Процесс стремительного появления, развития, совершенствования и смены устаревающих информационных технологий происходит непрерывно и приводит к тому, что использование современных компьютерных, сетевых и программных средств требует постоянного изучения новой информации, получения новых знаний, повышения квалификации в данной области, как специалистов, так и прикладных пользователей. При этом подготовка специалистов в области информационных технологий должна быть опережающей. В России работа по повышению квалификации работников образования в области информационных технологий ведется уже более 30 лет.
Анализ исследований показал, что в различных образовательных учреждениях Российской Федерации деятельность по организации и проведению повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий проводится, в основном, по следующим направлениям:
• анкетирование, интервьюирование слушателей с целью выбора наиболее эффективной для конкретного случая программы повышения квалификации;
• разработка методических основ переподготовки кадров, включая инвариантные компоненты информационных ресурсов, дифференцированный подход к обучению, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого, психологические аспекты и др.;
• использование системного подхода в формировании образовательных программ повышения квалификации в области ИКТ и ДО;
• мониторинг образовательных программ переподготовки кадров;
• обучение специалистов предприятий, организаций, учреждений по разработанным курсам повышения квалификации в области различных форм и методов использования информационных ресурсов и технологий;
• проведение регулярных тематических семинаров и курсовтренингов по заявленной тематике, включая внутриуниверситетские, городские, республиканские, всероссийские и международные;
• проведение стажировок преподавателей в российских и зарубежных вузах по заявленной тематике и обязательных семинаров по результатам стажировок;
• активное участие в республиканских, российских и международных конференциях, посвященных заявленной тематике переподготовки кадров и обязательных семинаров по результатам участия в конференциях.
К образовательным программам дополнительного профессионального образования в области современных информационных и образовательных технологий относятся программы профессиональной переподготовки; повышения квалификации; краткосрочные семинары и курсы (курсовое обучение).
Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования осуществляется различными формами и методами: очно-заочная, очно-дистанционная; дистанционная; проблемные курсы; стажировки; обучение по индивидуальным планам; тематическое индивидуальное консультирование.
Развитие дистанционного обучения в системе переподготовки кадров в системе образования Российской Федерации позволяет эффективно использовать не только потенциал специалистов образовательных учреждений непосредственно, но и специалистов предприятий, организаций различного профиля как республиканских и российских, так и зарубежных с помощью современных сетевых
технологий on-line и проведения удаленного учебного процесса в «виртуальной» образовательной среде.
Основным правилом, положенным в основу разработки учебных программ дополнительного профессионального образования (ДПО), является максимальное удовлетворение профессиональных интересов и запросов заказчиков и слушателей программ. Во многих образовательных учреждениях повышения квалификации в области ИТ и технологий ДО разработана методика поэтапной подготовки преподавателей.
Первый этап начинается с умения использовать и применять информационные технологии в своей деятельности. Данный шаг дает базовые знания и позволяет преподавателю чувствовать себя достаточно комфортно и в индивидуальном, и в коллаборативном общении. Мнение о том, что только преподаватели с базовым техническим образованием могут применять технологии дистанционного обучения в своей деятельности в ходе исследований было опровергнуто.
Вторым этапом подготовки преподавателей является обучение преподавателей организации своего учебного материала. В качестве программной среды преподавателям предлагается использовать целый ряд отечественных и зарубежных разработок. Изменение концепции обучения и отношение к нему является главной проблемой при обучении преподавателей на этом этапе.
Третьим этапом подготовки специалистов – апробирование созданного курса в учебном процессе. Службы администрирования и сопровождения дистанционных курсов на этом этапе должны уделять определенное время работе с авторами курсов с целью повышению базовой подготовки самих преподавателей по использованию разработанных курсов.
Анализ программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ в России показал, что их на сегодня существует огромное множество, однако каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует образовательные программы повышения квалификации. Чаще всего эти программы связаны с конкретным списком программного обеспечения и имеющейся технической базой этого учреждения и не формируют целостную систему обучения. Среди этих программ можно перечислить наиболее распространенные: «Разработка мультимедиа-презентаций в MS
PowerPoint», «MS Outlook как средство интерактивного общения»,
«Методика работы с использованием электронных мультимедийных учебников» и другие. Однако обучение по такого рода разрозненным программам повышения квалификации не дает целостной картины учебного процесса с использованием технологий ДО, включающей планирование учебных занятий, следование нескольким траекториям обучения в одной учебной группе, индивидуальный подход к учащемуся и т. д.
Для освоения технологий дистанционного обучения в контексте реализации компетентностного подхода к профессиональному обучению, особенно в условиях разработки образовательных программ повышения квалификации, необходимо создание и использование методической системы подготовки преподавателей, формирующей
ключевые компетенции на основе курса, который бы решал проблему не только изучения технологии дистанционного обучения, но и освоения комплексной программной среды, позволяющей реализовать все этапы учебного процесса.
В связи с широким применением средств телекоммуникации и дистанционных форм обучения, особое место среди информационных и коммуникационных технологий отводится электронным учебным материалам и средствам их разработки и применения. Владение основными принципами функционирования и разработки таких материалов позволит преподавателю адекватно выбрать и эффективно использовать компьютерные средства обучения, активно участвовать в самом процессе разработки электронных дидактических материалов, а в дальнейшем – в системе дистанционного обучения с использованием Internet-технологий.
Все вышесказанное определяет цели переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
• сформировать представления о технологии построения электронных образовательных ресурсов и отбора соответствующих аппаратных и программных средств;
• сформировать умения использования таких ресурсов в учебном процессе.
В основу построения процесса ДПО положена методическая система обучения (МСО). На этапе проектирования данной системы обобщающими теоретическими положениями являются принципы отбора содержания обучения. Именно они направляют деятельность по разработке МСО.
В соответствии с выбранной моделью процесса обучения основным принципом отбора содержания обучения считается принцип системного подхода. С одной стороны, он предполагает исследование содержания обучения как системы и выступает как средство отбора элементов содержания, их описания и описания их взаимодействия, определения законов функционирования и направлений развития. С другой стороны, системный подход определяет этапы
самого процесса отбора:
• выделить и описать содержание как систему и окружающую его среду;
• проанализировать структуру содержания и оптимизировать ее;
• проанализировать функционирование содержания.
Особенности организации повышения квалификации и переподготовки специалистов определяются особенностями обучения взрослых, а именно: активной позицией слушателей; готовностью учиться, определяемой их потребностью в решении профессиональных проблем; преобладанием самостоятельных форм работы.
Таким образом, отбор содержания обучения осуществляется в соответствии с принципом проблемно-деятельностного обучения. Профессиональная подготовка специалистов в первую очередь основана на решении типовых профессиональных проблем, служащих источником последовательности учебных проблем, которые выбираются в качестве единицы проектирования и развертывания содержания. Исследуя такие учебные задачи, слушатели не только приобретают определенные знания, умения и навыки, но и накапливают опыт самостоятельного поиска решений. Формируя учебные проблемы разной сложности, можно обеспечить индивидуализацию обучения, т. е. предложить слушателю содержание в соответствие с его уровнем подготовки.
Данный принцип, определяя логику построения содержания, требует также особой организации учебного процесса, приоритет отдается активным методам обучения и разработке комплекса учебных и методических материалов.
Например, в рамках образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» рассматривается решение следующих учебных задач:
• построение графа содержания образовательного электронного ресурса;
• разработка образовательного электронного издания и требования к его оформлению;
• разработка учебно-методического комплекса (УМК) и реализация его компонентов в среде дистанционного обучения в среде WebCT;
• организация самостоятельной деятельности учащихся;
• разработка календаря занятий;
• организация обратной связи в среде W ebCT;
• управление студентами в среде WebCT.
Источником перечисленных задач при проектировании указанной образовательной программы стали координирующая роль и функции тьютора дистанционного обучения:
• отбор участников процесса дистанционного обучения;
• интегрирование различных видов деятельности в рамках дистанционного обучения;
• технология разработки и создание электронных учебных материалов;
• технология разработки и создание дистанционных курсов;
• методическая подготовка и проведение групповых занятийпрактикумов (в очном и дистанционном вариантах);
• помощь в выполнении аттестационных работ, их проверка и оценка.
Содержание обучения формируется по модульному принципу.
«Учебный модуль – это составляющая учебного процесса, обладающая содержательной целостностью, имеющая цели обучения данному содержанию, и технологическое обеспечение, включающее соответствующие организационные формы обучения и систему контроля и самоконтроля» [3: 273–274].
Модульная технология обучения обладает рядом отличительных характеристик. Обучающий модуль имеет определенную структуру, основным его ядром является информационное обеспечение теоретической и практической части модуля. Обучение базируется на работе с соответствующим учебно-методическим комплексом, который построен также по модульному принципу. Предлагаемая структура модуля способствует установлению его внутренних и внешних связей и позволяет сформулировать рекомендации по изучению предлагаемого содержания.
Весь процесс основан на открытых диагностично поставленных целях и предполагает наличие в учебно-методическом комплексе материалов для тренинга, самоконтроля и итогового контроля. Правило «открытых целей» обеспечивает слушателя текущей и перспективной программой деятельности.
Содержание каждого модуля может изменяться или дополняться, а конструирование исходных модулей позволяет создавать новые модули.
Такое построение учебного процесса способствует не только преобладанию самостоятельных форм работы, но и позволяет организовать дифференцированную самостоятельную работу, разработать для каждого слушателя индивидуальный образовательный маршрут.
Например, образовательный маршрут каждого слушателя образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» может быть построен на основе следующих модулей:
• дидактические основы дистанционного обучения и его образовательные ресурсы, который должен сформировать представление о способах организации, разработки и проведения дистанционных курсов;
• технология разработки контролирующих материалов. Данный модуль позволит подготовить специалистов в области дистанционного обучения, владеющих современными методами и технологиями разработки контролирующих материалов и готовых к организации и проведению промежуточной и итоговой аттестации дистанционно в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды;
• технологические основы организации и управления процессом дистанционного обучения. Предложенный модуль посвящен формированию представления об организации системы управления процессом дистанционного обучения.
Формирование содержания образовательной программы в рамках ДПО выполняется на основе принципа межпредметных связей, который предполагает комплексный подход к обучению. Содержание образовательной программы представляет собой совокупность элементов содержания различных учебных дисциплин, имеющих отношение к стандарту подготовки специалиста по определенной профессиональной программе. Указанный принцип позволяет выделить инвариантный компонент содержания обучения и взаимосвязи между дисциплинами различных циклов.
Например, ключевой проблемой первого и второго модулей образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» является технология создания УМК. Различные аспекты исследования этого вопроса раскрываются в содержании следующих дисциплин государственного образовательного стандарта подготовки будущих учителей «Педагогика», «Педагогические технологии», «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе», «Современные средства оценивания результатов обучения».
Рассмотренные принципы отбора содержания обучения и выполняют нормативную функцию при отборе содержания обучения информационным и коммуникационным технологиям педагогических кадров в рамках дополнительного профессионального образования. В соответствии с совокупностью приведенных принципов была разработана образовательная программа повышения квалификации «Тьютор дистанционного обучения».
Список литературы
1. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
2. Бороненко Т. А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: учеб. пособие. – СПб., 1997. – 99 с.
3. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 128 с.
4. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
5. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернетобучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред.. В. С. Кукушкина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 336 с.
Анализ исследований показал, что в различных образовательных учреждениях Российской Федерации деятельность по организации и проведению повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий проводится, в основном, по следующим направлениям:
• анкетирование, интервьюирование слушателей с целью выбора наиболее эффективной для конкретного случая программы повышения квалификации;
• разработка методических основ переподготовки кадров, включая инвариантные компоненты информационных ресурсов, дифференцированный подход к обучению, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого, психологические аспекты и др.;
• использование системного подхода в формировании образовательных программ повышения квалификации в области ИКТ и ДО;
• мониторинг образовательных программ переподготовки кадров;
• обучение специалистов предприятий, организаций, учреждений по разработанным курсам повышения квалификации в области различных форм и методов использования информационных ресурсов и технологий;
• проведение регулярных тематических семинаров и курсовтренингов по заявленной тематике, включая внутриуниверситетские, городские, республиканские, всероссийские и международные;
• проведение стажировок преподавателей в российских и зарубежных вузах по заявленной тематике и обязательных семинаров по результатам стажировок;
• активное участие в республиканских, российских и международных конференциях, посвященных заявленной тематике переподготовки кадров и обязательных семинаров по результатам участия в конференциях.
К образовательным программам дополнительного профессионального образования в области современных информационных и образовательных технологий относятся программы профессиональной переподготовки; повышения квалификации; краткосрочные семинары и курсы (курсовое обучение).
Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования осуществляется различными формами и методами: очно-заочная, очно-дистанционная; дистанционная; проблемные курсы; стажировки; обучение по индивидуальным планам; тематическое индивидуальное консультирование.
Развитие дистанционного обучения в системе переподготовки кадров в системе образования Российской Федерации позволяет эффективно использовать не только потенциал специалистов образовательных учреждений непосредственно, но и специалистов предприятий, организаций различного профиля как республиканских и российских, так и зарубежных с помощью современных сетевых
технологий on-line и проведения удаленного учебного процесса в «виртуальной» образовательной среде.
Основным правилом, положенным в основу разработки учебных программ дополнительного профессионального образования (ДПО), является максимальное удовлетворение профессиональных интересов и запросов заказчиков и слушателей программ. Во многих образовательных учреждениях повышения квалификации в области ИТ и технологий ДО разработана методика поэтапной подготовки преподавателей.
Первый этап начинается с умения использовать и применять информационные технологии в своей деятельности. Данный шаг дает базовые знания и позволяет преподавателю чувствовать себя достаточно комфортно и в индивидуальном, и в коллаборативном общении. Мнение о том, что только преподаватели с базовым техническим образованием могут применять технологии дистанционного обучения в своей деятельности в ходе исследований было опровергнуто.
Вторым этапом подготовки преподавателей является обучение преподавателей организации своего учебного материала. В качестве программной среды преподавателям предлагается использовать целый ряд отечественных и зарубежных разработок. Изменение концепции обучения и отношение к нему является главной проблемой при обучении преподавателей на этом этапе.
Третьим этапом подготовки специалистов – апробирование созданного курса в учебном процессе. Службы администрирования и сопровождения дистанционных курсов на этом этапе должны уделять определенное время работе с авторами курсов с целью повышению базовой подготовки самих преподавателей по использованию разработанных курсов.
Анализ программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ в России показал, что их на сегодня существует огромное множество, однако каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует образовательные программы повышения квалификации. Чаще всего эти программы связаны с конкретным списком программного обеспечения и имеющейся технической базой этого учреждения и не формируют целостную систему обучения. Среди этих программ можно перечислить наиболее распространенные: «Разработка мультимедиа-презентаций в MS
PowerPoint», «MS Outlook как средство интерактивного общения»,
«Методика работы с использованием электронных мультимедийных учебников» и другие. Однако обучение по такого рода разрозненным программам повышения квалификации не дает целостной картины учебного процесса с использованием технологий ДО, включающей планирование учебных занятий, следование нескольким траекториям обучения в одной учебной группе, индивидуальный подход к учащемуся и т. д.
Для освоения технологий дистанционного обучения в контексте реализации компетентностного подхода к профессиональному обучению, особенно в условиях разработки образовательных программ повышения квалификации, необходимо создание и использование методической системы подготовки преподавателей, формирующей
ключевые компетенции на основе курса, который бы решал проблему не только изучения технологии дистанционного обучения, но и освоения комплексной программной среды, позволяющей реализовать все этапы учебного процесса.
В связи с широким применением средств телекоммуникации и дистанционных форм обучения, особое место среди информационных и коммуникационных технологий отводится электронным учебным материалам и средствам их разработки и применения. Владение основными принципами функционирования и разработки таких материалов позволит преподавателю адекватно выбрать и эффективно использовать компьютерные средства обучения, активно участвовать в самом процессе разработки электронных дидактических материалов, а в дальнейшем – в системе дистанционного обучения с использованием Internet-технологий.
Все вышесказанное определяет цели переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
• сформировать представления о технологии построения электронных образовательных ресурсов и отбора соответствующих аппаратных и программных средств;
• сформировать умения использования таких ресурсов в учебном процессе.
В основу построения процесса ДПО положена методическая система обучения (МСО). На этапе проектирования данной системы обобщающими теоретическими положениями являются принципы отбора содержания обучения. Именно они направляют деятельность по разработке МСО.
В соответствии с выбранной моделью процесса обучения основным принципом отбора содержания обучения считается принцип системного подхода. С одной стороны, он предполагает исследование содержания обучения как системы и выступает как средство отбора элементов содержания, их описания и описания их взаимодействия, определения законов функционирования и направлений развития. С другой стороны, системный подход определяет этапы
самого процесса отбора:
• выделить и описать содержание как систему и окружающую его среду;
• проанализировать структуру содержания и оптимизировать ее;
• проанализировать функционирование содержания.
Особенности организации повышения квалификации и переподготовки специалистов определяются особенностями обучения взрослых, а именно: активной позицией слушателей; готовностью учиться, определяемой их потребностью в решении профессиональных проблем; преобладанием самостоятельных форм работы.
Таким образом, отбор содержания обучения осуществляется в соответствии с принципом проблемно-деятельностного обучения. Профессиональная подготовка специалистов в первую очередь основана на решении типовых профессиональных проблем, служащих источником последовательности учебных проблем, которые выбираются в качестве единицы проектирования и развертывания содержания. Исследуя такие учебные задачи, слушатели не только приобретают определенные знания, умения и навыки, но и накапливают опыт самостоятельного поиска решений. Формируя учебные проблемы разной сложности, можно обеспечить индивидуализацию обучения, т. е. предложить слушателю содержание в соответствие с его уровнем подготовки.
Данный принцип, определяя логику построения содержания, требует также особой организации учебного процесса, приоритет отдается активным методам обучения и разработке комплекса учебных и методических материалов.
Например, в рамках образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» рассматривается решение следующих учебных задач:
• построение графа содержания образовательного электронного ресурса;
• разработка образовательного электронного издания и требования к его оформлению;
• разработка учебно-методического комплекса (УМК) и реализация его компонентов в среде дистанционного обучения в среде WebCT;
• организация самостоятельной деятельности учащихся;
• разработка календаря занятий;
• организация обратной связи в среде W ebCT;
• управление студентами в среде WebCT.
Источником перечисленных задач при проектировании указанной образовательной программы стали координирующая роль и функции тьютора дистанционного обучения:
• отбор участников процесса дистанционного обучения;
• интегрирование различных видов деятельности в рамках дистанционного обучения;
• технология разработки и создание электронных учебных материалов;
• технология разработки и создание дистанционных курсов;
• методическая подготовка и проведение групповых занятийпрактикумов (в очном и дистанционном вариантах);
• помощь в выполнении аттестационных работ, их проверка и оценка.
Содержание обучения формируется по модульному принципу.
«Учебный модуль – это составляющая учебного процесса, обладающая содержательной целостностью, имеющая цели обучения данному содержанию, и технологическое обеспечение, включающее соответствующие организационные формы обучения и систему контроля и самоконтроля» [3: 273–274].
Модульная технология обучения обладает рядом отличительных характеристик. Обучающий модуль имеет определенную структуру, основным его ядром является информационное обеспечение теоретической и практической части модуля. Обучение базируется на работе с соответствующим учебно-методическим комплексом, который построен также по модульному принципу. Предлагаемая структура модуля способствует установлению его внутренних и внешних связей и позволяет сформулировать рекомендации по изучению предлагаемого содержания.
Весь процесс основан на открытых диагностично поставленных целях и предполагает наличие в учебно-методическом комплексе материалов для тренинга, самоконтроля и итогового контроля. Правило «открытых целей» обеспечивает слушателя текущей и перспективной программой деятельности.
Содержание каждого модуля может изменяться или дополняться, а конструирование исходных модулей позволяет создавать новые модули.
Такое построение учебного процесса способствует не только преобладанию самостоятельных форм работы, но и позволяет организовать дифференцированную самостоятельную работу, разработать для каждого слушателя индивидуальный образовательный маршрут.
Например, образовательный маршрут каждого слушателя образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» может быть построен на основе следующих модулей:
• дидактические основы дистанционного обучения и его образовательные ресурсы, который должен сформировать представление о способах организации, разработки и проведения дистанционных курсов;
• технология разработки контролирующих материалов. Данный модуль позволит подготовить специалистов в области дистанционного обучения, владеющих современными методами и технологиями разработки контролирующих материалов и готовых к организации и проведению промежуточной и итоговой аттестации дистанционно в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды;
• технологические основы организации и управления процессом дистанционного обучения. Предложенный модуль посвящен формированию представления об организации системы управления процессом дистанционного обучения.
Формирование содержания образовательной программы в рамках ДПО выполняется на основе принципа межпредметных связей, который предполагает комплексный подход к обучению. Содержание образовательной программы представляет собой совокупность элементов содержания различных учебных дисциплин, имеющих отношение к стандарту подготовки специалиста по определенной профессиональной программе. Указанный принцип позволяет выделить инвариантный компонент содержания обучения и взаимосвязи между дисциплинами различных циклов.
Например, ключевой проблемой первого и второго модулей образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» является технология создания УМК. Различные аспекты исследования этого вопроса раскрываются в содержании следующих дисциплин государственного образовательного стандарта подготовки будущих учителей «Педагогика», «Педагогические технологии», «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе», «Современные средства оценивания результатов обучения».
Рассмотренные принципы отбора содержания обучения и выполняют нормативную функцию при отборе содержания обучения информационным и коммуникационным технологиям педагогических кадров в рамках дополнительного профессионального образования. В соответствии с совокупностью приведенных принципов была разработана образовательная программа повышения квалификации «Тьютор дистанционного обучения».
Список литературы
1. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
2. Бороненко Т. А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: учеб. пособие. – СПб., 1997. – 99 с.
3. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 128 с.
4. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
5. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернетобучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.
6. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред.. В. С. Кукушкина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 336 с.
Источник: И. Н. Пальчикова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи