Подсознательно ваш оппонент понимает огромное значение и силу вопросов. Поэтому, если они задаются в непонятной манере, это вызывает у него беспокойство, словно его достоинству или личности что-то угрожает. В этом случае необходимо срочно устранить источник дискомфорта. Например, сменить тему или раскрыть свои намерения и тем самым успокоить человека. Доктор Джордж Гэллап сказал: «Как только вы задаете вопрос, ваш собеседник принимается гадать: Что ему нужно?».
Обратите внимание на переходы. Если нужно сменить тему, постарайтесь сделать это плавно и логично. Помните: когда людей о чем-либо спрашивают, это вызывает побочную психологическую реакцию. Вы должны четко представлять себе, какую именно реакцию хотите вызвать. Не спрашивайте наобум, не заботясь о последствиях. Вот как один молодой адвокат допрашивал свидетеля:
— Вы видели начало драки собственными глазами?
— Нет.
— Когда вы прибыли на место происшествия, драка уже закончилась?
— Верно.
Вместо того, чтобы удовлетвориться этими ответами и прекратить перекрестный допрос, юрист продолжил:
— Тогда откуда вы знаете, что обвиняемый откусил у потерпевшего часть уха?
— Я видел, как он его выплюнул!
Как уже говорилось, некоторые усматривают в искусстве задавать вопросы три аспекта: содержание вопросов, формулировка и правильный расчет времени. Говорят, если вопрос задан в одной форме, ответ будет удовлетворительным, а если в другой, оппонент растеряется или даже возмутится. Давайте вкратце рассмотрим эти аспекты. Они хотя и не дают готовых рецептов на все случаи жизни, все же помогают многое уяснить.
СОДЕРЖАНИЕ.
Вопросы не должны задевать чьи-то чувства. Они — не меры дисциплинарного воздействия и не способ подчеркнуть ваше превосходство. Цель вопросов — прояснить ситуацию и по мере возможности изменить ее к лучшему. Если служащий опаздывает на работу и вы спрашиваете:
«Который сейчас час?»— вас явно не интересует время, вы хотите наказать подчиненного, напомнить ему, кто здесь главный. Зато если вы спросите: «У вас возникла какая-нибудь проблема — не могу ли я чем-нибудь помочь?»— это будет воспринято совершенно иначе.
ФОРМУЛИРОВКА.
Вопросы не должны давить на психику, загонять человека в угол. Сент-Джон говорил: «Только скромные, а не наглые и бесцеремонные, способны добиться подлинного прогресса». Как я уже упоминал, можно снять напряжение, изложив причины, по которым вам понадобилась та или иная информация. Если ваш вопрос относится к будущему, важно хорошо знать, чего вы, собственно, хотите. Настроены ли вы на получение информации или на критику партнера? Наконец, нужно так формулировать вопросы, чтобы облегчить оппоненту возможность ответа. Например, если вы продаете содовую, лучше спросить: «Вам большой бокал?», чем: «Вам большой бокал или маленький?»
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.
Задавайте вопросы, когда нужно направить разговор в желательное русло или устранить препятствие. Способ номер один — включение этого препятствия в ваш следующий вопрос. Например, вы уже пятнадцать минут обсуждаете с покупателем покупку и почти обо всем договорились, и вдруг звонит его жена. Не повторять же всю торговую презентацию! В этом случае можно сказать: «Послушайте, мы доверяем главные решения нашим женам, но прежде позвольте нам договориться кое о каких мелочах. Мы еще не решили, стоит ли вашему мужу покупать в этом году триста тракторов. Как я уже говорил, при помощи трехсот тракторов...»
Способ номер два состоит в том, чтобы связать с вашим вопросом последнее заявление оппонента (одного или группы). Предположим, вы созвали совещание, чтобы получить дополнительную информацию по вопросам ПРОИЗВОДСТВА. Через час после начала сотрудники все еще топчутся на месте, обсуждая ПОСТАВКИ. Попробуйте улучить момент и ввернуть: «Джим, вы не могли бы применить тот же подход к сфере производства?» И все — вы направили разговор в нужное русло.
Так как же все-таки формулировать вопросы, чтобы они принесли максимальную пользу? Какие задачи выполняют вопросы в процессе общения?
Обратите внимание на переходы. Если нужно сменить тему, постарайтесь сделать это плавно и логично. Помните: когда людей о чем-либо спрашивают, это вызывает побочную психологическую реакцию. Вы должны четко представлять себе, какую именно реакцию хотите вызвать. Не спрашивайте наобум, не заботясь о последствиях. Вот как один молодой адвокат допрашивал свидетеля:
— Вы видели начало драки собственными глазами?
— Нет.
— Когда вы прибыли на место происшествия, драка уже закончилась?
— Верно.
Вместо того, чтобы удовлетвориться этими ответами и прекратить перекрестный допрос, юрист продолжил:
— Тогда откуда вы знаете, что обвиняемый откусил у потерпевшего часть уха?
— Я видел, как он его выплюнул!
Как уже говорилось, некоторые усматривают в искусстве задавать вопросы три аспекта: содержание вопросов, формулировка и правильный расчет времени. Говорят, если вопрос задан в одной форме, ответ будет удовлетворительным, а если в другой, оппонент растеряется или даже возмутится. Давайте вкратце рассмотрим эти аспекты. Они хотя и не дают готовых рецептов на все случаи жизни, все же помогают многое уяснить.
СОДЕРЖАНИЕ.
Вопросы не должны задевать чьи-то чувства. Они — не меры дисциплинарного воздействия и не способ подчеркнуть ваше превосходство. Цель вопросов — прояснить ситуацию и по мере возможности изменить ее к лучшему. Если служащий опаздывает на работу и вы спрашиваете:
«Который сейчас час?»— вас явно не интересует время, вы хотите наказать подчиненного, напомнить ему, кто здесь главный. Зато если вы спросите: «У вас возникла какая-нибудь проблема — не могу ли я чем-нибудь помочь?»— это будет воспринято совершенно иначе.
ФОРМУЛИРОВКА.
Вопросы не должны давить на психику, загонять человека в угол. Сент-Джон говорил: «Только скромные, а не наглые и бесцеремонные, способны добиться подлинного прогресса». Как я уже упоминал, можно снять напряжение, изложив причины, по которым вам понадобилась та или иная информация. Если ваш вопрос относится к будущему, важно хорошо знать, чего вы, собственно, хотите. Настроены ли вы на получение информации или на критику партнера? Наконец, нужно так формулировать вопросы, чтобы облегчить оппоненту возможность ответа. Например, если вы продаете содовую, лучше спросить: «Вам большой бокал?», чем: «Вам большой бокал или маленький?»
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.
Задавайте вопросы, когда нужно направить разговор в желательное русло или устранить препятствие. Способ номер один — включение этого препятствия в ваш следующий вопрос. Например, вы уже пятнадцать минут обсуждаете с покупателем покупку и почти обо всем договорились, и вдруг звонит его жена. Не повторять же всю торговую презентацию! В этом случае можно сказать: «Послушайте, мы доверяем главные решения нашим женам, но прежде позвольте нам договориться кое о каких мелочах. Мы еще не решили, стоит ли вашему мужу покупать в этом году триста тракторов. Как я уже говорил, при помощи трехсот тракторов...»
Способ номер два состоит в том, чтобы связать с вашим вопросом последнее заявление оппонента (одного или группы). Предположим, вы созвали совещание, чтобы получить дополнительную информацию по вопросам ПРОИЗВОДСТВА. Через час после начала сотрудники все еще топчутся на месте, обсуждая ПОСТАВКИ. Попробуйте улучить момент и ввернуть: «Джим, вы не могли бы применить тот же подход к сфере производства?» И все — вы направили разговор в нужное русло.
Так как же все-таки формулировать вопросы, чтобы они принесли максимальную пользу? Какие задачи выполняют вопросы в процессе общения?
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи