Сегодня воспитание навыков самообразования и потребности человека в нем является важнейшим условием реализации идеи непрерывного образования, как бы ни было развито образование, каждая из его форм подготовки кадров тяготеет к относительной устойчивости изучаемых программ. Потребности быстрорастущей специализации в производстве и науке могут быть удовлетворены только путем оптимального сочетания формального образования и самообразования.
Заочное образование России официально возникло и развивалось со второй половины 20-х гг. XX в. В основе идеи создания заочного образования лежит осознанная самостоятельная деятельность индивида, направленная на повышение его культурного, профессионального и образовательного уровня, основанная на потребности человека в личностном росте, т. е. идея самообразования. Заочное обучение, возникшее как особый вид самообразования, по своей сущности является промежуточной формой образования между стационарными учебными заведениями и самообразованием [1].
Сегодня заочное образование представляет собой одно из образовательных звеньев в цепи непрерывного образования. Заочная форма образования сокращает разрыв между наукой и ее приложением, так как студент-заочник имеет возможность сразу использовать полученные знания на практике и тем эффективнее, чем больше профиль его работы соответствует обучению. Совершенствование системы непрерывного образования в современных условиях ведется в направлении интенсификации обучения. Это позволяет по-новому взглянуть на опыт заочного образования, которое с момента своего возникновения опиралось на интенсивные формы обучения, оптимальную реализацию принципа экономии
времени и широкое использование принципа самообразования. Заочная высшая школа в современных условиях несет в себе ценный опыт организации самообразования и самостоятельной работы студентов, интенсификации учебного процесса, который можно использовать при дневной форме обучения и во всей цепи непрерывного образования.
Заочное образование России официально возникло и развивалось со второй половины 20-х гг. XX в. В основе идеи создания заочного образования лежит осознанная самостоятельная деятельность индивида, направленная на повышение его культурного, профессионального и образовательного уровня, основанная на потребности человека в личностном росте, т. е. идея самообразования. Заочное обучение, возникшее как особый вид самообразования, по своей сущности является промежуточной формой образования между стационарными учебными заведениями и самообразованием [1].
Сегодня заочное образование представляет собой одно из образовательных звеньев в цепи непрерывного образования. Заочная форма образования сокращает разрыв между наукой и ее приложением, так как студент-заочник имеет возможность сразу использовать полученные знания на практике и тем эффективнее, чем больше профиль его работы соответствует обучению. Совершенствование системы непрерывного образования в современных условиях ведется в направлении интенсификации обучения. Это позволяет по-новому взглянуть на опыт заочного образования, которое с момента своего возникновения опиралось на интенсивные формы обучения, оптимальную реализацию принципа экономии
времени и широкое использование принципа самообразования. Заочная высшая школа в современных условиях несет в себе ценный опыт организации самообразования и самостоятельной работы студентов, интенсификации учебного процесса, который можно использовать при дневной форме обучения и во всей цепи непрерывного образования.
Образовательная система и общество всегда находились в тесной зависимости: изменение социального запроса незамедлительно сказывалось на содержании образования. Эта зависимость сохраняется и сегодня – в период перехода человеческого общества от индустриального этапа к информационному.
Современная система образования ориентирована на выполнение новых требований к человеческому фактору и направлена на формирование высокообразованной и интеллектуально развитой личности, обладающей целостным, системным мировоззрением и миропониманием.
Однако традиционная предметная система преподавания, как отмечают А. М. Новиков, Д. А. Новиков и В. И. Загвязинский [2, 5], наряду с бесспорными преимуществами имеет существенный недостаток: она является источником фрагментарности мировоззрения выпускника школы, что противоречит потребностям и гуманистическим идеалам общества. По этой причине актуальным в современных условиях становится объединение учебных предметов и создание интегративных курсов.
Реализация идеи интеграции, на наш взгляд, может быть осуществлена через научно обоснованную экологизацию школьных учебных предметов. В таком случае экология, реализуя свой межпредметный потенциал, станет интегрирующим звеном образовательной системы. Однако в этом случае требуется чётко определить межпредметное содержание экологического образования.
Современная система образования ориентирована на выполнение новых требований к человеческому фактору и направлена на формирование высокообразованной и интеллектуально развитой личности, обладающей целостным, системным мировоззрением и миропониманием.
Однако традиционная предметная система преподавания, как отмечают А. М. Новиков, Д. А. Новиков и В. И. Загвязинский [2, 5], наряду с бесспорными преимуществами имеет существенный недостаток: она является источником фрагментарности мировоззрения выпускника школы, что противоречит потребностям и гуманистическим идеалам общества. По этой причине актуальным в современных условиях становится объединение учебных предметов и создание интегративных курсов.
Реализация идеи интеграции, на наш взгляд, может быть осуществлена через научно обоснованную экологизацию школьных учебных предметов. В таком случае экология, реализуя свой межпредметный потенциал, станет интегрирующим звеном образовательной системы. Однако в этом случае требуется чётко определить межпредметное содержание экологического образования.
Необходимость в управлении возникает, когда люди объединяются, чтобы совместно сделать то, что врозь сделать не могут или сделают нерационально, возникает потребность формирования общих целей и объединения усилий для успешной, результативной совместной деятельности. Под управлением будем понимать целенаправленную деятельность всех субъектов, обеспечивающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и развитие организации [1]. Любое управление есть целенаправленная деятельность, отличающаяся от других видов деятельности своим назначением.
Развитие – одно из фундаментальных философских и научных понятий. Существует множество определений этого понятия:
• развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);
• развитие – изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры (Сов. энцикл. сл.);
• развитие – необратимое, закономерное, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, поэтому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии (Филос. энцикл. сл.);
Развитие – одно из фундаментальных философских и научных понятий. Существует множество определений этого понятия:
• развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);
• развитие – изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его состава или структуры (Сов. энцикл. сл.);
• развитие – необратимое, закономерное, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, поэтому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии (Филос. энцикл. сл.);
Анализ философской, историко-педагогической и психологической литературы позволяет свидетельствовать о том, что проблема обучения всегда была актуальной, и ею занимались, как теоретики, так и практики. В современной педагогике эта проблема позиционируется как профессиональная компетентность учителя, показателями которой являются знания, умения и навыки, личностные позиции, психологические особенности.
Подготовленность будущего учителя к работе с детьми – это потенциальное качество. Оно приобретается и развивается в процессе учебной деятельности и совершенствуется вместе со становлением будущего учителя как личности, как субъекта профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности учителя – преподавание и воспитание. Эти две стороны одного процесса невозможны друг без друга. Обучение всегда сопровождается воспитанием, также как воспитание всегда сопровождается элементами обучения. Однако это не идентичные процессы. Мы согласны с В.Б. Ежеленко, что обучение – более быстрый процесс, который можно измерить. Воспитание – продолжительный процесс, измерение которого гораздо сложнее [1, с. 51–52]. В то же время существует специально организованное воспитательное воздействие, которое имеет собственное содержание и структуру. Но и данное воздействие оказывает влияние на процесс обучения, на развитие познавательной деятельности учащихся.
Подготовленность будущего учителя к работе с детьми – это потенциальное качество. Оно приобретается и развивается в процессе учебной деятельности и совершенствуется вместе со становлением будущего учителя как личности, как субъекта профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности учителя – преподавание и воспитание. Эти две стороны одного процесса невозможны друг без друга. Обучение всегда сопровождается воспитанием, также как воспитание всегда сопровождается элементами обучения. Однако это не идентичные процессы. Мы согласны с В.Б. Ежеленко, что обучение – более быстрый процесс, который можно измерить. Воспитание – продолжительный процесс, измерение которого гораздо сложнее [1, с. 51–52]. В то же время существует специально организованное воспитательное воздействие, которое имеет собственное содержание и структуру. Но и данное воздействие оказывает влияние на процесс обучения, на развитие познавательной деятельности учащихся.
Активное участие автора в освоении и создании отечественной педагогики в послевоенный период позволяет характеризовать некоторые особенности ее развития.
Первой особенностью является постоянное выдвижение и поиск решения новых путей в достижении целей образования. Данная задача ставилась руководством страны, общественностью, школами, учеными. В дидактике поиск был направлен на совершенствование процесса обучения, реализацию развивающих и воспитывающих целей образования.
При этом наблюдаются изменения в источнике постановки новых целей и поиске путей их достижения. В 50–80-е гг. XX в. таким источником в большей степени был опыт работы, поиски и находки учителей-новаторов из Новосибирска, Липецка, Ростова-на-Дону, Казани. Педагогическая наука на страницах «Учительской газеты» подвергалась жесткой критике за ее отставание от насущных потребностей педагогической практики. Ученые изучали и обобщали опыт учителей. Большую роль в организации и распространении педагогического опыта играло Министерство просвещения и в частности В.П. Стрезикозин.
В 90-е гг. в связи с перестройкой общества возникает новая ситуация в развитии науки. После некоторого периода отсутствия новых серьезных исследований, поиска новой методологии или безоглядной критики результатов предыдущего периода некоторыми
представителями педагогической науки на передний план выходят теоретические работы. Возникает необходимость быстрых преобразований в системе образования, в разработке путей, соответствующих новым социальным условиям. Центральной задачей становится формирование личности, способной самостоятельно принимать решения и разрешать вопросы в самых разных ситуациях.
Первой особенностью является постоянное выдвижение и поиск решения новых путей в достижении целей образования. Данная задача ставилась руководством страны, общественностью, школами, учеными. В дидактике поиск был направлен на совершенствование процесса обучения, реализацию развивающих и воспитывающих целей образования.
При этом наблюдаются изменения в источнике постановки новых целей и поиске путей их достижения. В 50–80-е гг. XX в. таким источником в большей степени был опыт работы, поиски и находки учителей-новаторов из Новосибирска, Липецка, Ростова-на-Дону, Казани. Педагогическая наука на страницах «Учительской газеты» подвергалась жесткой критике за ее отставание от насущных потребностей педагогической практики. Ученые изучали и обобщали опыт учителей. Большую роль в организации и распространении педагогического опыта играло Министерство просвещения и в частности В.П. Стрезикозин.
В 90-е гг. в связи с перестройкой общества возникает новая ситуация в развитии науки. После некоторого периода отсутствия новых серьезных исследований, поиска новой методологии или безоглядной критики результатов предыдущего периода некоторыми
представителями педагогической науки на передний план выходят теоретические работы. Возникает необходимость быстрых преобразований в системе образования, в разработке путей, соответствующих новым социальным условиям. Центральной задачей становится формирование личности, способной самостоятельно принимать решения и разрешать вопросы в самых разных ситуациях.
Система образования – специфическая область социальной жизни и социального развития региона. Ее основой является высшее педагогическое образование, во многом формирующее образовательный потенциал региона.
Современная тенденция российского педагогического образования – непрерывное образование, направленное на создание личности необходимых социально-экономических и педагогических условий для обучения на протяжении всей жизни. Такой подход будет способствовать объективным потребностям общества и личности. Конструктивной основой непрерывного образования является педагогика, ее возможность обеспечивать непрерывность обучения человека на различных возрастных стадиях его жизни [5, с. 56].
Педагогическое образование, как и любое профессиональное образование, предполагает свободу индивидуальности в выборе профессии, формы обучения (дневное, заочное), образовательного учреждения, возможности осуществлять профессиональное саморазвитие, самообразование, самоопределение. Все это представляет основу для организации собственно профессионального развития личности средствами педагогического образования, умения строить образовательный процесс согласно своим целям и интересам с учетом личностных особенностей. Одна из особенностей современного образования – подготовка конкурентоспособных выпускников. Вхождение России в Болонский процесс обусловливает создание единого европейского образовательного пространства. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина вносит вклад в подготовку конкурентоспособного выпускника, исходя из требований Болонского процесса. С этой целью открыта подготовка бакалавров на всех факультетах университета, разрабатываются учебные планы, учебные программы, готовятся методические комплексы. Это, бесспорно, найдет отражение в реализации подготовки конкурентоспособной личности не только в условиях региона, но и за его пределами.
Современная тенденция российского педагогического образования – непрерывное образование, направленное на создание личности необходимых социально-экономических и педагогических условий для обучения на протяжении всей жизни. Такой подход будет способствовать объективным потребностям общества и личности. Конструктивной основой непрерывного образования является педагогика, ее возможность обеспечивать непрерывность обучения человека на различных возрастных стадиях его жизни [5, с. 56].
Педагогическое образование, как и любое профессиональное образование, предполагает свободу индивидуальности в выборе профессии, формы обучения (дневное, заочное), образовательного учреждения, возможности осуществлять профессиональное саморазвитие, самообразование, самоопределение. Все это представляет основу для организации собственно профессионального развития личности средствами педагогического образования, умения строить образовательный процесс согласно своим целям и интересам с учетом личностных особенностей. Одна из особенностей современного образования – подготовка конкурентоспособных выпускников. Вхождение России в Болонский процесс обусловливает создание единого европейского образовательного пространства. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина вносит вклад в подготовку конкурентоспособного выпускника, исходя из требований Болонского процесса. С этой целью открыта подготовка бакалавров на всех факультетах университета, разрабатываются учебные планы, учебные программы, готовятся методические комплексы. Это, бесспорно, найдет отражение в реализации подготовки конкурентоспособной личности не только в условиях региона, но и за его пределами.
Процесс стремительного появления, развития, совершенствования и смены устаревающих информационных технологий происходит непрерывно и приводит к тому, что использование современных компьютерных, сетевых и программных средств требует постоянного изучения новой информации, получения новых знаний, повышения квалификации в данной области, как специалистов, так и прикладных пользователей. При этом подготовка специалистов в области информационных технологий должна быть опережающей. В России работа по повышению квалификации работников образования в области информационных технологий ведется уже более 30 лет.
Анализ исследований показал, что в различных образовательных учреждениях Российской Федерации деятельность по организации и проведению повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий проводится, в основном, по следующим направлениям:
• анкетирование, интервьюирование слушателей с целью выбора наиболее эффективной для конкретного случая программы повышения квалификации;
• разработка методических основ переподготовки кадров, включая инвариантные компоненты информационных ресурсов, дифференцированный подход к обучению, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого, психологические аспекты и др.;
• использование системного подхода в формировании образовательных программ повышения квалификации в области ИКТ и ДО;
• мониторинг образовательных программ переподготовки кадров;
• обучение специалистов предприятий, организаций, учреждений по разработанным курсам повышения квалификации в области различных форм и методов использования информационных ресурсов и технологий;
• проведение регулярных тематических семинаров и курсовтренингов по заявленной тематике, включая внутриуниверситетские, городские, республиканские, всероссийские и международные;
Анализ исследований показал, что в различных образовательных учреждениях Российской Федерации деятельность по организации и проведению повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий проводится, в основном, по следующим направлениям:
• анкетирование, интервьюирование слушателей с целью выбора наиболее эффективной для конкретного случая программы повышения квалификации;
• разработка методических основ переподготовки кадров, включая инвариантные компоненты информационных ресурсов, дифференцированный подход к обучению, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого, психологические аспекты и др.;
• использование системного подхода в формировании образовательных программ повышения квалификации в области ИКТ и ДО;
• мониторинг образовательных программ переподготовки кадров;
• обучение специалистов предприятий, организаций, учреждений по разработанным курсам повышения квалификации в области различных форм и методов использования информационных ресурсов и технологий;
• проведение регулярных тематических семинаров и курсовтренингов по заявленной тематике, включая внутриуниверситетские, городские, республиканские, всероссийские и международные;
Знаково-символическое моделирование как форма представления информации, включающая знаки, символы и графику требует знания ее конструктивных элементов. «Уже самый общий анализ показывает, что форма характеризуется пятью основными элементами: точкой, линией, плоской формой, цветом и текстурой. Эти элементы составляют словарь форм, который имеется в нашем распоряжении для графической подачи информации» [1: 28].
Визуальный язык, по мнению У. Боумена, имеет не только «словарь элементов формы, но и грамматику пространственной организации, идиомы объемной перспективы и синтаксис фразировки образов» [1: 27]. Предлагая словарь знаково-символической формы информации, этот автор дает полную характеристику его элементов, которая значима для организации учебного моделирования. В графической практике точка имеет различные размеры, формы и цветовой тон, тем самым она выступает в качестве символа. Линия как одномерное образование указывает направление, протяженность или движение. Линейная форма может варьироваться по толщине, длине, структуре, характеру, насыщенности и направлению. Плоская форма – двумерное образование, которое используется для обозначения контура, площади, очертания, обрамления. Они могут сочетаться друг с другом и вызывать представление о большой простой фигуре. Цвет является средством для выделения значимости элементов моделей и лучшего их восприятия, осмысления и запоминания. Текстура образуется скоплением малых частичек в определенную систему, визуальный характер которой зависит от всего этого скопления в целом.
Визуальный язык, по мнению У. Боумена, имеет не только «словарь элементов формы, но и грамматику пространственной организации, идиомы объемной перспективы и синтаксис фразировки образов» [1: 27]. Предлагая словарь знаково-символической формы информации, этот автор дает полную характеристику его элементов, которая значима для организации учебного моделирования. В графической практике точка имеет различные размеры, формы и цветовой тон, тем самым она выступает в качестве символа. Линия как одномерное образование указывает направление, протяженность или движение. Линейная форма может варьироваться по толщине, длине, структуре, характеру, насыщенности и направлению. Плоская форма – двумерное образование, которое используется для обозначения контура, площади, очертания, обрамления. Они могут сочетаться друг с другом и вызывать представление о большой простой фигуре. Цвет является средством для выделения значимости элементов моделей и лучшего их восприятия, осмысления и запоминания. Текстура образуется скоплением малых частичек в определенную систему, визуальный характер которой зависит от всего этого скопления в целом.
Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей, депатриотизацией, утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество.
Значимость этой проблемы определяется также тем, что от ее решения во многом зависит будущее России, приобретение страной национальной идеи, а обществом – новой идеологии, органической частью которой, ее точкой опоры является патриотизм. В патриотизме находят отражение идеи государственности, национального и религиозного единства, защиты Отечества, заботы о его процветании. Верно отмечено, что патриотическое сознание играет огромную роль «в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального климата» [4].
Действительно, в условиях радикальных экономических преобразований в стране, глубоких изменений в общественнополитической сфере оказалась фактически разваленной сложившаяся ранее система воспитания молодежи. Произошедшие в нашем обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальной ценности нашего народа. Понятие патриотизма в известной степени девальвировалось.
Значимость этой проблемы определяется также тем, что от ее решения во многом зависит будущее России, приобретение страной национальной идеи, а обществом – новой идеологии, органической частью которой, ее точкой опоры является патриотизм. В патриотизме находят отражение идеи государственности, национального и религиозного единства, защиты Отечества, заботы о его процветании. Верно отмечено, что патриотическое сознание играет огромную роль «в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального климата» [4].
Действительно, в условиях радикальных экономических преобразований в стране, глубоких изменений в общественнополитической сфере оказалась фактически разваленной сложившаяся ранее система воспитания молодежи. Произошедшие в нашем обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальной ценности нашего народа. Понятие патриотизма в известной степени девальвировалось.
В условиях глобализации в российском обществе происходит постепенное принятие западного антропологического стандарта, что приводит к нивелированию ценностей отечественной культуры и их замены на западные, поэтому всё актуальней становится проблема сохранения российской культуры. Особое значение имеет сохранение влияния отечественных ценностей в период становления мировоззрения человека, что характерно для старшего подросткового и юношеского этапов формирования личности. В эти возрастные периоды необходима целенаправленная работа по воспитанию национального достоинства человека. Процесс осмысленной национальной самоидентификации, приобщение к национальным ценностям, освоение диалога культур как основы межнациональных отношений наиболее эффективно проходит в клубном пространстве, обеспечивающем условия совместной творческой деятельности и свободного общения. Вместе с тем недостаточно исследованы возможности использования клубного пространства для решения этих задач.
При разработке модели воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клубной деятельности мы опирались на общеметодологические принципы: 1) всеобщей связи и отношений между педагогическими явлениями или процессами (причинноследственной зависимости); 2) развития педагогического объекта как системы путем разрешения противоречий, изменения качественных и количественных его параметров; 3) трансформации известных объектов в процессе развития педагогической реальности;
4) сочетания объективности и субъективности в анализе и описании образовательной практики, проектировании и прогнозировании возможных изменений [1]. Решение обозначенной задачи потребовало построения многоплановой модели. Поэтому при её проектировании
использовались системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный методологические подходы.
При разработке модели воспитания национального достоинства старшеклассников в условиях клубной деятельности мы опирались на общеметодологические принципы: 1) всеобщей связи и отношений между педагогическими явлениями или процессами (причинноследственной зависимости); 2) развития педагогического объекта как системы путем разрешения противоречий, изменения качественных и количественных его параметров; 3) трансформации известных объектов в процессе развития педагогической реальности;
4) сочетания объективности и субъективности в анализе и описании образовательной практики, проектировании и прогнозировании возможных изменений [1]. Решение обозначенной задачи потребовало построения многоплановой модели. Поэтому при её проектировании
использовались системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный методологические подходы.
Появление новых форм переработки и получения информации, расширение и усложнение социального опыта обусловили значимость исследовательской компетентности педагога. Компетентностный подход в образовании позволяет рассматривать исследовательскую компетентность как основной компонент профессионализма учителя.
