Главная цель работы психолога в системе образования – осуществление индивидуального подхода к учащимся.
Психопросвещение:
1. психологический ликбез для участников педагогического процесса с целью повышения психологической компетенции их всех.
2. формирование готовности к работе с психологом (формирование запроса).
3. Поиск взаимопонимания и коллегиальных форм решения проблем школы.
4. Гуманизация образования (смена критериев обучения, в центре – индивидуальный подход к личности ребенка) – лекции, семинары, педагогические консультации, групповые занятия, родительский собрания.
Практический аспект:
Цель – предупреждение, диагностика, коррекция трудностей и недостатков.
Диагностика, коррекция, консультирование, психопрофилактика.
1. Оказание помощи детям: психологическая готовность к школе, комплектование классов, проблема преемственности начальной и средней школы, адаптация к школе, выявление, коррекция и диагностика детей группы риска, профориентация, консультирование подростков.
2. Оказание помощи учителям: анализ учебного процесса, индивидуальное консультирование учителей.
3. Работа с семьей, семейное консультирование.
4. Помощь администрации.
5. Общешкольные тестированияанкетирования.
Исследовательский аспект:
Цель – развитие самой психологической службы, ее методологического аппарата, совершенствование путей реализации (банк данных, психологическая библиотека, психологический кабинет, оформление стендов, ведение документации).
Методологическая деятельность психолога:
Цель – саморазвитие, самосовершенствование (учеба, повышение квалификации, профессиональное общение, рефлексия явственной деятельности, самоанализ).
Отметка – это балльная фиксация степени ЗУНов учащихся, ориентированный на эталонный показатель.
Оценка – это составление представлений, суждений о результатах деятельности и личности учащегося.
Оценка – это особая форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты и т.д. (словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо).
Виды педагогических оценок: можно разделить на классы.
1. Предметные – то, что делает ребенок, но не касается его личности.
2. Персональные – относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества.
3. Материальные – включают разнообразные способы материального стимулирования детей.
4. Моральные – похвала или порицание характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.
5. Результативные – относятся к конечному результату деятельности.
6. Процессуальные – оценки, относящиеся к процессу.
7. Количественные – соотносятся с объемом выполненной работы.
8. Качественные – касаются качества выполнения работы.
Кроме учебных успехов стимулируются «воспитательные успехи» это внимание, одобрение, признание, поддержка, награда, усиление социальной роли, престижа и статуса.
Главный принцип оценки:
1. несравнение с другими;
2. не злоупотребление плохими отметками;
3. отрицательным оценкам должны предшествовать положительные;
4. использование разнообразных оценок;
5. не фиксировать внимание на отрицательных отметках.
Виды педагогических оценок: другая классификация
1. Личностные – оценивается продвижение ребенка относительно самого себя. Самые эффективные, т.к. не вызывают завести, тревоги, нет конкуренции.
2. Сопоставительные – ребенка сравнивают с кемто. Самые неэффективные.
3. Нормативные – достижения ребенка сравниваются с безличной нормой.
Существуют возрастные особенности восприятия педагогической оценки. Основные тенденции возрастного изменения педагогической оценки:
1. с возрастом растет понимание необходимости приобретения новых ЗУНов;
2. увеличивается значимость определенных качеств личности;
3. возрастает роль социальнопсихологических стимулов;
4. намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних.
Младший школьный возраст – не первый план выступают стимулы, связанные с ЗУНами и социальнопсихологические стимулы. Наиболее значима оценка учителя.
Подростковый возраст – ситуация меняется, большая реакция на оценки сверстников и друзей.
Старший школьный возраст – вновь возрастает значимость педагогической оценки и меняется их иерархия. Более существенны становится оценки личностного плана, чем оценки ЗУНов. Педагогические оценки преломляются через самооценку и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки получаемые со стороны – это является признаком перехода на высший уровень личностной зрелости.
Психопросвещение:
1. психологический ликбез для участников педагогического процесса с целью повышения психологической компетенции их всех.
2. формирование готовности к работе с психологом (формирование запроса).
3. Поиск взаимопонимания и коллегиальных форм решения проблем школы.
4. Гуманизация образования (смена критериев обучения, в центре – индивидуальный подход к личности ребенка) – лекции, семинары, педагогические консультации, групповые занятия, родительский собрания.
Практический аспект:
Цель – предупреждение, диагностика, коррекция трудностей и недостатков.
Диагностика, коррекция, консультирование, психопрофилактика.
1. Оказание помощи детям: психологическая готовность к школе, комплектование классов, проблема преемственности начальной и средней школы, адаптация к школе, выявление, коррекция и диагностика детей группы риска, профориентация, консультирование подростков.
2. Оказание помощи учителям: анализ учебного процесса, индивидуальное консультирование учителей.
3. Работа с семьей, семейное консультирование.
4. Помощь администрации.
5. Общешкольные тестированияанкетирования.
Исследовательский аспект:
Цель – развитие самой психологической службы, ее методологического аппарата, совершенствование путей реализации (банк данных, психологическая библиотека, психологический кабинет, оформление стендов, ведение документации).
Методологическая деятельность психолога:
Цель – саморазвитие, самосовершенствование (учеба, повышение квалификации, профессиональное общение, рефлексия явственной деятельности, самоанализ).
Отметка – это балльная фиксация степени ЗУНов учащихся, ориентированный на эталонный показатель.
Оценка – это составление представлений, суждений о результатах деятельности и личности учащегося.
Оценка – это особая форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты и т.д. (словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо).
Виды педагогических оценок: можно разделить на классы.
1. Предметные – то, что делает ребенок, но не касается его личности.
2. Персональные – относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества.
3. Материальные – включают разнообразные способы материального стимулирования детей.
4. Моральные – похвала или порицание характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.
5. Результативные – относятся к конечному результату деятельности.
6. Процессуальные – оценки, относящиеся к процессу.
7. Количественные – соотносятся с объемом выполненной работы.
8. Качественные – касаются качества выполнения работы.
Кроме учебных успехов стимулируются «воспитательные успехи» это внимание, одобрение, признание, поддержка, награда, усиление социальной роли, престижа и статуса.
Главный принцип оценки:
1. несравнение с другими;
2. не злоупотребление плохими отметками;
3. отрицательным оценкам должны предшествовать положительные;
4. использование разнообразных оценок;
5. не фиксировать внимание на отрицательных отметках.
Виды педагогических оценок: другая классификация
1. Личностные – оценивается продвижение ребенка относительно самого себя. Самые эффективные, т.к. не вызывают завести, тревоги, нет конкуренции.
2. Сопоставительные – ребенка сравнивают с кемто. Самые неэффективные.
3. Нормативные – достижения ребенка сравниваются с безличной нормой.
Существуют возрастные особенности восприятия педагогической оценки. Основные тенденции возрастного изменения педагогической оценки:
1. с возрастом растет понимание необходимости приобретения новых ЗУНов;
2. увеличивается значимость определенных качеств личности;
3. возрастает роль социальнопсихологических стимулов;
4. намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних.
Младший школьный возраст – не первый план выступают стимулы, связанные с ЗУНами и социальнопсихологические стимулы. Наиболее значима оценка учителя.
Подростковый возраст – ситуация меняется, большая реакция на оценки сверстников и друзей.
Старший школьный возраст – вновь возрастает значимость педагогической оценки и меняется их иерархия. Более существенны становится оценки личностного плана, чем оценки ЗУНов. Педагогические оценки преломляются через самооценку и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки получаемые со стороны – это является признаком перехода на высший уровень личностной зрелости.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи