Борьба за индивидуальность влечет социальные конфликты. Поскольку социология у Н.К. Михайловского обязана не только описать, но и объяснить факты, он рассматривает такие две проблемы:
1. изучает особенности поведения людей в толпе (массе);
2. выявляет причины и факторы, влияющие на поведение масс.
Всегда в массе выявляется лидер (герой). Толпа- это масса людей, которая может радикально понимать поведение отдельного человека. Механизм ее воздействия заключается в подражании. Причем это подражание может быть на психологическом уровне, когда используется психологические расстройства для усиления воздействия лидера на массу людей. Социологические факторы охватывают более широкий спектр явлений. Это особые исторические и культурные условия, экономическая ситуация, политические и нравственные основы. Россия отличается своими условиями. Он считает, что влияние толпы растет при подавлении индивидуальности. Чем больше регламентация жизни, чем больше правил, норм, тем более скудна и однообразна жизнь обывателя, тем вероятнее склонность этой массы к социальным патологиям, тем реальнее эффект толпы.
1. изучает особенности поведения людей в толпе (массе);
2. выявляет причины и факторы, влияющие на поведение масс.
Всегда в массе выявляется лидер (герой). Толпа- это масса людей, которая может радикально понимать поведение отдельного человека. Механизм ее воздействия заключается в подражании. Причем это подражание может быть на психологическом уровне, когда используется психологические расстройства для усиления воздействия лидера на массу людей. Социологические факторы охватывают более широкий спектр явлений. Это особые исторические и культурные условия, экономическая ситуация, политические и нравственные основы. Россия отличается своими условиями. Он считает, что влияние толпы растет при подавлении индивидуальности. Чем больше регламентация жизни, чем больше правил, норм, тем более скудна и однообразна жизнь обывателя, тем вероятнее склонность этой массы к социальным патологиям, тем реальнее эффект толпы.
Н.К. Михайловский не мог смириться с тем, что органичное развитие общества ведет к подавлению личности. Социолог должен защищать интересы личности. Борьба за индивидуальность - предпосылка теории социального конфликта. Он полагает, что личность всегда будет протестовать против подавления своей индивидуальности, так как общество, усложняясь, подчиняет индивидуальность целого, когда индивиды становятся частями этого целого. Н.К. Михайловский выступает за подлинное индивидуальное развитие, оно происходит путем обособления и специализации органов и структур. Мир по Н.К. Михайловскому - это иерархия индивидуальностей. Социальные индивидуальности – общество, группа, государство.
Также индивидуальность он делит на типы. Во-первых, идеальные типы- индивиды, по его мнению, потенциально способные к позитивному развитию и практически приспособились и не отделяют себя от интересов целого. Таким образом, личность или меняет среду в своих интересах или приспосабливается. Общество прогрессирует, а личность регрессирует. Личность должна бороться за индивидуальность. Теория борьбы личности перерастает в концепцию социальной борьбы, которая ведется между различными типами общественных индивидуальностей. Эта борьба ведет к смене форм кооперации и в дальнейшем к выделению этапов эволюции.
Также индивидуальность он делит на типы. Во-первых, идеальные типы- индивиды, по его мнению, потенциально способные к позитивному развитию и практически приспособились и не отделяют себя от интересов целого. Таким образом, личность или меняет среду в своих интересах или приспосабливается. Общество прогрессирует, а личность регрессирует. Личность должна бороться за индивидуальность. Теория борьбы личности перерастает в концепцию социальной борьбы, которая ведется между различными типами общественных индивидуальностей. Эта борьба ведет к смене форм кооперации и в дальнейшем к выделению этапов эволюции.
Н.К. Михайловский стремился к выработке единой и целостной концепции. Он называл ее «система правды». Это мировоззрение, которое связало бы понятия человека о сущем, должном, теорию и социальную практику. Он хотел раскрыть взаимосвязь частей сложного общественного целого. Эту цель можно было достигнуть двумя путями или идти от представлений о судьбе общества или начинать свои исследования с уровня личности. Он избрал второй путь и поэтому он тоже относится к субъективистской социологии, поэтому предмет социологии по Н.К. Михайловскому – это выяснение отношений различных форм общежития к судьбам личности, то есть социальное взаимодействие.
Социальная реальность- это сознательная деятельность человека. Она объективна также как, например климат, влияющий на историю человечества, и поэтому изучение этой особой реальности требует своеобразных методов исследования. Н.К. Михайловский, как и Лавров- сторонник субъективного метода в социологии. Человек познает мир опытным путем. Возможности опыта зависят от психо-физической организации человека от его ощущений. Ощущение личности - это символы и знаки реальности. Причем человек стремится не к любым знаниям, которые ему нужны для практических целей. Таким образом, человеческое восприятие определяет особенности картины мира.
Социальная реальность- это сознательная деятельность человека. Она объективна также как, например климат, влияющий на историю человечества, и поэтому изучение этой особой реальности требует своеобразных методов исследования. Н.К. Михайловский, как и Лавров- сторонник субъективного метода в социологии. Человек познает мир опытным путем. Возможности опыта зависят от психо-физической организации человека от его ощущений. Ощущение личности - это символы и знаки реальности. Причем человек стремится не к любым знаниям, которые ему нужны для практических целей. Таким образом, человеческое восприятие определяет особенности картины мира.
Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге «Россия и Европа» (1869) представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы — «историко-культурные типы», или цивилизации. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — средневековая — современная) как приближающуюся к этой своей кульминации, хотя западная, или иными словами, германо-романская цивилизация — лишь одна из многих, процветавших, в истории. В реальности общей хронологии дли различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации — отдельные историко-культурные типы; 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации — отдельные историко-культурные типы; 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.
Никола Макиавелли (15-16век) - итальянский политик, дипломат. Он создал теорию общества и государства. В своем произведении «Государь» он продолжает идеи Платона и рассматривает в первую очередь поведение политического лидера. Он отделил государственно-политические вопросы от религии и морали. Рассматривал социологию и политологию как науки о поведении людей в обществе. Правитель, чтобы добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться тремя принципами. Во-первых, человеческими действиями правит честолюбие и мотив власти Состоятельные люди хотят сохранить власть и богатства, а бедняки вернуть то, что у них отняли. Второй принцип - он говорит умный правитель не должен выполнять все свои обещания, поскольку подданные тоже не выполняют свои обязательства. Добиваясь власти обещать надо, но выполнять эти обещания в зависимости от поведения подданных. Третий - творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, если они редкие, а наказание должно быть сразу и в больших масштабах. В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя, изложил технологию завоевания и удержания политической власти.
На исходе Средневековья Фома Аквинский, синтезируя учения Аристотеля и христианские истины, создает свою всеобъемлющую философию, где много внимания уделялось и социальному аспекту человеческого бытия. Фома вслед за Аристотелем считал человека социальным существом. Необходимость социальной жизни по Фоме Аквинскому определяется природой человека, созданного Богом. Основными, естественными формами человеческих сообществ Фома считал семью и государство. Семья необходима для поддержания жизни, государство - для достижения общего совершенства, блага.
По мнению Фомы, не только социальный, но и мировой порядок в целом основан на иерархии, превосходстве одного над другим. Высшей ступенью мировой иерархии является Бог. Власть в государстве происходит от Бога.
Положение монарха в государстве соответствовало положению Бога по отношению к миру. Однако монарх не должен использовать власть для личной выгоды: такой монарх - тиран. Задачей настоящего монарха является общее благо его подданных.
По мнению Фомы, не только социальный, но и мировой порядок в целом основан на иерархии, превосходстве одного над другим. Высшей ступенью мировой иерархии является Бог. Власть в государстве происходит от Бога.
Положение монарха в государстве соответствовало положению Бога по отношению к миру. Однако монарх не должен использовать власть для личной выгоды: такой монарх - тиран. Задачей настоящего монарха является общее благо его подданных.
В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве. В условиях кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он был, Августин стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа, т. е. об общем благе. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и правителей - всячески укреплять возвышенные идеалы.
Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.
Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.
Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.
Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.
Такие мыслители как Платон, Ксенофонт, Сократ, Аристотель осознавали роль разделения труда в жизни общества, деление общества на социальные слои и профессии. Если Платон стремился осмыслить общество на макро уровне, то Ксенофонт – на микро уровне, отдельных мастерских.
Первых социологов античности называют социальными философами, прежде всего, это Платон и Аристотель. Кроме философских, гносеологических систем, заложивших два фундаментальных направления в философии (идеализм и материализм), они изучали и социальные проблемы: традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по переустройству общества и государства, которые ими отождествлялись.
Например, Платон в своем трактате «Государство» описывает свое понимание социальной стратификации - это деление общества на слои. Он считал, что общество делится на 3 класса. Высший класс - мудрецы, управляющие государством, средний класс - воины как гаранты стабильности и порядка, низший класс - ремесленники и крестьяне. Высший слой не должен злоупотреблять властью, он не должен иметь частную собственность. Государь должен быть образованным, талантливым, старше 50 лет. Платон говорил, что существует, пять форм правления (социология социальных институтов): 1. аристократия - власть избранных - наилучшая форма правления; 2.тимократия-власть воинов (военных); 3. олигархия - власть богатых; 4.демократия - власть народа; 5. охлократия - власть толпы.
Взгляды Аристотеля, его социальная структура общества. Богатая плутократия - первый слой. Основной слой - средний класс, который является опорой порядка. Третий класс - люди без собственности - пролетариат. Оптимальным, он считает такое общество, где интересы богатых ограничены, бедняки не отстранены от управления. В экономической социологии он выделил 2 вида ведения хозяйства: Нетоварное - это семейное хозяйство, рыночное - все отношения вне семьи.
Первых социологов античности называют социальными философами, прежде всего, это Платон и Аристотель. Кроме философских, гносеологических систем, заложивших два фундаментальных направления в философии (идеализм и материализм), они изучали и социальные проблемы: традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по переустройству общества и государства, которые ими отождествлялись.
Например, Платон в своем трактате «Государство» описывает свое понимание социальной стратификации - это деление общества на слои. Он считал, что общество делится на 3 класса. Высший класс - мудрецы, управляющие государством, средний класс - воины как гаранты стабильности и порядка, низший класс - ремесленники и крестьяне. Высший слой не должен злоупотреблять властью, он не должен иметь частную собственность. Государь должен быть образованным, талантливым, старше 50 лет. Платон говорил, что существует, пять форм правления (социология социальных институтов): 1. аристократия - власть избранных - наилучшая форма правления; 2.тимократия-власть воинов (военных); 3. олигархия - власть богатых; 4.демократия - власть народа; 5. охлократия - власть толпы.
Взгляды Аристотеля, его социальная структура общества. Богатая плутократия - первый слой. Основной слой - средний класс, который является опорой порядка. Третий класс - люди без собственности - пролетариат. Оптимальным, он считает такое общество, где интересы богатых ограничены, бедняки не отстранены от управления. В экономической социологии он выделил 2 вида ведения хозяйства: Нетоварное - это семейное хозяйство, рыночное - все отношения вне семьи.
Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Жизнь- это повседневное взаимодействие. Они считают, что личность и общество( «другие»)- это продукт коммуникации, ролевого взаимодействия (интеракция) между людьми. Общество- это сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «другие».
Личность воспринимает себя как таковую не прямо и непосредственно, а косвенно через точки зрения других индивидов, как правило схожей социальной группы. Эта группа формирует из себя индивидов. Основы символического интеракционизма концентрировались в Чикагской школе социологии. Представители этого напрвления в социологии- Это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс.
Теория зеркального «Я» - согласно ей человек общается с различными первичными и вторичными группами и его представления о себе отражают представления о том, что думают про него другие.
Личность воспринимает себя как таковую не прямо и непосредственно, а косвенно через точки зрения других индивидов, как правило схожей социальной группы. Эта группа формирует из себя индивидов. Основы символического интеракционизма концентрировались в Чикагской школе социологии. Представители этого напрвления в социологии- Это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс.
Теория зеркального «Я» - согласно ей человек общается с различными первичными и вторичными группами и его представления о себе отражают представления о том, что думают про него другие.
Этнометодология - это направление, которое следовало на базе феноменологии и символического интеракционизма.
Основные признаки этнометодологии:
1. Общество как таковое лишатся признаков реальности;
2.Социальная реальность предстает как система ценностей;
3.Взаимодействие понимается не как реальный акт физического взаимодействия, а как реализация духовных контактов.
4.Социальная реальность подвижна, изменчива, уникальна и неповторима.
Представитель этнометодолгии Г. Гарфинкель (1917 г.). Работал в Гарвардском университете под руководством Т. Парсонса. Но пошел другим путем. Написал статью «Исследование по этнометодологии» (1967 г.). Изучает методы, используемые людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности.
Основные признаки этнометодологии:
1. Общество как таковое лишатся признаков реальности;
2.Социальная реальность предстает как система ценностей;
3.Взаимодействие понимается не как реальный акт физического взаимодействия, а как реализация духовных контактов.
4.Социальная реальность подвижна, изменчива, уникальна и неповторима.
Представитель этнометодолгии Г. Гарфинкель (1917 г.). Работал в Гарвардском университете под руководством Т. Парсонса. Но пошел другим путем. Написал статью «Исследование по этнометодологии» (1967 г.). Изучает методы, используемые людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности.
Феноменология - одно из влиятельных направлений современности. Она возникла из недовольства ортодоксальной (классической, традиционной) позитивистской методологии. Она выступает против homoсоциологикус по Т. Парсонсу - человека, организованного в общественную систему, где он не деятель, а «жертва» структуры. Этот человек соблюдает все правила и нормы культуры без отклонений.
Взлет феноменологии в 60-е годы 20 века вошли в историю социальными движениями (хиппи) и политическими протестами. Появились теории, где человек-деятель, строитель социальной действительности. Поэтому возник интерес к действующему индивиду социальной жизни, что соответствовало американскому прагматизму. Основоположником феноменологии был американец немецкого происхождения Эмиль Гуссерль. Феноменология изучает в первую очередь процессы познания социальной реальности, которые происходят исходя из первичных, «глубинных» интуиций познающего субъекта. Любой предмет рассматривается только как производный от сознания. При этом сознание неотделимо от потока феноменов (от реальности). Таким образом, сознание предметно—всегда направлено на предмет, активно «конструирует» его.
Взлет феноменологии в 60-е годы 20 века вошли в историю социальными движениями (хиппи) и политическими протестами. Появились теории, где человек-деятель, строитель социальной действительности. Поэтому возник интерес к действующему индивиду социальной жизни, что соответствовало американскому прагматизму. Основоположником феноменологии был американец немецкого происхождения Эмиль Гуссерль. Феноменология изучает в первую очередь процессы познания социальной реальности, которые происходят исходя из первичных, «глубинных» интуиций познающего субъекта. Любой предмет рассматривается только как производный от сознания. При этом сознание неотделимо от потока феноменов (от реальности). Таким образом, сознание предметно—всегда направлено на предмет, активно «конструирует» его.
Р. Дарендорф - профессор социологии в Германии, член комиссии Европейского сообщества, директор Лондонской школы экономики. Его основные работы: « Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Конфликт и классы», « Общество и демократия в Германии», « Новая свобода», « Жизненные шансы»(1979 г.).
Р. Дарендорф полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников (сторон). Для выяснения природы конфликта следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несовпадения и как осознают его сами участники конфликта при соблюдении условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью. В конфликт друг с другом вступают социальные группы, организации, институты и нации и т.д.
Р. Дарендорф полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников (сторон). Для выяснения природы конфликта следует понять, какие интересы не совпадают, какова степень этого несовпадения и как осознают его сами участники конфликта при соблюдении условия: стороны конфликта должны характеризоваться заметной идентичностью. В конфликт друг с другом вступают социальные группы, организации, институты и нации и т.д.