СУБЛИМАЦИЯ

Наука » Психология » Маэстро переговоров
Явление сублимации иллюстрирует кажущийся характер противоречий в иерархии потребностей (интересов). Люди — не только биологические, но и социально-символические существа. Поэтому не­трудно понять тех, кто готов пожертвовать неко­торыми из своих насущных интересов ради менее важных, однако расположенных выше на соци­ально-символической шкале ценностей — напри­мер, когда солдат готов отдать жизнь во имя чес­ти своего полка. В сегодняшнем мире можно найти расширительные примеры: представители нации готовы рисковать жизнью ради чести на­ции.
К примеру, сегодняшний конфликт на Ближ­нем Востоке есть не что иное, как отражение взлета и падения разных народностей. В VI веке до н.э. персы основали в этой части земного шара великую империю. В 330 году до н.э. Александр Македонский завоевал Персию. За ним пришли римляне, арабы, турки, монголы — и так далее, вплоть до наших дней. Ныне этот регион поделен на мелкие территории, населяемые разными этни­ческими группами, воюющими друг с другом за свой кусок бывшей великой империи.
После удовлетворения жизненно важных инте­ресов мы стремимся удовлетворить интересы бо­лее высокого порядка — даже если это связано с немалым риском.
Так, художник, познав радость творчества, спо­собен голодать — лишь бы заниматься своим ис­кусством.
А вот пример с курсантами летного училища времен второй мировой войны. По окончании каждого курса выпускался памятный альбом. Первую страницу оставляли чистой: на ней пред­полагалось поместить фотографию того курсанта — одного из группы в пятьдесят человек,— кото­рый, согласно статистике, мог погибнуть во время испытательных полетов.
Когда об этом говорили курсантам, каждый из этих девятнадцатилетних парней озирался по сторонам, как бы ища и заранее жалея того — другого!— которому предстояло быть запечатлен­ным на этой странице.
Стремление удовлетворить свои потребности не есть нечто осознанное, тщательно взвешенное. Оно проявляется в виде постоянного, принимаю­щего разные формы напряжения. Нам не дано предвидеть конечный результат. Подвергнем ли мы нашу жизнь опасности? Какова математиче­ская вероятность тяжелых последствий? Всякий раз, испытав напряжение, мы реагируем на него тем способом, который в данный момент пред­ставляется наилучшим. Наиболее зрелые из нас — постарше девятнадцатилетних выпускников лет­ного училища — пытаются заглянуть в будущее, просчитать последствия, решить, действительно ли этот способ лучше других. Зато менее умуд­ренные, как правило, стремятся к немедленному удовлетворению потребности — например, риску­ют жизнью ради чести.
А с другой стороны, не нужно далеко ходить, чтобы найти зрелых людей, способных на самопо­жертвование. Яркий пример — материнство. Вра­чи, священники, монахини забывают о себе ради помощи страждущим. Во время китайско-япон­ской войны одна монахиня выхаживала раненых китайских солдат. Наблюдая за тем, как она про­мывает их гангренозные раны, один журналист сказал другому: «Я бы не согласился сделать по­добное за миллион долларов». Монахиня услыша­ла и улыбнулась: «Я тоже».
История знает множество примеров, когда люди отважно жертвовали собой ради своего дела и своей страны (потребность в признании). Один из таких случаев произошел с Александром Гамиль­тоном в бытность его казначеем. Однажды к нему обратился шантажист и стал вымогать деньги, уг­рожая предать огласке его любовную связь с не­коей миссис Рейнольде. Вместо того, чтобы усту­пить, Гамильтон пошел к президенту Вашингтону и все ему рассказал. Потом поставил в извест­ность Кабинет министров и опубликовал подроб­ности в печати. Таким образом он продемонстри­ровал высокое чувство долга и отмел подозрения в злоупотреблениях. В результате жена Гамильто­на сошла с ума, а сын, защищая честь отца, по­гиб на дуэли.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.