Фундаментальные (теоретико-эмпирические) и прикладные исследования

Наука » Социология
Фундаментальное знание – обладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области. Цель фундаментального исследования – развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом объекте. Подсчитано, что теоретико-эмпирические исследования составляют лишь 3 % от всех проводимых исследований. Это так называемое предметно ориентированное знание, целью которого является проверка теории или получение нового знания.

Прикладное исследование посвящается разрешению какой-либо конкретной социальной проблемы. Специфика прикладного исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

Какими бы проблемами ни занимался социолог – молодежной субкультурой, семьей и браком или трудовым поведением на производстве – и к какой бы отрасли (прикладной или академической) он ни принадлежал, социолог всегда остается частью целого – социологии как науки.

Методы сбора информации

Наука » Социология
1. Наблюдение – способ сбора социологической информации, основанный на анализе естественного хода каких-либо событий, явлений. Если наблюдатель является участником наблюдаемых событий, то имеет место включенное наблюдение. Когда исследователь находится вне изучаемого объекта, такое наблюдение называется не включенным. Если наблюдение производится по строго определенной схеме, то оно является формализованным. Если таковая схема отсутствует, то неформализованным.

2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.

3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.

Методы социологического исследования

Наука » Социология
Различают три основных вида социо­логического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследова­ние - самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.

Социально-психологическая школа (Г.Тард, Г. Лебон)

Наука » Социология
Психология масс представляет собой форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.

Развитие социологии в российских регионах

Наука » Социология
Важной особенностью развития отечественной социологии в период с конца 1980-х гг. до наших дней является активизация усилий ее предста­вителей не только в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург), но и в региональных центрах, особенно тех, где в 1990-х гг. начало развивать­ся профессиональное социологическое образование.

Социология не осталась в стороне от них. Ее также затронули центробеж­ные тенденции. Так, вместо нескольких крупных отделений, работавших в составе Советской социологической ассоциации (Центральное, Северо-Запад­ное, Поволжское, Северо-Кавказское, Уральское, Сибирское, Дальневосточ­ное), в структуре ее правопреемника — Российского общества социологов — оказалось первоначально 47 региональных отделений. В самом этом факте ничего страшного нет, если только он не ведет к опреде­ленному социологическому изоляционизму и снижению уровня научных ис­следований. Именно в последнем обстоятельстве заключена опасность разры­ва налаженных исследовательских связей в научном сообществе.

Развитие рынка социологических услуг

Наука » Социология
Продолжая характеризовать особенности российской социологии в перестро­ечный и постперестроечный период, отметим такую из них, как появление и развитие рынка социологических услуг. В 1990-х гг. возникли сотни коммерческих социологиче­ских фирм, деятельность которых связана с изучением спроса и предложения (исследования маркетингового характера), управленческим консультирова­нием (исследования и практическая работа по заказу менеджеров), организа­цией предвыборных кампаний (исследования на стыке социологии и полито­логии по заказу администраций, политических деятелей, крупного бизнеса).

Сегодня на рынке социологических услуг реализуют себя тысячи соци­ологов. При этом вряд ли было бы правиль­ным полагать, что этот рынок окончательно сформировался. Рынок соци­ологических услуг, с одной стороны, является составной частью рыночной экономики. С другой стороны, он становится необходимым и неотъемле­мым компонентом системы политической демократии.

Можно утверждать, что в рыночной социологической деятельности фор­мируется новый стиль — предпринимательский. Основное значение зачас­тую приобретает не столько содержание и характер исследований, сколько их результат.

Основные направления социологических исследований в современной России

Наука » Социология
Сохранение национального своеобразия отечественной социологии обес­печивается прежде всего за счет тематики и основных направлений иссле­дований. Социологи активно включились в многочисленные дискуссии по поводу специфики и названия нового общества, которое предстояло строить.

Следует сразу сказать о том, что эта полемика, несмотря на значительные «страсти», которыми она сопровождалась, постепенно уступила место кон­кретному анализу политических и социально-экономических аспектов ре­формирования России. Привычка, вырабатывавшаяся десятилетиями, обяза­тельно как-то назвать одним (или несколькими) словами общество, в котором живем, стала постепенно забываться. Идеология марксизма приучила его сто­ронников непременно ставить на общество (прошлое, настоящее, будущее) «клеймо»: капиталистическое, социалистическое, коммунистическое. Уход от «одномерного» марксизма в сторону признания принципа теоретического плюрализма избавляет от необходимости «клеймить» общество, но зато поз­воляет ставить вопросы о конкретном исследовании самых различных сторон его реформирования.

Новое социологическое мышление

Наука » Социология
В связи с этим имеет смысл говорить о складывании в нашем обществе ново­го социологического мышления. Основным его принципом становится пре­одоление традиционного для нашей страны в прошлом разделения социоло­гии на марксистскую и немарксистскую, западную и восточную и т.п. и движение в сторону единого мирового социологического знания, «заинтере­сованного» в решении сходных задач развития науки и общества. Единство и многообразие в социоло­гии — это тоже принцип нового социологического мышления.

Каковы же конкретные предпосылки выработки нового социологиче­ского мышления, связанные с чисто внутренними социологическими процессами? Что может не только свидетельствовать о сближении пози­ций социологов разных стран, но и приводить к их реальной консолида­ции при сохранении своеобразия национальных школ и течений?

Основные особенности развития отечественной социологии в пе­рестроечный и постперестроечный периоды

Наука » Социология
Усиление интеграционных процессов в социологии

Институционализация отечественной социологии является, безусловно, крайне важной, но далеко не единственной особенностью ее развития в пери­од с конца 1980-х гг. до нашего времени. Признание общественной значимо­сти социологии и конкретные формы процесса ее институционализации тес­нейшим образом связаны с внутренними изменениями в содержании самой социологической науки, в том, что мы называем социологическим сознанием или социологическим мышлением. Обозначенный выше временной период, как никакой другой, способствовал появлению нового социологического мышления, которое и сделало возможным многочисленные изменения и транс­формации в самой отечественной социологической науке.

Создание научных общественных объединений

Наука » Социология
Важным шагом в процессе институционализации отечественной социо­логии явилось создание ряда добровольных научных общественных объ­единений социологов, среди которых в первую очередь следует назвать Российское общество социологов (РОС), а также Профессиональную социологическую ассоциацию, Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, Общество социологов и демографов. Безусловно, ведущим и самым массовым объединением стало РОС. Его первым президентом был Н.И. Лапин. В 1993 г. президентом РОС стал В.А. Ядов, а в 1997 г. на III съезде общества президентом был избран В.А. Мансуров, являющийся им и в настоящее время.

РОС имеет сегодня региональные отделения почти во всех субъектах Рос­сийской Федерации и осуществляет свою работу на местах через них. Обще­ство издает ежеквартально «Вестник РОС», который рассылается в отделе­ния и на домашние адреса его членов. Следует отметить, что в по­следние годы РОС резко активизировало свою работу и пользуется заслужен­ным уважением и авторитетом у социологов страны.

Достижения и проблемы издательской деятельности

Наука » Социология
Появилось большое коли­чество учебной литературы. Преподаватели из многих вузов (в основном в российских ре­гионах) стали печатать малотиражные издания, рассчитанные, прежде всего на собственных студентов, удовлетворяя тем самым их потребности в учебной литературе. Нельзя не приветствовать эту новую ситуацию в стране, испытывавшей многие десятилетия дефицит социологической литературы, в первую очередь учебников. Без большого риска ошибиться можно утверждать, что процесс их издания, появления новых работ, на­писанных в жанре учебника, будет продолжаться.

Но далеко не все из них удовлетворяют требованиям Го­сударственного образовательного стандарта в полной мере. Конечно, в этих работах отражается уровень квалификации социологов, который не всегда является достаточно высоким. Отмечая данное обстоятельство как не самую лучшую характеристику отечественной социологии, не будем при этом забывать, что она еще достаточно молода, а сами социологи не имеют большого опыта в написании качественной учебной литературы.

Институционализация социологии в системе высшего образования

Наука » Социология
В вузах появились социологические факультеты, отделе­ния, специальности и даже институты.

Настоящее социологическое образование стало развиваться только с 1989 г., когда оказалась полностью «узаконенной» профессия социолога. Чуть позднее ряд социологических факультетов был открыт в университетах страны: Уральском (Екатеринбург), Новосибирском, Алтайском (Барна­ул), Самарском, Томском, Казанском и т.д. Согласно последним данным (2002) отделения по социологии и социальной антропологии Учебно-мето­дического объединения по классическому университетскому образованию (председатель Совета отделения, декан социологического факультета МГУ проф. В.И. Добреньков), в настоящее время подготовка профессионалов-социологов осуществляется в 86 структурах (институтах, факультетах, отде­лениях, кафедрах, центрах). Но, вероятно, и это не предел. Интерес молоде­жи к получению профессии социолога не ослабевает, что и обусловливает дальнейшее развитие социологического образования в стране.