Необходимость овладения студентами исследовательской компетентности связана с характером профессиональной деятельности современного учителя.
Задача студента как будущего учителя – организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать и применять полученные знания на практике. Все это определяет необходимость целенаправленного формирования исследовательской компетентности у студентов педагогических вузов.
Исследовательскую компетентность специалиста в области образования некоторые авторы рассматривают как неотъемлемый компонент общей и профессиональной образованности специалиста через взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций, которые наполняют ее содержательно [10]. Исследовательская компетентность включает в себя, во-первых, наличие необходимых знаний, сформированность умений, наличие объективного представления о себе, структурированного как самоэффективность по решению задач в реальной среде образования, мотивацию к научной деятельности; во-вторых, набор личностных качеств, необходимых для проведения исследований индивидуального и коллективного характера, обсуждения и представления их результатов. Она характеризует следующие умения обучаемых:
• адаптироваться в условиях профессиональной деятельности;
• личностно и профессионально самореализовываться;
• строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и отношения;
• продолжать свое образование (основное и дополнительное) на основе овладения: оригинальными источниками профессиональной информации;
Необходимость овладения студентами исследовательской компетентности связана с характером профессиональной деятельности современного учителя.
Задача студента как будущего учителя – организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать и применять полученные знания на практике. Все это определяет необходимость целенаправленного формирования исследовательской компетентности у студентов педагогических вузов.
Исследовательскую компетентность специалиста в области образования некоторые авторы рассматривают как неотъемлемый компонент общей и профессиональной образованности специалиста через взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций, которые наполняют ее содержательно [10]. Исследовательская компетентность включает в себя, во-первых, наличие необходимых знаний, сформированность умений, наличие объективного представления о себе, структурированного как самоэффективность по решению задач в реальной среде образования, мотивацию к научной деятельности; во-вторых, набор личностных качеств, необходимых для проведения исследований индивидуального и коллективного характера, обсуждения и представления их результатов. Она характеризует следующие умения обучаемых:
• адаптироваться в условиях профессиональной деятельности;
• личностно и профессионально самореализовываться;
• строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и отношения;
• продолжать свое образование (основное и дополнительное) на основе овладения: оригинальными источниками профессиональной информации;
Значительные изменения приоритетов образования в мире за последние годы (переориентация на компетентный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в новых программах международного образовательного мониторинга, послужив очередным толчком к пересмотру и обновлению педагогической деятельности в России. За основу была взята идея преодоления так называемого массового образования – общемировая закономерность, отмеченная еще в 70-е гг. ХХ в. крупнейшим американским футурологом Элвином Тоффлером.
Массовое образование, считает Э. Тоффлер [7], было гениальным изобретением, сконструированным индустриализмом: процесс собирания масс учащихся (сырья) для воздействия на них учителей (работников) в централизованно расположенных школах (фабриках). Ученик не просто запоминал факты, которые он мог использовать позже, он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстояло жить в будущем. Отсюда строгая регламентация жизни,
пренебрежение индивидуальностью, жесткие схемы принадлежности к какому-либо месту, группе, рангу или сорту, авторитарная роль учителя и т. д.
Иного требует современная жизнь. Ей уже нужны не миллионы поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах, не люди, которые выполняют указания, не задумываясь об их смысле, так как для них цена хлеба «насущного» – это механическое подчинение власти. Она, жизнь, испытывает потребность в человеке, который может принимать критические решения, находить свой профессиональный путь и достаточно быстро устанавливать деловые отношения в меняющейся реальности.
Массовое образование, считает Э. Тоффлер [7], было гениальным изобретением, сконструированным индустриализмом: процесс собирания масс учащихся (сырья) для воздействия на них учителей (работников) в централизованно расположенных школах (фабриках). Ученик не просто запоминал факты, которые он мог использовать позже, он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстояло жить в будущем. Отсюда строгая регламентация жизни,
пренебрежение индивидуальностью, жесткие схемы принадлежности к какому-либо месту, группе, рангу или сорту, авторитарная роль учителя и т. д.
Иного требует современная жизнь. Ей уже нужны не миллионы поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах, не люди, которые выполняют указания, не задумываясь об их смысле, так как для них цена хлеба «насущного» – это механическое подчинение власти. Она, жизнь, испытывает потребность в человеке, который может принимать критические решения, находить свой профессиональный путь и достаточно быстро устанавливать деловые отношения в меняющейся реальности.