Умело сформулированные вопросы способны вскрыть тайные предубеждения, лежащие в основе резких эмоциональных реакций. Иногда бывает достаточно сказать: «Я понимаю ваши чувства»,— чтобы свести на нет необходимость сопротивляться, отрицать, защищаться, потому что смысл этого высказывания следующий: вы все слышали и поняли, признаете обоснованность точки зрения оппонента — пусть даже она не совпадает с вашей — и готовы пересмотреть свою собственную.
Такие тщательно продуманные высказывания помогают не только овладеть ситуацией, но и передать оппоненту полезную информацию. Прежде всего постарайтесь сохранить полный эмоциональный контроль. Не стоит демонстративно избегать эмоциональных высказываний, постарайтесь только, чтобы они продвигали переговоры вперед, а не заводили в тупик. Макиавелли советовал: «В высшей степени благоразумно воздерживаться от угроз и оскорблений, потому что они ни в коей мере не ослабляют противника. Наоборот, первые делают его осторожнее, а вторые — усиливают его ненависть к вам, и он упорствует в своих попытках причинить вам зло».
Почувствовав близость тупика, вы поступите мудро, если попробуете разрядить атмосферу при помощи спокойного резюме: «Что ж, это — лучшее, что можно сделать при данных обстоятельствах». Эта фраза в какой-то мере удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать, а также побуждает к пересмотру ситуации. Возможно, вы предпочтете занять более конструктивную — то есть менее жесткую — позицию или пойти на компромисс. В этом случае можно сказать: «Пожалуй, будет лучше отложить этот вопрос до лучших времен и попробовать решить другой, более принципиальный». Таким образом вы проявляете готовность уступить по первому вопросу, чтобы двинуть переговоры вперед. Это будет воспринято как тактичный способ отстоять свою позицию и в то же время проявить гибкость. Вот еще одно высказывание такого рода: «Если вы немного снизите ваши требования, я приложу все усилия, чтобы убедить своих компаньонов пойти вам навстречу». Правда, если за словами не последуют уступки, это может привести к срыву переговоров.
Обратите особое внимание на выбор слов и выражений. Слова с эмоциональной нагрузкой способны привести к катастрофе. Известен случай, когда адвокат компании загубил переговоры из-за неудачного употребления слов «счастливый» и «богатый». Сказав: «Заключение этой сделки сделает вас богатым и счастливым»,— он, вместо положительной реакции, спровоцировал взрыв негодования. Впоследствии, обсуждая этот эпизод, мы с коллегой пришли к выводу, что, употреби этот человек сравнительную степень: «счастливее» и «богаче», он не задел бы самолюбие своего собеседника и не сорвал переговоры. Даже очень «счастливый» и «богатый» человек не прочь услышать: «Заключение этой сделки сделает вас счастливее и богаче».
Вот еще один пример того, как, хорошо представляя относительную силу позиций сторон и правильно подбирая слова, можно заставить другую сторону сделать шаг навстречу.
Дж.П.Морган возымел намерение купить у Рокфеллера крупный рудник. Рокфеллер направил к нему Джона Д.-младшего.
— Итак,— начал Морган,— сколько вы хотите?
— Мистер Морган, очевидно, здесь какая-то ошибка,— сказал Джон Д.-младший.— Не мы продаем, а вы покупаете.
(Читатель вспомнит: я позаимствовал этот прием, когда защищал интересы клиента в случае со сносом административного здания.)
Высокая техника переговоров не сводится к одному лишь знанию интересов противоположной стороны — им еще нужно уметь распорядиться. В книге «Стратегия управления людьми» Уэбб и Морган рассказывают, как ас от политики Марк Ханна оттачивал свое мастерство на молодом бизнесмене. Вот яркий пример применения теории потребностей на практике.
В 1896 году, когда Мак-Кинли баллотировался в президенты от республиканской партии, Марк Ханна организовал самую блестящую избирательную кампанию республиканцев за всю историю Америки. Однажды он поставил перед собой задачу привлечь на сторону республиканцев молодого нью-йоркского бизнесмена Уильяма Вира, сыграв на семейных чувствах. Это — широко распространенный прием, затрагивающий глубинные человеческие инстинкты.
Он начал с того, что спросил: «Вы — сын судьи Вира из Огайо? Кажется, у вас есть дядя, проживающий в Окленде?» И потом то и дело возвращался к этим двум выдающимся личностям. Благодаря этому ему удалось подружиться с молодым человеком. Тот начал связывать с республиканцами родственные чувства и стадные инстинкты.
Этот случай можно смело отнести к переговорам. Несомненно, у Ханны была своя цель — убедить Вира поддерживать республиканцев. Избранная им тактика учитывала потребность в принадлежности к группе, в данном случае семье.
Есть много способов избежать употребления неприятного слова «нет». Театральный агент говорит: «Не звоните, мы сами вам позвоним». Знаменитость отвечает на приглашение выступить: «Из-за напряженнейшего графика я вынужден сводить такие встречи к минимуму. Хотя, должен признаться, отказ от столь заманчивого приглашения, как ваше, потребовал от меня колоссального усилия воли». Решивший отказаться от покупки скажет: «Мне нужно все хорошенько обдумать» или: «Я должен посоветоваться с компаньоном», а переговорщик: «Давайте пока отложим рассмотрение этого пункта — мы вернемся к нему позднее».
Такие тщательно продуманные высказывания помогают не только овладеть ситуацией, но и передать оппоненту полезную информацию. Прежде всего постарайтесь сохранить полный эмоциональный контроль. Не стоит демонстративно избегать эмоциональных высказываний, постарайтесь только, чтобы они продвигали переговоры вперед, а не заводили в тупик. Макиавелли советовал: «В высшей степени благоразумно воздерживаться от угроз и оскорблений, потому что они ни в коей мере не ослабляют противника. Наоборот, первые делают его осторожнее, а вторые — усиливают его ненависть к вам, и он упорствует в своих попытках причинить вам зло».
Почувствовав близость тупика, вы поступите мудро, если попробуете разрядить атмосферу при помощи спокойного резюме: «Что ж, это — лучшее, что можно сделать при данных обстоятельствах». Эта фраза в какой-то мере удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать, а также побуждает к пересмотру ситуации. Возможно, вы предпочтете занять более конструктивную — то есть менее жесткую — позицию или пойти на компромисс. В этом случае можно сказать: «Пожалуй, будет лучше отложить этот вопрос до лучших времен и попробовать решить другой, более принципиальный». Таким образом вы проявляете готовность уступить по первому вопросу, чтобы двинуть переговоры вперед. Это будет воспринято как тактичный способ отстоять свою позицию и в то же время проявить гибкость. Вот еще одно высказывание такого рода: «Если вы немного снизите ваши требования, я приложу все усилия, чтобы убедить своих компаньонов пойти вам навстречу». Правда, если за словами не последуют уступки, это может привести к срыву переговоров.
Обратите особое внимание на выбор слов и выражений. Слова с эмоциональной нагрузкой способны привести к катастрофе. Известен случай, когда адвокат компании загубил переговоры из-за неудачного употребления слов «счастливый» и «богатый». Сказав: «Заключение этой сделки сделает вас богатым и счастливым»,— он, вместо положительной реакции, спровоцировал взрыв негодования. Впоследствии, обсуждая этот эпизод, мы с коллегой пришли к выводу, что, употреби этот человек сравнительную степень: «счастливее» и «богаче», он не задел бы самолюбие своего собеседника и не сорвал переговоры. Даже очень «счастливый» и «богатый» человек не прочь услышать: «Заключение этой сделки сделает вас счастливее и богаче».
Вот еще один пример того, как, хорошо представляя относительную силу позиций сторон и правильно подбирая слова, можно заставить другую сторону сделать шаг навстречу.
Дж.П.Морган возымел намерение купить у Рокфеллера крупный рудник. Рокфеллер направил к нему Джона Д.-младшего.
— Итак,— начал Морган,— сколько вы хотите?
— Мистер Морган, очевидно, здесь какая-то ошибка,— сказал Джон Д.-младший.— Не мы продаем, а вы покупаете.
(Читатель вспомнит: я позаимствовал этот прием, когда защищал интересы клиента в случае со сносом административного здания.)
Высокая техника переговоров не сводится к одному лишь знанию интересов противоположной стороны — им еще нужно уметь распорядиться. В книге «Стратегия управления людьми» Уэбб и Морган рассказывают, как ас от политики Марк Ханна оттачивал свое мастерство на молодом бизнесмене. Вот яркий пример применения теории потребностей на практике.
В 1896 году, когда Мак-Кинли баллотировался в президенты от республиканской партии, Марк Ханна организовал самую блестящую избирательную кампанию республиканцев за всю историю Америки. Однажды он поставил перед собой задачу привлечь на сторону республиканцев молодого нью-йоркского бизнесмена Уильяма Вира, сыграв на семейных чувствах. Это — широко распространенный прием, затрагивающий глубинные человеческие инстинкты.
Он начал с того, что спросил: «Вы — сын судьи Вира из Огайо? Кажется, у вас есть дядя, проживающий в Окленде?» И потом то и дело возвращался к этим двум выдающимся личностям. Благодаря этому ему удалось подружиться с молодым человеком. Тот начал связывать с республиканцами родственные чувства и стадные инстинкты.
Этот случай можно смело отнести к переговорам. Несомненно, у Ханны была своя цель — убедить Вира поддерживать республиканцев. Избранная им тактика учитывала потребность в принадлежности к группе, в данном случае семье.
Есть много способов избежать употребления неприятного слова «нет». Театральный агент говорит: «Не звоните, мы сами вам позвоним». Знаменитость отвечает на приглашение выступить: «Из-за напряженнейшего графика я вынужден сводить такие встречи к минимуму. Хотя, должен признаться, отказ от столь заманчивого приглашения, как ваше, потребовал от меня колоссального усилия воли». Решивший отказаться от покупки скажет: «Мне нужно все хорошенько обдумать» или: «Я должен посоветоваться с компаньоном», а переговорщик: «Давайте пока отложим рассмотрение этого пункта — мы вернемся к нему позднее».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи