский капитан был казначеем офицерского клуба и на протяжении долгого времени запускал руку в общую кассу. Однажды в гарнизонной лавке к нему приблизились двое полицейских. Один положил ему руку на плечо: «Капитан, вы не могли бы пройти с нами?»— «Прошу прощения, я сейчас». Он вышел в мужской туалет и застрелился. Полицейские были крайне удивлены. Они всего-навсего хотели сказать, что капитан припарковал свой «джип» слишком близко к огнетушителю. Этот человек и сегодня был бы жив — хотя и не обязательно на свободе,— если бы дал себе труд непредвзято воспринять вопрос. Сказал бы гордо: «А в чем, собственно, дело?»— и не пришлось бы стреляться.
Люди способны не только воспринимать явления окружающего мира, но и мыслить на разных уровнях обобщения. Этому во многом способствуют языковые структуры. Знакомство с общей семантикой помогает понять, как это происходит.
Задавая вопрос на одном из уровней, необходимо помнить, что ответ должен принадлежать к тому же уровню.
К примеру, если во время забастовки спросить: «Мои служащие лояльны?»— это будет вопрос очень высокого уровня обобщения; вашему собеседнику будет нелегко дать ответ, который бы соответствовал ему по масштабу и достоверности. Зато если вы зададите конкретный вопрос, например: «Отметил ли отдел кадров случаи, когда рабочие крушили бы собственность компании?»— ответ не затруднит партнера и будет иметь больше смысла.
Одного француза — соискателя степени доктора естественных наук — спросили: «Почему опиум усыпляет?» Ответ был: «Потому что в основе этого явления лежит усыпляющий принцип». Типичный пример смены уровня с целью избежать ответа.
Вот еще пример несоответствия уровней. Атеист бросает вызов священнику: «Вы утверждаете, будто Бог сотворил человека. А кто сотворил самого Бога?» Заданный на публике, этот вопрос может показаться даже эффектным, но беда в том, что в нем смешаны понятия времени и вечности и не делается различия между понятийными уровнями. Подбирая вопросы, структура которых лучше подходит для интересующей нас области, мы добьемся большей эффективности общения.
Об уровнях обобщения подробнее говорится моей книге «Искусство творческого мышления».
Задавая вопрос на одном из уровней, необходимо помнить, что ответ должен принадлежать к тому же уровню.
К примеру, если во время забастовки спросить: «Мои служащие лояльны?»— это будет вопрос очень высокого уровня обобщения; вашему собеседнику будет нелегко дать ответ, который бы соответствовал ему по масштабу и достоверности. Зато если вы зададите конкретный вопрос, например: «Отметил ли отдел кадров случаи, когда рабочие крушили бы собственность компании?»— ответ не затруднит партнера и будет иметь больше смысла.
Одного француза — соискателя степени доктора естественных наук — спросили: «Почему опиум усыпляет?» Ответ был: «Потому что в основе этого явления лежит усыпляющий принцип». Типичный пример смены уровня с целью избежать ответа.
Вот еще пример несоответствия уровней. Атеист бросает вызов священнику: «Вы утверждаете, будто Бог сотворил человека. А кто сотворил самого Бога?» Заданный на публике, этот вопрос может показаться даже эффектным, но беда в том, что в нем смешаны понятия времени и вечности и не делается различия между понятийными уровнями. Подбирая вопросы, структура которых лучше подходит для интересующей нас области, мы добьемся большей эффективности общения.
Об уровнях обобщения подробнее говорится моей книге «Искусство творческого мышления».
Журналисты часто цитируют известное стихотворение Киплинга, в котором перечисляются шесть наиболее часто употребляемых вопросительных слов:
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где»...
При помощи этих слов журналисты получают всю информацию, нужную для стандартного репортажа.
Вопросы, начинающиеся с «кто», «что», «когда» и «где», обычно выполняют функцию II на низком уровне обобщения; они близки к реальной жизни; ответы на них практически не оставляют простора для различных толкований. Вопросы, начинающиеся с «почему», выполняют функцию IV и подталкивают к другой крайности: при ответе на них может возникнуть множество интерпретаций. Что же касается вопросов, начинающихся с «как» (функция IV), то они располагаются посередке между этими двумя полюсами.
Эти же слова могут служить толчком к игре воображения, побуждать к поиску творческих альтернатив.
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где»...
При помощи этих слов журналисты получают всю информацию, нужную для стандартного репортажа.
Вопросы, начинающиеся с «кто», «что», «когда» и «где», обычно выполняют функцию II на низком уровне обобщения; они близки к реальной жизни; ответы на них практически не оставляют простора для различных толкований. Вопросы, начинающиеся с «почему», выполняют функцию IV и подталкивают к другой крайности: при ответе на них может возникнуть множество интерпретаций. Что же касается вопросов, начинающихся с «как» (функция IV), то они располагаются посередке между этими двумя полюсами.
Эти же слова могут служить толчком к игре воображения, побуждать к поиску творческих альтернатив.
Очень часто люди высказывают утверждения, на самом деле являющиеся замаскированными вопросами, рассчитанными на получение информации. Еще в детстве мы, сами того не замечая, прибегали к этому приему, выражая неуверенность в себе, притворство, будто мы знаем что-то, чего на самом деле совсем не знаем, или просто неумение задать вопрос. Такие «вопросительные» утверждения нужно очень внимательно выслушивать:, они, как ничто другое, помогают понять человека. Фраза, вроде бы выполняющая функцию Hi,— «Меня никто не любит!»,— на самом деле призвана привлечь внимание (I).
Косвенные вопросы, то есть утверждения, требующие ответа, звучат более дипломатично, чем прямые. Например, вместо того, чтобы спрашивать в лоб: «Когда вы приедете?», можно сказать: «Председательствующий хотел бы знать, когда вы сможете приехать». Или, предположим, президент корпорации хочет дать понять потенциальному покупателю, что за его фирмой многие охотятся. Фраза: «Как вы думаете, кто интересовался, продается ли компания?»— может вызвать непредвиденную и нежелательную реакцию. Оказанное на покупателя давление способно спровоцировать что угодно: от шутки до грубости. Зато формулировка: «Вы ни за что не угадаете, кто хотел купить компанию!»— оставляет собеседнику больше пространства для маневра. Скорее всего, ответ будет: «Да уж, трудно угадать!» или: «Кто?» Оба ответа дают возможность продолжить разговор и добиться желаемой реакции.
Начиная утверждение вводной фразой типа «Представляется вполне разумным...», «Никто не станет отрицать...», «Общеизвестно...», «Совершенно очевидно...», «У вас нет никаких оснований беспокоиться...» и т.п., вы даете понять, что ответ абсолютно ясен и не требует доказательств. Политики довели этот полезный прием до степени высокого искусства.
Косвенные вопросы, то есть утверждения, требующие ответа, звучат более дипломатично, чем прямые. Например, вместо того, чтобы спрашивать в лоб: «Когда вы приедете?», можно сказать: «Председательствующий хотел бы знать, когда вы сможете приехать». Или, предположим, президент корпорации хочет дать понять потенциальному покупателю, что за его фирмой многие охотятся. Фраза: «Как вы думаете, кто интересовался, продается ли компания?»— может вызвать непредвиденную и нежелательную реакцию. Оказанное на покупателя давление способно спровоцировать что угодно: от шутки до грубости. Зато формулировка: «Вы ни за что не угадаете, кто хотел купить компанию!»— оставляет собеседнику больше пространства для маневра. Скорее всего, ответ будет: «Да уж, трудно угадать!» или: «Кто?» Оба ответа дают возможность продолжить разговор и добиться желаемой реакции.
Начиная утверждение вводной фразой типа «Представляется вполне разумным...», «Никто не станет отрицать...», «Общеизвестно...», «Совершенно очевидно...», «У вас нет никаких оснований беспокоиться...» и т.п., вы даете понять, что ответ абсолютно ясен и не требует доказательств. Политики довели этот полезный прием до степени высокого искусства.
Рекомендуется заранее подобрать функциональные вопросы для каждой стадии переговоров. Для начала лучше всего подойдут настраивающие на разговор, затем — предназначенные для получения информации, побуждающие к размышлению и наконец — подводящие к решению. Солидный запас функциональных вопросов поможет вам тактично двигать переговоры вперед, в соответствии с избранной вами стратегией. Потом можно предоставить говорить партнеру по переговорам; вам останется лишь корректировать направление, время от времени вставляя тщательно продуманный вопрос.
Вопросы, выполняющие функции I (настройки), II (получения информации) и IV (толчка к работе мысли), гораздо реже внушают собеседнику тревогу, чем выполняющие функции III и V. Есть, однако, способы задать вопрос типа III или V, не ставя собеседника в затруднительное положение и не торопя с решением.
Например, вместо того, чтобы в лоб спросить: «Каково ваше мнение?» (V), можно сформулировать вопрос так: «Вам хотелось бы что-либо добавить?» (I, II). Или представьте себе такую ситуацию: едва хозяйка открывает дверь, коммивояжер выпаливает: «Хотите купить Британскую Энциклопедию?» (V). Ему тотчас дадут от ворот поворот. Если же он спросит: «В вашей семье есть школьники?»— то привлечет внимание и получит информацию (I, II).
От того, как секретарша ответит на ваш телефонный звонок, зависит ваше моральное самочувствие. Фраза: «Кто говорит?» многим действует на нервы: создается впечатление, будто хозяин офиса «на месте» не для всякого (III). Опытная секретарша спросит: «Могу я узнать, с кем разговариваю?» (I, II) и таким образом оставит человеку свободу выбора. Или еще лучше: «Как мне доложить о вас мистеру Смиту?» (I, III и V). Секретарша завязывает разговор, дает понять, что мистер Смит на месте, и оставляет вам пространство для маневра.
Особенно осторожными нужно быть, беря интервью. Ваша цель — расположить к себе собеседника, получить как можно больше информации и побудить его думать. Если вы замечаете, что у вас проскальзывают вопросы типов III и IV, старайтесь следить за собой. Нельзя, например, спросить: «Говорят, вы больше не балуетесь марихуаной?» (V и III функции). Лучше прибегнуть к следующей формуле: «Мистер Смит, вы не могли бы поделиться с читателями своими мыслями о марихуане?» (IV и II). Или: «Вы не хотели бы добавить что-либо такое, что я выпустил из виду?» (IV и II). Во время интервью важнее всего функции II и IV.
Например, вместо того, чтобы в лоб спросить: «Каково ваше мнение?» (V), можно сформулировать вопрос так: «Вам хотелось бы что-либо добавить?» (I, II). Или представьте себе такую ситуацию: едва хозяйка открывает дверь, коммивояжер выпаливает: «Хотите купить Британскую Энциклопедию?» (V). Ему тотчас дадут от ворот поворот. Если же он спросит: «В вашей семье есть школьники?»— то привлечет внимание и получит информацию (I, II).
От того, как секретарша ответит на ваш телефонный звонок, зависит ваше моральное самочувствие. Фраза: «Кто говорит?» многим действует на нервы: создается впечатление, будто хозяин офиса «на месте» не для всякого (III). Опытная секретарша спросит: «Могу я узнать, с кем разговариваю?» (I, II) и таким образом оставит человеку свободу выбора. Или еще лучше: «Как мне доложить о вас мистеру Смиту?» (I, III и V). Секретарша завязывает разговор, дает понять, что мистер Смит на месте, и оставляет вам пространство для маневра.
Особенно осторожными нужно быть, беря интервью. Ваша цель — расположить к себе собеседника, получить как можно больше информации и побудить его думать. Если вы замечаете, что у вас проскальзывают вопросы типов III и IV, старайтесь следить за собой. Нельзя, например, спросить: «Говорят, вы больше не балуетесь марихуаной?» (V и III функции). Лучше прибегнуть к следующей формуле: «Мистер Смит, вы не могли бы поделиться с читателями своими мыслями о марихуане?» (IV и II). Или: «Вы не хотели бы добавить что-либо такое, что я выпустил из виду?» (IV и II). Во время интервью важнее всего функции II и IV.
Иметь представление о функции вопроса — еще не все. Чтобы удачно сформулировать вопрос, требуется интуитивное понимание ситуации и умение построить вопрос с учетом ряда осознанных и неосознанных последствий.
Смысл устного вопроса может существенно меняться в зависимости от ударения, подтекста, интонации и других речевых приемов. Впрочем, то же относится к изложенному на бумаге.
Возьмем простой вопрос: «Как поживаете?» Произнесенный без ударения на каком-либо слове, он — всего лишь способ привлечь внимание и завязать разговор.
«Ну и как же вы поживаете?» — обращение за информацией.
«Ну а вы-то как поживаете?» — эта фраза уже сама несет в себе информацию.
«Все-таки как вы поживаете?» — заставляет задуматься.
«Так как, вы сказали, вы поживаете?» — подводит черту.
Бывают ситуации, в которых вопрос может выполнять все пять функций одновременно. Например, вы поужинали в ресторане, и официант просит вас подписать чек. Обычно это происходит так. Он подходит и спрашивает: «Принести вам еще выпить?» Таким образом он: 1) привлекает ваше внимание; 2) обращается за информацией; 3) возможно, намекает, что вам пора уходить; 4) побуждает вас задуматься и 5) принять решение.
Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет ваш собеседник. Ответственность за правильность восприятия лежит на том, кто спрашивает.
Смысл устного вопроса может существенно меняться в зависимости от ударения, подтекста, интонации и других речевых приемов. Впрочем, то же относится к изложенному на бумаге.
Возьмем простой вопрос: «Как поживаете?» Произнесенный без ударения на каком-либо слове, он — всего лишь способ привлечь внимание и завязать разговор.
«Ну и как же вы поживаете?» — обращение за информацией.
«Ну а вы-то как поживаете?» — эта фраза уже сама несет в себе информацию.
«Все-таки как вы поживаете?» — заставляет задуматься.
«Так как, вы сказали, вы поживаете?» — подводит черту.
Бывают ситуации, в которых вопрос может выполнять все пять функций одновременно. Например, вы поужинали в ресторане, и официант просит вас подписать чек. Обычно это происходит так. Он подходит и спрашивает: «Принести вам еще выпить?» Таким образом он: 1) привлекает ваше внимание; 2) обращается за информацией; 3) возможно, намекает, что вам пора уходить; 4) побуждает вас задуматься и 5) принять решение.
Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет ваш собеседник. Ответственность за правильность восприятия лежит на том, кто спрашивает.