Чтобы проникнуть в мысли и намерения оппонента, понять его интересы, приходится становиться детективом, применять различные методы. Этот процесс немыслим без общения. Опытный специалист по переговорам всегда начеку: мгновенно фиксирует оговорки, способные выдать ход мыслей оппонента и его мотивы; внимательно наблюдает за противником и отмечает слова, поступки, манеры, жесты, повторяющиеся выражения и строй речи.
Конечно, простейший способ добыть информацию — задавать вопросы. Вопросы — окна, через которые можно «подглядеть», что у человека на уме. Я лично, когда позволяет ситуация, просто спрашиваю оппонента: «Чего вы ждете от этих переговоров? Чего добиваетесь?» Вместе с другой информацией ответы на эти вопросы помогают мне понять его интересы и выработать правильную линию поведения.
Но сначала нужно определиться по следующим трем пунктам: 1) О ЧЕМ спрашивать; 2) КАК формулировать вопросы и 3) КОГДА их следует задавать. Важно также уметь предвидеть восприятие и реакцию оппонента.
Вот пример того, как важно правильно сформулировать вопрос. Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» Естественно, следует отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?» — и получает разрешение.
Не менее важно — правильно выбрать время. Не одна комиссия зашла в тупик и не один состав присяжных заседателей был деморализован бодрым вопросом председательствующего: «Ну, так где же мы, собственно, находимся?» или «Что вы думаете о таком плане?» Подобные вопросы, заданные в неподходящий момент, оказывают парализующее действие.
Прежде чем спросить чье-то мнение, лучше предложить каждому участнику переговоров самому задать один-два вопроса. Отложите пока выяснение позиций. Ваша цель — получение информации, следовательно, нужно избегать наводящих вопросов. Все участники переговоров должны ознакомиться со всеми фактами и уже на основании фактов делать выводы.
В англо-саксонской юриспруденции вопросы, имеющие целью установление истины, задаются как прямым, так и перекрестным методом. Во время английской революции 1688 года обвиняемым в измене и мошенничестве не дозволялось иметь защитников, а если даже такое разрешение было получено, адвокат не имел права прямо обращаться к присяжным — только вести перекрестный допрос. Сэр Джеймс Стивен писал: «Такой перекрестный допрос становился замаскированной речью и до сих пор в той или иной степени сохранил этот оттенок».
Ведя перекрестный допрос, адвокат старается избегать вопросов, ответ на которые может принести неожиданности.
Вопросы — мощный инструмент переговоров, которым следует пользоваться с большой осторожностью. Зачастую они определяют направление разговора, спора, судебного процесса. Своевременно заданный вопрос может в корне изменить ход переговоров. От заданного вами вопроса зависит объем информации — подобно тому, как сила потока зависит от того, насколько вы открутили водопроводный кран. Вопросы побуждают оппонента задуматься — часто критически — о нашем предложении. Задавая конкретный вопрос, например: «Который час?» или: «Вы любите дыню?», можно рассчитывать на ограниченный объем однозначной информации. На такие вопросы легко ответить; задавая их, мы направляем и контролируем мысли противной стороны. Если же задать общий вопрос, скажем «Почему вы это сделали?» или «Как вы это сделали?» — ответить на него будет гораздо сложнее. Тут уж оппоненту придется пересмотреть свои позиции или более критично отнестись к вашим.
Задав вопрос, вы привлекаете внимание оппонента, настраиваете его на обсуждение интересующего вас предмета, задаете направление разговора. Весьма часто при помощи вопросов удается подвести противную сторону к благоприятному для вас решению.
Тем не менее встает несколько проблем. Можно нечаянно коснуться болезненных струн души и вызвать неприязнь к себе. Так случилось со мной, когда я задал одной женщине простой вопрос о дате рождения. Нужно было заполнить бланк — простая формальность, во всяком случае с моей точки зрения. Однако женщиной владели чувство страха перед надвигающейся старостью и ощущение, будто жизнь утекает меж пальцев. Отсюда — резкая реакция на безобидный вопрос.
Теперь я действую по-другому. «В этом бланке фирмы по продаже автомобилей требуется указать ваш возраст. Некоторые предпочитают формулу 'двадцать один плюс’. А вам как удобнее?» Прежде чем спрашивать, нужно подготовить почву.
Иногда бывает полезно объяснить, почему у вас возникла необходимость задать тот или иной вопрос. В этом случае вы не попадете в неловкое положение. Другой способ предупредить нежелательную эмоциональную реакцию — избегать вопросов типа «Что ты скажешь в свое оправдание?» Тот же вопрос, однако заданный в более мягкой форме: «Что вы чувствуете по этому поводу?» — открывает дорогу всестороннему обсуждению.
Один мой друг, архитектор, сравнивал общение со строительством дома. Если направить стройматериалы на строительную площадку без предварительного проекта, рабочие могут соорудить все что угодно. Здравомыслящий архитектор сначала ознакомит строителей с проектом, и тогда, после того как поступят материалы, можно надеяться, что рабочие сделают то, что нужно. Прежде чем приступить к расспросам, хорошо бы дать человеку понять, чего вы ждете от этого разговора. Тогда он будет отвечать с большей охотой.
Следующая проблема касается формы вопросов. Я уже приводил пример с курящими служками. Не задавайте вопросов с подтекстом или таких, которые легко обратить против вас же. Тщательно подбирайте интонацию и словесное оформление. Вопросы задают не затем, чтобы получить преимущество над оппонентом, а чтобы что-то выяснить. Хорошо продуманные вопросы — надежный инструмент получения информации о мотивах и интересах.
Вопросы задаются и затем, чтобы контролировать дискуссию. Это хорошо проиллюстрировал Ирвинг Ли в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревью» и озаглавленной «Достижение согласия путем затыкания рта». Речь шла о руководстве крупной корпорации, погрязшем в неразрешимых противоречиях между главами отделов. После всестороннего изучения проблему удалось решить благодаря специальной процедуре ведения заседаний. Мистер Ли пишет:
«Председательствующий вел заседание до тех пор, пока не возникало ощущение тупика. А оно могло возникнуть в любой момент: когда выступающие начинали заострять внимание на разногласиях; когда близился момент голосования; когда меньшинство упорно отстаивало свою точку зрения; когда все начинали препираться между собой. Тогда он объявлял временный — вплоть до особого объявления — мораторий на полемику и предоставлял слово тому, чья точка зрения послужила поводом к дискуссии. Этот человек должен был полно и доказательно обосновать свою позицию; его не перебивали. Контраргументы исключались. Оппозиция имела право только задавать вопросы, в том числе уточняющие. Например: 'Вы не могли бы уточнить процедуру..?'; 'Вы имеете в виду, что..?' Целью данного метода было подавить импульс к несогласию и привести в действие рычаги достижения согласия».
Эта процедура давала отличные результаты. Правильно поставленные вопросы способствовали принятию удачных решений и побуждали глав отделов искать согласия. Статья Ли дает представление о том, как при помощи вопросов можно осуществлять контроль над переговорами.
Конечно, простейший способ добыть информацию — задавать вопросы. Вопросы — окна, через которые можно «подглядеть», что у человека на уме. Я лично, когда позволяет ситуация, просто спрашиваю оппонента: «Чего вы ждете от этих переговоров? Чего добиваетесь?» Вместе с другой информацией ответы на эти вопросы помогают мне понять его интересы и выработать правильную линию поведения.
Но сначала нужно определиться по следующим трем пунктам: 1) О ЧЕМ спрашивать; 2) КАК формулировать вопросы и 3) КОГДА их следует задавать. Важно также уметь предвидеть восприятие и реакцию оппонента.
Вот пример того, как важно правильно сформулировать вопрос. Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» Естественно, следует отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?» — и получает разрешение.
Не менее важно — правильно выбрать время. Не одна комиссия зашла в тупик и не один состав присяжных заседателей был деморализован бодрым вопросом председательствующего: «Ну, так где же мы, собственно, находимся?» или «Что вы думаете о таком плане?» Подобные вопросы, заданные в неподходящий момент, оказывают парализующее действие.
Прежде чем спросить чье-то мнение, лучше предложить каждому участнику переговоров самому задать один-два вопроса. Отложите пока выяснение позиций. Ваша цель — получение информации, следовательно, нужно избегать наводящих вопросов. Все участники переговоров должны ознакомиться со всеми фактами и уже на основании фактов делать выводы.
В англо-саксонской юриспруденции вопросы, имеющие целью установление истины, задаются как прямым, так и перекрестным методом. Во время английской революции 1688 года обвиняемым в измене и мошенничестве не дозволялось иметь защитников, а если даже такое разрешение было получено, адвокат не имел права прямо обращаться к присяжным — только вести перекрестный допрос. Сэр Джеймс Стивен писал: «Такой перекрестный допрос становился замаскированной речью и до сих пор в той или иной степени сохранил этот оттенок».
Ведя перекрестный допрос, адвокат старается избегать вопросов, ответ на которые может принести неожиданности.
Вопросы — мощный инструмент переговоров, которым следует пользоваться с большой осторожностью. Зачастую они определяют направление разговора, спора, судебного процесса. Своевременно заданный вопрос может в корне изменить ход переговоров. От заданного вами вопроса зависит объем информации — подобно тому, как сила потока зависит от того, насколько вы открутили водопроводный кран. Вопросы побуждают оппонента задуматься — часто критически — о нашем предложении. Задавая конкретный вопрос, например: «Который час?» или: «Вы любите дыню?», можно рассчитывать на ограниченный объем однозначной информации. На такие вопросы легко ответить; задавая их, мы направляем и контролируем мысли противной стороны. Если же задать общий вопрос, скажем «Почему вы это сделали?» или «Как вы это сделали?» — ответить на него будет гораздо сложнее. Тут уж оппоненту придется пересмотреть свои позиции или более критично отнестись к вашим.
Задав вопрос, вы привлекаете внимание оппонента, настраиваете его на обсуждение интересующего вас предмета, задаете направление разговора. Весьма часто при помощи вопросов удается подвести противную сторону к благоприятному для вас решению.
Тем не менее встает несколько проблем. Можно нечаянно коснуться болезненных струн души и вызвать неприязнь к себе. Так случилось со мной, когда я задал одной женщине простой вопрос о дате рождения. Нужно было заполнить бланк — простая формальность, во всяком случае с моей точки зрения. Однако женщиной владели чувство страха перед надвигающейся старостью и ощущение, будто жизнь утекает меж пальцев. Отсюда — резкая реакция на безобидный вопрос.
Теперь я действую по-другому. «В этом бланке фирмы по продаже автомобилей требуется указать ваш возраст. Некоторые предпочитают формулу 'двадцать один плюс’. А вам как удобнее?» Прежде чем спрашивать, нужно подготовить почву.
Иногда бывает полезно объяснить, почему у вас возникла необходимость задать тот или иной вопрос. В этом случае вы не попадете в неловкое положение. Другой способ предупредить нежелательную эмоциональную реакцию — избегать вопросов типа «Что ты скажешь в свое оправдание?» Тот же вопрос, однако заданный в более мягкой форме: «Что вы чувствуете по этому поводу?» — открывает дорогу всестороннему обсуждению.
Один мой друг, архитектор, сравнивал общение со строительством дома. Если направить стройматериалы на строительную площадку без предварительного проекта, рабочие могут соорудить все что угодно. Здравомыслящий архитектор сначала ознакомит строителей с проектом, и тогда, после того как поступят материалы, можно надеяться, что рабочие сделают то, что нужно. Прежде чем приступить к расспросам, хорошо бы дать человеку понять, чего вы ждете от этого разговора. Тогда он будет отвечать с большей охотой.
Следующая проблема касается формы вопросов. Я уже приводил пример с курящими служками. Не задавайте вопросов с подтекстом или таких, которые легко обратить против вас же. Тщательно подбирайте интонацию и словесное оформление. Вопросы задают не затем, чтобы получить преимущество над оппонентом, а чтобы что-то выяснить. Хорошо продуманные вопросы — надежный инструмент получения информации о мотивах и интересах.
Вопросы задаются и затем, чтобы контролировать дискуссию. Это хорошо проиллюстрировал Ирвинг Ли в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревью» и озаглавленной «Достижение согласия путем затыкания рта». Речь шла о руководстве крупной корпорации, погрязшем в неразрешимых противоречиях между главами отделов. После всестороннего изучения проблему удалось решить благодаря специальной процедуре ведения заседаний. Мистер Ли пишет:
«Председательствующий вел заседание до тех пор, пока не возникало ощущение тупика. А оно могло возникнуть в любой момент: когда выступающие начинали заострять внимание на разногласиях; когда близился момент голосования; когда меньшинство упорно отстаивало свою точку зрения; когда все начинали препираться между собой. Тогда он объявлял временный — вплоть до особого объявления — мораторий на полемику и предоставлял слово тому, чья точка зрения послужила поводом к дискуссии. Этот человек должен был полно и доказательно обосновать свою позицию; его не перебивали. Контраргументы исключались. Оппозиция имела право только задавать вопросы, в том числе уточняющие. Например: 'Вы не могли бы уточнить процедуру..?'; 'Вы имеете в виду, что..?' Целью данного метода было подавить импульс к несогласию и привести в действие рычаги достижения согласия».
Эта процедура давала отличные результаты. Правильно поставленные вопросы способствовали принятию удачных решений и побуждали глав отделов искать согласия. Статья Ли дает представление о том, как при помощи вопросов можно осуществлять контроль над переговорами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи