Психология зрелого и пожилого возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
Традиционно жизненный цикл разделяют на 4 периода:
- пренатальный период;
- детство;
- отрочество;
- зрелость.
Период зрелости по длительности самый большой.
* Эрик Эриксон в этом выделяет в своей периодизации психического развития стадии зрелости:
1. Стадия ранней взросло-сти (от 20 до 40 лет) – вступление в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность.
2. Стадия зрелости (от 40 до 60 лет) – характеризуется стабильностью, продуктивностью. Стадия зрелости – 7 кризис, в нем выделяют 4 подгруппы, разрешение которых служит для нормального развития:
2.1. Развитие уважения и мудрости.
2.2. Замена сексуализации социальных отношений социализацией.
2.3. Необходимость сопротивляться аффективному общению, связанному со смертью близких людей или обособлению детей, и сохранять эмоциональную гибкость.
2.4. Сохранение душевной гибкости.

3. Стадия поздней зрелости (от 60 до 70 лет) – человек начинает отходить от активной жизни, анализ прошлого жизненного опыта. 8 кризис, чтобы человеку сохранить чувство полноценности, ему необходимо пережить еще 3 подкризиса:
3.1. Переоценка собственного Я (после ухода на пенсию).
3.2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела.
3.3. Формирование способности примирится с неизбежным.
4. Старость (после 70 лет) – позитивная старость отмечена нахождением компромисса между противоречивыми потребностями и запросами человека и его возрастными возможностями. С ее приходом у человека снижается круг общения. Обычно в числе друзей находится 2-3 семейные пары и близкие родственники.


У психологов существует термин Шок отставки – отделение человека от референтной ему группы. Человек теряет важную социальную роль и значимое место в обществе, ухудшается материальное положение. Резко меняется структура психологического восприятия времени: уменьшается доля будущего и прошлое начинает господствовать над личностью.
* Анциферова выделяет личностные стратегии поведения на шок отставки:
1. Техника «антиципирующего» совладание – предвосхищение ожидания определенных последствий, предвидения негативных состояний. Техника предполагает поиск новых путей, планирование свободного времени.
2. Пассивное отношение к жизни – сужается круг интересов, боязнь выхода на пенсию.
* Абрамова описывает третий тип личной стратегии поведения:
3. Равнодушие – люди, которые не работали с полной отдачей сил, и выход на пенсию не приносит им новых горестей и переживаний.
В нашей стране очень распространен стереотип старости – люди не включены активно в социум.
Современные геронтологи говорят о социальном интересе.
Социальный интерес – средство противодействия старению. Включает 3 категории:
1. Природа, наука, искусство.
2. Все живое – способность ценить жизнь.
3. Мир в целом.
Социальный интерес позволяет переживать трудности.
Увеличение продолжительности жизни в последнее 100-летие, привело к появлению новых стадий позднего возраста. Часть пенсионеров стремится к продолжению работы.
Задача психологов исследо-вать эти периоды и помочь реабилитироваться в этом возрасте.


1. Необходимо убедиться в совпадении оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом. Участие клиента в планировании ПК.

Занимались: Ролло Мей «Искусство психологического консультирование»;
Алешина «Индивидуальное и семейное консультирование»


Этапы ПК:
I Знакомство и начало беседы (5-10 мин): встреча клиента, невербальная информация, знакомство по имени.
II Расспрос клиента (25-35 мин):
1. Исповедь (20-25 мин).
2. Расспрос – анализ ситуации, дособирание информации (10-15 мин)
III Психокоррекция (10-15 мин)
IV Завершение беседы (5-10 мин) – подведение итогов, вопросы дальнейших отношений, прощание.
Техника ПК – это специаль-ные приемы, которые сознательно применяет психолог-консультант на одном из этапов ПК, чтобы добиться поставленной цели. Связано с исповедью.
2. Постановка открытых во-просов стимулирующих речь клиента. Любой вопрос обоснован.
3. Ободрение – выражает поддержку, основа контакта; и успокоение – позволяет внушить веру в себя, для изменения некоторых аспектов самости. Не ставить в зависимость от консультанта.
4. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение помогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установ-ках. Перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждений клиента, добавлять свое, но говорить своими словами (не повторяя дословно).
5. Пауза молчания. При долгом молчании уместно замечание: «Вы, кажется, очень задумались?», но не забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.
6. Предоставление информации клиенту: высказывать свое мнение, отвечать на вопросы клиента и информирование о разных аспектах обсуждаемых проблем.
7. Интерпретация. Суть – непонятное сделать понятным. Интерпретационное утвержде-ние консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, т.к. помогает установить причинные связи между поведением и переживаниями.
8. Конфронтация, когда клиент стремиться избежать важных вопросов, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.д. Конфронтация не должна быть ни в коем случае агрессивной и категоричной. Применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует заботу консультанта.
Структурирование ПК. Организация отношений с клиентом, выделение отдельных этапов ПК и оценка их результатов, предоставление информации клиенту о процессе ПК. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.