Чтобы проникнуть в мысли и намерения оппонента, понять его интересы, приходится становиться детективом, применять различные методы. Этот процесс немыслим без общения. Опытный специалист по переговорам всегда начеку: мгновенно фиксирует оговорки, способные выдать ход мыслей оппонента и его мотивы; внимательно наблюдает за противником и отмечает слова, поступки, манеры, жесты, повторяющиеся выражения и строй речи.
Конечно, простейший способ добыть информацию — задавать вопросы. Вопросы — окна, через которые можно «подглядеть», что у человека на уме. Я лично, когда позволяет ситуация, просто спрашиваю оппонента: «Чего вы ждете от этих переговоров? Чего добиваетесь?» Вместе с другой информацией ответы на эти вопросы помогают мне понять его интересы и выработать правильную линию поведения.
Но сначала нужно определиться по следующим трем пунктам: 1) О ЧЕМ спрашивать; 2) КАК формулировать вопросы и 3) КОГДА их следует задавать. Важно также уметь предвидеть восприятие и реакцию оппонента.
Вот пример того, как важно правильно сформулировать вопрос. Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» Естественно, следует отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?» — и получает разрешение.
Не менее важно — правильно выбрать время. Не одна комиссия зашла в тупик и не один состав присяжных заседателей был деморализован бодрым вопросом председательствующего: «Ну, так где же мы, собственно, находимся?» или «Что вы думаете о таком плане?» Подобные вопросы, заданные в неподходящий момент, оказывают парализующее действие.
Конечно, простейший способ добыть информацию — задавать вопросы. Вопросы — окна, через которые можно «подглядеть», что у человека на уме. Я лично, когда позволяет ситуация, просто спрашиваю оппонента: «Чего вы ждете от этих переговоров? Чего добиваетесь?» Вместе с другой информацией ответы на эти вопросы помогают мне понять его интересы и выработать правильную линию поведения.
Но сначала нужно определиться по следующим трем пунктам: 1) О ЧЕМ спрашивать; 2) КАК формулировать вопросы и 3) КОГДА их следует задавать. Важно также уметь предвидеть восприятие и реакцию оппонента.
Вот пример того, как важно правильно сформулировать вопрос. Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» Естественно, следует отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?» — и получает разрешение.
Не менее важно — правильно выбрать время. Не одна комиссия зашла в тупик и не один состав присяжных заседателей был деморализован бодрым вопросом председательствующего: «Ну, так где же мы, собственно, находимся?» или «Что вы думаете о таком плане?» Подобные вопросы, заданные в неподходящий момент, оказывают парализующее действие.
Руководитель должен уметь стимулировать творческих работников. Как создать творческой личности условия для наиболее полного раскрытия ее потенциала на благо компании? Ответ будет такой: необходимо удовлетворять их низшие потребности, чтобы они могли целиком отдаться Удовлетворению высших — например, в самореализации. Только после удовлетворения базовых потребностей могут быть осознаны и выпущены на волю творческие порывы. Творческая личность страдает не от недостатка свежих идей, а лишь от трудностей их практического воплощения.
Грубый отзыв об экстраординарной или даже «неработающей» идее нарушает творческую атмосферу, в которой рождаются открытия.
Способность к творчеству существенно понижается в стрессовых ситуациях, особенно под давлением. В этих случаях людям свойственно действовать испытанными методами; творческая интуиция и способность к импровизации — на нуле. Даже черепаха — и та способна двигаться вперед, только высунув голову из-под панциря. Дайте творческой личности высунуть голову!
На переговорах способность к творчеству имеет исключительно важное значение. Не зря говорят: «Не давайте детям рвать цветы — приучайте их выращивать».
Грубый отзыв об экстраординарной или даже «неработающей» идее нарушает творческую атмосферу, в которой рождаются открытия.
Способность к творчеству существенно понижается в стрессовых ситуациях, особенно под давлением. В этих случаях людям свойственно действовать испытанными методами; творческая интуиция и способность к импровизации — на нуле. Даже черепаха — и та способна двигаться вперед, только высунув голову из-под панциря. Дайте творческой личности высунуть голову!
На переговорах способность к творчеству имеет исключительно важное значение. Не зря говорят: «Не давайте детям рвать цветы — приучайте их выращивать».
Предметом переговоров могут служить вещи, позиции и ситуации, но труднее всего договориться о чувствах. В эмоциональной ситуации нужно постараться стать выше эмоций, подняться на уровень вещей и поступков, вызвавших эти эмоции.
Это прежде всего относится к неблагополучной семейной жизни. Если нет особой любви, супругам удается договориться о перемирии, и их дальнейшая жизнь проходит в атмосфере холодной враждебности. Такие ситуации необходимо прогнозировать и своевременно предупреждать, проявлять творческий подход, изобретать варианты во избежание тупиковой ситуации. Каким бы мрачным ни представлялось будущее, попытка свежего взгляда на вещи способна стать слабым лучом во мраке.
Железнодорожный инспектор проводил собеседование с женщиной, пожелавшей занять вакансию стрелочника. Его задачей было проверить, как она выйдет из безвыходного положения.
— Предположим,— сказал он,— вы находитесь на вершине горы и видите, как внизу движется поезд, а навстречу, по той же ветке, — другой; они не видят друг друга. Ваши действия?
— Выстрелю из ракетницы.
— Где вы возьмете ракетницу?
— Там же, где вы — два поезда, мчащихся навстречу друг другу по одной ветке.
Как действуют в эмоциональных ситуациях так называемые универсальные средства удовлетворения наших потребностей на всех уровнях — от связанных с выживанием до эстетических? Одно из таких средств — деньги; далее идет секс, а для некоторых — вера. После того, как вы определили такое универсальное средство — например, секс,— возникает вопрос: на каком уровне вы добиваетесь сексуального удовлетворения? Устраивает ли вас примитивный физиологический уровень? Дает чувство защищенности? Или вы стремитесь к любви (ощущению себя нужным)? Или к признанию? Встречаются люди, для которых секс связан не только с физиологией, но и со всеми остальными человеческими потребностями, включая эстетическую. Теперь посмотрим, на каких уровнях вы добиваетесь удовлетворения при помощи денег. Признание универсальных средств и их способности удовлетворить потребности на всех уровнях обеспечивает вас дополнительными творческими решениями.
Это прежде всего относится к неблагополучной семейной жизни. Если нет особой любви, супругам удается договориться о перемирии, и их дальнейшая жизнь проходит в атмосфере холодной враждебности. Такие ситуации необходимо прогнозировать и своевременно предупреждать, проявлять творческий подход, изобретать варианты во избежание тупиковой ситуации. Каким бы мрачным ни представлялось будущее, попытка свежего взгляда на вещи способна стать слабым лучом во мраке.
Железнодорожный инспектор проводил собеседование с женщиной, пожелавшей занять вакансию стрелочника. Его задачей было проверить, как она выйдет из безвыходного положения.
— Предположим,— сказал он,— вы находитесь на вершине горы и видите, как внизу движется поезд, а навстречу, по той же ветке, — другой; они не видят друг друга. Ваши действия?
— Выстрелю из ракетницы.
— Где вы возьмете ракетницу?
— Там же, где вы — два поезда, мчащихся навстречу друг другу по одной ветке.
Как действуют в эмоциональных ситуациях так называемые универсальные средства удовлетворения наших потребностей на всех уровнях — от связанных с выживанием до эстетических? Одно из таких средств — деньги; далее идет секс, а для некоторых — вера. После того, как вы определили такое универсальное средство — например, секс,— возникает вопрос: на каком уровне вы добиваетесь сексуального удовлетворения? Устраивает ли вас примитивный физиологический уровень? Дает чувство защищенности? Или вы стремитесь к любви (ощущению себя нужным)? Или к признанию? Встречаются люди, для которых секс связан не только с физиологией, но и со всеми остальными человеческими потребностями, включая эстетическую. Теперь посмотрим, на каких уровнях вы добиваетесь удовлетворения при помощи денег. Признание универсальных средств и их способности удовлетворить потребности на всех уровнях обеспечивает вас дополнительными творческими решениями.
Кажущиеся нарушения иерархии потребностей, как правило, связаны с принесением жертв. Случается, молодые люди, выросшие в богатых семьях, больше заботятся о социальных последствиях своей карьеры, чем о проистекающих из нее материальных благах. Так, нашлось немало состоятельных юношей, которые вступили в основанный в 1960 году Корпус Мира и обрекли себя на определенные лишения. Другие прониклись так называемым «комплексом Альберта Швейцера». Иногда это кончалось тем, что, несмотря на интересную работу и экзотику, молодые люди начинали испытывать раздражение и возвращались домой. Они объясняли это так называемым «культурным шоком» — тоской по цивилизации.
В свое время американское правительство задалось целью изучить способность служащих Военно-Морского Флота переносить лишения. Был поставлен эксперимент с имитацией боевой обстановки, в ходе которого многие важные потребности моряков оставались без удовлетворения. Контрольная же группа не подвергалась напряжению и не терпела лишений. Потом обе группы вводились в настоящий бой, чтобы посмотреть, которая лучше справится с трудностями. Моряки с удовлетворенными потребностями легче переносили лишения, чем «подготовленные» в ходе эксперимента. Не правда ли, это противоречит традиционным представлениям?
Та же закономерность прослеживается в ситуациях, когда крупные компании — в силу тех или иных причин — вынуждены освобождаться от своих служащих. Как наименее болезненно уволить служащего?— с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие американские корпорации. Все они предпочитают, чтобы человек ушел по собственному желанию: заботятся о моральном самочувствии других сотрудников. Последовательность принимаемых ими мер обратна иерархии потребностей Маслоу. Как правило, администрация начинает с того, что отказывает служащему в удовлетворении потребностей высшего порядка, чтобы он понял намек и подал заявление об уходе.
В свое время американское правительство задалось целью изучить способность служащих Военно-Морского Флота переносить лишения. Был поставлен эксперимент с имитацией боевой обстановки, в ходе которого многие важные потребности моряков оставались без удовлетворения. Контрольная же группа не подвергалась напряжению и не терпела лишений. Потом обе группы вводились в настоящий бой, чтобы посмотреть, которая лучше справится с трудностями. Моряки с удовлетворенными потребностями легче переносили лишения, чем «подготовленные» в ходе эксперимента. Не правда ли, это противоречит традиционным представлениям?
Та же закономерность прослеживается в ситуациях, когда крупные компании — в силу тех или иных причин — вынуждены освобождаться от своих служащих. Как наименее болезненно уволить служащего?— с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие американские корпорации. Все они предпочитают, чтобы человек ушел по собственному желанию: заботятся о моральном самочувствии других сотрудников. Последовательность принимаемых ими мер обратна иерархии потребностей Маслоу. Как правило, администрация начинает с того, что отказывает служащему в удовлетворении потребностей высшего порядка, чтобы он понял намек и подал заявление об уходе.
Явление сублимации иллюстрирует кажущийся характер противоречий в иерархии потребностей (интересов). Люди — не только биологические, но и социально-символические существа. Поэтому нетрудно понять тех, кто готов пожертвовать некоторыми из своих насущных интересов ради менее важных, однако расположенных выше на социально-символической шкале ценностей — например, когда солдат готов отдать жизнь во имя чести своего полка. В сегодняшнем мире можно найти расширительные примеры: представители нации готовы рисковать жизнью ради чести нации.
К примеру, сегодняшний конфликт на Ближнем Востоке есть не что иное, как отражение взлета и падения разных народностей. В VI веке до н.э. персы основали в этой части земного шара великую империю. В 330 году до н.э. Александр Македонский завоевал Персию. За ним пришли римляне, арабы, турки, монголы — и так далее, вплоть до наших дней. Ныне этот регион поделен на мелкие территории, населяемые разными этническими группами, воюющими друг с другом за свой кусок бывшей великой империи.
После удовлетворения жизненно важных интересов мы стремимся удовлетворить интересы более высокого порядка — даже если это связано с немалым риском.
Так, художник, познав радость творчества, способен голодать — лишь бы заниматься своим искусством.
А вот пример с курсантами летного училища времен второй мировой войны. По окончании каждого курса выпускался памятный альбом. Первую страницу оставляли чистой: на ней предполагалось поместить фотографию того курсанта — одного из группы в пятьдесят человек,— который, согласно статистике, мог погибнуть во время испытательных полетов.
Когда об этом говорили курсантам, каждый из этих девятнадцатилетних парней озирался по сторонам, как бы ища и заранее жалея того — другого!— которому предстояло быть запечатленным на этой странице.
К примеру, сегодняшний конфликт на Ближнем Востоке есть не что иное, как отражение взлета и падения разных народностей. В VI веке до н.э. персы основали в этой части земного шара великую империю. В 330 году до н.э. Александр Македонский завоевал Персию. За ним пришли римляне, арабы, турки, монголы — и так далее, вплоть до наших дней. Ныне этот регион поделен на мелкие территории, населяемые разными этническими группами, воюющими друг с другом за свой кусок бывшей великой империи.
После удовлетворения жизненно важных интересов мы стремимся удовлетворить интересы более высокого порядка — даже если это связано с немалым риском.
Так, художник, познав радость творчества, способен голодать — лишь бы заниматься своим искусством.
А вот пример с курсантами летного училища времен второй мировой войны. По окончании каждого курса выпускался памятный альбом. Первую страницу оставляли чистой: на ней предполагалось поместить фотографию того курсанта — одного из группы в пятьдесят человек,— который, согласно статистике, мог погибнуть во время испытательных полетов.
Когда об этом говорили курсантам, каждый из этих девятнадцатилетних парней озирался по сторонам, как бы ища и заранее жалея того — другого!— которому предстояло быть запечатленным на этой странице.
Теория потребностей может применяться на всех уровнях. Техника переговоров для удовлетворения каждого интереса воспроизводит определенные формы, называемые ситуационными моделями. Я разделил их на шесть групп, или категорий, располагая в порядке убывания степени положительного контроля над ситуацией. Естественно, вы в большей мере контролируете СВОЮ деятельность, направленную на удовлетворение потребностей оппонента (1), чем деятельность оппонента по удовлетворению ВАШИХ потребностей (2), и так далее.
Вот эти ситуационные модели:
1. Переговорщик действует в интересах оппонента.
2. Переговорщик побуждает оппонента действовать в его интересах.
3. Переговорщик действует в интересах оппонента и своих собственных.
4. Переговорщик действует вопреки своим интересам.
5. Переговорщик действует вопреки интересам оппонента.
6. Переговорщик действует вопреки интересам оппонента и своим собственным.
Эти модели показывают, каким образом участники переговоров стремятся удовлетворить свои конкретные интересы.
Различные ситуационные модели, пронумерованные
в порядке убывания степени положительного
контроля и возрастания риска.
Вот эти ситуационные модели:
1. Переговорщик действует в интересах оппонента.
2. Переговорщик побуждает оппонента действовать в его интересах.
3. Переговорщик действует в интересах оппонента и своих собственных.
4. Переговорщик действует вопреки своим интересам.
5. Переговорщик действует вопреки интересам оппонента.
6. Переговорщик действует вопреки интересам оппонента и своим собственным.
Эти модели показывают, каким образом участники переговоров стремятся удовлетворить свои конкретные интересы.
Различные ситуационные модели, пронумерованные
в порядке убывания степени положительного
контроля и возрастания риска.
Я различаю три основных уровня переговоров:
1) межличностный — переговоры между отдельными людьми;
2) межгрупповой — переговоры между коллективами, организациями;
3) международный.
Ни один коллектив не может действовать независимо от людей. Не забывайте об этом, когда будете иметь дело с людьми, выступающими от имени коллектива. В этих случаях приходится учитывать два уровня интересов — организации и человека, непосредственно ведущего переговоры.
Отождествляя себя с группой, люди нередко ломают собственную структуру потребностей. В результате в определенных ситуациях менее важная потребность группы — например, в признании — может взять верх над жизненно важной потребностью отдельного человека. Подавляющее большинство людей не хотят войны, но, отождествляя себя с нацией и национализмом, втягиваются в военный конфликт, ставя под угрозу личную безопасность. В подобных случаях нарушение иерархии потребностей — только кажущееся. Все дело в отождествлении личности с группой.
1) межличностный — переговоры между отдельными людьми;
2) межгрупповой — переговоры между коллективами, организациями;
3) международный.
Ни один коллектив не может действовать независимо от людей. Не забывайте об этом, когда будете иметь дело с людьми, выступающими от имени коллектива. В этих случаях приходится учитывать два уровня интересов — организации и человека, непосредственно ведущего переговоры.
Отождествляя себя с группой, люди нередко ломают собственную структуру потребностей. В результате в определенных ситуациях менее важная потребность группы — например, в признании — может взять верх над жизненно важной потребностью отдельного человека. Подавляющее большинство людей не хотят войны, но, отождествляя себя с нацией и национализмом, втягиваются в военный конфликт, ставя под угрозу личную безопасность. В подобных случаях нарушение иерархии потребностей — только кажущееся. Все дело в отождествлении личности с группой.
Потребности и их удовлетворение — вот общий знаменатель, к которому люди надеются прийти в результате переговоров. Если бы у людей не было неудовлетворенных нужд, в переговорах не было бы смысла. Это верно и в тех случаях, когда потребность сводится к сохранению статуса-кво. Для переговоров нужны две стороны: покупатель и продавец недвижимости, профсоюз и администрация, директора двух фирм, договаривающиеся об условиях объединения. Все они пекутся о своих интересах.
О том, что это за интересы, шел разговор в предыдущей главе. Эта информация может пригодиться для выработки эффективной техники ведения переговоров. Зная теорию потребностей, можно безошибочно определить интересы сторон. Более того — эта теория привлекает наше внимание к интересам и ситуационным моделям, побуждающим противоположную сторону искать альтернативные методы, вносить коррективы в свои действия и противодействия.
Как уже говорилось, существует определенная иерархия, то есть очередность интересов по убыванию степени значимости. Теория потребностей дает возможность правильно оценить эффективность любого переговорного действия и при этом обеспечивает большой выбор вариантов. Зная относительный «вес» каждой потребности, легче выбрать подходящие способы ее удовлетворения. Методика, ставящая во главу угла интересы,— самая эффективная. Чем насущнее интерес, тем эффективнее будет его использование в качестве гамбита на переговорах. (Напомним: гамбит — это начало шахматной партии, в котором одна сторона жертвует — чаще всего пешку — в расчете на будущий выигрыш.)
О том, что это за интересы, шел разговор в предыдущей главе. Эта информация может пригодиться для выработки эффективной техники ведения переговоров. Зная теорию потребностей, можно безошибочно определить интересы сторон. Более того — эта теория привлекает наше внимание к интересам и ситуационным моделям, побуждающим противоположную сторону искать альтернативные методы, вносить коррективы в свои действия и противодействия.
Как уже говорилось, существует определенная иерархия, то есть очередность интересов по убыванию степени значимости. Теория потребностей дает возможность правильно оценить эффективность любого переговорного действия и при этом обеспечивает большой выбор вариантов. Зная относительный «вес» каждой потребности, легче выбрать подходящие способы ее удовлетворения. Методика, ставящая во главу угла интересы,— самая эффективная. Чем насущнее интерес, тем эффективнее будет его использование в качестве гамбита на переговорах. (Напомним: гамбит — это начало шахматной партии, в котором одна сторона жертвует — чаще всего пешку — в расчете на будущий выигрыш.)
В основе любой модели человеческого поведения лежит удовлетворение потребностей. Их подробный перечень был бы длинен до бесконечности; даже попытки классификации приводят к огромному числу видов и подвидов. Причем никакая классификация не дает представления о том, как разные потребности подчас накладываются одна на другую. К тому же любая классификация способна дать только застывшую картину живого, постоянно меняющегося процесса. Из-за дефицита времени в ходе подготовки к переговорам мы можем позволить себе иметь дело лишь с крупными, обобщенными категориями, касающимися принципиально важных и предсказуемых вещей.
Профессор Абрахам Г.Маслоу из Университета Брандиса в своей замечательной книге «Мотивация и личность» приводит семь основных категорий потребностей — базовых факторов, определяющих человеческое поведение. Они-то и послужат нам основой для изучения интересов спорящих сторон.
Вот список Маслоу:
1) физиологические (гомеостатические) потребности;
2) потребность в безопасности и стабильности;
3) потребность в любви и принадлежности к группе;
4) потребность в признании;
5) потребность в самоутверждении;
6) потребность знать и понимать;
7) эстетические потребности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ потребности — общие для всего животного царства. Их цель — удовлетворить биологические нужды, такие как голод, жажда, усталость, секс и многие другие. Более точно эту категорию потребностей выражает недавно введенное в обиход понятие гомеостаза, то есть автоматических попыток тела сохранить себя в нормальном сбалансированном состоянии.
Профессор Абрахам Г.Маслоу из Университета Брандиса в своей замечательной книге «Мотивация и личность» приводит семь основных категорий потребностей — базовых факторов, определяющих человеческое поведение. Они-то и послужат нам основой для изучения интересов спорящих сторон.
Вот список Маслоу:
1) физиологические (гомеостатические) потребности;
2) потребность в безопасности и стабильности;
3) потребность в любви и принадлежности к группе;
4) потребность в признании;
5) потребность в самоутверждении;
6) потребность знать и понимать;
7) эстетические потребности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ потребности — общие для всего животного царства. Их цель — удовлетворить биологические нужды, такие как голод, жажда, усталость, секс и многие другие. Более точно эту категорию потребностей выражает недавно введенное в обиход понятие гомеостаза, то есть автоматических попыток тела сохранить себя в нормальном сбалансированном состоянии.
На переговоры постоянно влияют скрытые предубеждения — как со стороны оппонента, так и с нашей собственной. Представьте себе, например, что оппонент начал горячиться. Не позволяйте ему вызвать у вас такую же сверхэмоциональную реакцию. Ведите себя, как в дзюдо (не отвечая на силу силой), или уподобьтесь буксиру, доставляющему в порт океанский лайнер. Буксир на все время тянет, но иногда и ослабляет трос. Постарайтесь понять и сделать скидку на эмоциональное возбуждение. Самый надежный способ устранить «короткое замыкание» — это поставить в центр внимания факты. Не жалейте времени на их поиск и интерпретацию. Иногда для этого требуются полномочия обеих сторон. Крупным авторитетом в этой области и горячим сторонником совместного установления объективных критериев был Фрэнсис Бэкон, который писал: «Есть только один метод убедить людей: представить им факты, их совокупность и последовательность — и рано или поздно они отбросят предвзятые мнения».
Совместный поиск фактов приносит огромную пользу. Факты, установленные одной стороной, могут нести на себе отпечаток ее концепции и оставаться спорными для другой. Уильям Джеймс понимал это, когда утверждал: «Жизнь — это непрерывная борьба между выводами, основанными на фактах, и другими, подсказанными нашим инстинктивным восприятием».
Установленные сообща факты служат материалом для принятия решения. Если не пожалеть времени на поиск и анализ непреложных фактов, можно совместно обозначить область конфликта и значительно сузить ее, выявив факты, признаваемые обеими сторонами. Различия сведутся к соображениям о том, что произойдет дальше, и к значению, придаваемому отдельным фактам.
Дальнейшие переговоры будут направлены на возможные изменения в идеях либо обстоятельствах. Шансы на согласие неизмеримо возрастут.
На предварительном совещании перед переговорами, посвященном анализу фактов, упор должен быть сделан на уточнении предмета спора.
Совместный поиск фактов приносит огромную пользу. Факты, установленные одной стороной, могут нести на себе отпечаток ее концепции и оставаться спорными для другой. Уильям Джеймс понимал это, когда утверждал: «Жизнь — это непрерывная борьба между выводами, основанными на фактах, и другими, подсказанными нашим инстинктивным восприятием».
Установленные сообща факты служат материалом для принятия решения. Если не пожалеть времени на поиск и анализ непреложных фактов, можно совместно обозначить область конфликта и значительно сузить ее, выявив факты, признаваемые обеими сторонами. Различия сведутся к соображениям о том, что произойдет дальше, и к значению, придаваемому отдельным фактам.
Дальнейшие переговоры будут направлены на возможные изменения в идеях либо обстоятельствах. Шансы на согласие неизмеримо возрастут.
На предварительном совещании перед переговорами, посвященном анализу фактов, упор должен быть сделан на уточнении предмета спора.
С точки зрения переговоров будет целесообразно разделить предубеждения на три категории: 1) относящиеся к внешнему миру, существующему независимо от нашего сознания; 2) относящиеся к нашему внутреннему миру, то есть сознанию, и 3) относящиеся к внутреннему миру другого человека.
Первая категория, касающаяся окружающей среды, времени и пространства, содержит наибольшее число скрытых предубеждений. Нужно тщательно проверять «факты», а не довольствоваться умозрительной картиной мира. Именно так был настроен Галилей, когда решил проверить «логичное» предположение, что тяжелый предмет падает быстрее легкого. Роняя предметы разного веса с «падающей» Пизанской башни, он убедился, что это не соответствует действительности.
Большинство представлений о внешнем мире основано на предположениях и поэтому нуждаются в постоянной проверке.
Особенно важную роль в формировании картины мира играет язык. Но он также способен вводить в заблуждение; сама его структура имеет тенденцию навязывать нам ограниченное, черно-белое представление о мире, где существуют добро и зло. Такова, к сожалению, позиция марксистской диалектики. Это — неконструктивный подход. Мир следует рассматривать как совокупность бесконечно большого числа перетекающих из одного в другой оттенков серого. В нем существует огромное число ценностей; постоянно вершатся развитие и обмен идеями — это придает нашему восприятию мира блеск и жизненность. Под влиянием строгой языковой структуры может создаться впечатление, будто на свете существуют абсолюты. Гарри Мейнард предостерегал против излишней категоричности суждений. Материальный мир — процесс, а не неизменная совокупность вещей и явлений.
Что касается идеального мира, то людям следует быть крайне осторожными и отдавать себе отчет в том, что наш внутренний мир — только отражение внешнего. Мы склонны делать предположения о наших эмоциях и мышлении. И это запутывает нас до такой степени, что мы перестаем замечать различие между «я чувствую...» и «я думаю...»
Первая категория, касающаяся окружающей среды, времени и пространства, содержит наибольшее число скрытых предубеждений. Нужно тщательно проверять «факты», а не довольствоваться умозрительной картиной мира. Именно так был настроен Галилей, когда решил проверить «логичное» предположение, что тяжелый предмет падает быстрее легкого. Роняя предметы разного веса с «падающей» Пизанской башни, он убедился, что это не соответствует действительности.
Большинство представлений о внешнем мире основано на предположениях и поэтому нуждаются в постоянной проверке.
Особенно важную роль в формировании картины мира играет язык. Но он также способен вводить в заблуждение; сама его структура имеет тенденцию навязывать нам ограниченное, черно-белое представление о мире, где существуют добро и зло. Такова, к сожалению, позиция марксистской диалектики. Это — неконструктивный подход. Мир следует рассматривать как совокупность бесконечно большого числа перетекающих из одного в другой оттенков серого. В нем существует огромное число ценностей; постоянно вершатся развитие и обмен идеями — это придает нашему восприятию мира блеск и жизненность. Под влиянием строгой языковой структуры может создаться впечатление, будто на свете существуют абсолюты. Гарри Мейнард предостерегал против излишней категоричности суждений. Материальный мир — процесс, а не неизменная совокупность вещей и явлений.
Что касается идеального мира, то людям следует быть крайне осторожными и отдавать себе отчет в том, что наш внутренний мир — только отражение внешнего. Мы склонны делать предположения о наших эмоциях и мышлении. И это запутывает нас до такой степени, что мы перестаем замечать различие между «я чувствую...» и «я думаю...»
Судья Артур Т. Вандербильт настоятельно рекомендовал адвокатам, обращаясь к жюри, не забывать об «интеллектуальном окружении» и «духе времени», потому что суд вершится не в вакууме и не абсолютно беспристрастными людьми.
Нельзя глумиться либо пренебрегать общественным мнением: ведь оно основано на общепринятых принципах — пусть даже зачастую это всего лишь «логически обоснованные» предрассудки.
В своей книге «Отношения между законом и общественным мнением», вышедшей в прошлом веке в Англии, Альберт В. Дайси констатировал: «В основе наших убеждений лежат некие основополагающие предположения, разделяемые — независимо от степени их достоверности — множеством людей во всем мире».
Мало кто отдает себе отчет в том, что большинство наших представлений об окружающей действительности на самом деле являются неосознанными предубеждениями. Их не высказывают вслух, подчас даже не подозревают об их существовании. Подобно айсбергу, девять десятых наших предположений таятся в подсознании. Будучи подвергнуты анализу, они являют собой обрывочные сведения — часто ошибочные,— копившиеся на протяжении всей жизни. Это — догмы, уходящие корнями в эмоциональные конфликты.
Если попробовать докопаться до первопричины некоторых «семейных традиций», подчас могут обнаружиться поразительные вещи. Один человек наблюдал за тем, как его жена готовила ростбиф на ужин. Положив кусок мяса на разделочную доску, она срезала верхушку и бросила в мусорное ведро.
— Зачем ты это делаешь, дорогая?— полюбопытствовал муж.
— Не знаю. Так всегда делала моя мать.
Нельзя глумиться либо пренебрегать общественным мнением: ведь оно основано на общепринятых принципах — пусть даже зачастую это всего лишь «логически обоснованные» предрассудки.
В своей книге «Отношения между законом и общественным мнением», вышедшей в прошлом веке в Англии, Альберт В. Дайси констатировал: «В основе наших убеждений лежат некие основополагающие предположения, разделяемые — независимо от степени их достоверности — множеством людей во всем мире».
Мало кто отдает себе отчет в том, что большинство наших представлений об окружающей действительности на самом деле являются неосознанными предубеждениями. Их не высказывают вслух, подчас даже не подозревают об их существовании. Подобно айсбергу, девять десятых наших предположений таятся в подсознании. Будучи подвергнуты анализу, они являют собой обрывочные сведения — часто ошибочные,— копившиеся на протяжении всей жизни. Это — догмы, уходящие корнями в эмоциональные конфликты.
Если попробовать докопаться до первопричины некоторых «семейных традиций», подчас могут обнаружиться поразительные вещи. Один человек наблюдал за тем, как его жена готовила ростбиф на ужин. Положив кусок мяса на разделочную доску, она срезала верхушку и бросила в мусорное ведро.
— Зачем ты это делаешь, дорогая?— полюбопытствовал муж.
— Не знаю. Так всегда делала моя мать.