Психология как наука возникла в 1879 году выделилась из философии, в Лейпцигском университете Вунд создал лабораторию.
Выдел-ся 3 этапа:
1.Донаучный – с момента возникновения человека.
2.Философский- длится с 6-5 века до н.э. и до послед четверти 19 века; псих-я не была самостоятельной наукой.
3.Развитие психологии как науки – с 1879г.
Этапы психологии:
1) Психология как наука о душе.
Демокрит- матеарилистич. напр-е, Платон- идеалистич-е, Аристотель- создатель первого психологич.напр-я.
2)Психология как наука о сознании. Возникла в конце 19в. Вунд изучал сознание.
3)Психология как наука о поведении. В 1913г. Уотсон доклад: изучать можно только то, за чем можно наблюдать.
4)Современный этап в развитии психологии. Изуч.факторы, законом-ти и механизмы психики. Осн.напр-я (бихевиоризм, психоанализ, гуманистический)
Житейская псих.-это знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивид, их достоверность проверяется на личном опыте и применяются при взаимодействии с др.людьми.
Научная псих-направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки которые хар-ся объективностью и ают большую достоверность получ знаний.
Выдел-ся 3 этапа:
1.Донаучный – с момента возникновения человека.
2.Философский- длится с 6-5 века до н.э. и до послед четверти 19 века; псих-я не была самостоятельной наукой.
3.Развитие психологии как науки – с 1879г.
Этапы психологии:
1) Психология как наука о душе.
Демокрит- матеарилистич. напр-е, Платон- идеалистич-е, Аристотель- создатель первого психологич.напр-я.
2)Психология как наука о сознании. Возникла в конце 19в. Вунд изучал сознание.
3)Психология как наука о поведении. В 1913г. Уотсон доклад: изучать можно только то, за чем можно наблюдать.
4)Современный этап в развитии психологии. Изуч.факторы, законом-ти и механизмы психики. Осн.напр-я (бихевиоризм, психоанализ, гуманистический)
Житейская псих.-это знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивид, их достоверность проверяется на личном опыте и применяются при взаимодействии с др.людьми.
Научная псих-направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки которые хар-ся объективностью и ают большую достоверность получ знаний.
С 60 лет у мужчин, и с 55 лет у женщин. Имеет три градации: пожилой возраст, старческий и долгожители. Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс. Постепенное ослабление деятельности организма.
Основоположником научной геронтологии России считается И.И. Мечников.
Старость – завершающий этап жизни человека. Пожилой возраст начинается с кризиса ухода на пенсию. Негативно сказывается изменение привычного уклада жизни, ощущение невостребованности, снижение социального статуса нередко приводит к ухудшению общего физического и психического здоровья. Убывает физическая сила, снижается уровень психических функций, прежде всего, памяти.
Третичная память – что вчера было не помню, а вот лет 20 назад во всех подробностях. Ухудшается функционирование органов чувств.
Снижается самооценка, страх беспомощности и одиночества, страх смерти. Появляются недовольство, раздражительность, пессимизм, снижается интерес к новому. Замыкание интересов на себе – эгоистичность, повышенное внимание к своему телу, мелочность, скупость. В типологии Ф.Гизе выделяются 3 типа стариков в старости: старик-негативис.
Основоположником научной геронтологии России считается И.И. Мечников.
Старость – завершающий этап жизни человека. Пожилой возраст начинается с кризиса ухода на пенсию. Негативно сказывается изменение привычного уклада жизни, ощущение невостребованности, снижение социального статуса нередко приводит к ухудшению общего физического и психического здоровья. Убывает физическая сила, снижается уровень психических функций, прежде всего, памяти.
Третичная память – что вчера было не помню, а вот лет 20 назад во всех подробностях. Ухудшается функционирование органов чувств.
Снижается самооценка, страх беспомощности и одиночества, страх смерти. Появляются недовольство, раздражительность, пессимизм, снижается интерес к новому. Замыкание интересов на себе – эгоистичность, повышенное внимание к своему телу, мелочность, скупость. В типологии Ф.Гизе выделяются 3 типа стариков в старости: старик-негативис.
Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а так же забывание.
Аристотель в основу памяти выделил принципы ассоциации:
• По смежности ; По сходству; По контрасту
Ассоциации по Павлову – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей.
Ассоциативной -память рассматривалась: запоминание-как образов.ассоциаций, а воспроизвед, как использование уже имеющихся ассоциаций.
В гештальтеории-исходное понятие-не ассоциация предметов, а целостная организация-гештальт. При запоминании и при воспроизвед материал, с которым человек имеет дело, выступает в виде целостной структуры.бихеоверисты(осн Уотсон-подчёркивали роль подкрепления в запоминании материала
Теории Смысловая А.Бине.-на 1 план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Деятельностный подход( Симирнов-Зинченко)-законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Смирнов установил- действия запоминаем лучше чем мысли. Зинченко- установка на запоминание не является решающей для эффективного запоминания.(непроизвольное может быть эффективнее произвольного).Эбингауз- закон чистой памяти- сильные впечатления запомним сразу и на долго, а сложные-переживаем несколько раз, но в памяти они не долги. Эффект края, закон забывания.
Аристотель в основу памяти выделил принципы ассоциации:
• По смежности ; По сходству; По контрасту
Ассоциации по Павлову – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей.
Ассоциативной -память рассматривалась: запоминание-как образов.ассоциаций, а воспроизвед, как использование уже имеющихся ассоциаций.
В гештальтеории-исходное понятие-не ассоциация предметов, а целостная организация-гештальт. При запоминании и при воспроизвед материал, с которым человек имеет дело, выступает в виде целостной структуры.бихеоверисты(осн Уотсон-подчёркивали роль подкрепления в запоминании материала
Теории Смысловая А.Бине.-на 1 план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Деятельностный подход( Симирнов-Зинченко)-законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Смирнов установил- действия запоминаем лучше чем мысли. Зинченко- установка на запоминание не является решающей для эффективного запоминания.(непроизвольное может быть эффективнее произвольного).Эбингауз- закон чистой памяти- сильные впечатления запомним сразу и на долго, а сложные-переживаем несколько раз, но в памяти они не долги. Эффект края, закон забывания.
Психология-наука о психике и психических явлениях.
Психика- свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира.
Объект: человек или группа людей, могут быть животные как носители психики.
Предмет: Психика и психические явления, наблюдаемые в коллективах или в группах.
4 этапа становления психологии как науки.
1Античный-как наука о душе. Житейская психология поведение полученные из опыта образуют донаучные знания. Демокрит-(матер)- психика вторичное от материи.
Платон(идеалист ) – душа неизменна и бессмертна – состоит из 3 частей- вожделеющей, разумной, страстной. Аристотель – трактат «о душе».
2этап с середины 17 века. Психология-как наука о сознании. Способность чувствовать назвали сознанием. Декарт противоспо. душу и тело, и утверждает 2 независимые субстанции друг от друга- материя и дух.основной метод—интроспекция и описание фактов.
3Этап- наука о поведении в 20 веке. Задача- наблюдение за тем, что можно увидеть: поведение, поступки, реакции чел-ка.
4 -психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Психика- свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира.
Объект: человек или группа людей, могут быть животные как носители психики.
Предмет: Психика и психические явления, наблюдаемые в коллективах или в группах.
4 этапа становления психологии как науки.
1Античный-как наука о душе. Житейская психология поведение полученные из опыта образуют донаучные знания. Демокрит-(матер)- психика вторичное от материи.
Платон(идеалист ) – душа неизменна и бессмертна – состоит из 3 частей- вожделеющей, разумной, страстной. Аристотель – трактат «о душе».
2этап с середины 17 века. Психология-как наука о сознании. Способность чувствовать назвали сознанием. Декарт противоспо. душу и тело, и утверждает 2 независимые субстанции друг от друга- материя и дух.основной метод—интроспекция и описание фактов.
3Этап- наука о поведении в 20 веке. Задача- наблюдение за тем, что можно увидеть: поведение, поступки, реакции чел-ка.
4 -психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
1. Психоанализ – одно из важнейших направлений, возникло в 20 веке. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основатель – З. Фрейд и его последователь (неофрейдисты) предполагают особую методологию исследования психики.
Основной метод – метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных действий человека; ставиться вопрос о сексуальной природе человека.
Компоненты личности – «ид» носитель инстинктов, «эго» система представлений о самом себе и «суперэго» носитель социальных норм и стандартов. От рождения у человека два основных инстинкта: агрессивный и сексуальный. Ид и суперэго – несовместимы, оба воздействуют на эго и вследствие этого возникают внутриличностные конфликты, для разрешения которых существуют различные механизмы защиты: сублимация, вытеснение, рационализация, проекция и др.
Другие представители этого направления – А. Фрейд, А. Адлер, А. Юнг, Э.Фромм, К. Хорни.
2. Бихевиоризм – возникло в 20 веке и отрицающее значение сознания как предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Основатель – Д. Уотсон (американский ученный). Большая роль в выделении отрасли сыграли разработки метода УР в физиологии.
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались.
Основной метод – метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных действий человека; ставиться вопрос о сексуальной природе человека.
Компоненты личности – «ид» носитель инстинктов, «эго» система представлений о самом себе и «суперэго» носитель социальных норм и стандартов. От рождения у человека два основных инстинкта: агрессивный и сексуальный. Ид и суперэго – несовместимы, оба воздействуют на эго и вследствие этого возникают внутриличностные конфликты, для разрешения которых существуют различные механизмы защиты: сублимация, вытеснение, рационализация, проекция и др.
Другие представители этого направления – А. Фрейд, А. Адлер, А. Юнг, Э.Фромм, К. Хорни.
2. Бихевиоризм – возникло в 20 веке и отрицающее значение сознания как предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Основатель – Д. Уотсон (американский ученный). Большая роль в выделении отрасли сыграли разработки метода УР в физиологии.
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались.
Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.
Методология психологии – это учение об исходных философских основаниях психологии, о принципах построения психологических теорий, о формах и способах познания психической реальности.
Уровни методологии:
1. Общефилософская методология – в качестве методологии выступает диалектический материалистический подход к пониманию окружающей действительности, роли и месте в психологии и психологии в ней. Содержание этого подхода составляют научные представления о первичности материи и вторичности сознания. Но этот уровень в методологии выделяют не всегда (его не выделяют в традиционном подходе). Включает законы философии: Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания; Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Общенаучная методология – объединяет различные науки в психологии (математика, физика, анатомия, физиология и т.д. – интегративный подход). Вопросы о движущей силы развития, о социальной обусловленности в развитии психики человека, о психике, как функции головного мозга, о сознании как высшей силе развития психики и т.д.
3. Специальная методология методология в рамках частных дисциплин и включает в себя методологический принципы.
4. Частная методология – включает в себя конкретные методологические приемы исследования: методы и методики.
Методология психологии – это учение об исходных философских основаниях психологии, о принципах построения психологических теорий, о формах и способах познания психической реальности.
Уровни методологии:
1. Общефилософская методология – в качестве методологии выступает диалектический материалистический подход к пониманию окружающей действительности, роли и месте в психологии и психологии в ней. Содержание этого подхода составляют научные представления о первичности материи и вторичности сознания. Но этот уровень в методологии выделяют не всегда (его не выделяют в традиционном подходе). Включает законы философии: Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания; Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Общенаучная методология – объединяет различные науки в психологии (математика, физика, анатомия, физиология и т.д. – интегративный подход). Вопросы о движущей силы развития, о социальной обусловленности в развитии психики человека, о психике, как функции головного мозга, о сознании как высшей силе развития психики и т.д.
3. Специальная методология методология в рамках частных дисциплин и включает в себя методологический принципы.
4. Частная методология – включает в себя конкретные методологические приемы исследования: методы и методики.
Предпосылкой поведения человека, источником деятельности являются потребности. Потребность обуславливает направленность организма, индивида и личности, социальной общности к созданию и реализации существования и развития. Активность вызвана: потребностями, желаниями и стремлениями индивида. Источники активности и, следовательно, потребности, могут быть: 1) биологические; 2) окружающая среда (опосредованная косвенно социальноэкономическими условиями).
Потребность есть мотив (осознанный или не осознанный) определяющая цель и направленность личности. Потребность характеризуется нуждой имеющей стремительность и избирательность.
Потребность – напряженное состояние психики, отражающее актуальную нужду, которая должна быть реализована и обеспечивает жизнедеятельность личности.
Начинается любая потребность субъективный образ нужды, с возбуждения, которое окрашено негативно. Чем больше нужда, тем больше напряжение. Нужда может быть:
1. Биологической;
2. Социальные потребности.
Любое напряжение есть негативно окрашенный субъективный образ нужды. Но не все нужды осознаются, осознается напряжение!
Субъективный образ нужды сложен, это может быть картинка, просто напряженное состояние. Напряжение не только психики, но и организма. Впервые возникшая нужда обеспечивает стремительность и избирательность и пока не на что не направлена.
Потребность есть мотив (осознанный или не осознанный) определяющая цель и направленность личности. Потребность характеризуется нуждой имеющей стремительность и избирательность.
Потребность – напряженное состояние психики, отражающее актуальную нужду, которая должна быть реализована и обеспечивает жизнедеятельность личности.
Начинается любая потребность субъективный образ нужды, с возбуждения, которое окрашено негативно. Чем больше нужда, тем больше напряжение. Нужда может быть:
1. Биологической;
2. Социальные потребности.
Любое напряжение есть негативно окрашенный субъективный образ нужды. Но не все нужды осознаются, осознается напряжение!
Субъективный образ нужды сложен, это может быть картинка, просто напряженное состояние. Напряжение не только психики, но и организма. Впервые возникшая нужда обеспечивает стремительность и избирательность и пока не на что не направлена.
Теория деятельности имела большое значение для развития отечественной психологии. Разработка ее связана с именами *Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурия, Запорожца, Гальперина и др. Наиболее полно теория Д изложена в трудах *Леонтьева Алексея Николаевича в труде «Личность. Сознание. Деятельность». Главная отличительная особенность – основана на принципах диалектического материализма (бытие определяет сознание).
Принципы теории деятельности:
1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размыкания» круга сознания).
2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3) Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Макроструктура деятельности: деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, состоит из нескольких «слоев» или уровней.
1. Уровень определенного вида деятельности>2. Уровень действий>3. Уровень операций> 4. Психофизиологический уровень.
1. Деятельность (Д)– это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, сознательно регулируемой..
Одной из главных особенностей личности является способность трудиться, а любой вид труда является деятельностью.
Деятельность является формой проявления активности субъекта, обусловленной потребностью, т.е. имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов (цели).
Принципы теории деятельности:
1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размыкания» круга сознания).
2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3) Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Макроструктура деятельности: деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, состоит из нескольких «слоев» или уровней.
1. Уровень определенного вида деятельности>2. Уровень действий>3. Уровень операций> 4. Психофизиологический уровень.
1. Деятельность (Д)– это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, сознательно регулируемой..
Одной из главных особенностей личности является способность трудиться, а любой вид труда является деятельностью.
Деятельность является формой проявления активности субъекта, обусловленной потребностью, т.е. имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов (цели).
Организм – любое живое> особь – это отдельное существо, представитель какоголибо вида животных> индивид – это отдельное живое существо, представитель вида человека (биологический полюс существования)>личность (социальный полюс существования)>индивидуальность (может относиться к биологическому и социальному полюсу).
1. Индивид – представитель вида; качества индивида выражают неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта возникающей на ранних этапах развития жизни.
Говоря «индивид» мы отличаем человека от животного и речь в этом случае идет о биологическом полюсе существования, это свидетельствует о родовой принадлежности к виду человека. Индивид – продукт биологической эволюции, генотипическое образование. Развитие индивидуальных качеств продолжается и при жизни (способность к речи, прямохождение, острота зрения – программа вида). У него есть потенциал (генетические предпосылки) стать человеком. Все люди индивиды, но не все индивиды используют возможность стать человеком.
2. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Ребенок не субъект, а объект, следовательно, взаимодействуя с окружением превращается в субъекта общества (до 3 лет). После 3х лет появляется свое «Я» первый личностный кризис.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.
1. Индивид – представитель вида; качества индивида выражают неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта возникающей на ранних этапах развития жизни.
Говоря «индивид» мы отличаем человека от животного и речь в этом случае идет о биологическом полюсе существования, это свидетельствует о родовой принадлежности к виду человека. Индивид – продукт биологической эволюции, генотипическое образование. Развитие индивидуальных качеств продолжается и при жизни (способность к речи, прямохождение, острота зрения – программа вида). У него есть потенциал (генетические предпосылки) стать человеком. Все люди индивиды, но не все индивиды используют возможность стать человеком.
2. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Ребенок не субъект, а объект, следовательно, взаимодействуя с окружением превращается в субъекта общества (до 3 лет). После 3х лет появляется свое «Я» первый личностный кризис.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.
Разрабатывал проблему установки Узнадзе Дмитрий Николаевич и его школа. Установку можно отнести к одному из классов неосознаваемых процессов. Относится к группе неосознаваемых механизмов сознательных действий, которая характеризуется тем, что сознательный компонент как бы отсутствует.
Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Навык относится к периоду осуществления действия, установка – к периоду, который ему предшествует.
Компоненты установки:
1. Когнитивный – представляет знания об объекте своей установки;
2. Аффективный – (эмоциональный) выражает собой эмоциональные отношения, чувства человека по отношению к объекту своей установки;
3. Поведенческий – потенциальные действия, которые человек готов совершить.
Данные компоненты рассматриваются как разные по следующим причинам: сами по себе могут быть различными и динамичными, не зависят друг от друга; каждый из компонентов может меняться независимо друг от друга.
Виды установок:
1. Моторная установка – готовность к выполнению действия (спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку).
2. Перцептивная установка – готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, услышать и др. («у страха глаза велики»).
3. Умственная (интеллектуальная) установка – готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов (пример тригонометрический – установка решать его с помощью тригонометрических формул).
Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Навык относится к периоду осуществления действия, установка – к периоду, который ему предшествует.
Компоненты установки:
1. Когнитивный – представляет знания об объекте своей установки;
2. Аффективный – (эмоциональный) выражает собой эмоциональные отношения, чувства человека по отношению к объекту своей установки;
3. Поведенческий – потенциальные действия, которые человек готов совершить.
Данные компоненты рассматриваются как разные по следующим причинам: сами по себе могут быть различными и динамичными, не зависят друг от друга; каждый из компонентов может меняться независимо друг от друга.
Виды установок:
1. Моторная установка – готовность к выполнению действия (спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку).
2. Перцептивная установка – готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, услышать и др. («у страха глаза велики»).
3. Умственная (интеллектуальная) установка – готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов (пример тригонометрический – установка решать его с помощью тригонометрических формул).
Мышление – это психиче-ский познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти пе-реход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представ-лениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мыш-ления, используя данные ощу-щений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, на-чинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
2. Мышление и речь – мышление неразрывно связано с языком и речью, эти психика человека отличается от психики животного
3. Особенности протека-ния мышления:
- мышление всегда имеет опосредованный характер. Человек опирается не только на непосредственные ощу-щения и восприятия, но и на данные прошлого опыта;
- мышление опирается на знание человека об общих законах природы и общества, т.е. опирается на истори-ческий опыт человечества;
- мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, т.е. ограждая связи и отношения между явлениями, человек отражает их в отвлеченном и обобщенном виде;
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти пе-реход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представ-лениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мыш-ления, используя данные ощу-щений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, на-чинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
2. Мышление и речь – мышление неразрывно связано с языком и речью, эти психика человека отличается от психики животного
3. Особенности протека-ния мышления:
- мышление всегда имеет опосредованный характер. Человек опирается не только на непосредственные ощу-щения и восприятия, но и на данные прошлого опыта;
- мышление опирается на знание человека об общих законах природы и общества, т.е. опирается на истори-ческий опыт человечества;
- мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, т.е. ограждая связи и отношения между явлениями, человек отражает их в отвлеченном и обобщенном виде;
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.