Воспитание патриотизма подрастающего поколения

Наука » Педагогика
Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей, депатриотизацией, утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество.
Значимость этой проблемы определяется также тем, что от ее решения во многом зависит будущее России, приобретение страной национальной идеи, а обществом – новой идеологии, органической частью которой, ее точкой опоры является патриотизм. В патриотизме находят отражение идеи государственности, национального и религиозного единства, защиты Отечества, заботы о его процветании. Верно отмечено, что патриотическое сознание играет огромную роль «в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального климата» [4].
Действительно, в условиях радикальных экономических преобразований в стране, глубоких изменений в общественнополитической сфере оказалась фактически разваленной сложившаяся ранее система воспитания молодежи. Произошедшие в нашем обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальной ценности нашего народа. Понятие патриотизма в известной степени девальвировалось.

Чувство гордости за свою страну притупилось. Проявилась устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Проведенные социологические исследования показали, что более 90 % призывников не хотят служить в армии, более половины из них не намерены связывать свою жизнь с армией ни при каких обстоятельствах, что в несколько раз больше, чем в 80-е годы минувшего века.
Следует подчеркнуть крайне негативную роль средств массовой информации, которые порой фальсифицируют прошлое, в том числе историю Великой Отечественной войны [5], целенаправленно разрушая тем самым духовность молодежи, восхваляют страсть к наживе, культ насилия, искажают суть патриотизма, более того, вытравливают его из сознания подрастающего поколения, что в конечном счете приводит к уничтожению национального сознания россиян, их государственности, деформированию культуры России. Эти силы «настойчивы, последовательны и очень хорошо понимают, что главные реформы нужно провести не в экономике, а в головах русских» [11].
Для ряда передач СМИ характерно не только искажение героического прошлого. Немало отечественных аналитиков отмечают, что
«в нашей журналистике болезнь бесчувствия, вытеснения морали зашла слишком далеко», она «разносит в обществе инфекцию цинизма и ледяного пренебрежения» [10]. Нельзя не согласиться с известным политологом и публицистом В. Костиковым, который пишет: «Сегодня трудно найти фильм или сериал, где бы герои (часто весьма симпатичные) не бухали, …, не кололись. С экранов не сходят сомнительные девицы, единственная заслуга которых состоит в том, что ни успели вовремя заползти в «Мазератти» к счастливому олигарху или в постель к промоутеру [1]. А результат? В социологических опросах, проводимых среди молодежи, лидируют
не ученые и писатели, не Церковь и спортсмены, бизнесмены или политики, а приближенные герои телесериалов и экранные «звезды», которым популярный среди населения президент уступает почти в пять раз [1].
Значительная часть молодежи стала ориентироваться на необходимость «делать деньги» независимо от уровня образования, определенным отчуждением молодежи от школы, ПТУ, вуза [12] снизился потенциал патриотической направленности школьного и вузовского образования. Но именно воспитание в общеобразовательных учреждениях является сегодня одной из важнейших национальных задач, решение которой непосредственным образом затрагивает интересы 40 млн детей и 30 млн молодых людей, более
50 млн их родителей, свыше 2,5 млн учителей общеобразовательных школ, преподавателей профессионально-технических училищ,
техникумов, колледжей, высших гражданских заведений [7].

Особо следует остановиться на негативных переменах, которые произошли в преподавании истории. Изучение истории Отечества имеет принципиальное значение для формирования высоких патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения. По мнению 44 % опрошенных в ходе социологических исследований, стремление к объективным историческим знаниям помогает лучше понять современность, 28 % населения воспринимают исторические знания как непременное условие воспитания детей, а 39 % уверены, что без знания истории невозможно быть культурным человеком [7].
Осмысление истории, прочная историческая память поможет подрастающему поколению осознать, что есть Отечество для каждого человека, ощутить свою связь с его прошлым и настоящим, пробудит патриотические чувства и ответственность за его будущее.
При этом много зависит от того, что представляет собой учебник истории, по которому школьники, студенты познают корни, традиции и достижения нашей страны. Можно констатировать, что в
этом вопросе у нас многие проблемы решены и решаются не в интересах воспитания патриотов своей страны. В 90-е годы прошлого века, в начале ХХI в. в школах страны действовали около 40 учебных пособий по историческим дисциплинам, входящим в федеральный комплекс. Многие из них навязывают школьникам субъективный подход авторов к историческим событиям, а нередко искажают историю России. Например, это характерно для учебника А. Кредера
«Новейшая история ХХ века». Так, вопреки исторической действительности А. Кредер провозглашает СССР «соучастником в развязывании Второй мировой войны». В учебнике проводится линия на принижение роли СССР в разгроме агрессора, а о величайших битвах – Сталинградской и Курской – повествуют всего четыре строки!?
В книге не упомянуто ни одной фамилии наших прославленных полководцев, но зато помещены справки о У. Черчилле, Б. Монтгомери, Д. Эйзенхауэре. В том же духе написан учебник для 10 класса «Новейшая история. ХХ век», выпущенный в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», спонсором которого является Джордж Сорос. Все они в той или иной мере извращают историю страны, нередко в угоду сиюминутной политизации. Подобные же утверждения можно найти и в публикациях, которые иногда рекомендуются студентам. Президент Академии военных наук Махмут Гареев справедливо пишет, что под видом ликвидации «белых пятен» осуществляется фальсификация и пересмотр очевидных фактов. Нашу страну объявляют зачинщиком Второй мировой войны. Раздаются призывы «провести общественный нюрнбергский процесс» с обвинением Советского Союза в развязывании Второй мировой войны, обществу навязывается идея превентивной войны Германии с упреждением попыток Сталина вторжения на территорию Германии, чтобы принести в Европу на штыках социализм [2].
О какой системности воспитания можно говорить, если все обучение истории России в техническом вузе или на негуманитарном факультете ограничивалось рамками одного урезанного семестра. Совсем не случайны в этих условиях ответы респондентов, свидетельствующие о том, что лишь 3 % молодого поколения гордятся страной, а 50 % хотели бы ее навсегда покинуть [9].
Вот почему особое значение в данном вопросе приобретает точка зрения и установка В. В. Путина: «Считаю, что в школе надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку» [8].
Духовность, морально-нравственные качества, формируемые школой, невозможно представить без патриотической жизненной позиции личности. Однако проблема формирования патриотизма личности как воспитательная система, по нашему мнению, еще не имеет теоретического и практического решения. В школе, несомненно, есть ярко выраженные формы патриотического воспитания как в учебном процессе, так и вне его. Но как система вся эта работа еще не сложилась и тем более не имеет массового распространения.
Представляется, что было бы целесообразно разработать комплексную программу воспитания учащихся как системообразующий элемент учебно-воспитательного процесса, включающий в себя лучшие традиции и формы патриотического воспитания. Она должна создаваться на основе системного похода к воспитанию учащихся на основе идеи патриотизма.
Растущее неприятие навязываемых населению гламурных ценностей, ложной морали (РФ вседозволенности) подрывает и ослабляет чувства патриотизма и гражданственности. Лишь 3,1 % опрошенных считают, что нынешняя элита, под которой имеют в виду правительство, способна решить задачи, стоящие перед страной [6].
Державный патриотизм способен объединить нацию в единое целое. В этой связи тезисы В. В. Путина и Д. А. Медведева о справедливости в посланиях Федеральному собранию РФ 2005, 2006 и
2007, 2008 годов дают основания надеяться, что во всех структурах государства сложится необходимое понимание того, что патриотизм граждан – продукт государственной системы, он тесно связан с сущностью власти, социально-экономическими основами общества. И конечно, примеры патриотизма обязаны подавать национальная элита и, прежде всего, высшие государственные чиновники.

Список литературы
1. Аргументы и факты. – 2006. – № 50. – С. 6.
2. Гареев М. Урок истории на уроках в школе // Свободная мысль. – 1998. – № 3. – С. 31.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010годы».
4. Ежов М. В., Ежова Г. В. История Отечества и ее роль в патриотическом воспитании: сб. ст. // Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18 апр. 2008 г. – С. 67.
5. Кузин В. И. Новая мифология о Великой Отечественной войне в средствах массовой информации // Великая Отечественная. Правда и вымысел – СПб., 2000. – С. 84–85.
6. Культура. – 2006. – 15 янв. – С. 4.
7. Новая и новейшая история. – 2000. – № 4. – С. 12.
8. Российская газета. – 2006. – 11 мая.
9. Cанкт-Петербургские ведомости. – 2000. – 10 нояб.
10. Санкт-Петербургские ведомости. – 2005. – 17 авг. – С. 3
11. Советская Россия. – 2000. – 23 нояб.
12. Формирование патриотизма у учащейся молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. – СПб.: Пушкин, 2001. – С. 151.

Источник: М. И. Фролов, М. В. Кузенкова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.