Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».
Социологизаторские идея были созвучны идеологии господствовавшей в стране до середины 80 годов.
Согласно этой теории с помощью целенаправленного обучения и воспитания можно сформировать у ребенка любые качества и поведенческие свойства. Для того чтобы изучить ребенка нужно изучить структуру его среды.
СК часто связывают с бихевиористическим направлением в психологии, согласно которому человек есть то, что делает из него его окружение, среда. К нему можно отнести:
1. Теорию классического и инструментального обуславливания * Павлова
2. Теорию оперантного обуславливания * Торндайка.
Главная мысль: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта.
Американскими исследователями была взята идея Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Феномен УР был воспринят как некое элементарное поведенческое явление. На передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла
3. Ассоцианистическая концепция научения * Уотсона и Газри.
4. Теория * Скиннера. С помощью подкрепление можно сформировать любой тип поведения.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».
Социологизаторские идея были созвучны идеологии господствовавшей в стране до середины 80 годов.
Согласно этой теории с помощью целенаправленного обучения и воспитания можно сформировать у ребенка любые качества и поведенческие свойства. Для того чтобы изучить ребенка нужно изучить структуру его среды.
СК часто связывают с бихевиористическим направлением в психологии, согласно которому человек есть то, что делает из него его окружение, среда. К нему можно отнести:
1. Теорию классического и инструментального обуславливания * Павлова
2. Теорию оперантного обуславливания * Торндайка.
Главная мысль: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта.
Американскими исследователями была взята идея Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Феномен УР был воспринят как некое элементарное поведенческое явление. На передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла
3. Ассоцианистическая концепция научения * Уотсона и Газри.
4. Теория * Скиннера. С помощью подкрепление можно сформировать любой тип поведения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи