Она включает в себя следующие разновидности: выдержка, шок, свершившийся факт, оскорбленная невинность, мнимое отступление, возврат, ограничения и обманный маневр.
ВЫДЕРЖКА («Тише едешь — дальше будешь»). Применяя эту стратегию, вы не спешите с ответом, тянете время, длите паузу, держите противника в подвешенном состоянии. В трудовых спорах между рабочими и администрацией «подвешенные» периоды — отнюдь* не редкость.
Вот как действуют квакеры. Если на сходке квакеров приверженцы противоположных точек зрения примерно делятся, пополам и никак не могут договориться, объявляется «минута молчания» (разной продолжительности). Если разногласия остаются рассмотрение вопроса переносится на более поздний срок — и так до конца, вплоть До решения вопроса. Благодаря такой тактике удается избежать прямого конфликта и в конце концов достичь результата.
Франклин Делано Рузвельт нередко приводил в пример китайскую выдержку — результат четырех тысячелетий развития цивилизации. Два разгоряченных кули выясняют отношения на глазах у толпы. Прохожий-иностранец выражает удивление, почему они до сих пор не подрались. Его приятель-китаец объясняет: «Тот, кто первым пустит в ход кулаки, тем самым признает, что у него не осталось разумных доводов».
Исключительно важно — правильно угадать момент, когда нужно поставить точку. В частном разговоре — замолчать. Адвокату в суде — прекратить перекрестный допрос. Я уже останавливался на случае с выселением последнего арендатора, когда я едва не переступил роковую черту. Признавая важность этого фактора, Бенджамин Дизраэли сказал: «Мало уметь воспользоваться преимуществом, не менее важно — вовремя отказаться от него».
ШОК. Эта стратегия подразумевает неожиданную, часто радикальную смену методов, аргументов, подхода. Иногда бывает достаточно изменить интонацию или высоту голоса. Например, вы только что говорили спокойным, ровным голосом и вдруг резко повышаете его. Это действует как электрошок и, как правило, достигает цели. Тактика шока уместна в случае поступления новой информации или смены курса. Иной раз полезно в разгар переговоров заменить лидера. Конечно, это имеет свои минусы, но и свои плюсы — как замена утратившего контроль над мячом нападающего. Если во время переговоров одна сторона вдруг начинает «лезть в бутылку», возможно, она всего лишь применяет тактику шока. Якобы невменяемый противник рассчитывает на то, что так вам будет труднее контролировать ситуацию. . Кстати, хуже всего иметь дело с действительно - ^неуравновешенными людьми: они не устают преподносить сюрпризы. С неопытными партнерами по переговорам и то легче — им можно втолковать, что к чему.
Одна англо-американская компания открыла в Замбии медный рудник и наняла туземцев из ближайшей провинции. Рабочих вместе с семьями разместили во времянках на берегу реки Кафуэ. У компании были грандиозные патерналистские планы — построить настоящую деревню с современным жильем, электричеством и водопроводом. Хозяева заверили профсоюз, что «в скором времени» начнется строительство. Жизнь во времянках никого не могла удовлетворить: главным образом потому, что единственным источником воды была река. Там рабочие и члены их семей купались и брали воду для личных нужд. Время от времени после купания не досчитывались женщины или ребенка: река кишела крокодилами. Единственным выходом казалось сооружение водозаборных колонок. Плюс обработка воды хлоркой.
К огромному удивлению администрации, профсоюз отказался от подобного усовершенствования: «Не нужны нам никакие колонки!» «Будьте же благоразумны,— увещевала администрация.— Вы несете людские потери. Давайте временно соорудим колонки, это в ваших интересах. А хлорирование воды избавит вас от глистных заболеваний. Это делается для блага рабочих. А вы, мистер Профсоюз, сопротивляетесь. Почему?»
Представитель профсоюза отказался даже обсуждать этот вопрос. Администрация предприняла расследование и выяснила вот что. Профсоюз не верил, что после сооружения временных водозаборных колонок администрация будет спешить с возведением постоянного жилья, что она без нажима вложит значительные средства в строительство деревни. Так что они решили, пусть даже Ценой человеческих жертв, подтолкнуть администрацию.
Компания все же установила колонки. Спустя Две недели они были выведены из строя, и рабочие и члены их семей опять стали брать воду в реке. Более того — администрации стало известно, что профсоюз распускает слухи, будто хлорирование воды служит для контроля за рождаемостью — чтобы женщины, работающие на руднике, не прерывали работу.
Никакие доводы не действовали. Своим почти непостижимым упрямством профсоюз вынудил администрацию построить постоянную деревню в более сжатые сроки, чем если бы он не оказывал давления и рабочие с крокодилами существовали врозь. Профсоюз жертвовал сиюминутными интересами своих людей ради достижения долгосрочных целей.
СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. («А теперь что хотите, то и делайте!») Эта стратегия связана с немалым риском, но искушение слишком велико. Вы действуете, не считаясь с противником, и смотрите, как он отреагирует. Главное — точно просчитывать ходы и предвидеть последствия.
В качестве отрицательного примера приведем кризис в районе Суэцкого канала в 1956 году. Египет национализировал канал; Франция и Великобритания послали войска, чтобы вернуть свою собственность. Они исходили из ошибочного предположения, что Соединенные Штаты автоматически поддержат традиционных союзников. Однако президент Эйзенхауэр отреагировал не в их пользу (и таким образом поддержал Египет, поставивший мир перед свершившимся фактом). Под его влиянием ООН послала в этот регион силы быстрого реагирования, взяла канал под свой контроль и начала переговоры. Ее политика состояла в смене уровней. Великобритания и Франция были вынуждены признать: в послевоенном мире они больше не великие державы, а рассерженные держатели акций, у которых конкуренты собираются вырвать контрольный пакет. Переговоры свелись к торгу: сколько они могут получить от продажи акций? В конце концов Египет выплатил компании «Суэцкий канал» (принадлежавшей английскому и французскому правительствам) компенсацию в размере 8,1 миллиона долларов.
Приступая к допросу свидетеля с подмоченной репутацией, адвокат стремится выложить компрометирующие его факты, прежде чем инициативу перехватит противная сторона и выставит свидетеля в еще более неприглядном свете. Таким образом противника ставят перед фактом (упреждающий удар).
Особенно часто приходится наблюдать эту тактику в действии в случаях объединения компаний. Если департамент юстиции дает понять, что у него есть возражения, компании срочно объединяются и ставят власти перед фактом, как бы говоря: «Дело сделано. Каковы ваши следующие шаги?» Правительство понимает, что вернуться в исходную позицию — хлопот не оберешься. Как говорится, овчинка не стоит выделки. Но, разумеется, чтобы свершившийся факт принес желаемые результаты, его должна признать таковым противоположная сторона. Если она не предпринимает ответных мер, вы оказываетесь в положении судьи Джона Маршалла, когда он вынес судебное постановление в адрес президента Эндрю Джексона, а тот отказался подчиниться. «Джон Маршалл принял решение,— прокомментировал президент.— Теперь пусть проводит его в жизнь». Естественно, постановление так и осталось на бумаге.
Тактика свершившегося факта бывает полезна и в других ситуациях. Если вам представляют на подписание контракт и вы не согласны с отдельными пунктами, вычеркните их, подпишите и отошлите документ обратно. Перед лицом свершившегося факта ваш противник может либо не признать его и настоять на возобновлении переговоров, либо согласиться с вашими коррективами. Довольно часто люди выбирают второе.
ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. («Кто - я?!») Компания, ведущая дела на Восточном побережье, решила построить завод в Техасе. Проект предусматривал возведение стальных конструкций. После всестороннего изучения вопроса компания поняла, что придется иметь дело с профсоюзом монтажников, занимающим в Техасе довольно сильные позиции и благодаря своей жесткой политике добившимся для рабочих высоких тарифов.
Вместо того, чтобы платить по профсоюзным нормам, компания наняла монтажников на стороне и приступила к строительству. Завод возводили ударными темпами. Наконец профсоюз спохватился: «Эй, так нельзя! Это не по нашим, профсоюзным правилам!»— «Да что вы? — удивилась компания.— А мы и не знали! Мы были уверены, что имеем право прихватить с собой своих рабочих. Обещаем отныне нанимать только членов профсоюза!»
Профсоюз был доволен, а компания и подавно: ведь основная часть работ по возведению металлических конструкций уже была выполнена и они сэкономили немалые средства.
В бизнесе тактика оскорбленной невинности применяется с переменным успехом. Продавец лицензии обязан предусмотреть все возможные затруднительные ситуации и неполадки в работе. Фирмы по продаже лицензий годами разрабатывают операционные ситуации, стараясь предусмотреть любые неожиданности и снабдить покупателя инструкциями на все случаи жизни. Один такой сверхпредусмотрительный сотрудник продавал лицензии сети отелей. От него я услышал следующую историю. Клиент, проживающий в мотеле, обнаружил у себя в номере клопа и написал управляющему гневное письмо. Тот сразу откликнулся. В ответном письме он пространно разглагольствовал о том удовольствии, которое ему доставляют контакты с постояльцами; он считает своим долгом быть открытым для подобных контактов: ведь, в сущности, постояльцы их «кормят». Администрация, писал он, потрясена столь вопиющим, абсолютно нетипичным случаем и немедленно примет меры — он будет держать это дело на контроле. Постоялец смягчился — и вдруг обнаружил, что к письму случайно прикололи его собственную жалобу с резолюцией красными чернилами: «Ответьте по клопиной форме».
МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Эта стратегия представляет собой смесь выдержки, самодисциплины и небольшого мошенничества. Ваша цель — создать у противника впечатление, будто вы покинули поле боя, тогда как на самом деле продолжаете контролировать ситуацию. Я с некоторой долей успеха воспользовался ею, когда судился с комиссией по аренде. Комиссия добивалась того, чтобы слушания проводились в крайне неудобное для моего клиента время. Верховный суд Нью-Йорка признал, что время действительно неудобное, но вместо недвусмысленного предписания обратился к комиссии с «рекомендацией» отложить слушания. Тем не менее комиссия настояла на их открытии. Я отправился туда, но перед самым открытием заставил застенографировать следующее заявление:
«Хочу предупредить всех присутствующих, что эти слушания проводятся вопреки пожеланиям Верховного суда, и я позабочусь о том, чтобы он об этом узнал. А пока я не собираюсь принимать в них участия». После чего гордо удалился. Как будто полный, бесповоротный уход. На самом же деле, втайне от представителя комиссии, в зале остался мой помощник и, затерявшись среди зрителей, был готов действовать, если слушания все-таки начнутся. К счастью, наш замысел удался. Председатель комиссии оказался в затруднительном положении. Посовещавшись, наши противники решили отложить слушания. Впоследствии нам удалось убедить их, что владельцы домов — члены общины, причем не последние, и их интересы не могут быть принесены в жертву без ущерба для остальных.
В сфере приобретений можно привести следующий пример мнимого отречения. До управляющего компанией открытого типа доходят слухи, будто некая корпорация намеревается ее купить. Уже заброшена удочка на бирже и началась скупка акций. Потом, после того как компания предприняла кое-какие ответные шаги, корпорация-покупатель неожиданно отказывается от своего намерения: то ли ее спугнули, то ли что-то помешало. Однако это — мнимое отступление. В действительности корпорация продолжает закулисную деятельность: обращается в общественные фонды за кредитами, прикидывает акции тех, кто, прослышав о покупке, негласно обратился к ним. В одно прекрасное утро президент компании просыпается, чтобы узнать: корпорация уже завладела контрольным пакетом. Целью мнимого отступления было дать предполагаемым друзьям компании обнаружить свои намерения.
ВОЗВРАТ («Шиворот-навыворот»). Придерживаясь этой стратегии, вы поступаете вразрез с общепринятыми тенденциями и целями. Бернард Ба-рух однажды заметил: люди, сколотившие себе состояние на бирже, как правило, первыми бросались в бой и первыми покидали поле боя. Вот что он имел в виду. Когда в обществе преобладают пессимистические настроения, следует покупать, а когда все вокруг заряжено оптимизмом — продавать. Это может показаться очень простым делом, однако в действительности представляет большую сложность. Иначе мы бы все давно разбогатели.
Вскоре после второй мировой войны большим влиянием в Нью-Йорке пользовалась левая Американская партия труда. Ей чем-то сильно не угодил сенатор от штата из Бруклина, и она поставила перед собой цель его «достать». На предварительных выборах лейбористы выдвинули своего кандидата по спискам демократов этого округа — рассчитывая не только свалить сенатора, но и взять под контроль местных демократов.
Однако сенатор поставил перед собой задачу помешать им «проучить других» на его примере. Он и его сторонники добьются влияния на лейбористов, проведя на предварительных выборах своего кандидата по ИХ спискам. По их призыву рабочие вышли на улицы. За два дня было собрано достаточно подписей, чтобы поколебать позиции АПТ. Тогда взвился флаг примирения. Лейбористы согласились прекратить нападки на сенатора, если он отзовет своего кандидата.
Стратегия возврата подразумевает отказ от стереотипов. Если компания стала получать большие прибыли, это еще не значит, что администрация автоматически поднимет заработную плату. Точно так же и профсоюз не сочтет само собой разумеющимся понизить заработную плату, если прибыли падают.
Несколько лет назад, будучи в Бразилии, один мой приятель обратился к дилеру в Рио. Ему хотелось увезти с собой домой произведение живописи. Его выбор пал на изображение библейской битвы при Иерихоне, выполненное в довольно-таки примитивной манере.
Цена картин в галерее варьировалась от ста до ста пятидесяти долларов, но оказалось, что именно это произведение искусства стоит пятьсот долларов. Такая разница поразила моего приятеля, и он попросил у дилера объяснения. Вот какую историю он услышал.
Однажды в магазин заглянул индеец из амазонских джунглей. Он принес с собой три картины. Дилер определил их художественную ценность и загорелся желанием их приобрести — за те же деньги, которые он обычно платил профессиональным художникам: в районе пятидесяти долларов за штуку. Однако индеец запросил 250 долларов за все три картины.
— Это невозможно,— сказал дилер.— Я не могу позволить себе заплатить такую сумму.
Они еще немного поспорили — индеец твердо стоял на своем. Видя, что дилер начал терять терпение, он вышел во двор, бросил одну из картин в мусорный контейнер и поджег. Этого дилер не мог вынести. Он подскочил к упрямому индейцу и потряс его за плечо.
— Что ты делаешь? Зачем уничтожаешь прекрасное произведение искусства? Почему бы нам не попробовать договориться? Сколько ты хочешь за оставшиеся две картины?
— Двести пятьдесят долларов.
Дилер долго увещевал индейца, но тот и не думал идти на уступки. В конце концов он точно так же спалил вторую картину и невозмутимо застыл возле контейнера, ожидая дилера.
— Прошу тебя,— взмолился тот,— не уничтожай хотя бы последнюю. Сколько ты хочешь?
— Двести пятьдесят долларов.
Вот почему моему приятелю пришлось выложить пятьсот долларов за вывезенную им из Бразилии библейскую битву при Иерихоне.
Для некоторых людей вести себя «шиворот-навыворот» абсолютно естественно. Один человек прочитал, что курение вредно для здоровья, и бросил... читать. В другом случае процветающая фирма-монополист неожиданно решила создать независимую конкурирующую фирму — пока этого не сделали другие.
Еще одна разновидность тактики возврата — «уловка Троллопа». Вы получаете два разных предложения. Из них вы выбираете то, которое вас устраивает, и игнорируете другое. «Двойной Троллоп» — посложнее. Вы нарочно делаете два предложения, вынуждая оппонента выбрать меньшее зло. Скажем, за относительно мягким предложением следует жесткое требование. Волей-неволей противник возвращается к первому варианту. Несколько лет назад одна из ведущих авиакомпаний собралась построить крупный комплекс в Нью-Йорке и была заинтересована в снижении платы за электричество. Компания «Кон Эдисон» отказала им на том основании, что этого не допустит муниципалитет. Тогда авиакомпания наняла инженеров, чтобы они подсчитали стоимость услуг независимой электрокомпании. Это оказалось не слишком дорого — расходы должны были в скором времени окупиться. Так что они приступили к строительству. Узнав об этом, «Кон Эдисон» совершила поворот на 180 градусов: обратилась в муниципалитет с ходатайством о предоставлении льгот этому конкретному потребителю. Разрешение было получено. «Кон Эдисон» без проволочек утвердила новые тарифы. И что же — теперь уже авиакомпания отказалась покупать электроэнергию но сниженным ценам: они, мол, запускают строительство своей электростанции. «Кон Эдисон» вторично переступила через себя и добилась от муниципалитета еще более низких расценок. Только после этого сделка состоялась. Но от переговоров выиграла не только авиакомпания. Впоследствии все крупные потребители электроэнергии в Нью-Йорке получили льготы.
ОГРАНИЧЕНИЯ. При этой стратегии устанавливаются самые разные ограничения, касающиеся содержания переговоров, времени и пространства — к примеру, переговоры должны вестись на такой-то территории или только с одной компанией в одно и то же время. Если противоположная сторона настаивает на ограничениях, это еще не значит, что вы обязаны подчиниться — если только в ваши цели не входит демонстрация доброй воли. В законодательных органах дискуссия прекращается по истечении крайнего срока — например, полночь 1 декабря. Если участникам не хватило времени, около полуночи останавливают часы, и обсуждение продолжается. Если вы заинтересованы в продолжении переговоров, постарайтесь, чтобы противоположная сторона не потеряла лицо. В таких случаях иногда выручает юмор. Однажды, когда переговоры приблизились к роковой отметке — 5 часов,— наш оппонент вытащил из «дипломата» картонный циферблат без этой цифры. Все пришли в веселое расположение духа. Переговоры продолжились.
Один опытный посредник, как правило, начинал переговоры за три дня до Рождества или Дня Благодарения. Кому хочется жертвовать возможностью провести праздники в кругу семьи? Однажды я был свидетелем того, как подобная тактика помогла акционерному обществу открытого типа, заинтересованному в объединении с другой компанией, быстро решить проблему. Большинство акционеров поддерживали идею объединения, однако меньшинство не разделяло их розовый оптимизм и угрожало обратиться в суд. Чтобы все-таки решить проблему, большинство выдвинуло следующее предложение: если в результате акции упадут ниже определенной цены, меньшинство гарантированно получит компенсацию. Так им удалось договориться.
Иногда на переговорах ограничивают участие журналистов, чтобы информация, касающаяся только участников, не просочилась в прессу.
Бывает и так, что все ограничения имеют одну-единственную цель: испытать силу вашей позиции. Когда оппонент устанавливает предел, это служит сигналом того, что он считает вашу позицию слабой или устраивает проверку. На всякий случай полезно иметь запасные варианты.
ОБМАННЫЙ МАНЕВР. («Посмотри направо, пойди налево»). Вы демонстративно делаете шаг не в ту сторону, чтобы отвлечь внимание оппонента от вашей истинной цели. Сюда же относится попытка создать у оппонента впечатление, будто вы знаете больше, чем на самом деле. Такая тактика особенно удачно срабатывает в суде. По долгу службы окружной прокурор обязан докладывать судье всю имеющуюся у него информацию; он не имеет права утаивать свидетельские показания или улики, даже если такое утаивание — в интересах обвинения. Однако этого правила не всегда придерживаются. Защита может сделать вид, будто адвокат владеет всей информацией и, стало быть, прокурор может смело выкладывать все: в нарушении закона просто нет смысла.
В наши дни молниеносного распространения информации нетрудно при помощи обманного маневра заранее испытать последствия готовящегося правительственного акта. Еще до его опубликования организуют «утечку» — это позволяет администрации проверить реакцию общественности и, если она будет слишком острой, принять защитные меры либо поискать другое решение.
В Буффало, штат Нью-Йорк, одним из крупнейших отелей долго оставался «Буффало». Это была первая такая постройка Стайлера, единственная в своем роде. Стайлер хотел, чтобы так было и дальше. Создавая свой первый отель, он уже имел готовый проект второго отеля. Когда в Буффало наезжали его конкуренты, Стайлер сдавал этот второй проект в отдел строительства муниципалитета и допускал «утечку». Конкурентам ничего не оставалось, как отказаться от собственных проектов, а Стайлер потом забирал чертежи обратно, чтобы воспользоваться ими в другой раз.
На переговорах обманный маневр может принести пользу, если вы уступаете в вопросе, не имеющем большого значения. Делайте уступку с важным видом, набивайте цену. Если оппонент недостаточно осведомлен, заставьте его попотеть, добиваясь этой уступки. Скрывайте то, что для вас действительно важно, и всячески выпячивайте то, что малозначительно.
ВЫДЕРЖКА («Тише едешь — дальше будешь»). Применяя эту стратегию, вы не спешите с ответом, тянете время, длите паузу, держите противника в подвешенном состоянии. В трудовых спорах между рабочими и администрацией «подвешенные» периоды — отнюдь* не редкость.
Вот как действуют квакеры. Если на сходке квакеров приверженцы противоположных точек зрения примерно делятся, пополам и никак не могут договориться, объявляется «минута молчания» (разной продолжительности). Если разногласия остаются рассмотрение вопроса переносится на более поздний срок — и так до конца, вплоть До решения вопроса. Благодаря такой тактике удается избежать прямого конфликта и в конце концов достичь результата.
Франклин Делано Рузвельт нередко приводил в пример китайскую выдержку — результат четырех тысячелетий развития цивилизации. Два разгоряченных кули выясняют отношения на глазах у толпы. Прохожий-иностранец выражает удивление, почему они до сих пор не подрались. Его приятель-китаец объясняет: «Тот, кто первым пустит в ход кулаки, тем самым признает, что у него не осталось разумных доводов».
Исключительно важно — правильно угадать момент, когда нужно поставить точку. В частном разговоре — замолчать. Адвокату в суде — прекратить перекрестный допрос. Я уже останавливался на случае с выселением последнего арендатора, когда я едва не переступил роковую черту. Признавая важность этого фактора, Бенджамин Дизраэли сказал: «Мало уметь воспользоваться преимуществом, не менее важно — вовремя отказаться от него».
ШОК. Эта стратегия подразумевает неожиданную, часто радикальную смену методов, аргументов, подхода. Иногда бывает достаточно изменить интонацию или высоту голоса. Например, вы только что говорили спокойным, ровным голосом и вдруг резко повышаете его. Это действует как электрошок и, как правило, достигает цели. Тактика шока уместна в случае поступления новой информации или смены курса. Иной раз полезно в разгар переговоров заменить лидера. Конечно, это имеет свои минусы, но и свои плюсы — как замена утратившего контроль над мячом нападающего. Если во время переговоров одна сторона вдруг начинает «лезть в бутылку», возможно, она всего лишь применяет тактику шока. Якобы невменяемый противник рассчитывает на то, что так вам будет труднее контролировать ситуацию. . Кстати, хуже всего иметь дело с действительно - ^неуравновешенными людьми: они не устают преподносить сюрпризы. С неопытными партнерами по переговорам и то легче — им можно втолковать, что к чему.
Одна англо-американская компания открыла в Замбии медный рудник и наняла туземцев из ближайшей провинции. Рабочих вместе с семьями разместили во времянках на берегу реки Кафуэ. У компании были грандиозные патерналистские планы — построить настоящую деревню с современным жильем, электричеством и водопроводом. Хозяева заверили профсоюз, что «в скором времени» начнется строительство. Жизнь во времянках никого не могла удовлетворить: главным образом потому, что единственным источником воды была река. Там рабочие и члены их семей купались и брали воду для личных нужд. Время от времени после купания не досчитывались женщины или ребенка: река кишела крокодилами. Единственным выходом казалось сооружение водозаборных колонок. Плюс обработка воды хлоркой.
К огромному удивлению администрации, профсоюз отказался от подобного усовершенствования: «Не нужны нам никакие колонки!» «Будьте же благоразумны,— увещевала администрация.— Вы несете людские потери. Давайте временно соорудим колонки, это в ваших интересах. А хлорирование воды избавит вас от глистных заболеваний. Это делается для блага рабочих. А вы, мистер Профсоюз, сопротивляетесь. Почему?»
Представитель профсоюза отказался даже обсуждать этот вопрос. Администрация предприняла расследование и выяснила вот что. Профсоюз не верил, что после сооружения временных водозаборных колонок администрация будет спешить с возведением постоянного жилья, что она без нажима вложит значительные средства в строительство деревни. Так что они решили, пусть даже Ценой человеческих жертв, подтолкнуть администрацию.
Компания все же установила колонки. Спустя Две недели они были выведены из строя, и рабочие и члены их семей опять стали брать воду в реке. Более того — администрации стало известно, что профсоюз распускает слухи, будто хлорирование воды служит для контроля за рождаемостью — чтобы женщины, работающие на руднике, не прерывали работу.
Никакие доводы не действовали. Своим почти непостижимым упрямством профсоюз вынудил администрацию построить постоянную деревню в более сжатые сроки, чем если бы он не оказывал давления и рабочие с крокодилами существовали врозь. Профсоюз жертвовал сиюминутными интересами своих людей ради достижения долгосрочных целей.
СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. («А теперь что хотите, то и делайте!») Эта стратегия связана с немалым риском, но искушение слишком велико. Вы действуете, не считаясь с противником, и смотрите, как он отреагирует. Главное — точно просчитывать ходы и предвидеть последствия.
В качестве отрицательного примера приведем кризис в районе Суэцкого канала в 1956 году. Египет национализировал канал; Франция и Великобритания послали войска, чтобы вернуть свою собственность. Они исходили из ошибочного предположения, что Соединенные Штаты автоматически поддержат традиционных союзников. Однако президент Эйзенхауэр отреагировал не в их пользу (и таким образом поддержал Египет, поставивший мир перед свершившимся фактом). Под его влиянием ООН послала в этот регион силы быстрого реагирования, взяла канал под свой контроль и начала переговоры. Ее политика состояла в смене уровней. Великобритания и Франция были вынуждены признать: в послевоенном мире они больше не великие державы, а рассерженные держатели акций, у которых конкуренты собираются вырвать контрольный пакет. Переговоры свелись к торгу: сколько они могут получить от продажи акций? В конце концов Египет выплатил компании «Суэцкий канал» (принадлежавшей английскому и французскому правительствам) компенсацию в размере 8,1 миллиона долларов.
Приступая к допросу свидетеля с подмоченной репутацией, адвокат стремится выложить компрометирующие его факты, прежде чем инициативу перехватит противная сторона и выставит свидетеля в еще более неприглядном свете. Таким образом противника ставят перед фактом (упреждающий удар).
Особенно часто приходится наблюдать эту тактику в действии в случаях объединения компаний. Если департамент юстиции дает понять, что у него есть возражения, компании срочно объединяются и ставят власти перед фактом, как бы говоря: «Дело сделано. Каковы ваши следующие шаги?» Правительство понимает, что вернуться в исходную позицию — хлопот не оберешься. Как говорится, овчинка не стоит выделки. Но, разумеется, чтобы свершившийся факт принес желаемые результаты, его должна признать таковым противоположная сторона. Если она не предпринимает ответных мер, вы оказываетесь в положении судьи Джона Маршалла, когда он вынес судебное постановление в адрес президента Эндрю Джексона, а тот отказался подчиниться. «Джон Маршалл принял решение,— прокомментировал президент.— Теперь пусть проводит его в жизнь». Естественно, постановление так и осталось на бумаге.
Тактика свершившегося факта бывает полезна и в других ситуациях. Если вам представляют на подписание контракт и вы не согласны с отдельными пунктами, вычеркните их, подпишите и отошлите документ обратно. Перед лицом свершившегося факта ваш противник может либо не признать его и настоять на возобновлении переговоров, либо согласиться с вашими коррективами. Довольно часто люди выбирают второе.
ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. («Кто - я?!») Компания, ведущая дела на Восточном побережье, решила построить завод в Техасе. Проект предусматривал возведение стальных конструкций. После всестороннего изучения вопроса компания поняла, что придется иметь дело с профсоюзом монтажников, занимающим в Техасе довольно сильные позиции и благодаря своей жесткой политике добившимся для рабочих высоких тарифов.
Вместо того, чтобы платить по профсоюзным нормам, компания наняла монтажников на стороне и приступила к строительству. Завод возводили ударными темпами. Наконец профсоюз спохватился: «Эй, так нельзя! Это не по нашим, профсоюзным правилам!»— «Да что вы? — удивилась компания.— А мы и не знали! Мы были уверены, что имеем право прихватить с собой своих рабочих. Обещаем отныне нанимать только членов профсоюза!»
Профсоюз был доволен, а компания и подавно: ведь основная часть работ по возведению металлических конструкций уже была выполнена и они сэкономили немалые средства.
В бизнесе тактика оскорбленной невинности применяется с переменным успехом. Продавец лицензии обязан предусмотреть все возможные затруднительные ситуации и неполадки в работе. Фирмы по продаже лицензий годами разрабатывают операционные ситуации, стараясь предусмотреть любые неожиданности и снабдить покупателя инструкциями на все случаи жизни. Один такой сверхпредусмотрительный сотрудник продавал лицензии сети отелей. От него я услышал следующую историю. Клиент, проживающий в мотеле, обнаружил у себя в номере клопа и написал управляющему гневное письмо. Тот сразу откликнулся. В ответном письме он пространно разглагольствовал о том удовольствии, которое ему доставляют контакты с постояльцами; он считает своим долгом быть открытым для подобных контактов: ведь, в сущности, постояльцы их «кормят». Администрация, писал он, потрясена столь вопиющим, абсолютно нетипичным случаем и немедленно примет меры — он будет держать это дело на контроле. Постоялец смягчился — и вдруг обнаружил, что к письму случайно прикололи его собственную жалобу с резолюцией красными чернилами: «Ответьте по клопиной форме».
МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Эта стратегия представляет собой смесь выдержки, самодисциплины и небольшого мошенничества. Ваша цель — создать у противника впечатление, будто вы покинули поле боя, тогда как на самом деле продолжаете контролировать ситуацию. Я с некоторой долей успеха воспользовался ею, когда судился с комиссией по аренде. Комиссия добивалась того, чтобы слушания проводились в крайне неудобное для моего клиента время. Верховный суд Нью-Йорка признал, что время действительно неудобное, но вместо недвусмысленного предписания обратился к комиссии с «рекомендацией» отложить слушания. Тем не менее комиссия настояла на их открытии. Я отправился туда, но перед самым открытием заставил застенографировать следующее заявление:
«Хочу предупредить всех присутствующих, что эти слушания проводятся вопреки пожеланиям Верховного суда, и я позабочусь о том, чтобы он об этом узнал. А пока я не собираюсь принимать в них участия». После чего гордо удалился. Как будто полный, бесповоротный уход. На самом же деле, втайне от представителя комиссии, в зале остался мой помощник и, затерявшись среди зрителей, был готов действовать, если слушания все-таки начнутся. К счастью, наш замысел удался. Председатель комиссии оказался в затруднительном положении. Посовещавшись, наши противники решили отложить слушания. Впоследствии нам удалось убедить их, что владельцы домов — члены общины, причем не последние, и их интересы не могут быть принесены в жертву без ущерба для остальных.
В сфере приобретений можно привести следующий пример мнимого отречения. До управляющего компанией открытого типа доходят слухи, будто некая корпорация намеревается ее купить. Уже заброшена удочка на бирже и началась скупка акций. Потом, после того как компания предприняла кое-какие ответные шаги, корпорация-покупатель неожиданно отказывается от своего намерения: то ли ее спугнули, то ли что-то помешало. Однако это — мнимое отступление. В действительности корпорация продолжает закулисную деятельность: обращается в общественные фонды за кредитами, прикидывает акции тех, кто, прослышав о покупке, негласно обратился к ним. В одно прекрасное утро президент компании просыпается, чтобы узнать: корпорация уже завладела контрольным пакетом. Целью мнимого отступления было дать предполагаемым друзьям компании обнаружить свои намерения.
ВОЗВРАТ («Шиворот-навыворот»). Придерживаясь этой стратегии, вы поступаете вразрез с общепринятыми тенденциями и целями. Бернард Ба-рух однажды заметил: люди, сколотившие себе состояние на бирже, как правило, первыми бросались в бой и первыми покидали поле боя. Вот что он имел в виду. Когда в обществе преобладают пессимистические настроения, следует покупать, а когда все вокруг заряжено оптимизмом — продавать. Это может показаться очень простым делом, однако в действительности представляет большую сложность. Иначе мы бы все давно разбогатели.
Вскоре после второй мировой войны большим влиянием в Нью-Йорке пользовалась левая Американская партия труда. Ей чем-то сильно не угодил сенатор от штата из Бруклина, и она поставила перед собой цель его «достать». На предварительных выборах лейбористы выдвинули своего кандидата по спискам демократов этого округа — рассчитывая не только свалить сенатора, но и взять под контроль местных демократов.
Однако сенатор поставил перед собой задачу помешать им «проучить других» на его примере. Он и его сторонники добьются влияния на лейбористов, проведя на предварительных выборах своего кандидата по ИХ спискам. По их призыву рабочие вышли на улицы. За два дня было собрано достаточно подписей, чтобы поколебать позиции АПТ. Тогда взвился флаг примирения. Лейбористы согласились прекратить нападки на сенатора, если он отзовет своего кандидата.
Стратегия возврата подразумевает отказ от стереотипов. Если компания стала получать большие прибыли, это еще не значит, что администрация автоматически поднимет заработную плату. Точно так же и профсоюз не сочтет само собой разумеющимся понизить заработную плату, если прибыли падают.
Несколько лет назад, будучи в Бразилии, один мой приятель обратился к дилеру в Рио. Ему хотелось увезти с собой домой произведение живописи. Его выбор пал на изображение библейской битвы при Иерихоне, выполненное в довольно-таки примитивной манере.
Цена картин в галерее варьировалась от ста до ста пятидесяти долларов, но оказалось, что именно это произведение искусства стоит пятьсот долларов. Такая разница поразила моего приятеля, и он попросил у дилера объяснения. Вот какую историю он услышал.
Однажды в магазин заглянул индеец из амазонских джунглей. Он принес с собой три картины. Дилер определил их художественную ценность и загорелся желанием их приобрести — за те же деньги, которые он обычно платил профессиональным художникам: в районе пятидесяти долларов за штуку. Однако индеец запросил 250 долларов за все три картины.
— Это невозможно,— сказал дилер.— Я не могу позволить себе заплатить такую сумму.
Они еще немного поспорили — индеец твердо стоял на своем. Видя, что дилер начал терять терпение, он вышел во двор, бросил одну из картин в мусорный контейнер и поджег. Этого дилер не мог вынести. Он подскочил к упрямому индейцу и потряс его за плечо.
— Что ты делаешь? Зачем уничтожаешь прекрасное произведение искусства? Почему бы нам не попробовать договориться? Сколько ты хочешь за оставшиеся две картины?
— Двести пятьдесят долларов.
Дилер долго увещевал индейца, но тот и не думал идти на уступки. В конце концов он точно так же спалил вторую картину и невозмутимо застыл возле контейнера, ожидая дилера.
— Прошу тебя,— взмолился тот,— не уничтожай хотя бы последнюю. Сколько ты хочешь?
— Двести пятьдесят долларов.
Вот почему моему приятелю пришлось выложить пятьсот долларов за вывезенную им из Бразилии библейскую битву при Иерихоне.
Для некоторых людей вести себя «шиворот-навыворот» абсолютно естественно. Один человек прочитал, что курение вредно для здоровья, и бросил... читать. В другом случае процветающая фирма-монополист неожиданно решила создать независимую конкурирующую фирму — пока этого не сделали другие.
Еще одна разновидность тактики возврата — «уловка Троллопа». Вы получаете два разных предложения. Из них вы выбираете то, которое вас устраивает, и игнорируете другое. «Двойной Троллоп» — посложнее. Вы нарочно делаете два предложения, вынуждая оппонента выбрать меньшее зло. Скажем, за относительно мягким предложением следует жесткое требование. Волей-неволей противник возвращается к первому варианту. Несколько лет назад одна из ведущих авиакомпаний собралась построить крупный комплекс в Нью-Йорке и была заинтересована в снижении платы за электричество. Компания «Кон Эдисон» отказала им на том основании, что этого не допустит муниципалитет. Тогда авиакомпания наняла инженеров, чтобы они подсчитали стоимость услуг независимой электрокомпании. Это оказалось не слишком дорого — расходы должны были в скором времени окупиться. Так что они приступили к строительству. Узнав об этом, «Кон Эдисон» совершила поворот на 180 градусов: обратилась в муниципалитет с ходатайством о предоставлении льгот этому конкретному потребителю. Разрешение было получено. «Кон Эдисон» без проволочек утвердила новые тарифы. И что же — теперь уже авиакомпания отказалась покупать электроэнергию но сниженным ценам: они, мол, запускают строительство своей электростанции. «Кон Эдисон» вторично переступила через себя и добилась от муниципалитета еще более низких расценок. Только после этого сделка состоялась. Но от переговоров выиграла не только авиакомпания. Впоследствии все крупные потребители электроэнергии в Нью-Йорке получили льготы.
ОГРАНИЧЕНИЯ. При этой стратегии устанавливаются самые разные ограничения, касающиеся содержания переговоров, времени и пространства — к примеру, переговоры должны вестись на такой-то территории или только с одной компанией в одно и то же время. Если противоположная сторона настаивает на ограничениях, это еще не значит, что вы обязаны подчиниться — если только в ваши цели не входит демонстрация доброй воли. В законодательных органах дискуссия прекращается по истечении крайнего срока — например, полночь 1 декабря. Если участникам не хватило времени, около полуночи останавливают часы, и обсуждение продолжается. Если вы заинтересованы в продолжении переговоров, постарайтесь, чтобы противоположная сторона не потеряла лицо. В таких случаях иногда выручает юмор. Однажды, когда переговоры приблизились к роковой отметке — 5 часов,— наш оппонент вытащил из «дипломата» картонный циферблат без этой цифры. Все пришли в веселое расположение духа. Переговоры продолжились.
Один опытный посредник, как правило, начинал переговоры за три дня до Рождества или Дня Благодарения. Кому хочется жертвовать возможностью провести праздники в кругу семьи? Однажды я был свидетелем того, как подобная тактика помогла акционерному обществу открытого типа, заинтересованному в объединении с другой компанией, быстро решить проблему. Большинство акционеров поддерживали идею объединения, однако меньшинство не разделяло их розовый оптимизм и угрожало обратиться в суд. Чтобы все-таки решить проблему, большинство выдвинуло следующее предложение: если в результате акции упадут ниже определенной цены, меньшинство гарантированно получит компенсацию. Так им удалось договориться.
Иногда на переговорах ограничивают участие журналистов, чтобы информация, касающаяся только участников, не просочилась в прессу.
Бывает и так, что все ограничения имеют одну-единственную цель: испытать силу вашей позиции. Когда оппонент устанавливает предел, это служит сигналом того, что он считает вашу позицию слабой или устраивает проверку. На всякий случай полезно иметь запасные варианты.
ОБМАННЫЙ МАНЕВР. («Посмотри направо, пойди налево»). Вы демонстративно делаете шаг не в ту сторону, чтобы отвлечь внимание оппонента от вашей истинной цели. Сюда же относится попытка создать у оппонента впечатление, будто вы знаете больше, чем на самом деле. Такая тактика особенно удачно срабатывает в суде. По долгу службы окружной прокурор обязан докладывать судье всю имеющуюся у него информацию; он не имеет права утаивать свидетельские показания или улики, даже если такое утаивание — в интересах обвинения. Однако этого правила не всегда придерживаются. Защита может сделать вид, будто адвокат владеет всей информацией и, стало быть, прокурор может смело выкладывать все: в нарушении закона просто нет смысла.
В наши дни молниеносного распространения информации нетрудно при помощи обманного маневра заранее испытать последствия готовящегося правительственного акта. Еще до его опубликования организуют «утечку» — это позволяет администрации проверить реакцию общественности и, если она будет слишком острой, принять защитные меры либо поискать другое решение.
В Буффало, штат Нью-Йорк, одним из крупнейших отелей долго оставался «Буффало». Это была первая такая постройка Стайлера, единственная в своем роде. Стайлер хотел, чтобы так было и дальше. Создавая свой первый отель, он уже имел готовый проект второго отеля. Когда в Буффало наезжали его конкуренты, Стайлер сдавал этот второй проект в отдел строительства муниципалитета и допускал «утечку». Конкурентам ничего не оставалось, как отказаться от собственных проектов, а Стайлер потом забирал чертежи обратно, чтобы воспользоваться ими в другой раз.
На переговорах обманный маневр может принести пользу, если вы уступаете в вопросе, не имеющем большого значения. Делайте уступку с важным видом, набивайте цену. Если оппонент недостаточно осведомлен, заставьте его попотеть, добиваясь этой уступки. Скрывайте то, что для вас действительно важно, и всячески выпячивайте то, что малозначительно.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи