Теория деятельности имела большое значение для развития отечественной психологии. Разработка ее связана с именами *Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Лурия, Запорожца, Гальперина и др. Наиболее полно теория Д изложена в трудах *Леонтьева Алексея Николаевича в труде «Личность. Сознание. Деятельность». Главная отличительная особенность – основана на принципах диалектического материализма (бытие определяет сознание).
Принципы теории деятельности:
1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размыкания» круга сознания).
2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3) Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Макроструктура деятельности: деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, состоит из нескольких «слоев» или уровней.
1. Уровень определенного вида деятельности>2. Уровень действий>3. Уровень операций> 4. Психофизиологический уровень.
1. Деятельность (Д)– это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, сознательно регулируемой..
Одной из главных особенностей личности является способность трудиться, а любой вид труда является деятельностью.
Деятельность является формой проявления активности субъекта, обусловленной потребностью, т.е. имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов (цели).
Д. носит общественный, преобразующий характер, не сводится к удовлетворению потребности, в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Личность проявляется и формируется в деятельности, из чего следовал принцип единства сознания и деятельности.
Системообразующий вектор деятельности: мотив; цель.
При многообразии видов Д. – это общие структурные компоненты.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Именно мотив определяет цели и задачи.
2. Действие – это процесс, относительно завершенный элемент деятельности, направленный на реализацию цели (структурная единица деятельности).
Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель всегда сознательна.
Деятельность содержит крупные и более мелкие цели, на которые дробится основная цель. Деятельность – совокупность действий и целей более мелкого порядка. Конкретный набор и последовательность сложных действий определяется логикой ситуации, задачей, особенностями среды и может передаваться человеку в форме обучения.
В процессе развития личности усложняется деятельность и ее структура может изменятся: самостоятельная прежде деятельность может становится действием и входить в состав деятельности.
В процессе деятельности необходима не только цель, но и обратная связь – информация о результатах совершенных действий и сличение их с заданной моделью (образцом) Обратная связь обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назван *Анохиным – акцептором действия.
Действия могут быть:
1) внешними – выполняемыми в развернутом виде, с участием двигательного аппарата – предметные действия направлены на изменение свойств предметов;
2) внутренними – выполняются в уме.
Внутренняя деятельность производна от внешней:
1) Сначала совершаются предметные действия, затем, по мере накопления опыта, постепенно совершение действия происходит в уме (во внутреннем плане) – это процесс интериоризации.
2) Затем действия преобразовавшиеся в уме направляются обратно на преобразование предметных действий – этот процесс получил название экстериоризация.
3) На разном уровне сознательной регуляции совершаются любые действия: сначала операция совершается на детельноосознанном уровне, затем при меньшей регуляции, так формируется навык.
Навык – это способность выполнять действие. Ставшие в результате упражнения автоматизированными.
Принципы теории деятельности:
1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размыкания» круга сознания).
2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3) Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Макроструктура деятельности: деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, состоит из нескольких «слоев» или уровней.
1. Уровень определенного вида деятельности>2. Уровень действий>3. Уровень операций> 4. Психофизиологический уровень.
1. Деятельность (Д)– это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, сознательно регулируемой..
Одной из главных особенностей личности является способность трудиться, а любой вид труда является деятельностью.
Деятельность является формой проявления активности субъекта, обусловленной потребностью, т.е. имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов (цели).
Д. носит общественный, преобразующий характер, не сводится к удовлетворению потребности, в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Личность проявляется и формируется в деятельности, из чего следовал принцип единства сознания и деятельности.
Системообразующий вектор деятельности: мотив; цель.
При многообразии видов Д. – это общие структурные компоненты.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Именно мотив определяет цели и задачи.
2. Действие – это процесс, относительно завершенный элемент деятельности, направленный на реализацию цели (структурная единица деятельности).
Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель всегда сознательна.
Деятельность содержит крупные и более мелкие цели, на которые дробится основная цель. Деятельность – совокупность действий и целей более мелкого порядка. Конкретный набор и последовательность сложных действий определяется логикой ситуации, задачей, особенностями среды и может передаваться человеку в форме обучения.
В процессе развития личности усложняется деятельность и ее структура может изменятся: самостоятельная прежде деятельность может становится действием и входить в состав деятельности.
В процессе деятельности необходима не только цель, но и обратная связь – информация о результатах совершенных действий и сличение их с заданной моделью (образцом) Обратная связь обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назван *Анохиным – акцептором действия.
Действия могут быть:
1) внешними – выполняемыми в развернутом виде, с участием двигательного аппарата – предметные действия направлены на изменение свойств предметов;
2) внутренними – выполняются в уме.
Внутренняя деятельность производна от внешней:
1) Сначала совершаются предметные действия, затем, по мере накопления опыта, постепенно совершение действия происходит в уме (во внутреннем плане) – это процесс интериоризации.
2) Затем действия преобразовавшиеся в уме направляются обратно на преобразование предметных действий – этот процесс получил название экстериоризация.
3) На разном уровне сознательной регуляции совершаются любые действия: сначала операция совершается на детельноосознанном уровне, затем при меньшей регуляции, так формируется навык.
Навык – это способность выполнять действие. Ставшие в результате упражнения автоматизированными.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи