Основные направления современной психотерапии (общий очерк).

Наука » Психология » Возрастная психология
Психотерапия (ПТ) – (Кратохвил) это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов;
– это использование психологических средств для восстановления нарушений деятельности организма (соматические и психические).
Психологические средства – это речь, молчание, эмоциональное отношение, различные манипуляции в окружающей среде, различные виды научений и т.д.
Цель ПТ – оказание помощи клиентам изменив их поведение и мышление таким образом, чтобы они стали счастливее и продуктивнее.
Задачи ПТ: 1. Помощь клиенту в понимании своих проблем.
2. Помощь в устранении психологического дискомфорта.
3. Обеспечение новыми идеями или информацией о том, как решить проблему.
4. Поощрение свободного выражения чувств клиента.
5. Помощь в проверке новых способов мышления и поведения клиента в жизни.
Методы психотерапии: (Александров)
1. Методы обеспечивающие психологическую поддержку: кивок, рукопожатие, открытая поза, «ага» слушание и т.д.
2. Методы устраняющие дезадаптивное поведения и формирующие новые стереотипы поведения: бихевиоризм, тренинги.
3. Методы содействующие инсайту и самоэксплорации: психоанализ, гештальттерапия, арттерапия, музотерапия и др.
Структура метода: (Франкл)
1. Характеристики личности клиента – зависит выбираемый метод.
2. Характеристики личности психотерапевта.
3. Теория – которая применяется для объяснения проблем.
4. Набор процедур – обусловлены теорией.
5. Особенности соц. отношений – сложившихся между клиентом и психотерапевтом.
Основные направления современной психотерапии:
1. Психодинамический подход (ПД) – рассматривает внутренний (интро) психический конфликт. В рамках этой модели существуют направления:
1. Психоанализ – Фрейд. Рассмотрение конфликта между различными частями личности (ид – эго – супурэго). Помогает осознать скрытое, выявляет чувство вины; эмоциональное высвобождение переживания – катарсис (выплеск).
2. Индивидуальная психология – Адлер. Рассматривает врожденные социальные инстинкты
(чувство неполноценности и чувство независимости и самостоятельности).
3. Эгопсихология – А. Фрейд, Хартма, Клейн. Рассматривали эго как активную сознательную часть творческой личности.
4. Неофрейдизм – Хорни, Фромм, Салливен. Рассматривали базовые потребности личности (безопасность, защита, признание); значимые фигуры (родители).
5. Личностноориентированная ПТ – Мясищев. Рассматривается интропсихический конфликт приводящий к неврозам. Реконструкция системы отношений в процессе осознания конфликта.
2. Экзистенциональногумманистический подход – Внимание сосредоточено на специфических человеческих качествах: сознание, самосознание, способность строить планы, делать выбор и нести ответственность, которая наступает только при сознательном выборе. Важно: энкаутер (встреча равных); инсайт (осознание чувств и состояний). В терапии применяется Роджеровская триада: безусловное принятие, эмпатия, конгруэнтность (соответствие, согласованность). Направления:
1. Клиентцентрированная терапия Роджерса.
2. Гештальттерапия Перлза.
3. Когнитивноповеденческая психотерапия (КПТ) – Келли ввел единицу измерения психических расстройств – мыслительные ригидные установки. Коррекция этих установок в терапевтическом процессе с использованием ролевых игр. В КПТ не анализируют прошлое и причины неврозов рассматривают с точки зрения настоящего; поведенческая терапия рассматривает актуальное поведение в настоящем, а когнитивная – то, о чем клиент думает в настоящем. Терапия процесс научения в обоих случаях. Отдают предпочтение практике, а не теории.
Сравнительный обзор подходов:
Таким образом, проблема развития в классическом бихевиоризме специально не акцентировалась – в нем есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.
Развитие он отождествлял с обучением, единственное различие в том, что обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие – относительно продолжительные периоды. Иначе, развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение полностью определяется влиянием внешней среды и также как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано. Главное понятие подкрепление – это увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть:
1. Положительным – одобрение, выражаемое в любой форме.
2. Отрицательное – недовольство, страх перед агрессией.
Скиннер различает положительное подкрепление и награду, поощрение, а также отрицательное подкрепление и наказание, пользуясь разделением подкрепления на первичное и условное.
Первичное подкрепление – это пища, вода, холод или жара и т.п.
Условное подкрепление – первоначально нейтральные стимулы, приобретшие подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первичными формами подкрепления.
Столь механистический подход к человеческому поведению игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственных действий. Теория Скиннера может считаться лишь частным объяснительным принципом в обучении.
5. Теория развития * Бижу и Баера. Продолжили традиции Скиннера. По их мнению, индивидуальное развитие включает следующие этапы:
1. Базовая стадия – удовлетворение биологических потребностей; завершается возникновением речевого развития.
2. Основная стадия – освобождение от организменных ограничений, возникновение речи как второй сигнальной системы, расширение круга общения. Эта стадия делится:
а) Раннее детство – семейная социализация, первая самостоятельность;
б) Среднее детство – социализация в начальной школе, развитие социальных, интеллектуальных и моторных умений.
в) Юношество – гетеросексуальная социализация.
3. Социальная стадия – (культурная стадия) взрослая жизнь, разделенная:
а) Зрелость – стабильность поведения, профессиональная, супружеская и общественная социализация (продолжается до инволюционных процессов).
б) Пожилой возраст – инволюция социальных, интеллектуальных и моторных возможностей и построение компенсирующего поведения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.