Люди способны не только воспринимать явления окружающего мира, но и мыслить на разных уровнях обобщения. Этому во многом способствуют языковые структуры. Знакомство с общей семантикой помогает понять, как это происходит.
Задавая вопрос на одном из уровней, необходимо помнить, что ответ должен принадлежать к тому же уровню.
К примеру, если во время забастовки спросить: «Мои служащие лояльны?»— это будет вопрос очень высокого уровня обобщения; вашему собеседнику будет нелегко дать ответ, который бы соответствовал ему по масштабу и достоверности. Зато если вы зададите конкретный вопрос, например: «Отметил ли отдел кадров случаи, когда рабочие крушили бы собственность компании?»— ответ не затруднит партнера и будет иметь больше смысла.
Одного француза — соискателя степени доктора естественных наук — спросили: «Почему опиум усыпляет?» Ответ был: «Потому что в основе этого явления лежит усыпляющий принцип». Типичный пример смены уровня с целью избежать ответа.
Вот еще пример несоответствия уровней. Атеист бросает вызов священнику: «Вы утверждаете, будто Бог сотворил человека. А кто сотворил самого Бога?» Заданный на публике, этот вопрос может показаться даже эффектным, но беда в том, что в нем смешаны понятия времени и вечности и не делается различия между понятийными уровнями. Подбирая вопросы, структура которых лучше подходит для интересующей нас области, мы добьемся большей эффективности общения.
Об уровнях обобщения подробнее говорится моей книге «Искусство творческого мышления».
Задавая вопрос на одном из уровней, необходимо помнить, что ответ должен принадлежать к тому же уровню.
К примеру, если во время забастовки спросить: «Мои служащие лояльны?»— это будет вопрос очень высокого уровня обобщения; вашему собеседнику будет нелегко дать ответ, который бы соответствовал ему по масштабу и достоверности. Зато если вы зададите конкретный вопрос, например: «Отметил ли отдел кадров случаи, когда рабочие крушили бы собственность компании?»— ответ не затруднит партнера и будет иметь больше смысла.
Одного француза — соискателя степени доктора естественных наук — спросили: «Почему опиум усыпляет?» Ответ был: «Потому что в основе этого явления лежит усыпляющий принцип». Типичный пример смены уровня с целью избежать ответа.
Вот еще пример несоответствия уровней. Атеист бросает вызов священнику: «Вы утверждаете, будто Бог сотворил человека. А кто сотворил самого Бога?» Заданный на публике, этот вопрос может показаться даже эффектным, но беда в том, что в нем смешаны понятия времени и вечности и не делается различия между понятийными уровнями. Подбирая вопросы, структура которых лучше подходит для интересующей нас области, мы добьемся большей эффективности общения.
Об уровнях обобщения подробнее говорится моей книге «Искусство творческого мышления».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи