Кажущиеся нарушения иерархии потребностей, как правило, связаны с принесением жертв. Случается, молодые люди, выросшие в богатых семьях, больше заботятся о социальных последствиях своей карьеры, чем о проистекающих из нее материальных благах. Так, нашлось немало состоятельных юношей, которые вступили в основанный в 1960 году Корпус Мира и обрекли себя на определенные лишения. Другие прониклись так называемым «комплексом Альберта Швейцера». Иногда это кончалось тем, что, несмотря на интересную работу и экзотику, молодые люди начинали испытывать раздражение и возвращались домой. Они объясняли это так называемым «культурным шоком» — тоской по цивилизации.
В свое время американское правительство задалось целью изучить способность служащих Военно-Морского Флота переносить лишения. Был поставлен эксперимент с имитацией боевой обстановки, в ходе которого многие важные потребности моряков оставались без удовлетворения. Контрольная же группа не подвергалась напряжению и не терпела лишений. Потом обе группы вводились в настоящий бой, чтобы посмотреть, которая лучше справится с трудностями. Моряки с удовлетворенными потребностями легче переносили лишения, чем «подготовленные» в ходе эксперимента. Не правда ли, это противоречит традиционным представлениям?
Та же закономерность прослеживается в ситуациях, когда крупные компании — в силу тех или иных причин — вынуждены освобождаться от своих служащих. Как наименее болезненно уволить служащего?— с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие американские корпорации. Все они предпочитают, чтобы человек ушел по собственному желанию: заботятся о моральном самочувствии других сотрудников. Последовательность принимаемых ими мер обратна иерархии потребностей Маслоу. Как правило, администрация начинает с того, что отказывает служащему в удовлетворении потребностей высшего порядка, чтобы он понял намек и подал заявление об уходе. Обычно, если служащий чувствует себя более уверенно, если удовлетворены его жизненно важные интересы, он резко реагирует на утрату благ высшего порядка. И наоборот — если он не чувствует себя в безопасности с точки зрения жизненно важных потребностей, он не реагирует на лишения более высокого порядка.
Итак, существует ряд жестких (даже жестоких) мер, которые компании применяют в порядке, обратном тому, что признается теорией потребностей Маслоу, с целью заставить служащего уйти в отставку.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. В один прекрасный день служащий приходит на работу и видит, что из его кабинета вынесли ковер или у него теперь другая — менее привлекательная — секретарша.
УРОВЕНЬ ЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ. Компания заставляет его принимать участие буквально во всех собраниях и совещаниях, так что ему некогда заниматься своей непосредственной работой. Или, наоборот, препятствует его участию в совещаниях; или постоянно гоняет из одного кабинета в другой, так что те, кому нужно обсудить с ним те или иные проблемы, не могут его найти; или у него спрашивают совета — и не думают следовать.
УРОВЕНЬ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ. Компания лишает служащего части обязанностей, шпыняет по мелочам, не дает ничего делать.
УРОВЕНЬ ПРИЗНАНИЯ. У него отбирают его личный ключ от мужского туалета, дают унизительные поручения, лишают места на парковке или допуска в привилегированную столовую.
УРОВЕНЬ ЛЮБВИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. С ним заводят разговор о другой компании или Другой работе, которая бы ему больше подошла. Возможно, даже делают конкретное предложение.
Если он все-таки не уходит, компания идет дальше — начинает действовать на уровне безопасности. Например, приглашает врача, и тот, обследовав служащего, сокрушенно качает головой и рекомендует «отдых».
Если служащий настолько не уверен в своей способности зарабатывать на жизнь, что продолжает цепляться за эту работу, устраивают ежегодную аттестацию.
В свое время американское правительство задалось целью изучить способность служащих Военно-Морского Флота переносить лишения. Был поставлен эксперимент с имитацией боевой обстановки, в ходе которого многие важные потребности моряков оставались без удовлетворения. Контрольная же группа не подвергалась напряжению и не терпела лишений. Потом обе группы вводились в настоящий бой, чтобы посмотреть, которая лучше справится с трудностями. Моряки с удовлетворенными потребностями легче переносили лишения, чем «подготовленные» в ходе эксперимента. Не правда ли, это противоречит традиционным представлениям?
Та же закономерность прослеживается в ситуациях, когда крупные компании — в силу тех или иных причин — вынуждены освобождаться от своих служащих. Как наименее болезненно уволить служащего?— с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие американские корпорации. Все они предпочитают, чтобы человек ушел по собственному желанию: заботятся о моральном самочувствии других сотрудников. Последовательность принимаемых ими мер обратна иерархии потребностей Маслоу. Как правило, администрация начинает с того, что отказывает служащему в удовлетворении потребностей высшего порядка, чтобы он понял намек и подал заявление об уходе. Обычно, если служащий чувствует себя более уверенно, если удовлетворены его жизненно важные интересы, он резко реагирует на утрату благ высшего порядка. И наоборот — если он не чувствует себя в безопасности с точки зрения жизненно важных потребностей, он не реагирует на лишения более высокого порядка.
Итак, существует ряд жестких (даже жестоких) мер, которые компании применяют в порядке, обратном тому, что признается теорией потребностей Маслоу, с целью заставить служащего уйти в отставку.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. В один прекрасный день служащий приходит на работу и видит, что из его кабинета вынесли ковер или у него теперь другая — менее привлекательная — секретарша.
УРОВЕНЬ ЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ. Компания заставляет его принимать участие буквально во всех собраниях и совещаниях, так что ему некогда заниматься своей непосредственной работой. Или, наоборот, препятствует его участию в совещаниях; или постоянно гоняет из одного кабинета в другой, так что те, кому нужно обсудить с ним те или иные проблемы, не могут его найти; или у него спрашивают совета — и не думают следовать.
УРОВЕНЬ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ. Компания лишает служащего части обязанностей, шпыняет по мелочам, не дает ничего делать.
УРОВЕНЬ ПРИЗНАНИЯ. У него отбирают его личный ключ от мужского туалета, дают унизительные поручения, лишают места на парковке или допуска в привилегированную столовую.
УРОВЕНЬ ЛЮБВИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. С ним заводят разговор о другой компании или Другой работе, которая бы ему больше подошла. Возможно, даже делают конкретное предложение.
Если он все-таки не уходит, компания идет дальше — начинает действовать на уровне безопасности. Например, приглашает врача, и тот, обследовав служащего, сокрушенно качает головой и рекомендует «отдых».
Если служащий настолько не уверен в своей способности зарабатывать на жизнь, что продолжает цепляться за эту работу, устраивают ежегодную аттестацию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи