Основные направления деятельности психолога в сфере образования.

Наука » Психология » Возрастная психология
Главная цель работы психолога в системе образования – осуществление индивидуального подхода к учащимся.
Психопросвещение:
1. психологический ликбез для участников педагогического процесса с целью повышения психологической компетенции их всех.
2. формирование готовности к работе с психологом (формирование запроса).
3. Поиск взаимопонимания и коллегиальных форм решения проблем школы.
4. Гуманизация образования (смена критериев обучения, в центре – индивидуальный подход к личности ребенка) – лекции, семинары, педагогические консультации, групповые занятия, родительский собрания.
Практический аспект:
Цель – предупреждение, диагностика, коррекция трудностей и недостатков.


Диагностика, коррекция, консультирование, психопрофилактика.
1. Оказание помощи детям: психологическая готовность к школе, комплектование классов, проблема преемственности начальной и средней школы, адаптация к школе, выявление, коррекция и диагностика детей группы риска, профориентация, консультирование подростков.
2. Оказание помощи учителям: анализ учебного процесса, индивидуальное консультирование учителей.
3. Работа с семьей, семейное консультирование.
4. Помощь администрации.
5. Общешкольные тестированияанкетирования.

Психологические аспекты педагогического общения. Психология педагогической отметки и оценки.

Наука » Психология » Возрастная психология
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя на уроке и вне его, направленное на достижение целей обучения, воспитания и СОЗДАНИЯ благоприятного психологического климата.
Цель – воздействие на другую личность, но это всегда творческий акт, т.к. число переменных подлежащих учету очень велико и их сочетание бесконечно.
Специфика педагогического общения в постоянном творчестве, сопряжении разнообразных духовных миров.
Задачи ПО:
1. Взаимообмен информацией.
2. Взаимопонимание и умение смотреть на себя глазами партнера по общению.
3. Мобилизация резервов участников общения и выделение более сильных и ярких качеств учеников и учителя.
4. Взаимодействие и организация совместной деятельности.
5. Взаимная удовлетворенность участников общения.
6. Разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя.
Взаимодействие учителя и учащегося один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Выделяют 5 наиболее часто встречающихся стилей руководства.

Психология зрелого и пожилого возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
Традиционно жизненный цикл разделяют на 4 периода:
- пренатальный период;
- детство;
- отрочество;
- зрелость.
Период зрелости по длительности самый большой.
* Эрик Эриксон в этом выделяет в своей периодизации психического развития стадии зрелости:
1. Стадия ранней взросло-сти (от 20 до 40 лет) – вступление в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность.
2. Стадия зрелости (от 40 до 60 лет) – характеризуется стабильностью, продуктивностью. Стадия зрелости – 7 кризис, в нем выделяют 4 подгруппы, разрешение которых служит для нормального развития:
2.1. Развитие уважения и мудрости.
2.2. Замена сексуализации социальных отношений социализацией.
2.3. Необходимость сопротивляться аффективному общению, связанному со смертью близких людей или обособлению детей, и сохранять эмоциональную гибкость.
2.4. Сохранение душевной гибкости.

Общие представления о психологическом кон-сультировании. Виды и методы психологическо-го консультирования.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психоконсультирование – это непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа (Алёшина).
Рекомендации в ПК могут даваться как письменно, так и устно. При этом психолог несет ответственность за потенциальную эффективность, а следование им – право клиента. Беседа конфиденциальна, проводиться в специально оборудованном кабинете, куда нет доступа посторонним лицам.
Основная цель ПК – оказание псих. помощи, т.е. разговор с консультантом должен помочь клиенту в решении его проблем и в налаживании межличностных отношений, изменении экстернального локуса контроля на интернальный.
Задачи ПК:
1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент, доведение ее до понимания и сознания клиента.
2. Информирование клиента о сути проблемы и ее серьезности.
3. Изучение личности клиента с целью выработки индивидуального подхода к нему и выяснения его возможностей в решении проблемы.
4. Обсуждение с клиентом возможных путей решения проблем, привлечение клиента для участия в процессе.
5. Четкая формулировка советов и рекомендаций, разработка вместе с клиентом плана и программы реализации полученных рекомендаций.
6. Оказание текущей помощи в процессе реализации полученных рекомендаций: обучение тому, как предупредить возникновение проблемы.

Движущие силы, источники и условия психического развития ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.

Основные направления современной психотерапии (общий очерк).

Наука » Психология » Возрастная психология
Психотерапия (ПТ) – (Кратохвил) это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов;
– это использование психологических средств для восстановления нарушений деятельности организма (соматические и психические).
Психологические средства – это речь, молчание, эмоциональное отношение, различные манипуляции в окружающей среде, различные виды научений и т.д.
Цель ПТ – оказание помощи клиентам изменив их поведение и мышление таким образом, чтобы они стали счастливее и продуктивнее.
Задачи ПТ: 1. Помощь клиенту в понимании своих проблем.
2. Помощь в устранении психологического дискомфорта.
3. Обеспечение новыми идеями или информацией о том, как решить проблему.
4. Поощрение свободного выражения чувств клиента.
5. Помощь в проверке новых способов мышления и поведения клиента в жизни.
Методы психотерапии: (Александров)
1. Методы обеспечивающие психологическую поддержку: кивок, рукопожатие, открытая поза, «ага» слушание и т.д.
2. Методы устраняющие дезадаптивное поведения и формирующие новые стереотипы поведения: бихевиоризм, тренинги.
3. Методы содействующие инсайту и самоэксплорации: психоанализ, гештальттерапия, арттерапия, музотерапия и др.

Социогенетическая концепция психического развития и ее значение для психологии развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».

Структура и формирование учебной деятельности. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

Наука » Психология » Возрастная психология
Проблемой исследования учебной деятельности занимался *Эльконин Д.Б., он разработал теорию ведущей деятельности, используя для этого теорию ведущей деятельности, разработанную * Леонтьевым Алексеем Николаевичем, который определил, что для каждого возрастного периода существует свой ведущий вид деятельности. Он выдвинул гипотезу о том, что ведущим видом деятельности школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность (УД) – особая деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Иначе – это целенаправленный процесс в усвоении ЗУНов.
Учение – процесс сознательного усвоения новых ЗУНов имеющий активный и целенаправленный характер, и это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
Обучение – организация самого процесса. Акцент делается на действия, учитель передает знания.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
Мотивом УД могут быть только учебнопознавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Гипотеза была подтверждена в экспериментальных исследованиях Эльконина и Давыдова. Эльконин определил структуру УД.

Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).

По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурноисторические нормы общества.
3. Ожидания общества касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.

Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций.

Наука » Психология » Возрастная психология
Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИ-СТИКА ВОЛЕВЫХ ПРО-ЦЕССОВ.

Наука » Психология » Возрастная психология
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Основная функция: сознательная регуляция активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.
Воля включается при трудностях для достижения цели. В основе регуляции лежат процессы возбуждения и торможения. Волевые действия отличаются друг от друга:
1. Уровнем сложности – а) простые, б) сложные; сложность зависит от количество промежуточных целей.
2. Степенью осознанности – волевые процессы связываются с интеллектуальными и эмоциональными процессами.
Целевой акт всегда связан с приложением усилия, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов и наличия продуманного плана осуществления действия.
Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои интересы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом (*Рубинштейн)
Виды волевых действий:
1. Простые волевые действия – привычные действия (пробуждение утром).
2. Сложные волевые действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помирится после ссоры).

Основные функции имиджа личности

Наука » Психология » Современные психологические теории личности
Теоретическая модель должна отражать сущностные характеристики
имиджа, определяемые закономерностями интерсубъектного взаимодействия, основанные на механизме обратной связи. Действие этого механизма, в свою очередь, преломляется особенностями социальной среды, в которой протекает имиджевое взаимодействие.
Учитывая сущностные характеристики имиджа, проявляющиеся в его функционировании в социальной практики, мы можем определить его как символический образ субъекта, создаваемый в процессе интерсубъектного взаимодействия.
Уже наличие в определении имиджа понятия образа указывает на органическую включенность такого явления, как имидж, в систему человеческой деятельности. Любое функционирования имиджа протекает посредством деятельности тех или иных субъектов. Отсюда вытекает целесообразность применения в исследованиях имиджа деятельности ого подхода.
В частности, с точки зрения деятельного подхода, в общей ситуации функционирования имиджа целесообразно различать процессы по характеру деятельности участвующих в них субъектов, целям и мотивам этой деятельности. Естественно предположить, что мотивы, цели и задачи, лежащие в основе деятельности по созданию имиджа, могут быть отличными от мотивов, целей и задач, направляющих деятельность по восприятию имиджа.
Важно отметить, что определение имиджа как образа включает теоретическую модель имиджа в контекст исследований образа, которые имеют, хотя и хронологически сравнительно небольшую, но насыщенную историю в отечественной психологии.
Образ субъективен в том смысле, что он формируется на базе опыта субъекта деятельности и развивается с накоплением этого опыта; в нем проявляется пристрастность субъекта, связанная с его потребностями, мотивами, ценностными установками.