Теоретическая модель должна отражать сущностные характеристики
имиджа, определяемые закономерностями интерсубъектного взаимодействия, основанные на механизме обратной связи. Действие этого механизма, в свою очередь, преломляется особенностями социальной среды, в которой протекает имиджевое взаимодействие.
Учитывая сущностные характеристики имиджа, проявляющиеся в его функционировании в социальной практики, мы можем определить его как символический образ субъекта, создаваемый в процессе интерсубъектного взаимодействия.
Уже наличие в определении имиджа понятия образа указывает на органическую включенность такого явления, как имидж, в систему человеческой деятельности. Любое функционирования имиджа протекает посредством деятельности тех или иных субъектов. Отсюда вытекает целесообразность применения в исследованиях имиджа деятельности ого подхода.
В частности, с точки зрения деятельного подхода, в общей ситуации функционирования имиджа целесообразно различать процессы по характеру деятельности участвующих в них субъектов, целям и мотивам этой деятельности. Естественно предположить, что мотивы, цели и задачи, лежащие в основе деятельности по созданию имиджа, могут быть отличными от мотивов, целей и задач, направляющих деятельность по восприятию имиджа.
Важно отметить, что определение имиджа как образа включает теоретическую модель имиджа в контекст исследований образа, которые имеют, хотя и хронологически сравнительно небольшую, но насыщенную историю в отечественной психологии.
Образ субъективен в том смысле, что он формируется на базе опыта субъекта деятельности и развивается с накоплением этого опыта; в нем проявляется пристрастность субъекта, связанная с его потребностями, мотивами, ценностными установками.
Определение имиджа как символического образа позволяет применить в исследованиях этого феномена положения и результаты тех наук, в рамках которых исследуются явления символизма в тех или иных разнообразных его аспектах. Из психологических концепций, включающих символ в число своих основных понятий, необходимо прежде всего отметить концепцию Л.С.Выготского, который рассматривал символы как «психологические орудия», позволяющие человеку управлять собственным поведением. Необходимо заметить, что интерес Л.С.Выготского к явлениям символизма непосредственным образом связан с его трактовкой детерминизма. Одной из доминант всего научного творчества Л.С.Выготского был постоянный призыв к поискам не прямой, а опосредованной детерминации в психологии на всех уровнях, его радикальный отказ от «постулата непосредственности». Знак, символ и послужил в рамках концепции Л.С.Выготского такой опосре¬дующей структурой.
Создаваемый образ субъекта может выполнять различные функции. В частности, имидж может служить фактором повышения доверия к источнику информации и фактором, облегчающим социальное влияние.
Эта функция имиджа находит применение в управленческой деятельности, маркетинге, рекламе, политическом менеджменте и др.
С другой стороны, имидж выполняет ряд функций для самого субъекта-прообраза. На первом месте среди них стоят функции самовыражения, самопознания, рефлексии. Создавая свой собственный образ посредством использования общезначимой символики, субъект получает возможность составить относительно объективное представление о своих собственных качествах, способностях, характеристиках, которые раньше были не очевидны для него, не осознавались им.
Как указывает И.А.Федоров, индивидуальный имидж выполняет и следующие функции:
функцию социального тренинга: создавая имидж, человек соз-нательно или стихийно корректирует собственные проявления, приспо-сабливая их к выполнению групповых ролей;
- иллюзорно-компенсаторную функцию, она проявляется в том, что «имиджи позволяют как бы «поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обычной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческой рамки групповых ролей»;
функцию социально-символического опознавания: посредством имиджа индивид демонстрирует членам группы свою готовность к со-пельным интеракциям и выполнению соответствующих ролей, со своей стороны, другие члены группы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциального партнера.
Заметим также, что создание собственного образа, близкого к желаемому, способствует достижению субъектом психологического комфорта, снижает риск депрессивных заболеваний, тем самым повышая продуктивность профессиональной деятельности субъекта. Иными словами, кроме указанных функций, имидж выполняет и психотерапевтическую функцию.
Для субъектов, составляющих аудиторию имиджа, он также выполняет ряд функций. Во-первых, имидж служит источником информации о представленном в нем субъекте (независимо от того, насколько эта информация адекватно отражает объективные свойства субъекта-прообраза имиджа). Во-вторых, восприятие имиджа вызывает определенные эмоциональные реакции, чем обусловлена его аффективная функция. В¬ третьих, восприятие имиджа способно побуждать к определенным действиям. В-четвертых, имидж способен выполнять организаторскую функцию, содействовать сплочению субъектов, составляющих его аудитории, их сотрудничеству.
Следующая функция имиджа - организаторская - реализует организационно-управленческий аспект. Она наиболее ярко проявляется в ситуациях использования имиджа в управленческой деятельности.
Аспекты имиджа: субъектно-деятельностный, коммуникативно-перцептивный, рефлексивно-символический.
Функциональные аспекты имиджа: гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторско-управленческий, конструктивный.
Функции имиджа: 1 - функция социального воздействия; 2 -рефлексивная; 3 - психотерапевтическая; 4 - функция социального тренинга; 5 - компенсаторная функция; 6 - функция символьного опознавания; 7 -информирующая (когнитивная); 8 - функция самовыражения, самопроявления субъекта; 9 -побудительная; 10 - организаторская; И -конструктивно-опосредующая.
Данная функционально- структурная модель имиджа отображает его комплексную, интегральную природу и открывает перспективы дальнейшего исследования ,направленного в конечном счете на разработку продуктивных гуманитарных технологий создания оптимального имиджа.
имиджа, определяемые закономерностями интерсубъектного взаимодействия, основанные на механизме обратной связи. Действие этого механизма, в свою очередь, преломляется особенностями социальной среды, в которой протекает имиджевое взаимодействие.
Учитывая сущностные характеристики имиджа, проявляющиеся в его функционировании в социальной практики, мы можем определить его как символический образ субъекта, создаваемый в процессе интерсубъектного взаимодействия.
Уже наличие в определении имиджа понятия образа указывает на органическую включенность такого явления, как имидж, в систему человеческой деятельности. Любое функционирования имиджа протекает посредством деятельности тех или иных субъектов. Отсюда вытекает целесообразность применения в исследованиях имиджа деятельности ого подхода.
В частности, с точки зрения деятельного подхода, в общей ситуации функционирования имиджа целесообразно различать процессы по характеру деятельности участвующих в них субъектов, целям и мотивам этой деятельности. Естественно предположить, что мотивы, цели и задачи, лежащие в основе деятельности по созданию имиджа, могут быть отличными от мотивов, целей и задач, направляющих деятельность по восприятию имиджа.
Важно отметить, что определение имиджа как образа включает теоретическую модель имиджа в контекст исследований образа, которые имеют, хотя и хронологически сравнительно небольшую, но насыщенную историю в отечественной психологии.
Образ субъективен в том смысле, что он формируется на базе опыта субъекта деятельности и развивается с накоплением этого опыта; в нем проявляется пристрастность субъекта, связанная с его потребностями, мотивами, ценностными установками.
Определение имиджа как символического образа позволяет применить в исследованиях этого феномена положения и результаты тех наук, в рамках которых исследуются явления символизма в тех или иных разнообразных его аспектах. Из психологических концепций, включающих символ в число своих основных понятий, необходимо прежде всего отметить концепцию Л.С.Выготского, который рассматривал символы как «психологические орудия», позволяющие человеку управлять собственным поведением. Необходимо заметить, что интерес Л.С.Выготского к явлениям символизма непосредственным образом связан с его трактовкой детерминизма. Одной из доминант всего научного творчества Л.С.Выготского был постоянный призыв к поискам не прямой, а опосредованной детерминации в психологии на всех уровнях, его радикальный отказ от «постулата непосредственности». Знак, символ и послужил в рамках концепции Л.С.Выготского такой опосре¬дующей структурой.
Создаваемый образ субъекта может выполнять различные функции. В частности, имидж может служить фактором повышения доверия к источнику информации и фактором, облегчающим социальное влияние.
Эта функция имиджа находит применение в управленческой деятельности, маркетинге, рекламе, политическом менеджменте и др.
С другой стороны, имидж выполняет ряд функций для самого субъекта-прообраза. На первом месте среди них стоят функции самовыражения, самопознания, рефлексии. Создавая свой собственный образ посредством использования общезначимой символики, субъект получает возможность составить относительно объективное представление о своих собственных качествах, способностях, характеристиках, которые раньше были не очевидны для него, не осознавались им.
Как указывает И.А.Федоров, индивидуальный имидж выполняет и следующие функции:
функцию социального тренинга: создавая имидж, человек соз-нательно или стихийно корректирует собственные проявления, приспо-сабливая их к выполнению групповых ролей;
- иллюзорно-компенсаторную функцию, она проявляется в том, что «имиджи позволяют как бы «поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обычной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческой рамки групповых ролей»;
функцию социально-символического опознавания: посредством имиджа индивид демонстрирует членам группы свою готовность к со-пельным интеракциям и выполнению соответствующих ролей, со своей стороны, другие члены группы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциального партнера.
Заметим также, что создание собственного образа, близкого к желаемому, способствует достижению субъектом психологического комфорта, снижает риск депрессивных заболеваний, тем самым повышая продуктивность профессиональной деятельности субъекта. Иными словами, кроме указанных функций, имидж выполняет и психотерапевтическую функцию.
Для субъектов, составляющих аудиторию имиджа, он также выполняет ряд функций. Во-первых, имидж служит источником информации о представленном в нем субъекте (независимо от того, насколько эта информация адекватно отражает объективные свойства субъекта-прообраза имиджа). Во-вторых, восприятие имиджа вызывает определенные эмоциональные реакции, чем обусловлена его аффективная функция. В¬ третьих, восприятие имиджа способно побуждать к определенным действиям. В-четвертых, имидж способен выполнять организаторскую функцию, содействовать сплочению субъектов, составляющих его аудитории, их сотрудничеству.
Следующая функция имиджа - организаторская - реализует организационно-управленческий аспект. Она наиболее ярко проявляется в ситуациях использования имиджа в управленческой деятельности.
Аспекты имиджа: субъектно-деятельностный, коммуникативно-перцептивный, рефлексивно-символический.
Функциональные аспекты имиджа: гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторско-управленческий, конструктивный.
Функции имиджа: 1 - функция социального воздействия; 2 -рефлексивная; 3 - психотерапевтическая; 4 - функция социального тренинга; 5 - компенсаторная функция; 6 - функция символьного опознавания; 7 -информирующая (когнитивная); 8 - функция самовыражения, самопроявления субъекта; 9 -побудительная; 10 - организаторская; И -конструктивно-опосредующая.
Данная функционально- структурная модель имиджа отображает его комплексную, интегральную природу и открывает перспективы дальнейшего исследования ,направленного в конечном счете на разработку продуктивных гуманитарных технологий создания оптимального имиджа.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи