Основательно подготовившись — проникнув в возможные предположения обеих сторон и, прежде всего, научившись распознавать интересы и строить гамбиты,— можно сказать, что мы овладели основами ведения переговоров.
Как применить эти знания за столом переговоров — дело техники: стратегии и тактики.
Эти два слова — стратегия и тактика — сильно различаются по значению. Тем не менее на практике не всегда легко понять, относится ли тот или иной шаг к стратегии или тактике. Поэтому в данной главе мы будем понимать под стратегией общий характер и технику переговоров, а под тактикой — средства осуществления стратегии.
Многие жизненные ситуации можно сравнить с поведением на дискотеке. Характер движений, темп, амплитуда зависят от конкретных условий: музыки, партнера, других танцующих, настроения (нашего и партнера), правил поведения в обществе и так далее.
К примеру, наша стратегия может состоять в том, чтобы держаться с краю — или, наоборот, пытаться пробиться в центр пятачка. Набор тактик — конкретные шаги и повороты — будет определяться стратегией и конкретными условиями.
Все представленные в этой книге стратегии призваны воплотить на практике теорию потребностей.
Говоря о технике успешных переговоров, представим ее в виде набора инструментов. «Британская энциклопедия» определяет инструмент как «приспособление, которым пользуется рабочий — как на подготовительной стадии, для выбора и измерения исходного материала, так и на средней — когда придает материалу нужную форму,— и на завершающей — для проверки качества готового изделия».
О предварительной стадии переговоров мы уже говорили. К ней относятся поиск информации, анализ интересов, выдвижение гипотез и изучение прошлого опыта в данной области. Мы заранее определили ожидания и цели — свои и противника; прикинули силу позиций и взвесили серьезность конфликта. В ходе самих переговоров нам предстоит применить «инструменты» на практике.
Стратегия неопытного посредника сведется к ограниченному набору нехитрых, самоочевидных приемов. Зато ас переговоров широко использует все разнообразие средств. Его стратегия включает в себя как бы две «подстратегии»: стратегию «когда» и стратегию «как и где».
Стратегия «когда» подразумевает точный расчет времени. Она особенно эффективна в тот момент, когда плавное течение переговоров нарушается каким-либо новым элементом. Но вообще-то при соответствующем умении ею можно пользоваться и в статичной ситуации — для придания ей динамизма.
Стратегия «как и где» включает метод и область применения. Иногда бывает полезно выработать не одну, а две или более стратегий. Чем виртуознее вы овладеете техникой переговоров, Тем выше шансы на успех. Не стоит уповать на образ действий, описанный Мэтью Арнольдом в поэме «Эмпедокл на Этне»:
«Мы делаем не то, Не так, не в свой черед, Но верим на все сто, Что как-то пронесет».
Предлагаемые вашему вниманию стратегии — не инструкция, даже не образец. Ас переговоров должен уметь соотносить стратегию с желаемыми результатами. Отрицательные стратегии создают отрицательно заряженную атмосферу, в которой можно добиться только временных результатов. Мы упоминаем о них лишь затем, чтобы вы знали, чего можно ожидать, если их применит противник или вы сами.
Ниже приводятся примеры коварной стратегии, называемой «удар ниже пояса». Она включает в себя две подстратегии: «мнимое отступление» и «возврат»,— о которых мы еще поговорим подробнее. «Удар ниже пояса» применяется на всех трех уровнях: межличностном, межгрупповом и международном.
Конкуренция на рынке автомобилей исключительно высока. Неопытный покупатель решает этим воспользоваться и ходит от дилера к дилеру с одним и тем же требованием: «Назовите настоящую цену!» Рано или поздно дилер назначает смехотворную цену, не превышающую себестоимости. Покупатель думает, что дело в шляпе, договариваться больше не о чем,— тогда как на самом деле переговоры только начинаются. Покупка обрастает дополнительными расходами. Продавец берет чек и придерживает доставку автомобиля или доставляет другую марку. «Сверхнизкая» цена оборачивается крупными убытками.
На межгрупповом уровне продавец и покупатель меняются ролями. На этот раз жертва — продавец, а стратегия та же самая. К ней прибегают, например, когда дело приходит в упадок и его нужно срочно продать. Потенциальный покупатель предлагает очень хорошую цену и поднимает ее до тех пор, пока не отпугнет всех конкурентов. Потом неожиданно следует другое, более реалистическое предложение: «Хотите — берите, хотите — нет». Продавцу ничего не остается, как согласиться.
На международном уровне существует такая вещь, как демпинг: продажа излишков по бросовым ценам. Это — легальная форма «удара ниже пояса». Цены действительно смехотворные — и это выбивает почву из-под ног у конкурентов. А оставшись единственным поставщиком данной продукции, страна-экспортер взвинчивает цены до монопольных.
Как применить эти знания за столом переговоров — дело техники: стратегии и тактики.
Эти два слова — стратегия и тактика — сильно различаются по значению. Тем не менее на практике не всегда легко понять, относится ли тот или иной шаг к стратегии или тактике. Поэтому в данной главе мы будем понимать под стратегией общий характер и технику переговоров, а под тактикой — средства осуществления стратегии.
Многие жизненные ситуации можно сравнить с поведением на дискотеке. Характер движений, темп, амплитуда зависят от конкретных условий: музыки, партнера, других танцующих, настроения (нашего и партнера), правил поведения в обществе и так далее.
К примеру, наша стратегия может состоять в том, чтобы держаться с краю — или, наоборот, пытаться пробиться в центр пятачка. Набор тактик — конкретные шаги и повороты — будет определяться стратегией и конкретными условиями.
Все представленные в этой книге стратегии призваны воплотить на практике теорию потребностей.
Говоря о технике успешных переговоров, представим ее в виде набора инструментов. «Британская энциклопедия» определяет инструмент как «приспособление, которым пользуется рабочий — как на подготовительной стадии, для выбора и измерения исходного материала, так и на средней — когда придает материалу нужную форму,— и на завершающей — для проверки качества готового изделия».
О предварительной стадии переговоров мы уже говорили. К ней относятся поиск информации, анализ интересов, выдвижение гипотез и изучение прошлого опыта в данной области. Мы заранее определили ожидания и цели — свои и противника; прикинули силу позиций и взвесили серьезность конфликта. В ходе самих переговоров нам предстоит применить «инструменты» на практике.
Стратегия неопытного посредника сведется к ограниченному набору нехитрых, самоочевидных приемов. Зато ас переговоров широко использует все разнообразие средств. Его стратегия включает в себя как бы две «подстратегии»: стратегию «когда» и стратегию «как и где».
Стратегия «когда» подразумевает точный расчет времени. Она особенно эффективна в тот момент, когда плавное течение переговоров нарушается каким-либо новым элементом. Но вообще-то при соответствующем умении ею можно пользоваться и в статичной ситуации — для придания ей динамизма.
Стратегия «как и где» включает метод и область применения. Иногда бывает полезно выработать не одну, а две или более стратегий. Чем виртуознее вы овладеете техникой переговоров, Тем выше шансы на успех. Не стоит уповать на образ действий, описанный Мэтью Арнольдом в поэме «Эмпедокл на Этне»:
«Мы делаем не то, Не так, не в свой черед, Но верим на все сто, Что как-то пронесет».
Предлагаемые вашему вниманию стратегии — не инструкция, даже не образец. Ас переговоров должен уметь соотносить стратегию с желаемыми результатами. Отрицательные стратегии создают отрицательно заряженную атмосферу, в которой можно добиться только временных результатов. Мы упоминаем о них лишь затем, чтобы вы знали, чего можно ожидать, если их применит противник или вы сами.
Ниже приводятся примеры коварной стратегии, называемой «удар ниже пояса». Она включает в себя две подстратегии: «мнимое отступление» и «возврат»,— о которых мы еще поговорим подробнее. «Удар ниже пояса» применяется на всех трех уровнях: межличностном, межгрупповом и международном.
Конкуренция на рынке автомобилей исключительно высока. Неопытный покупатель решает этим воспользоваться и ходит от дилера к дилеру с одним и тем же требованием: «Назовите настоящую цену!» Рано или поздно дилер назначает смехотворную цену, не превышающую себестоимости. Покупатель думает, что дело в шляпе, договариваться больше не о чем,— тогда как на самом деле переговоры только начинаются. Покупка обрастает дополнительными расходами. Продавец берет чек и придерживает доставку автомобиля или доставляет другую марку. «Сверхнизкая» цена оборачивается крупными убытками.
На межгрупповом уровне продавец и покупатель меняются ролями. На этот раз жертва — продавец, а стратегия та же самая. К ней прибегают, например, когда дело приходит в упадок и его нужно срочно продать. Потенциальный покупатель предлагает очень хорошую цену и поднимает ее до тех пор, пока не отпугнет всех конкурентов. Потом неожиданно следует другое, более реалистическое предложение: «Хотите — берите, хотите — нет». Продавцу ничего не остается, как согласиться.
На международном уровне существует такая вещь, как демпинг: продажа излишков по бросовым ценам. Это — легальная форма «удара ниже пояса». Цены действительно смехотворные — и это выбивает почву из-под ног у конкурентов. А оставшись единственным поставщиком данной продукции, страна-экспортер взвинчивает цены до монопольных.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи