Структура и формирование учебной деятельности. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

Наука » Психология » Возрастная психология
Проблемой исследования учебной деятельности занимался *Эльконин Д.Б., он разработал теорию ведущей деятельности, используя для этого теорию ведущей деятельности, разработанную * Леонтьевым Алексеем Николаевичем, который определил, что для каждого возрастного периода существует свой ведущий вид деятельности. Он выдвинул гипотезу о том, что ведущим видом деятельности школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность (УД) – особая деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Иначе – это целенаправленный процесс в усвоении ЗУНов.
Учение – процесс сознательного усвоения новых ЗУНов имеющий активный и целенаправленный характер, и это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
Обучение – организация самого процесса. Акцент делается на действия, учитель передает знания.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
Мотивом УД могут быть только учебнопознавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Гипотеза была подтверждена в экспериментальных исследованиях Эльконина и Давыдова. Эльконин определил структуру УД.
Структура УД:
1. Мотив учебной деятельности – познавательный.
2. Учебная задача – это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи. Задача создает учебную ситуацию, разрешая которую учащиеся осуществляют поставленную цель, овладевают нужными ЗУНами.
Основная единица УД – является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от других задач – ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.
3. Учебные действия – с помощью их учащиеся решают учебные задачи. Это действия:
вычленения проблемы из поставленной задачи;
действия выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа;
действия моделирования общих отношений учебного материала и общих способов решения учебных проблем;
действия конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действий;
действия контроля;
действия оценки.
* Макарова и Абрамова выделили
Рефлексивный компонент: контроль и оценка – психологические механизмы УД.
Основные формы контроля:
внешний контроль;
самоконтроль;
взаимный контроль.
Младшие школьники – внешний контроль (доминирует) и самоконтроль;
Средний школьник – взаимоконтроль;
Старший школьник – внешний контроль (консультирующий) и самоконтроль.

Стороны УД:
1. Внешняя сторона УД – предметы, с которыми действует учащийся, все внешние действия.
2. Внутренняя сторона УД – мыслительные действия (запоминание, воспроизведение, восприятие).
3. Ориентировочная сторона УД – ознакомление с правилами действий.
4. Исполнительная сторона УД – сам процесс усвоения ЗУНов и их использование.
Критерии УД:
1. Мотивированность УД – личностная заинтересованность учащегося и учителя.
2. Гибкость и развитость структуры УД – больше относится к учителю.
Базовые отношения к этапам УД:
Младшая школа – учитель
Средняя школа – сверстники
Старшая школа – уважаемый взрослый и уважаемый сверстник.
Носителем УД является ее субъект развитие, которого происходит в самом процессе становления УД, когда школьник постепенно превращается в учащегося.
Мотивация УД:
Мотивы есть:
1. ситуативные 2. личностные – (связанные с познавательным интересом)
1. релевантные 2. нерелевантные (непосредственно относящиеся к УД) (мотивы не связанные с УД)
Правило интереса: человека не может заинтересовать абсолютно новое, неизвестное и то, что абсолютно известно. Человеку интересно то новое, что уже както известно.
Учебные мотивы – это мотивы, направленные на овладение ЗУНами. Формирование учебных мотивов происходит на грани дошкольного и школьного возраста и является одним из главных условий внутренней готовности ребенка к обучению
Мотивы обучения на разных возрастных этапах:
1. Начальная школа – учебнопознавательные мотивы. Мотив учиться в школе, занять позицию школьника. Ребенок хочет научиться писать, считать (1 класс). У тех, кто получает хорошие оценки, мотив укрепляется. К окончанию 3 класса учение становится образом жизни. Возникают новые мотивы с индивидуальным характером: мотив долга, соревновательный мотив, коллективные мотивы. К концу 4 класса – позиция школьника. У многих учащихся наступает вакуум мотивации.
Подростки – мотивы обучения опосредованы общением со сверстниками. Учебная мотивация, как единство познавательных мотивов и мотивов достижения преломляются у подростка через призму узколичностных, значимых и реально действующих мотивов групп
психической функции, свойства, стороны или определенного вида деятельности (максимальный эффект с минимальными затратами для развития определенной функции).
Если вовремя использовать сензитивный период, то сам период может пролонгироваться. Новорожденное животное имеет 90% зрелых психологических структур, новорожденный ребенок – 10-15% и 75-80% имеют тенденцию к развитию. Развитие психической функции вне сензитивного периода малоэффективно.
Периоды сензитивности:
1. Речевое развитие – от 6 месяцев до 6 лет.
2. Двигательное развитие – от 2 до 7 лет (крупная и мелкая моторика).
3. Любознательность – от 3 до 7-8 лет.
4. Образное мышление – от 4-5 до 9-10 лет.
5. Логическое мышление – от 10 до 17 лет.
Для полноценного развития психической функции необходимо:
Сензитивный период + среда (условия) + деятельность.
Особенности сензитивного периода:
1. сензитивный период ограничен во времени;
2. сенситивные периоды необратимы;
3. возможность пролонгирования сензитивного периода при благоприятных условиях.

ВЫВОДЫ: Проблема периодизации психического развития в том, что нет единой концепции по периодизации психического развития, единого основания для нее. Психическое развитие можно представить в виде этапов или стадий, изучение их сложная проблема. Выготский положил основу для научного подхода к проблеме периодизации, осветив и разработав основные проблемы психического развития.

Противоречия между этими сферами являются основными силами развития, обусловленные новыми социальными ситуациями развития, что приводит к кризису. В результате кризиса внутри ведущей деятельности возникают новообразования. Обе сферы меняют одна другую, развитие не останавливается ни на минуту.
4. Основные новообразования возраста – то новое, что появилось в определенный возрастной период. Например: младенчество – комплекс оживления, младший школьник – развитие произвольности.
Выготский установил 4 закона (особенности) детского развития:
1) Закон цикличности: детское развитие имеет сложную организацию во времени. Развитие состоит из кризисов и литических периодов.
2) Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3) Закон неравномерности детского развития: каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития (гипотеза в системном и смысловом строении сознания).
4) Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
* Выготский предложил разделить на 3 класса (группы) все классификации по следующим основаниям:
 Один внешний критерий: Заззо – система воспитания; Коссаковский – система образования; Штерн – основная деятельность.
 Один существенный внутренний критерий. Блонский – дантициия; Фрейд – сексуальность, Пиаже – готовность мозговых структур.
 Система существенных критериев: Выготский – новообразования и социальная ситуация развития.
Особенности психического развития:
1. Гетерохронность – разновременность развития разных компонентов психического развития (разный темп).
В разных возрастах есть главная функция: 13 г. – восприятие, 35 г. – память, 57 г. – мышление. Гетерохронность имеет определенное следствие – наличие сензитивного периода.
Сензитивный период – определенный период времени в течении которого психика приобретает чрезвычайную предрасположенность, чувствительность к развитию определенной
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.