Отечественная социология в 1920-1930-е гг.

Наука » Социология
Развитие социологической науки в стране в последующее после 1922 г, десятилетие происходило на двух уровнях — теоретическом и эмпирико-прикладном. Рассмотрим вначале теоретические исследования.

Марксистская теоретическая социология в СССР

Наибольшим теоретическим влиянием на процесс становления советской марксистской социологии в начале 1920-х гг. пользовалась концепция Н.И. Бухарина. Основная идея Бухарина заключалась в отожде­ствлении социологии, точнее говоря, социологической теории с истори­ческим материализмом.

Другая группа марксистов (С.Я. Вольфсон, С.З. Каценбоген, З.Е. Чер­няков) заняла несколько иные позиции. Соглашаясь с основным тезисом Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, они рассматривали последнюю как составную часть философии. В целом сле­дует отметить, что все изложенные выше точки зрения отражали своеоб­разную социологическую доминанту в подходе к соотношению филосо­фии, исторического материализма и социологии.

Отечественная социология в 1917-1922 гг.

Наука » Социология
В рамках первого подпериода отечественная социология развивалась преимущественно как теоретическая наука. В целом отношение к социологии на первых порах послереволюционного развития было поло­жительным. Более того, начался процесс ее институционализации. Он был вызван значительным интересом к этой науке, о чем свидетель­ствовал количественный рост издаваемой социологической литературы и в целом литературы в области социальной проблематики. Например, по социологии в 1918 г. вышло из печати на 40 книг больше. В 1921 г, в России было издано более 4000 томов литературы по социаль­ным проблемам, что составило половину от годовой книжной продукции. В октябре 1918 г. был создан Социобиблиологический институт, важным показателем институционализации социологиче­ской науки в стране явилось возобновление в 1919 г. работы Русского со­циологического общества им. М.М. Ковалевского. Правда, вскоре институт был закрыт в 1921 г., чуть позже — Русское социологическое общество. Власть предер­жащие хорошо понимали, что нельзя давать возможность готовить кадры, проводить исследования и издавать книги по социологии профессорам либерального направления.

Возможность преподавать социоло­гию в школах возникла вследствие разрешения Наркомпроса (Народного комиссариата по делам просвещения). Более того, была поставлена задача обеспечить переход ко всеобщему обязательному изучению социологии. Однако в связи с от­сутствием в достаточном количестве необходимой учебной литературы, а главное — подготовленных педагогических кадров, способных пропа­гандировать идеи социализма и коммунизма.

Особенности социологии в России во второй половине XIX -начале XX в.

Наука » Социология
Обозначенная выше ситуация в значительной мере обусловила процессы становления российской социологии как чрезвычайно самобытной науки, взращенной на отечественной почве и несшей на себе особенности социально-экономических, политических и культурных отношений в стране. Данное обстоятельство привело ее к стремлению моделировать различные варианты развития общества, два из которых оказались основ­ными — западный и свои, отечественный, национально-специфический.

1. особенность российской социологии, связанная с рассмотрением в качестве центральной проблемы прогресса в об­ществе. Что считать прогрессом: развитие общества либо человека и как к не­му идти: революционным или эволюционным путем — эти два вопроса были характерными для российской социологии. В связи с поиском «формулы прогресса» и путей его достижения особое значение российские социологи уделяли вопросам социальной мотивации, социального поведения, социаль­ного взаимодействия. Отсюда в качестве постоянно присутствующей про­блема взаимоотношения личности и группы.

Периоды развития российской социологии во второй половине XIX - начале XX в.

Наука » Социология
В чуть более полувековом развитии российской социологии можно условно выделить три периода: первый — 1860-1890-е гг., второй — 1890-е гг. — начало XX в., третий — начало 1900-х — рубеж 1910-1920-х гг.

Первый период: господство субъективной социологии и позитивизма

Первый период получил название синтетической. Поскольку она совпадает с господством позитивизма в российской социоло­гии, постольку ее содержание определяется стремлением к синтезу естест­веннонаучного и социального знания. Синтетическая ориентация получила отражение в создании позитивистской модели общества как целостного ор­ганизма. При этом особое внимание в российской социологии обращалось на такие аспекты жизни общества, как его культура, моральная среда, политиче­ский и этический идеал. В центре внимания социологов оказываются про­блемы соотношения индивида и общества, индивида и группы, индивида и социальной среды, вопросы социального действия и взаимодействия.

Предсоциологический этап. Взгляды П.Я. Чаадаева и К.Д. Кавелина

Наука » Социология
Рассмотрим те отечественные идеи и теории, которые подготовили возникновение социологии и составили содержание предсоциологического этапа — это XVIII и пер­вая половина XIX в. Главная проблема — по какому пути развиваться России: должен ли это быть национальный, самобытный, отечественный путь или необходимо использовать в первую очередь европейский социальный опыт.

В XVIII в. предлагались различные варианты развития России, прежде всего в плане ее социально-политического устройства, характера влас­ти и роли государства в жизни общества. Существовали идеи укрепления этой роли, вплоть до признания необходимости авторитарного и деспоти­ческого социально-политического управления (Ф. Прокопович, В.Н. Та­тищев). Этим взглядам противостояли идеи либерального характера, сформулированные Д.С. Аничковым, С.Е. Десницким, Я.П. Козельским, А.Н. Радищевым. Они акцентировали внимание на отдельных сторонах развития России, связанных с деятельностью общины (Аничков), хозяй­ственными, экономическими и трудовыми процессами (Десницкий), уничтожением крепостничества и самодержавия (Радищев) и др.

Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России

Наука » Социология
Социология в России возникает во второй половине XIX в., после рефор­мы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного права и означавшей на­чало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. Наличие сильных остаточных феодально-крепостнических явлений, господство сельской общины привели к необходимости специальных научных трактовок. В них нуждалось и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры российского общества в связи с появлением новых классов и слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролета­риата, разночинцев и т.д.

В качестве важного социального явления возника­ет общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необ­ходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Таким образом, оказываются налицо социально-экономические и политические предпосылки появления новой для России науки — социологии.

Естественнонаучные и идейно-теоретические предпосылки, без которых ее возникновение было бы невозможным, это в первую очередь эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, некоторые значительные достижения в области физики, астрономии, математики и химии.

Основные этапы развития до революции 1917 года.

Наука » Социология
Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии идет в русле позитивизма, ощущается только влияние взглядов О. Конта. Заимствование позитивизма не является прямым, поскольку российская социология считает свою науку высшей наукой, синтезирующей все научные знания, изучающую всеобщие социальные законы, которая строится на обширном эмпирическом материале.

На этом этапе предмет социологии аморфен, в него вкладывается различное содержание, происходит переплетение с социальной философией. Представители позитивизма Мечников, Роберти, Южаков. На этом этапе социология выступает как радикальный социально- политический проект, не была воспринята властью и научным сообществом. В 1897 г. был опубликован первый учебный обзор по социологии, где было отмечено более 800 работ, из которых более 200 были русских авторов, другие направления находились в зачаточном состоянии.

Второй этап (1890-1900 гг.). Происходит институционализация российской социологии, уточняется ее предмет, возникают прикладные социологические исследования. Ведущими на этом этапе являются неокантианская школа (Кистяковский, Петражицкий) и марксистская (экономическая) социология в двух разновидностях: ортодоксальный марксизм (Плеханов, Ленин) и неортодоксальный (легальный) марксизм (Струве, Туган-Барановский). Начинается преподавание социологии и открывается первая социологическая кафедра, которую возглавил М. Ковалевский в 1908 г.

Особенности и идейная эволюция российской социологии.

Наука » Социология
Российская социологическая мысль возникла в 60-х годах 19 века. Развивалась в рамках закономерностей мировой науки. В то же время она более тесно переплеталась с русской литературой и практической общественной жизнью. Это объясняется спецификой российской истории, особенностями национального характера, социально- культурным контекстом и даже в некоторой степени географическим положением (на стыке Европы и Азии).

Социология, как разновидность социального познания в России характеризуется активным включением в социальную среду не созерцательностью, а непосредственным вмешательством в социальную практику в виде оппозиционно- критической теории. Как правило, предлагались проекты «правильного выбора» оптимального реформирования общества. Российская социология зародилась в рамках философии истории, затем социальной философии с оттенком христианской, а затем перешла в стадию собственной социологии.

Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

Наука » Социология
Сквозь всю теоретическую социологию Сорокина красной нитью проходит идея интегрализма. По сути, она оказалась сквозной для всего творчества уче­ного, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур.

Наиболее ярко она проявилась, пожалуй, в анализе личности и общества. «Но­вая интегральная теория личности, — писал ученый, — не отрицает, что чело­век является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлек­сивно-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслите­лем и сверхсознательным творцом или духом».

Человек интегрален, считал социолог, прежде всего по своей природе, ко­торая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космическо­го, биологического, психологического, социокультурного характера. Для по­лучения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами — чувствами, разумом, интуицией. В результате их интегрального использования знание о мире человека стано­вится полным. Цитита Сорокина: «Истина, полу­ченная с помощью интегрального использования всех трех каналов позна­ния — чувства, разума и интуиции, — это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. История человечес­кого знания — это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют».

Концепция социокультурной динамики

Наука » Социология
Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объ­яснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проана­лизировать источники и движущие силы социальных изменений и их ди­алектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчер­кивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что «основные до­стижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, ко­торые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения».

Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных си­стем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — супер­системами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духов­ной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процес­се анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта катего­рия занимает в концепции социокультурной динамики одно из централь­ных мест, о чем чуть ниже будет специально сказано.

Концепция социальной стратификации и социальной мобильности

Наука » Социология
Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основ теории социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «...это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на клас­сы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании выс­ших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределе­нии прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Говоря о многочисленных конкретных ипостасях социальной стратификации, Сорокин сводит их многообразие к трем ее основным формам: эконо­мической, политической и профессиональной.

Социолог доказывает, что социальная стратификация — это постоян­ная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду — в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Не­возможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).

Основные идеи работы «Социология революций»

Наука » Социология
Рассмотрим основные идеи и теории Сорокина, изло­женые им в работах американского периода жизни и творчества. В книге «Социология революций» он доказывает, что революции и сопутствующие им войны, как правило, усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Цен­ности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего ил­люзорны. Их анализ позволил социологу сформулировать закон «социально­го иллюзионизма». Для доказательства действенности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 г., с действительностью, наступившей через два-три года. Например, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое — у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеба — получили голод и вымирание, хотели и обещали уничтожить капитализм — разрушили средства производства и обращения.

Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих рево­люционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже кри­минализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддер­жании дефицита. Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов в России в связи с прекращением войны и ростом «сытости» населения, одна­ко ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро.