В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве. В условиях кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он был, Августин стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа, т. е. об общем благе. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и правителей - всячески укреплять возвышенные идеалы.
Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.
Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.
Мир в государстве - большая ценность. Однако Августин признавал возможность справедливой войны: народ, подвергшийся нападению, имеет право защищаться.
Государство должно обеспечить гражданам порядок и безопасность. Государство поддерживает закон, охраняет собственность граждан, карает нарушителей. Все это невозможно без судов.
Подчеркивая необходимость судов, Августин отмечает, что их деятельность должна быть проникнута гуманностью.
Забота о подданных и их благе дает государству право требовать от них повиновения. Без власти невозможна общественная жизнь. Власть происходит от Бога. Конечной причиной объединения людей в общество Августин считал социальную природу человека, который был создан Богом. Важной проблемой для Августина было отношение между государством и Церковью. Каждый из этих институтов по-своему важен и необходим, и между ними существует взаимозависимость. Церковь должна признавать специфические цели государства и не нарушая, общественного спокойствия, не противоречить законам государства (если эти законы не противоречат божественным заповедям). Государство должно признавать авторитет Церкви в духовной сфере и, исходя из превосходства духовных целей над мирскими, темными целями, подчиняться духовному авторитету Церкви. Вопрос о соотношении полномочий Церкви и государства в эпоху Средневековья вышел далеко за пределы чистой теории. Соперничество светской и духовной власти пронизывает всю историю Средневековья.
Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло. Так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека, считал Августин,- спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».
Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.
Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории.
Мир в государстве - большая ценность. Однако Августин признавал возможность справедливой войны: народ, подвергшийся нападению, имеет право защищаться.
Государство должно обеспечить гражданам порядок и безопасность. Государство поддерживает закон, охраняет собственность граждан, карает нарушителей. Все это невозможно без судов.
Подчеркивая необходимость судов, Августин отмечает, что их деятельность должна быть проникнута гуманностью.
Забота о подданных и их благе дает государству право требовать от них повиновения. Без власти невозможна общественная жизнь. Власть происходит от Бога. Конечной причиной объединения людей в общество Августин считал социальную природу человека, который был создан Богом. Важной проблемой для Августина было отношение между государством и Церковью. Каждый из этих институтов по-своему важен и необходим, и между ними существует взаимозависимость. Церковь должна признавать специфические цели государства и не нарушая, общественного спокойствия, не противоречить законам государства (если эти законы не противоречат божественным заповедям). Государство должно признавать авторитет Церкви в духовной сфере и, исходя из превосходства духовных целей над мирскими, темными целями, подчиняться духовному авторитету Церкви. Вопрос о соотношении полномочий Церкви и государства в эпоху Средневековья вышел далеко за пределы чистой теории. Соперничество светской и духовной власти пронизывает всю историю Средневековья.
Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло. Так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека, считал Августин,- спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи