Явление сублимации иллюстрирует кажущийся характер противоречий в иерархии потребностей (интересов). Люди — не только биологические, но и социально-символические существа. Поэтому нетрудно понять тех, кто готов пожертвовать некоторыми из своих насущных интересов ради менее важных, однако расположенных выше на социально-символической шкале ценностей — например, когда солдат готов отдать жизнь во имя чести своего полка. В сегодняшнем мире можно найти расширительные примеры: представители нации готовы рисковать жизнью ради чести нации.
К примеру, сегодняшний конфликт на Ближнем Востоке есть не что иное, как отражение взлета и падения разных народностей. В VI веке до н.э. персы основали в этой части земного шара великую империю. В 330 году до н.э. Александр Македонский завоевал Персию. За ним пришли римляне, арабы, турки, монголы — и так далее, вплоть до наших дней. Ныне этот регион поделен на мелкие территории, населяемые разными этническими группами, воюющими друг с другом за свой кусок бывшей великой империи.
После удовлетворения жизненно важных интересов мы стремимся удовлетворить интересы более высокого порядка — даже если это связано с немалым риском.
Так, художник, познав радость творчества, способен голодать — лишь бы заниматься своим искусством.
А вот пример с курсантами летного училища времен второй мировой войны. По окончании каждого курса выпускался памятный альбом. Первую страницу оставляли чистой: на ней предполагалось поместить фотографию того курсанта — одного из группы в пятьдесят человек,— который, согласно статистике, мог погибнуть во время испытательных полетов.
Когда об этом говорили курсантам, каждый из этих девятнадцатилетних парней озирался по сторонам, как бы ища и заранее жалея того — другого!— которому предстояло быть запечатленным на этой странице.
Стремление удовлетворить свои потребности не есть нечто осознанное, тщательно взвешенное. Оно проявляется в виде постоянного, принимающего разные формы напряжения. Нам не дано предвидеть конечный результат. Подвергнем ли мы нашу жизнь опасности? Какова математическая вероятность тяжелых последствий? Всякий раз, испытав напряжение, мы реагируем на него тем способом, который в данный момент представляется наилучшим. Наиболее зрелые из нас — постарше девятнадцатилетних выпускников летного училища — пытаются заглянуть в будущее, просчитать последствия, решить, действительно ли этот способ лучше других. Зато менее умудренные, как правило, стремятся к немедленному удовлетворению потребности — например, рискуют жизнью ради чести.
А с другой стороны, не нужно далеко ходить, чтобы найти зрелых людей, способных на самопожертвование. Яркий пример — материнство. Врачи, священники, монахини забывают о себе ради помощи страждущим. Во время китайско-японской войны одна монахиня выхаживала раненых китайских солдат. Наблюдая за тем, как она промывает их гангренозные раны, один журналист сказал другому: «Я бы не согласился сделать подобное за миллион долларов». Монахиня услышала и улыбнулась: «Я тоже».
История знает множество примеров, когда люди отважно жертвовали собой ради своего дела и своей страны (потребность в признании). Один из таких случаев произошел с Александром Гамильтоном в бытность его казначеем. Однажды к нему обратился шантажист и стал вымогать деньги, угрожая предать огласке его любовную связь с некоей миссис Рейнольде. Вместо того, чтобы уступить, Гамильтон пошел к президенту Вашингтону и все ему рассказал. Потом поставил в известность Кабинет министров и опубликовал подробности в печати. Таким образом он продемонстрировал высокое чувство долга и отмел подозрения в злоупотреблениях. В результате жена Гамильтона сошла с ума, а сын, защищая честь отца, погиб на дуэли.
К примеру, сегодняшний конфликт на Ближнем Востоке есть не что иное, как отражение взлета и падения разных народностей. В VI веке до н.э. персы основали в этой части земного шара великую империю. В 330 году до н.э. Александр Македонский завоевал Персию. За ним пришли римляне, арабы, турки, монголы — и так далее, вплоть до наших дней. Ныне этот регион поделен на мелкие территории, населяемые разными этническими группами, воюющими друг с другом за свой кусок бывшей великой империи.
После удовлетворения жизненно важных интересов мы стремимся удовлетворить интересы более высокого порядка — даже если это связано с немалым риском.
Так, художник, познав радость творчества, способен голодать — лишь бы заниматься своим искусством.
А вот пример с курсантами летного училища времен второй мировой войны. По окончании каждого курса выпускался памятный альбом. Первую страницу оставляли чистой: на ней предполагалось поместить фотографию того курсанта — одного из группы в пятьдесят человек,— который, согласно статистике, мог погибнуть во время испытательных полетов.
Когда об этом говорили курсантам, каждый из этих девятнадцатилетних парней озирался по сторонам, как бы ища и заранее жалея того — другого!— которому предстояло быть запечатленным на этой странице.
Стремление удовлетворить свои потребности не есть нечто осознанное, тщательно взвешенное. Оно проявляется в виде постоянного, принимающего разные формы напряжения. Нам не дано предвидеть конечный результат. Подвергнем ли мы нашу жизнь опасности? Какова математическая вероятность тяжелых последствий? Всякий раз, испытав напряжение, мы реагируем на него тем способом, который в данный момент представляется наилучшим. Наиболее зрелые из нас — постарше девятнадцатилетних выпускников летного училища — пытаются заглянуть в будущее, просчитать последствия, решить, действительно ли этот способ лучше других. Зато менее умудренные, как правило, стремятся к немедленному удовлетворению потребности — например, рискуют жизнью ради чести.
А с другой стороны, не нужно далеко ходить, чтобы найти зрелых людей, способных на самопожертвование. Яркий пример — материнство. Врачи, священники, монахини забывают о себе ради помощи страждущим. Во время китайско-японской войны одна монахиня выхаживала раненых китайских солдат. Наблюдая за тем, как она промывает их гангренозные раны, один журналист сказал другому: «Я бы не согласился сделать подобное за миллион долларов». Монахиня услышала и улыбнулась: «Я тоже».
История знает множество примеров, когда люди отважно жертвовали собой ради своего дела и своей страны (потребность в признании). Один из таких случаев произошел с Александром Гамильтоном в бытность его казначеем. Однажды к нему обратился шантажист и стал вымогать деньги, угрожая предать огласке его любовную связь с некоей миссис Рейнольде. Вместо того, чтобы уступить, Гамильтон пошел к президенту Вашингтону и все ему рассказал. Потом поставил в известность Кабинет министров и опубликовал подробности в печати. Таким образом он продемонстрировал высокое чувство долга и отмел подозрения в злоупотреблениях. В результате жена Гамильтона сошла с ума, а сын, защищая честь отца, погиб на дуэли.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи