Общее представление о мышлении. Виды мышле-ния и их характеристика.

Наука » Психология » Возрастная психология
Мышление – это психиче-ский познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти пе-реход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представ-лениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мыш-ления, используя данные ощу-щений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, на-чинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.
2. Мышление и речь – мышление неразрывно связано с языком и речью, эти психика человека отличается от психики животного
3. Особенности протека-ния мышления:
- мышление всегда имеет опосредованный характер. Человек опирается не только на непосредственные ощу-щения и восприятия, но и на данные прошлого опыта;
- мышление опирается на знание человека об общих законах природы и общества, т.е. опирается на истори-ческий опыт человечества;
- мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, т.е. ограждая связи и отношения между явлениями, человек отражает их в отвлеченном и обобщенном виде;
- мышление есть отраже-ние связей и отношений между предметами в словесной форме;
- мышление связано с прак-тической деятельностью, опирается на общественную практику человека.
Виды мышления:
В психологии сложилось несколько подходов к про-блеме классификации видов мышления.
По степени развернуто-сти:
1. Дискурсивное - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
2. Интуитивное – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явле-ний объективного мира.
По степени новизны и ори-гинальности:
1. Репродуктивное (вос-производящее) – мышление на основе образов и представле-ний, почерпнутых из каких-то определенных источников (применение готовых знаний и умений).
2. Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения (создание новых идей, усовершенствование задач).
По характеру решаемых задач: (*Немов)
1. Теоретическое – мыш-ление на основе теоретиче-ских рассуждений и умозаключений (знание ради знания), направленное на открытие законов, свойств объектов или явлений.
2. Практическое – мыш-ление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Это мышление более ограничено, чем теоретическое мышление (по сути безгранично).
По форме (основная классификация) – уровни мышления:
1. Наглядно-действенное (предметно-действенное) – это мышление. Непосредст-венно включенное в дея-тельность (ручное мышление). В ходе исторического развития люди решали задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилось теоретическая деятельность. Основное в преддошкольный период (до 3 лет). У взрослых оно встречается в быту (освоение малознакомой техники, перестановка).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.