Индивид. Индивидуальность. Личность.

Наука » Психология » Возрастная психология
Организм – любое живое> особь – это отдельное существо, представитель какоголибо вида животных> индивид – это отдельное живое существо, представитель вида человека (биологический полюс существования)>личность (социальный полюс существования)>индивидуальность (может относиться к биологическому и социальному полюсу).
1. Индивид – представитель вида; качества индивида выражают неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта возникающей на ранних этапах развития жизни.
Говоря «индивид» мы отличаем человека от животного и речь в этом случае идет о биологическом полюсе существования, это свидетельствует о родовой принадлежности к виду человека. Индивид – продукт биологической эволюции, генотипическое образование. Развитие индивидуальных качеств продолжается и при жизни (способность к речи, прямохождение, острота зрения – программа вида). У него есть потенциал (генетические предпосылки) стать человеком. Все люди индивиды, но не все индивиды используют возможность стать человеком.
2. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Ребенок не субъект, а объект, следовательно, взаимодействуя с окружением превращается в субъекта общества (до 3 лет). После 3х лет появляется свое «Я» первый личностный кризис.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.
Присвоение социального опыта детерминировано 2 сторонами:
1. Глобальная детерминация – общественно исторический опыт вообще (каждый человек продукт своей эпохи).
2. Опыт социальной микросреды, в которой формируется данный человек (национальность, место жительства, семья, ближайшее социальное окружение).
Личность – особое качество индивида, которое приобретается в процессе развития. Личность и индивид понятия тождественные, но не равные. Личность может превратиться в индивида (при разрушении личностных качеств, при определенных условиях – разрушении функций мозга).
* Леонтьев: «Личность относительно более поздний продукт общественного, исторического и онтогенетического развития».
Личность создается системой общественных отношений, в которую индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидные особенности не уничтожаются, а являются предпосылкой развития личности. Понимание личности становится возможным, через анализ деятельности.
Определение личности рассматривается в контексте методологии (принцип единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, историзма, развития, активности, целостности). Но во всех определениях есть общее: 1) целостность (интегрированность); 2) формирование через системы общественных отношений, через деятельность.
Человек в течение жизни включен в систему разных отношений, но в возрастном определенном этапе – есть ведущая деятельность. Деятельность определена мотивом. Ведущая деятельность – ведущим мотивом. Формируется система иерархия мотивов.
3. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, это такие психические особенности, отличающие одного человека от другого.
Любая личность неповторима в своем разнообразии, уникальна и имеет отличия от других. Личность и индивидуальность образуют единство. Компоненты индивидуальности детерминированы:
1) качества индивида (задатки, возможности) – передаются по наследству;
2) со стороны личности детерминированы социальными условиями, в которых сформирована индивидуальность.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, познавательных процессах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и др. Личность неповторима в своей индивидуальности. Но индивидуальность есть только одна из сторон личности человека. Индивидуальные качества человека способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения.

ВЫВОД: в структуру личности входят биологические и социальные черты.

Иерархия мотивов:
Существует большое число мотивов, иногда противоречивых. Мотивы в структуре личности имеют характер соподчинения, выстраиваясь в иерархию. * Маслоу создал иерархическую модель потребностей человека. Он утверждал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его более низкие потребности. Пирамида потребностей:
2. Потребность в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, саморазвитие.
3. Эстетические потребности – гармония, красота, порядок, симметрия.
4. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
5. Потребности в уважении – достижение успехов, одобрение, компетентность, признание, авторитет.
6. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
7. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавится от страха и неудач, от агрессивности..
8. Физиологические потребности – голод, жажда, половые и др.
Функции мотивов:
1) побудительная;
2) регуляционная.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Имеют формы:
влечения – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности, выражающая неосознанную или мало осознанную потребность;
желания – это осознанная потребность и влечение к чемулибо вполне определенному. Будучи осознанными имеют побуждающую силу;
стремление включает волевой компонент и является определенным побуждением к деятельности;
интересы это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности в окружающей действительности;
склонность направленность индивида на определенную деятельность, в основе которой лежит глубокая потребность индивида в той или иной деятельности, предпосылка к развитию способностей;
идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется;
убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;
мировоззрение – система сложившихся взглядов на мир и своре место в нем.
Механизм развития мотивов: При анализе деятельности единственный путь – это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. Но в реальности происходит обратный процесс, в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, в основном органических. Но в процессе жизнедеятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов расширяется. Однако, механизм образования мотивов в современной психологии полностью не изучены.
В теории деятельности подробно изучен механизм – механизм сдвига мотива на цель (механизм превращение цели в мотив): цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.
ВЫВОД: Мотив является побуждением к деятельности, формирует направленность деятельности, т.о. определяет
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.