Потребности и их удовлетворение — вот общий знаменатель, к которому люди надеются прийти в результате переговоров. Если бы у людей не было неудовлетворенных нужд, в переговорах не было бы смысла. Это верно и в тех случаях, когда потребность сводится к сохранению статуса-кво. Для переговоров нужны две стороны: покупатель и продавец недвижимости, профсоюз и администрация, директора двух фирм, договаривающиеся об условиях объединения. Все они пекутся о своих интересах.
О том, что это за интересы, шел разговор в предыдущей главе. Эта информация может пригодиться для выработки эффективной техники ведения переговоров. Зная теорию потребностей, можно безошибочно определить интересы сторон. Более того — эта теория привлекает наше внимание к интересам и ситуационным моделям, побуждающим противоположную сторону искать альтернативные методы, вносить коррективы в свои действия и противодействия.
Как уже говорилось, существует определенная иерархия, то есть очередность интересов по убыванию степени значимости. Теория потребностей дает возможность правильно оценить эффективность любого переговорного действия и при этом обеспечивает большой выбор вариантов. Зная относительный «вес» каждой потребности, легче выбрать подходящие способы ее удовлетворения. Методика, ставящая во главу угла интересы,— самая эффективная. Чем насущнее интерес, тем эффективнее будет его использование в качестве гамбита на переговорах. (Напомним: гамбит — это начало шахматной партии, в котором одна сторона жертвует — чаще всего пешку — в расчете на будущий выигрыш.)
Теперь прибегнем к аргументам «адвоката дьявола». Потребности (и соответственно интересы) иногда — и даже часто — существуют в неосознанном виде. Заботясь об удовлетворении своих потребностей, люди могут действовать под влиянием эмоций, а не доводов рассудка. А раз так, какой смысл в сколько-нибудь упорядоченной теории переговоров?
Однако смысл есть. Возьмем в качестве аналогии религию. Религиозность относится к сфере эмоций, однако теология не исключает системности. Наоборот, начав с «акта веры», религия затем становится самой упорядоченной дисциплиной из всех.
Теория потребностей дает нам структуру, помогающую упорядочить и определить относительную ценность интересов и возможных действий, направленных на их удовлетворение.
О том, что это за интересы, шел разговор в предыдущей главе. Эта информация может пригодиться для выработки эффективной техники ведения переговоров. Зная теорию потребностей, можно безошибочно определить интересы сторон. Более того — эта теория привлекает наше внимание к интересам и ситуационным моделям, побуждающим противоположную сторону искать альтернативные методы, вносить коррективы в свои действия и противодействия.
Как уже говорилось, существует определенная иерархия, то есть очередность интересов по убыванию степени значимости. Теория потребностей дает возможность правильно оценить эффективность любого переговорного действия и при этом обеспечивает большой выбор вариантов. Зная относительный «вес» каждой потребности, легче выбрать подходящие способы ее удовлетворения. Методика, ставящая во главу угла интересы,— самая эффективная. Чем насущнее интерес, тем эффективнее будет его использование в качестве гамбита на переговорах. (Напомним: гамбит — это начало шахматной партии, в котором одна сторона жертвует — чаще всего пешку — в расчете на будущий выигрыш.)
Теперь прибегнем к аргументам «адвоката дьявола». Потребности (и соответственно интересы) иногда — и даже часто — существуют в неосознанном виде. Заботясь об удовлетворении своих потребностей, люди могут действовать под влиянием эмоций, а не доводов рассудка. А раз так, какой смысл в сколько-нибудь упорядоченной теории переговоров?
Однако смысл есть. Возьмем в качестве аналогии религию. Религиозность относится к сфере эмоций, однако теология не исключает системности. Наоборот, начав с «акта веры», религия затем становится самой упорядоченной дисциплиной из всех.
Теория потребностей дает нам структуру, помогающую упорядочить и определить относительную ценность интересов и возможных действий, направленных на их удовлетворение.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи