Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.
Он выделяет и видит в филогенезе причины детского поведения. По Холлу психического развитие – фатальный переход от одной стадии развития к другой вне зависимости от индивидуальных особенностей человека. «+» сторона концепции: попытка показать связь между индивидуальным и историческим развитием
2. Социогенетическая концепция.
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».
Социологизаторские идея были созвучны идеологии господствовавшей в стране до середины 80 годов.
Согласно этой теории с помощью целенаправленного обучения и воспитания можно сформировать у ребенка любые качества и поведенческие свойства. Для того чтобы изучить ребенка нужно изучить структуру его среды.
СК часто связывают с бихевиористическим направлением в психологии, согласно которому человек есть то, что делает из него его окружение, среда.
Главная мысль: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта.
Американскими исследователями была взята идея Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Феномен УР был воспринят как некое элементарное поведенческое явление. На передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла
Теория * Скиннера. С помощью подкрепление можно сформировать любой тип поведения.
Развитие он отождествлял с обучением, единственное различие в том, что обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие – относительно продолжительные периоды. Иначе, развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение полностью определяется влиянием внешней среды и также как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано.
3. Вопрос о соотношении биологического и социального в развитии человека был решен в теории *Вильгельма Штерна.
Принцип конвергенции двух фактов: оба фактора в равной мере значимы для психического развития и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит их конвергенция. Психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерну принадлежит иде
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.
Он выделяет и видит в филогенезе причины детского поведения. По Холлу психического развитие – фатальный переход от одной стадии развития к другой вне зависимости от индивидуальных особенностей человека. «+» сторона концепции: попытка показать связь между индивидуальным и историческим развитием
2. Социогенетическая концепция.
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».
Социологизаторские идея были созвучны идеологии господствовавшей в стране до середины 80 годов.
Согласно этой теории с помощью целенаправленного обучения и воспитания можно сформировать у ребенка любые качества и поведенческие свойства. Для того чтобы изучить ребенка нужно изучить структуру его среды.
СК часто связывают с бихевиористическим направлением в психологии, согласно которому человек есть то, что делает из него его окружение, среда.
Главная мысль: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта.
Американскими исследователями была взята идея Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Феномен УР был воспринят как некое элементарное поведенческое явление. На передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла
Теория * Скиннера. С помощью подкрепление можно сформировать любой тип поведения.
Развитие он отождествлял с обучением, единственное различие в том, что обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие – относительно продолжительные периоды. Иначе, развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение полностью определяется влиянием внешней среды и также как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано.
3. Вопрос о соотношении биологического и социального в развитии человека был решен в теории *Вильгельма Штерна.
Принцип конвергенции двух фактов: оба фактора в равной мере значимы для психического развития и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит их конвергенция. Психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерну принадлежит иде
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи