Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя на уроке и вне его, направленное на достижение целей обучения, воспитания и СОЗДАНИЯ благоприятного психологического климата.
Цель – воздействие на другую личность, но это всегда творческий акт, т.к. число переменных подлежащих учету очень велико и их сочетание бесконечно.
Специфика педагогического общения в постоянном творчестве, сопряжении разнообразных духовных миров.
Задачи ПО:
1. Взаимообмен информацией.
2. Взаимопонимание и умение смотреть на себя глазами партнера по общению.
3. Мобилизация резервов участников общения и выделение более сильных и ярких качеств учеников и учителя.
4. Взаимодействие и организация совместной деятельности.
5. Взаимная удовлетворенность участников общения.
6. Разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя.
Взаимодействие учителя и учащегося один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Выделяют 5 наиболее часто встречающихся стилей руководства. *К. Левин изучал стили руководства.
Стили руководства:
1. Автократический – единоличное управление, без опоры на актив. Учащимся не позволяется высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Учитель предъявляет требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
2. Авторитарный – ему свойственны основные черты автократического стиля, но учащимся позволяется участвовать в обсуждении вопросов их затрагивающих, но решение принимает учитель в соответствии со своими установками.
3. Демократический – опора на коллектив, стимуляция самостоятельности учащихся. Ученики обсуждают проблемы и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4. Игнорирующий – учитель как можно меньше вмешивается в индивидуальность ученика, устраняется то руководства ими.
5. Непоследовательный – в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой вышеназванный стиль.
По другому критерию:
1. Монологический;
2. Диалогический;
3. Дистанционный;
4. Педагогическое устрашение;
5. Педагогическое заигрывание.
Общение должно быть продуктивным, должно строится на S – S отношениях, с признанием свободной воли ученика, признания права на несогласие, проявление эмпатии, восприятия индивидуальности ученика как ценности.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом системы поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика. Для психологического развития ребенка одинаково важна роль поощрений и наказаний.
Поощрение – развивает положительные качества; наказание – исправляет или корректирует отрицательные. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающей в себе способы поощрения и наказания.
Стимулирование учебной деятельности детей должно носить комплексный характер и сочетать в себе систему разнообразных побудителей.
Цель – воздействие на другую личность, но это всегда творческий акт, т.к. число переменных подлежащих учету очень велико и их сочетание бесконечно.
Специфика педагогического общения в постоянном творчестве, сопряжении разнообразных духовных миров.
Задачи ПО:
1. Взаимообмен информацией.
2. Взаимопонимание и умение смотреть на себя глазами партнера по общению.
3. Мобилизация резервов участников общения и выделение более сильных и ярких качеств учеников и учителя.
4. Взаимодействие и организация совместной деятельности.
5. Взаимная удовлетворенность участников общения.
6. Разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя.
Взаимодействие учителя и учащегося один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Выделяют 5 наиболее часто встречающихся стилей руководства. *К. Левин изучал стили руководства.
Стили руководства:
1. Автократический – единоличное управление, без опоры на актив. Учащимся не позволяется высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Учитель предъявляет требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
2. Авторитарный – ему свойственны основные черты автократического стиля, но учащимся позволяется участвовать в обсуждении вопросов их затрагивающих, но решение принимает учитель в соответствии со своими установками.
3. Демократический – опора на коллектив, стимуляция самостоятельности учащихся. Ученики обсуждают проблемы и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4. Игнорирующий – учитель как можно меньше вмешивается в индивидуальность ученика, устраняется то руководства ими.
5. Непоследовательный – в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой вышеназванный стиль.
По другому критерию:
1. Монологический;
2. Диалогический;
3. Дистанционный;
4. Педагогическое устрашение;
5. Педагогическое заигрывание.
Общение должно быть продуктивным, должно строится на S – S отношениях, с признанием свободной воли ученика, признания права на несогласие, проявление эмпатии, восприятия индивидуальности ученика как ценности.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом системы поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика. Для психологического развития ребенка одинаково важна роль поощрений и наказаний.
Поощрение – развивает положительные качества; наказание – исправляет или корректирует отрицательные. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающей в себе способы поощрения и наказания.
Стимулирование учебной деятельности детей должно носить комплексный характер и сочетать в себе систему разнообразных побудителей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи