В основе любой модели человеческого поведения лежит удовлетворение потребностей. Их подробный перечень был бы длинен до бесконечности; даже попытки классификации приводят к огромному числу видов и подвидов. Причем никакая классификация не дает представления о том, как разные потребности подчас накладываются одна на другую. К тому же любая классификация способна дать только застывшую картину живого, постоянно меняющегося процесса. Из-за дефицита времени в ходе подготовки к переговорам мы можем позволить себе иметь дело лишь с крупными, обобщенными категориями, касающимися принципиально важных и предсказуемых вещей.
Профессор Абрахам Г.Маслоу из Университета Брандиса в своей замечательной книге «Мотивация и личность» приводит семь основных категорий потребностей — базовых факторов, определяющих человеческое поведение. Они-то и послужат нам основой для изучения интересов спорящих сторон.
Вот список Маслоу:
1) физиологические (гомеостатические) потребности;
2) потребность в безопасности и стабильности;
3) потребность в любви и принадлежности к группе;
4) потребность в признании;
5) потребность в самоутверждении;
6) потребность знать и понимать;
7) эстетические потребности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ потребности — общие для всего животного царства. Их цель — удовлетворить биологические нужды, такие как голод, жажда, усталость, секс и многие другие. Более точно эту категорию потребностей выражает недавно введенное в обиход понятие гомеостаза, то есть автоматических попыток тела сохранить себя в нормальном сбалансированном состоянии.
Существует забавный анекдот о миллионере, распростертом на смертном ложе в кислородной маске. Рядом заливается слезами его верный помощник.
— Не горюй,— прошептал умирающий магнат.— Я высоко ценю твою верную многолетнюю службу и оставляю тебе весь мой капитал, самолет, имения, яхту — все, чем владею.
— О, спасибо, сэр!— воскликнул помощник.— Вы всегда были так добры ко мне! Если бы я мог хоть что-нибудь сделать для вас в эти последние минуты!
— Ты можешь,— из последних сил прошептал
магнат.
— О, скажите — что?— молил преданный подчиненный.— Только скажите!
— Убери ногу с кислородного шланга!
Без сомнения, ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ являются главными. Люди нуждаются в очень многих вещах, но если они по-настоящему голодны или их мучает жажда, они и не подумают о чем-то другом, пока эти потребности не будут удовлетворены хотя бы частично.
В процесс удовлетворения гомеостатической потребности вовлечен весь организм в целом. Мы говорим не «мой желудок голоден», а «я голоден». Голод накладывает зловещий отпечаток буквально на все стороны человеческого существования: притупляются ощущения, угасает память, человек оказывается во власти тревоги и раздражения. После насыщения все эти явления пропадают. По мере относительного удовлетворения одной группы потребностей на передний план выдвигается другая группа.
Когда человеку уже не нужно заботиться о ЖИЗНЕННО ВАЖНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫЖИВАНИИ, он больше всего нуждается в БЕЗОПАСНОСТИ. Если эта потребность не удовлетворена, картина такая же, как при голоде. Дефицит безопасности оказывает сильнейшее влияние на весь комплекс взглядов и ощущений. Человеку нет дела до всего, что не связано с безопасностью. Это особенно отчетливо выражено у детей, потому что взрослые в наше время научились подавлять открытые реакции на отсутствие или недостаток безопасности. Зато ребенку любая неожиданность представляется угрозой его благополучию. Его светлый и стабильный мир мгновенно превращается в темный лес, где может случиться все что угодно. Дети чувствуют себя в безопасности только в упорядоченном, предсказуемом мире, на который они могут положиться и где родители защищают их от невзгод; они предпочитают знакомый, ничем не нарушаемый ход вещей.
В нашем обществе взрослые не сталкиваются с такими опасностями, какие встречали на американском континенте первых переселенцев из Европы. Потребность в безопасности выражается, главным образом, в поисках стабильности, которая может быть обеспечена за счет таких вещей, как счет в банке, постоянная работа и гарантия обеспеченной старости. Люди нуждаются также в защите от джунглей экономической конкуренции. После разумного удовлетворения физиологических нужд и потребности в безопасности следующей фундаментальной потребностью является жажда ЛЮБВИ и ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Для одинокого человека тоска по друзьям, любимым, семье становится манией. Пока человек голодал, угроза висела над самим его существованием, и он не мог думать ни о чем другом, кроме еды и безопасности; зато теперь он больше всего на свете хочет быть нужным, любимым, стремится к добрым отношениям с людьми, ищет свое место в обществе. В наше время и при нашем общественном устройстве именно эта потребность чаще всего остается неудовлетворенной.
Следующей в иерархии фундаментальных потребностей идет потребность в ПРИЗНАНИИ. Строго говоря, это — целый комплекс потребностей, которые можно разбить на две категории. Это прежде всего стремление к свободе и независимости. Сюда же относится желание быть сильным, компетентным, уверенным в себе. Во вторую группу входят желание обладать хорошей репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
Социологические исследования подтверждают огромное влияние честолюбия на человеческое поведение. В сфере бизнеса (на разных ступенях успеха) социологи ставили перед собой цель определить, от чего зависит хорошее самочувствие людей на работе. Оказалось, что главным фактором морального удовлетворения служат возможность роста, продвижения по службе, повышения квалификации, признание высоких профессиональных качеств.
Изучая мотивации продавцов, сотрудники Американского института социологических исследований пришли к такому же выводу. Если как бы между прочим спросить продавцов, что ими движет, многие назовут деньги — как можно больше денег! Вместе с тем ничуть не менее важными стимулами служат уверенность в себе и уважение со стороны других людей. Гордость за свой высокий профессиональный уровень и восхищение коллег побуждают человека стараться даже больше, чем перспектива дополнительного заработка.
Но и удовлетворив первостепенные потребности, люди продолжают испытывать беспокойство. Чего им не хватает? Многие не могут чувствовать себя счастливыми, если работа не соответствует их способностям. Музыкально одаренный человек хочет заниматься музыкой, художник — рисованием. Людей тянет делать то, что у них лучше получается и приносит наибольшее удовлетворение. К сожалению, это не всегда удается. Зато если удается, появляется ощущение гармонии; человек доволен собой. Маслоу назвал это потребностью в САМОУТВЕРЖДЕНИИ (САМОРЕАЛИЗАЦИИ). Стремление как можно полнее реализовать свой потенциал может принимать разные формы; его проявления сугубо индивидуальны.
Нормальный человек стремится как можно больше ЗНАТЬ об окружающем мире, открывать новое, ПОНИМАТЬ. Активная любознательность толкает нас на эксперименты, рождает интерес ко всему новому, неизведанному. Жажда знаний и стремление докопаться до причин — жизненно важный фактор человеческого поведения. Потребность знать и понимать может быть удовлетворена только при условии свободы и безопасности.
И наконец, на человеческое поведение влияют определенные стремления, которые можно назвать ЭСТЕТИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Очутившись в безобразной обстановке, некоторые буквально заболевают и приходят в себя только после удовлетворения их чувства прекрасного. Страсть к красоте особенно ярко выражена у художников; некоторые из них совершенно не выносят уродства. Маслоу включал в эту же категорию «безотчетное желание поправить криво висящую картину». Стремление к порядку и гармонии — основа эстетической потребности.
Как правило, эти семь основополагающих потребностей — и связанных с ними интересов — располагаются у большинства людей и животных именно в такой последовательности — по степени убывания значимости. Вместе с тем этот порядок не следует воспринимать как догму. Существует немало людей, для которых самовыражение так же важно, как любовь. Встречаются творческие натуры, для которых чрезвычайно важна эстетическая сторона любого дела.
Различия обусловлены большим разнообразием индивидуальных черт. Многое зависит от того, как развивается данная личность. Люди, в раннем возрасте недополучившие «витамин Л», порой теряют желание и способность любить и быть любимыми. Второй фактор, влияющий на очередность потребностей,— незнание. Тот, кому никогда не случалось голодать, склонен считать пищу чем-то второстепенным.
Маслоу считает, что каждая следующая потребность заявляет о себе после удовлетворения предыдущей. Это не значит, что более насущная потребность должна быть удовлетворена на 100% или что следующая проявляется мгновенно, выскакивая, как черт из табакерки. Обычно по мере частичного удовлетворения более важной потребности начинает проявляться следующая. Такое переплетение интересов и постоянный перенос внимания с одного на другое предшествует полному удовлетворению каждой из потребностей. Люди стараются избегать физического дискомфорта, сторонятся всего, что лишает их чувства защищенности, ищут понимания, боятся скуки и неизвестности, стремятся к порядку.
Деньги способны обеспечить удовлетворение многих потребностей, однако неправда, будто единственное, чего нельзя купить за доллары, это бедность. Делая ставку исключительно на деньги, мы лишаем себя возможности понять, что существуют другие способы удовлетворения потребностей. Несколько лет назад «Форчун» опубликовал результаты социологического исследования, проведенного сотрудниками одного частного центра по изучению общественного мнения. Вот их комментарий к опросу руководителей трехсот ведущих компаний, включенный в справочник «Пятьсот самых богатых»: «Больше всего впечатляет тот факт, что деньги и высокие посты все меньше привлекают людей. Ценности нового поколения не сводятся к долларам. Справедливости ради отметим: в восьмидесятые годы тяга к объединению и «золотые парашюты» (солидные отступные, выплачиваемые при увольнении руководящих работников) восстановили баланс между «достойными» и «недостойными».
Да не ослепят нас доллары и не подтолкнут к скороспелым решениям! Нужно смотреть в корень и видеть подоплеку. Что за ними стоит? Нельзя ли удовлетворить возникшую потребность за счет альтернативных решений? Пожалуй, нам будет легче ответить на этот вопрос, взяв в качестве примера ситуацию, имеющую отношение к переговорам, но выходящую за рамки нашего непосредственного опыта.
Английская горнорудная компания, на чьих предприятиях в Африке было занято несколько тысяч туземных рабочих, столкнулась с серьезным трудовым конфликтом. 80% рабочих были темнокожими женщинами, привыкшими к племенному образу жизни. Их профсоюз выдвинул невыполнимое требование: после рождения ребенка мать имеет право в течение четырех месяцев не работать и получать не менее 75% жалованья. Африканский уклад жизни разрешает многократные браки и рассматривает рождение детей как ценное капиталовложение, гарантию обеспеченной старости. Однако в каждый отдельно взятый промежуток времени под эту категорию подпадал огромный процент женщин.
Если бы компания заострила внимание на Деньгах, она получила бы продолжительную, дорогостоящую забастовку. Поняв, что здесь суть Дела в ином укладе жизни, осознав серьезность ситуации и прекрасно представляя последствия, администрация была вынуждена вести переговоры, начисто исключив эмоции. Прежде чем начать переговоры, представители коампании тщательно изучили вопрос. Выяснилось, что, родив ребенка, женщина отсылала его домой. 75% жалованья были нужны ей на покрытие расходов по его содержанию племенем. Сама женщина сразу же приступала к работе. Благодаря гибкому подходу администрация не свела все к деньгам, а учла все факторы: пожелания самих женщин, местные традиции и даже то обстоятельство, что законы этой страны запрещали употребление противозачаточных средств. Нанимать же одних мужчин было нереальным делом. Пособие в размере месячного жалованья никого не могло устроить. Наконец родилось компромиссное решение. Администрация предложила открыть бесплатные ясли. Предложение было с благодарностью принято и обеспечило компании успех как в производственной, так и в социальной сфере.
Если попробовать подвести итоги, существование индивида представляет собой постоянную борьбу за удовлетворение потребностей; его поведение — это реакция организма, направленная на достижение цели и ослабление напряженности. Короче говоря, поведение — это то, ЧТО человек делает. Наша задача — с учетом понимания человеческих потребностей максимально удовлетворить свои интересы путем эффективных переговоров на базе сотрудничества.
Профессор Абрахам Г.Маслоу из Университета Брандиса в своей замечательной книге «Мотивация и личность» приводит семь основных категорий потребностей — базовых факторов, определяющих человеческое поведение. Они-то и послужат нам основой для изучения интересов спорящих сторон.
Вот список Маслоу:
1) физиологические (гомеостатические) потребности;
2) потребность в безопасности и стабильности;
3) потребность в любви и принадлежности к группе;
4) потребность в признании;
5) потребность в самоутверждении;
6) потребность знать и понимать;
7) эстетические потребности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ потребности — общие для всего животного царства. Их цель — удовлетворить биологические нужды, такие как голод, жажда, усталость, секс и многие другие. Более точно эту категорию потребностей выражает недавно введенное в обиход понятие гомеостаза, то есть автоматических попыток тела сохранить себя в нормальном сбалансированном состоянии.
Существует забавный анекдот о миллионере, распростертом на смертном ложе в кислородной маске. Рядом заливается слезами его верный помощник.
— Не горюй,— прошептал умирающий магнат.— Я высоко ценю твою верную многолетнюю службу и оставляю тебе весь мой капитал, самолет, имения, яхту — все, чем владею.
— О, спасибо, сэр!— воскликнул помощник.— Вы всегда были так добры ко мне! Если бы я мог хоть что-нибудь сделать для вас в эти последние минуты!
— Ты можешь,— из последних сил прошептал
магнат.
— О, скажите — что?— молил преданный подчиненный.— Только скажите!
— Убери ногу с кислородного шланга!
Без сомнения, ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ являются главными. Люди нуждаются в очень многих вещах, но если они по-настоящему голодны или их мучает жажда, они и не подумают о чем-то другом, пока эти потребности не будут удовлетворены хотя бы частично.
В процесс удовлетворения гомеостатической потребности вовлечен весь организм в целом. Мы говорим не «мой желудок голоден», а «я голоден». Голод накладывает зловещий отпечаток буквально на все стороны человеческого существования: притупляются ощущения, угасает память, человек оказывается во власти тревоги и раздражения. После насыщения все эти явления пропадают. По мере относительного удовлетворения одной группы потребностей на передний план выдвигается другая группа.
Когда человеку уже не нужно заботиться о ЖИЗНЕННО ВАЖНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫЖИВАНИИ, он больше всего нуждается в БЕЗОПАСНОСТИ. Если эта потребность не удовлетворена, картина такая же, как при голоде. Дефицит безопасности оказывает сильнейшее влияние на весь комплекс взглядов и ощущений. Человеку нет дела до всего, что не связано с безопасностью. Это особенно отчетливо выражено у детей, потому что взрослые в наше время научились подавлять открытые реакции на отсутствие или недостаток безопасности. Зато ребенку любая неожиданность представляется угрозой его благополучию. Его светлый и стабильный мир мгновенно превращается в темный лес, где может случиться все что угодно. Дети чувствуют себя в безопасности только в упорядоченном, предсказуемом мире, на который они могут положиться и где родители защищают их от невзгод; они предпочитают знакомый, ничем не нарушаемый ход вещей.
В нашем обществе взрослые не сталкиваются с такими опасностями, какие встречали на американском континенте первых переселенцев из Европы. Потребность в безопасности выражается, главным образом, в поисках стабильности, которая может быть обеспечена за счет таких вещей, как счет в банке, постоянная работа и гарантия обеспеченной старости. Люди нуждаются также в защите от джунглей экономической конкуренции. После разумного удовлетворения физиологических нужд и потребности в безопасности следующей фундаментальной потребностью является жажда ЛЮБВИ и ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Для одинокого человека тоска по друзьям, любимым, семье становится манией. Пока человек голодал, угроза висела над самим его существованием, и он не мог думать ни о чем другом, кроме еды и безопасности; зато теперь он больше всего на свете хочет быть нужным, любимым, стремится к добрым отношениям с людьми, ищет свое место в обществе. В наше время и при нашем общественном устройстве именно эта потребность чаще всего остается неудовлетворенной.
Следующей в иерархии фундаментальных потребностей идет потребность в ПРИЗНАНИИ. Строго говоря, это — целый комплекс потребностей, которые можно разбить на две категории. Это прежде всего стремление к свободе и независимости. Сюда же относится желание быть сильным, компетентным, уверенным в себе. Во вторую группу входят желание обладать хорошей репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
Социологические исследования подтверждают огромное влияние честолюбия на человеческое поведение. В сфере бизнеса (на разных ступенях успеха) социологи ставили перед собой цель определить, от чего зависит хорошее самочувствие людей на работе. Оказалось, что главным фактором морального удовлетворения служат возможность роста, продвижения по службе, повышения квалификации, признание высоких профессиональных качеств.
Изучая мотивации продавцов, сотрудники Американского института социологических исследований пришли к такому же выводу. Если как бы между прочим спросить продавцов, что ими движет, многие назовут деньги — как можно больше денег! Вместе с тем ничуть не менее важными стимулами служат уверенность в себе и уважение со стороны других людей. Гордость за свой высокий профессиональный уровень и восхищение коллег побуждают человека стараться даже больше, чем перспектива дополнительного заработка.
Но и удовлетворив первостепенные потребности, люди продолжают испытывать беспокойство. Чего им не хватает? Многие не могут чувствовать себя счастливыми, если работа не соответствует их способностям. Музыкально одаренный человек хочет заниматься музыкой, художник — рисованием. Людей тянет делать то, что у них лучше получается и приносит наибольшее удовлетворение. К сожалению, это не всегда удается. Зато если удается, появляется ощущение гармонии; человек доволен собой. Маслоу назвал это потребностью в САМОУТВЕРЖДЕНИИ (САМОРЕАЛИЗАЦИИ). Стремление как можно полнее реализовать свой потенциал может принимать разные формы; его проявления сугубо индивидуальны.
Нормальный человек стремится как можно больше ЗНАТЬ об окружающем мире, открывать новое, ПОНИМАТЬ. Активная любознательность толкает нас на эксперименты, рождает интерес ко всему новому, неизведанному. Жажда знаний и стремление докопаться до причин — жизненно важный фактор человеческого поведения. Потребность знать и понимать может быть удовлетворена только при условии свободы и безопасности.
И наконец, на человеческое поведение влияют определенные стремления, которые можно назвать ЭСТЕТИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Очутившись в безобразной обстановке, некоторые буквально заболевают и приходят в себя только после удовлетворения их чувства прекрасного. Страсть к красоте особенно ярко выражена у художников; некоторые из них совершенно не выносят уродства. Маслоу включал в эту же категорию «безотчетное желание поправить криво висящую картину». Стремление к порядку и гармонии — основа эстетической потребности.
Как правило, эти семь основополагающих потребностей — и связанных с ними интересов — располагаются у большинства людей и животных именно в такой последовательности — по степени убывания значимости. Вместе с тем этот порядок не следует воспринимать как догму. Существует немало людей, для которых самовыражение так же важно, как любовь. Встречаются творческие натуры, для которых чрезвычайно важна эстетическая сторона любого дела.
Различия обусловлены большим разнообразием индивидуальных черт. Многое зависит от того, как развивается данная личность. Люди, в раннем возрасте недополучившие «витамин Л», порой теряют желание и способность любить и быть любимыми. Второй фактор, влияющий на очередность потребностей,— незнание. Тот, кому никогда не случалось голодать, склонен считать пищу чем-то второстепенным.
Маслоу считает, что каждая следующая потребность заявляет о себе после удовлетворения предыдущей. Это не значит, что более насущная потребность должна быть удовлетворена на 100% или что следующая проявляется мгновенно, выскакивая, как черт из табакерки. Обычно по мере частичного удовлетворения более важной потребности начинает проявляться следующая. Такое переплетение интересов и постоянный перенос внимания с одного на другое предшествует полному удовлетворению каждой из потребностей. Люди стараются избегать физического дискомфорта, сторонятся всего, что лишает их чувства защищенности, ищут понимания, боятся скуки и неизвестности, стремятся к порядку.
Деньги способны обеспечить удовлетворение многих потребностей, однако неправда, будто единственное, чего нельзя купить за доллары, это бедность. Делая ставку исключительно на деньги, мы лишаем себя возможности понять, что существуют другие способы удовлетворения потребностей. Несколько лет назад «Форчун» опубликовал результаты социологического исследования, проведенного сотрудниками одного частного центра по изучению общественного мнения. Вот их комментарий к опросу руководителей трехсот ведущих компаний, включенный в справочник «Пятьсот самых богатых»: «Больше всего впечатляет тот факт, что деньги и высокие посты все меньше привлекают людей. Ценности нового поколения не сводятся к долларам. Справедливости ради отметим: в восьмидесятые годы тяга к объединению и «золотые парашюты» (солидные отступные, выплачиваемые при увольнении руководящих работников) восстановили баланс между «достойными» и «недостойными».
Да не ослепят нас доллары и не подтолкнут к скороспелым решениям! Нужно смотреть в корень и видеть подоплеку. Что за ними стоит? Нельзя ли удовлетворить возникшую потребность за счет альтернативных решений? Пожалуй, нам будет легче ответить на этот вопрос, взяв в качестве примера ситуацию, имеющую отношение к переговорам, но выходящую за рамки нашего непосредственного опыта.
Английская горнорудная компания, на чьих предприятиях в Африке было занято несколько тысяч туземных рабочих, столкнулась с серьезным трудовым конфликтом. 80% рабочих были темнокожими женщинами, привыкшими к племенному образу жизни. Их профсоюз выдвинул невыполнимое требование: после рождения ребенка мать имеет право в течение четырех месяцев не работать и получать не менее 75% жалованья. Африканский уклад жизни разрешает многократные браки и рассматривает рождение детей как ценное капиталовложение, гарантию обеспеченной старости. Однако в каждый отдельно взятый промежуток времени под эту категорию подпадал огромный процент женщин.
Если бы компания заострила внимание на Деньгах, она получила бы продолжительную, дорогостоящую забастовку. Поняв, что здесь суть Дела в ином укладе жизни, осознав серьезность ситуации и прекрасно представляя последствия, администрация была вынуждена вести переговоры, начисто исключив эмоции. Прежде чем начать переговоры, представители коампании тщательно изучили вопрос. Выяснилось, что, родив ребенка, женщина отсылала его домой. 75% жалованья были нужны ей на покрытие расходов по его содержанию племенем. Сама женщина сразу же приступала к работе. Благодаря гибкому подходу администрация не свела все к деньгам, а учла все факторы: пожелания самих женщин, местные традиции и даже то обстоятельство, что законы этой страны запрещали употребление противозачаточных средств. Нанимать же одних мужчин было нереальным делом. Пособие в размере месячного жалованья никого не могло устроить. Наконец родилось компромиссное решение. Администрация предложила открыть бесплатные ясли. Предложение было с благодарностью принято и обеспечило компании успех как в производственной, так и в социальной сфере.
Если попробовать подвести итоги, существование индивида представляет собой постоянную борьбу за удовлетворение потребностей; его поведение — это реакция организма, направленная на достижение цели и ослабление напряженности. Короче говоря, поведение — это то, ЧТО человек делает. Наша задача — с учетом понимания человеческих потребностей максимально удовлетворить свои интересы путем эффективных переговоров на базе сотрудничества.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи