Общепедагогические и дидактические взгляды В.О.Ключевского касались как общих вопросов обучения (характеристики научного познания и его взаимосвязи с другими формами постижения действительности, различных учебных дисциплин, проведении сопоставительного анализа естественнонаучных и гуманитарных предметов, субъектов образовательного процесса и их взаимодействия), так и методических рекомендаций относительно преподавания учебных дисциплин, главным образом истории. Выдвинутые В.О.Ключевским требования к организации учебного процесса: целенаправленность, последовательность, доступность изложения, использования адекватных средств и методов (метод проблемного изложения учебного материала, использование наглядности в преподавании), необходимости реализации внутрипредметных и межпредметных связей во многом носили новаторский для своего времени характер, находят свое отражение в современном образовательном процессе и не теряют своей актуальности.
Историк осмыслил педагогический процесс и сформулировал ряд принципов, методов и приемов воспитания детей. В.О.Ключевский показал влияние различных факторов природного и социального происхождения на становление личности человека, выделяя воспитание как целенаправленный вид деятельности. Он представил значение и методы влияния различных институтов социализации на становление русского народа. Историк полагал, что преподавание и воспитание тесно связаны между собой. При этом ученый считал, что преподавательская деятельность способствует решению воспитательных задач. В.О.Ключевский указывал на важнейшее влияние двух институтов в деле воспитания детей - семьи и школы, утверждая необходимость их сотрудничества с одной стороны и показывая различие решаемых задач с другой. Функцию координатора воспитательного влияния обоих институтов ученый возлагал на педагогическую науку и призывал к серьезному отношению к вопросам становления подрастающего поколения. При этом воспитательные идеи не были пустой декларацией, а явились отражением педагогической позиции ученого, имевшей конкретное воплощение в его практической преподавательской деятельности.
Педагогические взгляды В.О.Ключевского существенным образом отличались от взглядов его коллег-историков, преподававших в высших заведениях Империи. Учителя Ключевского, у которых ему довелось учиться, Б.Н.Чичерин, С.М.Соловьев являлись представителями государственной школы русской историографии. Историки, труды которых он тщательно изучал, подобно Истории Государства Российского Н.М.Карамзина, также отражали тенденции государственной школы русской историографии, где основное внимание уделялось освещению вопросов становления и развития государства, то есть, главным образом, политической истории. Таким образом, история отечественной педагогики оставалась практически неосвещенной. В исторической концепции В.О.Ключевского, в отличие от его предшественников, признавалась многофакторность исторического процесса: взаимное влияние социальных, политических, экономических, культурных явлений на развитие того или иного государства. В русле своей исторической концепции мыслитель значительное место уделял освещению вопросов становления и развития отечественной педагогики и образования.
Раскрывая вопросы целей, методов, приемов и средств образования подрастающего поколения в различные эпохи, показывая особенности воспитания, как простых людей, так и первых лиц государства, он отображал значительное влияние образовательного фактора на все сферы человеческого общежития в стране. Значительное место в изложении развития отечественного образования В.О.Ключевский уделял характеристике чужеземного (сначала восточного, а затем западного) влияния и показывал его стихийность и непоследовательность. Ученый выступал против слепого подражания иноземным образцам, призывая к развитию образования в стране в соответствии с многовековой культурой, а также воспитанию у народа исторического мышления и самосознания.
Еще одной составляющей педагогических взглядов В.О.Ключевского явились его представления о педагогическом мастерстве. Ученый указывал на важность владения преподавателями материалом по своему предмету, методикой его преподавания, разбирал вопросы из различных отраслей психологической науки, обращал внимание на степень развития способностей человека и их целенаправленное использование на благо людям, описывал некоторые приемы саморегуляции. Особое внимание в структуре педагогического мастерства историк отводил речи. Показывая отличие произносимого слова и письменной речи, он давал ряд конкретных рекомендаций по ее развитию и использованию в образовательном процессе. Педагогические идеи ученого получили конкретное приложение в его многолетней профессиональной деятельности, поскольку он предпочитал оставаться просто профессором, превыше всего ценя возможность повседневно общаться с молодежью.
Весьма существенным отличием педагогического творчества Ключевского, изложенного главным образом в его исторических трудах, является доступность и увлекательность изложения, позволяющие на основе непроизвольного внимания к изложению материала сформировать устойчивое внимание к педагогическим идеям, то есть замотивировать реципиента на прочтение, осмысление и применение полученной информации. Величие Ключевского как исследователя и лектора в том, что он обладал изумительным даром не только и даже не столько анализировать минувшее, сколько воссоздавать в художественных образах события и лица, о которых начинал говорить с кафедры.
Таким образом, в течение деятельности В.О.Ключевского его профессиональные педагогические взгляды претерпели значительную эволюцию, как в структуре, так и ее содержательном наполнении. Многие сформулированные на интуитивном уровне в молодости идеи историка получили свое целенаправленное развитие в последующий период.
Педагогические взгляды В.О.Ключевского сопоставимы по своему значению с идеями выдающихся педагогов XIX столетия (К.Д.Ушинского). Не смотря на наличие ряда сходных положений (внимание к вопросам обучения, воспитания, профессионального мастерства педагогов и их изложение с гуманистических позиций), их педагогические взгляды имеют существенные специфические особенности. Педагогические идеи К.Д.Ушинского образуют систему, в основе которой находится идея педагогической антропологии.
Профессиональные взгляды В.О.Ключевского-педагога выразились в рассмотрении педагогических вопросов сквозь призму отечественной истории. Педагогические взгляды В.О.Ключевского во многом опередили свое время и практически были реализованы в процессе преподавательской деятельности мыслителя в ряде крупнейших высших учебных заведений страны.
Историк осмыслил педагогический процесс и сформулировал ряд принципов, методов и приемов воспитания детей. В.О.Ключевский показал влияние различных факторов природного и социального происхождения на становление личности человека, выделяя воспитание как целенаправленный вид деятельности. Он представил значение и методы влияния различных институтов социализации на становление русского народа. Историк полагал, что преподавание и воспитание тесно связаны между собой. При этом ученый считал, что преподавательская деятельность способствует решению воспитательных задач. В.О.Ключевский указывал на важнейшее влияние двух институтов в деле воспитания детей - семьи и школы, утверждая необходимость их сотрудничества с одной стороны и показывая различие решаемых задач с другой. Функцию координатора воспитательного влияния обоих институтов ученый возлагал на педагогическую науку и призывал к серьезному отношению к вопросам становления подрастающего поколения. При этом воспитательные идеи не были пустой декларацией, а явились отражением педагогической позиции ученого, имевшей конкретное воплощение в его практической преподавательской деятельности.
Педагогические взгляды В.О.Ключевского существенным образом отличались от взглядов его коллег-историков, преподававших в высших заведениях Империи. Учителя Ключевского, у которых ему довелось учиться, Б.Н.Чичерин, С.М.Соловьев являлись представителями государственной школы русской историографии. Историки, труды которых он тщательно изучал, подобно Истории Государства Российского Н.М.Карамзина, также отражали тенденции государственной школы русской историографии, где основное внимание уделялось освещению вопросов становления и развития государства, то есть, главным образом, политической истории. Таким образом, история отечественной педагогики оставалась практически неосвещенной. В исторической концепции В.О.Ключевского, в отличие от его предшественников, признавалась многофакторность исторического процесса: взаимное влияние социальных, политических, экономических, культурных явлений на развитие того или иного государства. В русле своей исторической концепции мыслитель значительное место уделял освещению вопросов становления и развития отечественной педагогики и образования.
Раскрывая вопросы целей, методов, приемов и средств образования подрастающего поколения в различные эпохи, показывая особенности воспитания, как простых людей, так и первых лиц государства, он отображал значительное влияние образовательного фактора на все сферы человеческого общежития в стране. Значительное место в изложении развития отечественного образования В.О.Ключевский уделял характеристике чужеземного (сначала восточного, а затем западного) влияния и показывал его стихийность и непоследовательность. Ученый выступал против слепого подражания иноземным образцам, призывая к развитию образования в стране в соответствии с многовековой культурой, а также воспитанию у народа исторического мышления и самосознания.
Еще одной составляющей педагогических взглядов В.О.Ключевского явились его представления о педагогическом мастерстве. Ученый указывал на важность владения преподавателями материалом по своему предмету, методикой его преподавания, разбирал вопросы из различных отраслей психологической науки, обращал внимание на степень развития способностей человека и их целенаправленное использование на благо людям, описывал некоторые приемы саморегуляции. Особое внимание в структуре педагогического мастерства историк отводил речи. Показывая отличие произносимого слова и письменной речи, он давал ряд конкретных рекомендаций по ее развитию и использованию в образовательном процессе. Педагогические идеи ученого получили конкретное приложение в его многолетней профессиональной деятельности, поскольку он предпочитал оставаться просто профессором, превыше всего ценя возможность повседневно общаться с молодежью.
Весьма существенным отличием педагогического творчества Ключевского, изложенного главным образом в его исторических трудах, является доступность и увлекательность изложения, позволяющие на основе непроизвольного внимания к изложению материала сформировать устойчивое внимание к педагогическим идеям, то есть замотивировать реципиента на прочтение, осмысление и применение полученной информации. Величие Ключевского как исследователя и лектора в том, что он обладал изумительным даром не только и даже не столько анализировать минувшее, сколько воссоздавать в художественных образах события и лица, о которых начинал говорить с кафедры.
Таким образом, в течение деятельности В.О.Ключевского его профессиональные педагогические взгляды претерпели значительную эволюцию, как в структуре, так и ее содержательном наполнении. Многие сформулированные на интуитивном уровне в молодости идеи историка получили свое целенаправленное развитие в последующий период.
Педагогические взгляды В.О.Ключевского сопоставимы по своему значению с идеями выдающихся педагогов XIX столетия (К.Д.Ушинского). Не смотря на наличие ряда сходных положений (внимание к вопросам обучения, воспитания, профессионального мастерства педагогов и их изложение с гуманистических позиций), их педагогические взгляды имеют существенные специфические особенности. Педагогические идеи К.Д.Ушинского образуют систему, в основе которой находится идея педагогической антропологии.
Профессиональные взгляды В.О.Ключевского-педагога выразились в рассмотрении педагогических вопросов сквозь призму отечественной истории. Педагогические взгляды В.О.Ключевского во многом опередили свое время и практически были реализованы в процессе преподавательской деятельности мыслителя в ряде крупнейших высших учебных заведений страны.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи