Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Психоанализ – одно из важнейших направлений, возникло в 20 веке. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основатель – З. Фрейд и его последователь (неофрейдисты) предполагают особую методологию исследования психики.
Основной метод – метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных действий человека; ставиться вопрос о сексуальной природе человека.
Компоненты личности – «ид» носитель инстинктов, «эго» система представлений о самом себе и «суперэго» носитель социальных норм и стандартов. От рождения у человека два основных инстинкта: агрессивный и сексуальный. Ид и суперэго – несовместимы, оба воздействуют на эго и вследствие этого возникают внутриличностные конфликты, для разрешения которых существуют различные механизмы защиты: сублимация, вытеснение, рационализация, проекция и др.
Другие представители этого направления – А. Фрейд, А. Адлер, А. Юнг, Э.Фромм, К. Хорни.
2. Бихевиоризм – возникло в 20 веке и отрицающее значение сознания как предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Основатель – Д. Уотсон (американский ученный). Большая роль в выделении отрасли сыграли разработки метода УР в физиологии.
Задача: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие поступки не учитывались.
Основные понятия: «Стимул» раздражитель из внешней среды; «реакция» ответ организма на раздражитель и «связь» ассоциация между стимулом и реакцией.
S > R – схема дает возможность легко использовать количественное описание психического явления и применить математические методы для обработки результатов исследования.
Другие представители этого направления – Б. Скинер, Э. Толмен, А. Бандура, Э. Торндайк.
3. Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в 20 веке, и предлагает изучать психику с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Основатели – М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер. Изначально исследование восприятия человека.
Основная идея: идея целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Иначе: восприятие не сводиться к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описывается через свойства ее частей. «Фифиномен» Вертгеймера – восприятие движения возможно и в отсутствии самого движения. Были открыты законы гештальта: закон близости элементов; симметричность, сходство, замкнутость и др.
Основные понятия: «Фон» и «фигура». На двойственных изображениях отчетливо проявляется внезапное самопроизвольное переструктурирование ситуации: фон и фигура меняются местами.
Другие представители этого направления – К. Левин, В. Райх, Ф. Перлс, К. Дункер.
4. Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60е годы 20 века, противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Основоположник А. Маслоу.
Основная идея: индивидуальность рассматривается как интергративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличии от психоанализа, ГП считает, что человек изначально добр или нейтрален, а его агрессия, насилие – есть результат воздействия окружающей среды.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.