Психоконсультирование – это непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа (Алёшина).
Рекомендации в ПК могут даваться как письменно, так и устно. При этом психолог несет ответственность за потенциальную эффективность, а следование им – право клиента. Беседа конфиденциальна, проводиться в специально оборудованном кабинете, куда нет доступа посторонним лицам.
Основная цель ПК – оказание псих. помощи, т.е. разговор с консультантом должен помочь клиенту в решении его проблем и в налаживании межличностных отношений, изменении экстернального локуса контроля на интернальный.
Задачи ПК:
1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент, доведение ее до понимания и сознания клиента.
2. Информирование клиента о сути проблемы и ее серьезности.
3. Изучение личности клиента с целью выработки индивидуального подхода к нему и выяснения его возможностей в решении проблемы.
4. Обсуждение с клиентом возможных путей решения проблем, привлечение клиента для участия в процессе.
5. Четкая формулировка советов и рекомендаций, разработка вместе с клиентом плана и программы реализации полученных рекомендаций.
6. Оказание текущей помощи в процессе реализации полученных рекомендаций: обучение тому, как предупредить возникновение проблемы.
Принципы ПК:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2. Эмпатия.
3. Ориентация на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы.
4. Запрет давать советы.
5. Анонимность. Исключение: суицид, реальная опасность жизни др. людям.
6. Разграничение личных и профессиональных отношений: не работать с близкими и друзьями.
7. Включенность клиента в процесс ПК. Максимальное включение в беседу клиента.
8. Избегать сближения с клиентом вне своего кабинета.
Виды ПК:
1. Интимноличностное – консультации по вопросам сугубо личного характера.
2. Детское и семейное – вопросы развития ребенка, поведения, взаимоотношений.
3. Психологопедагогические – вопросы воспитания и обучения, взаимоотношения.
4. Деловое – организация производства, маркетинга, рекламы, выбор профессии и т.д.
5. Социальная фасилитация – положительное, стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их присутствии или при их участии.
6. Социальная ингибиция – торможение психических процессов в формах поведения в присутствии других людей.
Разные авторы поразному рассматривают процесс социализации, в который входят следующие составляющие. Их можно рассматривать как механизмы, содержание, процессы или стадии (в зависимости от авторской позиции).
7. Социальная адаптация – приспособление, в плане взаимодействия.
В процессе социализации *Бодалев выделяет несколько стадий адаптации: 1) ознакомление; 2) ролевая ориентация; 3) самоутверждение.
8. Интеграция – вхождение в определенную социальную среду.
9. Индивидуализация – выделение из среды, обособление субъекта за счет более активного развития определенных сторон личности.
Стадии процесса социализации: (Андреева)
Основание для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности.
1. Дотрудовая стадия – охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.
2. Трудовая стадия – охватывает период зрелости человека – это весь период трудовой деятельности. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования. Актуальны исследования по акмеологии – науке о зрелом возрасте.
3. Послетрудовая стадия – представляет более сложный вопрос, чем социализация на трудовой стадии. Десоциализация – вслед за социализацией – одна позиция. Пожилой возраст – возраст, вносящий существенный вклад в производство социального опыта – друга позиция. Ставится вопрос об изменении типа активности в этот период. По *Эриксону «зрелость» (после 65 лет) – окончательное становление идентичности – «мудрость» – важная позиция.
Существуют взгляды:
1. Социализация заканчивается около 25 лет, с формированием Яконцепции.
2. Социализация происходит в течение всей жизни человека.
Институты социализации – общество в целом или некая общность или группа, воздействующая на личность в процессе социализации.
Средства воздействия (по Пиаже): 1) нормы; 2) ценности; для данного возраста психологические новообразования, которые приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Основные новообразования возраста – то новое, что появилось в определенный возрастной период, которое определяет сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития. Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация распадается по мере развития ребенка и складывается новая ситуация развития.
Точное определение возрастных этапов сложно, для определения возрастных отрезков существует две характеристики: ведущий вид деятельности и центральные новообразования возраста.
Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически (Блонский). Стабильные периоды сменяются кризисами. Кризис имеет строение: предкритический, критический и посткритический период. Новообразования кризиса носят переходный характер, в последующем не сохраняются, отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями стабильного возраста, включаясь в их состав. Законы психического развития:
1. Закон цикличности: детское развитие имеет сложную организацию во времени. Развитие состоит из кризисов и литических периодов.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития (гетерохронности): каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
том, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.
1. Культурноисторическая концепция. * Лев Семенович Выготский – основоположник отечественной научной психологии впервые в отечественной психологии начал систематическое и детальное исследование соответствия социального и биологического в психическом развитии человека и разработал теорию развития высших психических функций.
Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него человеческих способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры.
Источниками развития личности являются: 1) взаимодействие ребенка с действительностью (социальной, со взрослыми); 2) усвоение ребенком социального культурноисторического опыта.
Условиями психического развития личности являются: 1) общечеловеческие и индивидуальные органические особенности, ход их созревания в онтогенезе; 2) социальные условия (человеческая среда).
Движущей силой развития является отношение между личностью и ее социальной средой, обозначенные Выготским как социальная ситуация развития личности. Воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются. Социальная ситуация развития то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественные новообразования, возникающие к его концу.
В процессе развития меняются не отдельные стороны личности ребенка, а происходит перестройка личности в целом: личность ребенка изменяется в целом в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.
Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Признаком перехода от одной стадии развития к другой является смена ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста.
В контексте ведущей деятельности возникают специфические
Рекомендации в ПК могут даваться как письменно, так и устно. При этом психолог несет ответственность за потенциальную эффективность, а следование им – право клиента. Беседа конфиденциальна, проводиться в специально оборудованном кабинете, куда нет доступа посторонним лицам.
Основная цель ПК – оказание псих. помощи, т.е. разговор с консультантом должен помочь клиенту в решении его проблем и в налаживании межличностных отношений, изменении экстернального локуса контроля на интернальный.
Задачи ПК:
1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент, доведение ее до понимания и сознания клиента.
2. Информирование клиента о сути проблемы и ее серьезности.
3. Изучение личности клиента с целью выработки индивидуального подхода к нему и выяснения его возможностей в решении проблемы.
4. Обсуждение с клиентом возможных путей решения проблем, привлечение клиента для участия в процессе.
5. Четкая формулировка советов и рекомендаций, разработка вместе с клиентом плана и программы реализации полученных рекомендаций.
6. Оказание текущей помощи в процессе реализации полученных рекомендаций: обучение тому, как предупредить возникновение проблемы.
Принципы ПК:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2. Эмпатия.
3. Ориентация на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы.
4. Запрет давать советы.
5. Анонимность. Исключение: суицид, реальная опасность жизни др. людям.
6. Разграничение личных и профессиональных отношений: не работать с близкими и друзьями.
7. Включенность клиента в процесс ПК. Максимальное включение в беседу клиента.
8. Избегать сближения с клиентом вне своего кабинета.
Виды ПК:
1. Интимноличностное – консультации по вопросам сугубо личного характера.
2. Детское и семейное – вопросы развития ребенка, поведения, взаимоотношений.
3. Психологопедагогические – вопросы воспитания и обучения, взаимоотношения.
4. Деловое – организация производства, маркетинга, рекламы, выбор профессии и т.д.
5. Социальная фасилитация – положительное, стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их присутствии или при их участии.
6. Социальная ингибиция – торможение психических процессов в формах поведения в присутствии других людей.
Разные авторы поразному рассматривают процесс социализации, в который входят следующие составляющие. Их можно рассматривать как механизмы, содержание, процессы или стадии (в зависимости от авторской позиции).
7. Социальная адаптация – приспособление, в плане взаимодействия.
В процессе социализации *Бодалев выделяет несколько стадий адаптации: 1) ознакомление; 2) ролевая ориентация; 3) самоутверждение.
8. Интеграция – вхождение в определенную социальную среду.
9. Индивидуализация – выделение из среды, обособление субъекта за счет более активного развития определенных сторон личности.
Стадии процесса социализации: (Андреева)
Основание для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности.
1. Дотрудовая стадия – охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.
2. Трудовая стадия – охватывает период зрелости человека – это весь период трудовой деятельности. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования. Актуальны исследования по акмеологии – науке о зрелом возрасте.
3. Послетрудовая стадия – представляет более сложный вопрос, чем социализация на трудовой стадии. Десоциализация – вслед за социализацией – одна позиция. Пожилой возраст – возраст, вносящий существенный вклад в производство социального опыта – друга позиция. Ставится вопрос об изменении типа активности в этот период. По *Эриксону «зрелость» (после 65 лет) – окончательное становление идентичности – «мудрость» – важная позиция.
Существуют взгляды:
1. Социализация заканчивается около 25 лет, с формированием Яконцепции.
2. Социализация происходит в течение всей жизни человека.
Институты социализации – общество в целом или некая общность или группа, воздействующая на личность в процессе социализации.
Средства воздействия (по Пиаже): 1) нормы; 2) ценности; для данного возраста психологические новообразования, которые приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Основные новообразования возраста – то новое, что появилось в определенный возрастной период, которое определяет сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития. Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация распадается по мере развития ребенка и складывается новая ситуация развития.
Точное определение возрастных этапов сложно, для определения возрастных отрезков существует две характеристики: ведущий вид деятельности и центральные новообразования возраста.
Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически (Блонский). Стабильные периоды сменяются кризисами. Кризис имеет строение: предкритический, критический и посткритический период. Новообразования кризиса носят переходный характер, в последующем не сохраняются, отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями стабильного возраста, включаясь в их состав. Законы психического развития:
1. Закон цикличности: детское развитие имеет сложную организацию во времени. Развитие состоит из кризисов и литических периодов.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития (гетерохронности): каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
том, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.
1. Культурноисторическая концепция. * Лев Семенович Выготский – основоположник отечественной научной психологии впервые в отечественной психологии начал систематическое и детальное исследование соответствия социального и биологического в психическом развитии человека и разработал теорию развития высших психических функций.
Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него человеческих способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры.
Источниками развития личности являются: 1) взаимодействие ребенка с действительностью (социальной, со взрослыми); 2) усвоение ребенком социального культурноисторического опыта.
Условиями психического развития личности являются: 1) общечеловеческие и индивидуальные органические особенности, ход их созревания в онтогенезе; 2) социальные условия (человеческая среда).
Движущей силой развития является отношение между личностью и ее социальной средой, обозначенные Выготским как социальная ситуация развития личности. Воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются. Социальная ситуация развития то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественные новообразования, возникающие к его концу.
В процессе развития меняются не отдельные стороны личности ребенка, а происходит перестройка личности в целом: личность ребенка изменяется в целом в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.
Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Признаком перехода от одной стадии развития к другой является смена ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста.
В контексте ведущей деятельности возникают специфические
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи