Журналисты часто цитируют известное стихотворение Киплинга, в котором перечисляются шесть наиболее часто употребляемых вопросительных слов:
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где»...
При помощи этих слов журналисты получают всю информацию, нужную для стандартного репортажа.
Вопросы, начинающиеся с «кто», «что», «когда» и «где», обычно выполняют функцию II на низком уровне обобщения; они близки к реальной жизни; ответы на них практически не оставляют простора для различных толкований. Вопросы, начинающиеся с «почему», выполняют функцию IV и подталкивают к другой крайности: при ответе на них может возникнуть множество интерпретаций. Что же касается вопросов, начинающихся с «как» (функция IV), то они располагаются посередке между этими двумя полюсами.
Эти же слова могут служить толчком к игре воображения, побуждать к поиску творческих альтернатив.
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где»...
При помощи этих слов журналисты получают всю информацию, нужную для стандартного репортажа.
Вопросы, начинающиеся с «кто», «что», «когда» и «где», обычно выполняют функцию II на низком уровне обобщения; они близки к реальной жизни; ответы на них практически не оставляют простора для различных толкований. Вопросы, начинающиеся с «почему», выполняют функцию IV и подталкивают к другой крайности: при ответе на них может возникнуть множество интерпретаций. Что же касается вопросов, начинающихся с «как» (функция IV), то они располагаются посередке между этими двумя полюсами.
Эти же слова могут служить толчком к игре воображения, побуждать к поиску творческих альтернатив.
Очень часто люди высказывают утверждения, на самом деле являющиеся замаскированными вопросами, рассчитанными на получение информации. Еще в детстве мы, сами того не замечая, прибегали к этому приему, выражая неуверенность в себе, притворство, будто мы знаем что-то, чего на самом деле совсем не знаем, или просто неумение задать вопрос. Такие «вопросительные» утверждения нужно очень внимательно выслушивать:, они, как ничто другое, помогают понять человека. Фраза, вроде бы выполняющая функцию Hi,— «Меня никто не любит!»,— на самом деле призвана привлечь внимание (I).
Косвенные вопросы, то есть утверждения, требующие ответа, звучат более дипломатично, чем прямые. Например, вместо того, чтобы спрашивать в лоб: «Когда вы приедете?», можно сказать: «Председательствующий хотел бы знать, когда вы сможете приехать». Или, предположим, президент корпорации хочет дать понять потенциальному покупателю, что за его фирмой многие охотятся. Фраза: «Как вы думаете, кто интересовался, продается ли компания?»— может вызвать непредвиденную и нежелательную реакцию. Оказанное на покупателя давление способно спровоцировать что угодно: от шутки до грубости. Зато формулировка: «Вы ни за что не угадаете, кто хотел купить компанию!»— оставляет собеседнику больше пространства для маневра. Скорее всего, ответ будет: «Да уж, трудно угадать!» или: «Кто?» Оба ответа дают возможность продолжить разговор и добиться желаемой реакции.
Начиная утверждение вводной фразой типа «Представляется вполне разумным...», «Никто не станет отрицать...», «Общеизвестно...», «Совершенно очевидно...», «У вас нет никаких оснований беспокоиться...» и т.п., вы даете понять, что ответ абсолютно ясен и не требует доказательств. Политики довели этот полезный прием до степени высокого искусства.
Косвенные вопросы, то есть утверждения, требующие ответа, звучат более дипломатично, чем прямые. Например, вместо того, чтобы спрашивать в лоб: «Когда вы приедете?», можно сказать: «Председательствующий хотел бы знать, когда вы сможете приехать». Или, предположим, президент корпорации хочет дать понять потенциальному покупателю, что за его фирмой многие охотятся. Фраза: «Как вы думаете, кто интересовался, продается ли компания?»— может вызвать непредвиденную и нежелательную реакцию. Оказанное на покупателя давление способно спровоцировать что угодно: от шутки до грубости. Зато формулировка: «Вы ни за что не угадаете, кто хотел купить компанию!»— оставляет собеседнику больше пространства для маневра. Скорее всего, ответ будет: «Да уж, трудно угадать!» или: «Кто?» Оба ответа дают возможность продолжить разговор и добиться желаемой реакции.
Начиная утверждение вводной фразой типа «Представляется вполне разумным...», «Никто не станет отрицать...», «Общеизвестно...», «Совершенно очевидно...», «У вас нет никаких оснований беспокоиться...» и т.п., вы даете понять, что ответ абсолютно ясен и не требует доказательств. Политики довели этот полезный прием до степени высокого искусства.
Рекомендуется заранее подобрать функциональные вопросы для каждой стадии переговоров. Для начала лучше всего подойдут настраивающие на разговор, затем — предназначенные для получения информации, побуждающие к размышлению и наконец — подводящие к решению. Солидный запас функциональных вопросов поможет вам тактично двигать переговоры вперед, в соответствии с избранной вами стратегией. Потом можно предоставить говорить партнеру по переговорам; вам останется лишь корректировать направление, время от времени вставляя тщательно продуманный вопрос.
Вопросы, выполняющие функции I (настройки), II (получения информации) и IV (толчка к работе мысли), гораздо реже внушают собеседнику тревогу, чем выполняющие функции III и V. Есть, однако, способы задать вопрос типа III или V, не ставя собеседника в затруднительное положение и не торопя с решением.
Например, вместо того, чтобы в лоб спросить: «Каково ваше мнение?» (V), можно сформулировать вопрос так: «Вам хотелось бы что-либо добавить?» (I, II). Или представьте себе такую ситуацию: едва хозяйка открывает дверь, коммивояжер выпаливает: «Хотите купить Британскую Энциклопедию?» (V). Ему тотчас дадут от ворот поворот. Если же он спросит: «В вашей семье есть школьники?»— то привлечет внимание и получит информацию (I, II).
От того, как секретарша ответит на ваш телефонный звонок, зависит ваше моральное самочувствие. Фраза: «Кто говорит?» многим действует на нервы: создается впечатление, будто хозяин офиса «на месте» не для всякого (III). Опытная секретарша спросит: «Могу я узнать, с кем разговариваю?» (I, II) и таким образом оставит человеку свободу выбора. Или еще лучше: «Как мне доложить о вас мистеру Смиту?» (I, III и V). Секретарша завязывает разговор, дает понять, что мистер Смит на месте, и оставляет вам пространство для маневра.
Особенно осторожными нужно быть, беря интервью. Ваша цель — расположить к себе собеседника, получить как можно больше информации и побудить его думать. Если вы замечаете, что у вас проскальзывают вопросы типов III и IV, старайтесь следить за собой. Нельзя, например, спросить: «Говорят, вы больше не балуетесь марихуаной?» (V и III функции). Лучше прибегнуть к следующей формуле: «Мистер Смит, вы не могли бы поделиться с читателями своими мыслями о марихуане?» (IV и II). Или: «Вы не хотели бы добавить что-либо такое, что я выпустил из виду?» (IV и II). Во время интервью важнее всего функции II и IV.
Например, вместо того, чтобы в лоб спросить: «Каково ваше мнение?» (V), можно сформулировать вопрос так: «Вам хотелось бы что-либо добавить?» (I, II). Или представьте себе такую ситуацию: едва хозяйка открывает дверь, коммивояжер выпаливает: «Хотите купить Британскую Энциклопедию?» (V). Ему тотчас дадут от ворот поворот. Если же он спросит: «В вашей семье есть школьники?»— то привлечет внимание и получит информацию (I, II).
От того, как секретарша ответит на ваш телефонный звонок, зависит ваше моральное самочувствие. Фраза: «Кто говорит?» многим действует на нервы: создается впечатление, будто хозяин офиса «на месте» не для всякого (III). Опытная секретарша спросит: «Могу я узнать, с кем разговариваю?» (I, II) и таким образом оставит человеку свободу выбора. Или еще лучше: «Как мне доложить о вас мистеру Смиту?» (I, III и V). Секретарша завязывает разговор, дает понять, что мистер Смит на месте, и оставляет вам пространство для маневра.
Особенно осторожными нужно быть, беря интервью. Ваша цель — расположить к себе собеседника, получить как можно больше информации и побудить его думать. Если вы замечаете, что у вас проскальзывают вопросы типов III и IV, старайтесь следить за собой. Нельзя, например, спросить: «Говорят, вы больше не балуетесь марихуаной?» (V и III функции). Лучше прибегнуть к следующей формуле: «Мистер Смит, вы не могли бы поделиться с читателями своими мыслями о марихуане?» (IV и II). Или: «Вы не хотели бы добавить что-либо такое, что я выпустил из виду?» (IV и II). Во время интервью важнее всего функции II и IV.
Иметь представление о функции вопроса — еще не все. Чтобы удачно сформулировать вопрос, требуется интуитивное понимание ситуации и умение построить вопрос с учетом ряда осознанных и неосознанных последствий.
Смысл устного вопроса может существенно меняться в зависимости от ударения, подтекста, интонации и других речевых приемов. Впрочем, то же относится к изложенному на бумаге.
Возьмем простой вопрос: «Как поживаете?» Произнесенный без ударения на каком-либо слове, он — всего лишь способ привлечь внимание и завязать разговор.
«Ну и как же вы поживаете?» — обращение за информацией.
«Ну а вы-то как поживаете?» — эта фраза уже сама несет в себе информацию.
«Все-таки как вы поживаете?» — заставляет задуматься.
«Так как, вы сказали, вы поживаете?» — подводит черту.
Бывают ситуации, в которых вопрос может выполнять все пять функций одновременно. Например, вы поужинали в ресторане, и официант просит вас подписать чек. Обычно это происходит так. Он подходит и спрашивает: «Принести вам еще выпить?» Таким образом он: 1) привлекает ваше внимание; 2) обращается за информацией; 3) возможно, намекает, что вам пора уходить; 4) побуждает вас задуматься и 5) принять решение.
Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет ваш собеседник. Ответственность за правильность восприятия лежит на том, кто спрашивает.
Смысл устного вопроса может существенно меняться в зависимости от ударения, подтекста, интонации и других речевых приемов. Впрочем, то же относится к изложенному на бумаге.
Возьмем простой вопрос: «Как поживаете?» Произнесенный без ударения на каком-либо слове, он — всего лишь способ привлечь внимание и завязать разговор.
«Ну и как же вы поживаете?» — обращение за информацией.
«Ну а вы-то как поживаете?» — эта фраза уже сама несет в себе информацию.
«Все-таки как вы поживаете?» — заставляет задуматься.
«Так как, вы сказали, вы поживаете?» — подводит черту.
Бывают ситуации, в которых вопрос может выполнять все пять функций одновременно. Например, вы поужинали в ресторане, и официант просит вас подписать чек. Обычно это происходит так. Он подходит и спрашивает: «Принести вам еще выпить?» Таким образом он: 1) привлекает ваше внимание; 2) обращается за информацией; 3) возможно, намекает, что вам пора уходить; 4) побуждает вас задуматься и 5) принять решение.
Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет ваш собеседник. Ответственность за правильность восприятия лежит на том, кто спрашивает.
В процессе общения вопросы выполняют пять основных функций.
I Настройка. Вы привлекаете внимание оппонента и подготавливаете почву для обсуждения. Например: «Как поживаете?»
II Получение информации: «Сколько это стоит?»
III Передача информации: «Вы, конечно, понимаете, что запросто с этим справитесь?»
IV Толчок к работе мысли: «Что вы предлагаете?»
V Принятие решения. «Не пора ли определиться?»
Такой функциональный подход исключительно удобен. Зная, что вопрос способен выполнять одну или несколько из вышеперечисленных функций, вы можете заранее создать резерв, который поможет вам постоянно направлять и контролировать разговор, даже если говорит в основном собеседник. Рассмотрим каждую функцию отдельно.
I. НАСТРОЙКА
Если утром в общественном транспорте знакомый спрашивает вас: «Прекрасная погода, не правда ли?» — это делается чаще всего затем, чтобы рассеять вашу озабоченность. Большинство ритуальных вопросов служит той же цели. Вот несколько примеров: «Правда, будет здорово, если...?»; «Вы бы не возражали...?»; «Вы не могли бы мне помочь?»; «Можно, я...?»; «Вы не будете так любезны...?» и так далее. Можете смело пользоваться этими клише: они ни у кого не вызовут беспокойства.
II. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Такие вопросы начинаются со слов: кто, что, когда, где, неужели, возможно ли, разве, например, будет ли?.. Если цель расспросов неясна, они могут вызвать у оппонента тревогу.
I Настройка. Вы привлекаете внимание оппонента и подготавливаете почву для обсуждения. Например: «Как поживаете?»
II Получение информации: «Сколько это стоит?»
III Передача информации: «Вы, конечно, понимаете, что запросто с этим справитесь?»
IV Толчок к работе мысли: «Что вы предлагаете?»
V Принятие решения. «Не пора ли определиться?»
Такой функциональный подход исключительно удобен. Зная, что вопрос способен выполнять одну или несколько из вышеперечисленных функций, вы можете заранее создать резерв, который поможет вам постоянно направлять и контролировать разговор, даже если говорит в основном собеседник. Рассмотрим каждую функцию отдельно.
I. НАСТРОЙКА
Если утром в общественном транспорте знакомый спрашивает вас: «Прекрасная погода, не правда ли?» — это делается чаще всего затем, чтобы рассеять вашу озабоченность. Большинство ритуальных вопросов служит той же цели. Вот несколько примеров: «Правда, будет здорово, если...?»; «Вы бы не возражали...?»; «Вы не могли бы мне помочь?»; «Можно, я...?»; «Вы не будете так любезны...?» и так далее. Можете смело пользоваться этими клише: они ни у кого не вызовут беспокойства.
II. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Такие вопросы начинаются со слов: кто, что, когда, где, неужели, возможно ли, разве, например, будет ли?.. Если цель расспросов неясна, они могут вызвать у оппонента тревогу.
Подсознательно ваш оппонент понимает огромное значение и силу вопросов. Поэтому, если они задаются в непонятной манере, это вызывает у него беспокойство, словно его достоинству или личности что-то угрожает. В этом случае необходимо срочно устранить источник дискомфорта. Например, сменить тему или раскрыть свои намерения и тем самым успокоить человека. Доктор Джордж Гэллап сказал: «Как только вы задаете вопрос, ваш собеседник принимается гадать: Что ему нужно?».
Обратите внимание на переходы. Если нужно сменить тему, постарайтесь сделать это плавно и логично. Помните: когда людей о чем-либо спрашивают, это вызывает побочную психологическую реакцию. Вы должны четко представлять себе, какую именно реакцию хотите вызвать. Не спрашивайте наобум, не заботясь о последствиях. Вот как один молодой адвокат допрашивал свидетеля:
— Вы видели начало драки собственными глазами?
— Нет.
— Когда вы прибыли на место происшествия, драка уже закончилась?
— Верно.
Вместо того, чтобы удовлетвориться этими ответами и прекратить перекрестный допрос, юрист продолжил:
— Тогда откуда вы знаете, что обвиняемый откусил у потерпевшего часть уха?
— Я видел, как он его выплюнул!
Обратите внимание на переходы. Если нужно сменить тему, постарайтесь сделать это плавно и логично. Помните: когда людей о чем-либо спрашивают, это вызывает побочную психологическую реакцию. Вы должны четко представлять себе, какую именно реакцию хотите вызвать. Не спрашивайте наобум, не заботясь о последствиях. Вот как один молодой адвокат допрашивал свидетеля:
— Вы видели начало драки собственными глазами?
— Нет.
— Когда вы прибыли на место происшествия, драка уже закончилась?
— Верно.
Вместо того, чтобы удовлетвориться этими ответами и прекратить перекрестный допрос, юрист продолжил:
— Тогда откуда вы знаете, что обвиняемый откусил у потерпевшего часть уха?
— Я видел, как он его выплюнул!
Умело сформулированные вопросы способны вскрыть тайные предубеждения, лежащие в основе резких эмоциональных реакций. Иногда бывает достаточно сказать: «Я понимаю ваши чувства»,— чтобы свести на нет необходимость сопротивляться, отрицать, защищаться, потому что смысл этого высказывания следующий: вы все слышали и поняли, признаете обоснованность точки зрения оппонента — пусть даже она не совпадает с вашей — и готовы пересмотреть свою собственную.
Такие тщательно продуманные высказывания помогают не только овладеть ситуацией, но и передать оппоненту полезную информацию. Прежде всего постарайтесь сохранить полный эмоциональный контроль. Не стоит демонстративно избегать эмоциональных высказываний, постарайтесь только, чтобы они продвигали переговоры вперед, а не заводили в тупик. Макиавелли советовал: «В высшей степени благоразумно воздерживаться от угроз и оскорблений, потому что они ни в коей мере не ослабляют противника. Наоборот, первые делают его осторожнее, а вторые — усиливают его ненависть к вам, и он упорствует в своих попытках причинить вам зло».
Почувствовав близость тупика, вы поступите мудро, если попробуете разрядить атмосферу при помощи спокойного резюме: «Что ж, это — лучшее, что можно сделать при данных обстоятельствах». Эта фраза в какой-то мере удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать, а также побуждает к пересмотру ситуации. Возможно, вы предпочтете занять более конструктивную — то есть менее жесткую — позицию или пойти на компромисс. В этом случае можно сказать: «Пожалуй, будет лучше отложить этот вопрос до лучших времен и попробовать решить другой, более принципиальный». Таким образом вы проявляете готовность уступить по первому вопросу, чтобы двинуть переговоры вперед.
Такие тщательно продуманные высказывания помогают не только овладеть ситуацией, но и передать оппоненту полезную информацию. Прежде всего постарайтесь сохранить полный эмоциональный контроль. Не стоит демонстративно избегать эмоциональных высказываний, постарайтесь только, чтобы они продвигали переговоры вперед, а не заводили в тупик. Макиавелли советовал: «В высшей степени благоразумно воздерживаться от угроз и оскорблений, потому что они ни в коей мере не ослабляют противника. Наоборот, первые делают его осторожнее, а вторые — усиливают его ненависть к вам, и он упорствует в своих попытках причинить вам зло».
Почувствовав близость тупика, вы поступите мудро, если попробуете разрядить атмосферу при помощи спокойного резюме: «Что ж, это — лучшее, что можно сделать при данных обстоятельствах». Эта фраза в какой-то мере удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать, а также побуждает к пересмотру ситуации. Возможно, вы предпочтете занять более конструктивную — то есть менее жесткую — позицию или пойти на компромисс. В этом случае можно сказать: «Пожалуй, будет лучше отложить этот вопрос до лучших времен и попробовать решить другой, более принципиальный». Таким образом вы проявляете готовность уступить по первому вопросу, чтобы двинуть переговоры вперед.
Чтобы проникнуть в мысли и намерения оппонента, понять его интересы, приходится становиться детективом, применять различные методы. Этот процесс немыслим без общения. Опытный специалист по переговорам всегда начеку: мгновенно фиксирует оговорки, способные выдать ход мыслей оппонента и его мотивы; внимательно наблюдает за противником и отмечает слова, поступки, манеры, жесты, повторяющиеся выражения и строй речи.
Конечно, простейший способ добыть информацию — задавать вопросы. Вопросы — окна, через которые можно «подглядеть», что у человека на уме. Я лично, когда позволяет ситуация, просто спрашиваю оппонента: «Чего вы ждете от этих переговоров? Чего добиваетесь?» Вместе с другой информацией ответы на эти вопросы помогают мне понять его интересы и выработать правильную линию поведения.
Но сначала нужно определиться по следующим трем пунктам: 1) О ЧЕМ спрашивать; 2) КАК формулировать вопросы и 3) КОГДА их следует задавать. Важно также уметь предвидеть восприятие и реакцию оппонента.
Вот пример того, как важно правильно сформулировать вопрос. Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» Естественно, следует отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?» — и получает разрешение.
Не менее важно — правильно выбрать время. Не одна комиссия зашла в тупик и не один состав присяжных заседателей был деморализован бодрым вопросом председательствующего: «Ну, так где же мы, собственно, находимся?» или «Что вы думаете о таком плане?» Подобные вопросы, заданные в неподходящий момент, оказывают парализующее действие.
Конечно, простейший способ добыть информацию — задавать вопросы. Вопросы — окна, через которые можно «подглядеть», что у человека на уме. Я лично, когда позволяет ситуация, просто спрашиваю оппонента: «Чего вы ждете от этих переговоров? Чего добиваетесь?» Вместе с другой информацией ответы на эти вопросы помогают мне понять его интересы и выработать правильную линию поведения.
Но сначала нужно определиться по следующим трем пунктам: 1) О ЧЕМ спрашивать; 2) КАК формулировать вопросы и 3) КОГДА их следует задавать. Важно также уметь предвидеть восприятие и реакцию оппонента.
Вот пример того, как важно правильно сформулировать вопрос. Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» Естественно, следует отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?» — и получает разрешение.
Не менее важно — правильно выбрать время. Не одна комиссия зашла в тупик и не один состав присяжных заседателей был деморализован бодрым вопросом председательствующего: «Ну, так где же мы, собственно, находимся?» или «Что вы думаете о таком плане?» Подобные вопросы, заданные в неподходящий момент, оказывают парализующее действие.
Руководитель должен уметь стимулировать творческих работников. Как создать творческой личности условия для наиболее полного раскрытия ее потенциала на благо компании? Ответ будет такой: необходимо удовлетворять их низшие потребности, чтобы они могли целиком отдаться Удовлетворению высших — например, в самореализации. Только после удовлетворения базовых потребностей могут быть осознаны и выпущены на волю творческие порывы. Творческая личность страдает не от недостатка свежих идей, а лишь от трудностей их практического воплощения.
Грубый отзыв об экстраординарной или даже «неработающей» идее нарушает творческую атмосферу, в которой рождаются открытия.
Способность к творчеству существенно понижается в стрессовых ситуациях, особенно под давлением. В этих случаях людям свойственно действовать испытанными методами; творческая интуиция и способность к импровизации — на нуле. Даже черепаха — и та способна двигаться вперед, только высунув голову из-под панциря. Дайте творческой личности высунуть голову!
На переговорах способность к творчеству имеет исключительно важное значение. Не зря говорят: «Не давайте детям рвать цветы — приучайте их выращивать».
Грубый отзыв об экстраординарной или даже «неработающей» идее нарушает творческую атмосферу, в которой рождаются открытия.
Способность к творчеству существенно понижается в стрессовых ситуациях, особенно под давлением. В этих случаях людям свойственно действовать испытанными методами; творческая интуиция и способность к импровизации — на нуле. Даже черепаха — и та способна двигаться вперед, только высунув голову из-под панциря. Дайте творческой личности высунуть голову!
На переговорах способность к творчеству имеет исключительно важное значение. Не зря говорят: «Не давайте детям рвать цветы — приучайте их выращивать».
Предметом переговоров могут служить вещи, позиции и ситуации, но труднее всего договориться о чувствах. В эмоциональной ситуации нужно постараться стать выше эмоций, подняться на уровень вещей и поступков, вызвавших эти эмоции.
Это прежде всего относится к неблагополучной семейной жизни. Если нет особой любви, супругам удается договориться о перемирии, и их дальнейшая жизнь проходит в атмосфере холодной враждебности. Такие ситуации необходимо прогнозировать и своевременно предупреждать, проявлять творческий подход, изобретать варианты во избежание тупиковой ситуации. Каким бы мрачным ни представлялось будущее, попытка свежего взгляда на вещи способна стать слабым лучом во мраке.
Железнодорожный инспектор проводил собеседование с женщиной, пожелавшей занять вакансию стрелочника. Его задачей было проверить, как она выйдет из безвыходного положения.
— Предположим,— сказал он,— вы находитесь на вершине горы и видите, как внизу движется поезд, а навстречу, по той же ветке, — другой; они не видят друг друга. Ваши действия?
— Выстрелю из ракетницы.
— Где вы возьмете ракетницу?
— Там же, где вы — два поезда, мчащихся навстречу друг другу по одной ветке.
Как действуют в эмоциональных ситуациях так называемые универсальные средства удовлетворения наших потребностей на всех уровнях — от связанных с выживанием до эстетических? Одно из таких средств — деньги; далее идет секс, а для некоторых — вера. После того, как вы определили такое универсальное средство — например, секс,— возникает вопрос: на каком уровне вы добиваетесь сексуального удовлетворения? Устраивает ли вас примитивный физиологический уровень? Дает чувство защищенности? Или вы стремитесь к любви (ощущению себя нужным)? Или к признанию? Встречаются люди, для которых секс связан не только с физиологией, но и со всеми остальными человеческими потребностями, включая эстетическую. Теперь посмотрим, на каких уровнях вы добиваетесь удовлетворения при помощи денег. Признание универсальных средств и их способности удовлетворить потребности на всех уровнях обеспечивает вас дополнительными творческими решениями.
Это прежде всего относится к неблагополучной семейной жизни. Если нет особой любви, супругам удается договориться о перемирии, и их дальнейшая жизнь проходит в атмосфере холодной враждебности. Такие ситуации необходимо прогнозировать и своевременно предупреждать, проявлять творческий подход, изобретать варианты во избежание тупиковой ситуации. Каким бы мрачным ни представлялось будущее, попытка свежего взгляда на вещи способна стать слабым лучом во мраке.
Железнодорожный инспектор проводил собеседование с женщиной, пожелавшей занять вакансию стрелочника. Его задачей было проверить, как она выйдет из безвыходного положения.
— Предположим,— сказал он,— вы находитесь на вершине горы и видите, как внизу движется поезд, а навстречу, по той же ветке, — другой; они не видят друг друга. Ваши действия?
— Выстрелю из ракетницы.
— Где вы возьмете ракетницу?
— Там же, где вы — два поезда, мчащихся навстречу друг другу по одной ветке.
Как действуют в эмоциональных ситуациях так называемые универсальные средства удовлетворения наших потребностей на всех уровнях — от связанных с выживанием до эстетических? Одно из таких средств — деньги; далее идет секс, а для некоторых — вера. После того, как вы определили такое универсальное средство — например, секс,— возникает вопрос: на каком уровне вы добиваетесь сексуального удовлетворения? Устраивает ли вас примитивный физиологический уровень? Дает чувство защищенности? Или вы стремитесь к любви (ощущению себя нужным)? Или к признанию? Встречаются люди, для которых секс связан не только с физиологией, но и со всеми остальными человеческими потребностями, включая эстетическую. Теперь посмотрим, на каких уровнях вы добиваетесь удовлетворения при помощи денег. Признание универсальных средств и их способности удовлетворить потребности на всех уровнях обеспечивает вас дополнительными творческими решениями.
Кажущиеся нарушения иерархии потребностей, как правило, связаны с принесением жертв. Случается, молодые люди, выросшие в богатых семьях, больше заботятся о социальных последствиях своей карьеры, чем о проистекающих из нее материальных благах. Так, нашлось немало состоятельных юношей, которые вступили в основанный в 1960 году Корпус Мира и обрекли себя на определенные лишения. Другие прониклись так называемым «комплексом Альберта Швейцера». Иногда это кончалось тем, что, несмотря на интересную работу и экзотику, молодые люди начинали испытывать раздражение и возвращались домой. Они объясняли это так называемым «культурным шоком» — тоской по цивилизации.
В свое время американское правительство задалось целью изучить способность служащих Военно-Морского Флота переносить лишения. Был поставлен эксперимент с имитацией боевой обстановки, в ходе которого многие важные потребности моряков оставались без удовлетворения. Контрольная же группа не подвергалась напряжению и не терпела лишений. Потом обе группы вводились в настоящий бой, чтобы посмотреть, которая лучше справится с трудностями. Моряки с удовлетворенными потребностями легче переносили лишения, чем «подготовленные» в ходе эксперимента. Не правда ли, это противоречит традиционным представлениям?
Та же закономерность прослеживается в ситуациях, когда крупные компании — в силу тех или иных причин — вынуждены освобождаться от своих служащих. Как наименее болезненно уволить служащего?— с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие американские корпорации. Все они предпочитают, чтобы человек ушел по собственному желанию: заботятся о моральном самочувствии других сотрудников. Последовательность принимаемых ими мер обратна иерархии потребностей Маслоу. Как правило, администрация начинает с того, что отказывает служащему в удовлетворении потребностей высшего порядка, чтобы он понял намек и подал заявление об уходе.
В свое время американское правительство задалось целью изучить способность служащих Военно-Морского Флота переносить лишения. Был поставлен эксперимент с имитацией боевой обстановки, в ходе которого многие важные потребности моряков оставались без удовлетворения. Контрольная же группа не подвергалась напряжению и не терпела лишений. Потом обе группы вводились в настоящий бой, чтобы посмотреть, которая лучше справится с трудностями. Моряки с удовлетворенными потребностями легче переносили лишения, чем «подготовленные» в ходе эксперимента. Не правда ли, это противоречит традиционным представлениям?
Та же закономерность прослеживается в ситуациях, когда крупные компании — в силу тех или иных причин — вынуждены освобождаться от своих служащих. Как наименее болезненно уволить служащего?— с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие американские корпорации. Все они предпочитают, чтобы человек ушел по собственному желанию: заботятся о моральном самочувствии других сотрудников. Последовательность принимаемых ими мер обратна иерархии потребностей Маслоу. Как правило, администрация начинает с того, что отказывает служащему в удовлетворении потребностей высшего порядка, чтобы он понял намек и подал заявление об уходе.