Благодаря деятельности демократически настроенных педагогов Д.Д.Семенова, В.И.Водовозова, Д.Н.Модзалевского и ряда других происходит постепенное становление народно-национальной школы. Основоположником народной школы в России считается К.Д.Ушинский (1824-1871), который положил в основу всей системы образования интересы родины и своего народа. Основной задачей образования он считал подготовку человека к труду, к жизни. Сформулированный им принцип народности в образовании означает обязательность обучения для всех поколений в соответствии с экономическими, общественно-политическими и культурно-просветительскими интересами. Андрагогическое значение имеет положение Ушинского, о поощрении сознательности в обучении и индивидуальной активности. Следует отметить его поддержку воскресных школ, в которых могли обучаться как дети, так и взрослые.
Однако, новая педагогика вступила в конфликт с государственной школой николаевской эпохи, которая ставила целью подготовку законопослушного верноподданного сообразно его сословию. В это же время появляется получившая большую известность статья Н.И.Пирогова (1810-1881) “Вопросы жизни” (1856), в которой отстаивались принципы народности образования. По инициативе и при непосредственном участии великого медика был открыт ряд воскресных школ, которые были ориентированы на образовательные потребности народа.
Однако, новая педагогика вступила в конфликт с государственной школой николаевской эпохи, которая ставила целью подготовку законопослушного верноподданного сообразно его сословию. В это же время появляется получившая большую известность статья Н.И.Пирогова (1810-1881) “Вопросы жизни” (1856), в которой отстаивались принципы народности образования. По инициативе и при непосредственном участии великого медика был открыт ряд воскресных школ, которые были ориентированы на образовательные потребности народа.
В сущности говоря, взрослые учились всегда, во все периоды человеческой истории. Учились, по большей части, "чему-нибудь и как-нибудь", без какой-либо рационально построенной системы и заранее поставленной долговременной цели, осваивая те знания и умения, которых от них требовали изменяющиеся обстоятельства повседневной жизни. Довольно-таки затруднительно назвать историческое событие в жизни той или иной страны, положившее начало массовому специально организованному образованию взрослых. Несомненно одно, импульсом к такому его развитию могли стать только события и процессы общенационального или даже глобального масштаба, глубоко затрагивающие все стороны и сферы жизни общества.
Для России таким событием скорее всего явилось введение христианства, ставшее в значительной мере поворотным пунктом в ее истории. Обряду крещения (обращения в новую веру) подвергались взрослые граждане Древней Руси. На них же были ориентированы многочисленные, как бы теперь сказали, разъяснительные мероприятия. Потребность в большом числе священнослужителей также удовлетворялась посредством "специализированного" обучения новообращенных. Священник был учителем людей всех возрастов. Местом учебы для детей являлся дом, а для взрослых – храм.
Таким образом, есть определенные основания говорить о 1000-летней истории образования взрослых в России.
Для России таким событием скорее всего явилось введение христианства, ставшее в значительной мере поворотным пунктом в ее истории. Обряду крещения (обращения в новую веру) подвергались взрослые граждане Древней Руси. На них же были ориентированы многочисленные, как бы теперь сказали, разъяснительные мероприятия. Потребность в большом числе священнослужителей также удовлетворялась посредством "специализированного" обучения новообращенных. Священник был учителем людей всех возрастов. Местом учебы для детей являлся дом, а для взрослых – храм.
Таким образом, есть определенные основания говорить о 1000-летней истории образования взрослых в России.
Теория непрерывного образования располагает необходимым набором признаков – системностью представлений, наличием собственных развивающихся понятий, преемственностью и структурированностью знаний - которые позволяют говорить именно о ее научности. В исторической перспективе существует несколько фундаментальных подходов, которые обусловили современное состояние и развитие теории непрерывного образования взрослых. Почти все из рассмотренных в данном разделе материалов включены в государственный стандарт по андрагогике.
Работы Малколма Ноулза (Malcolm Knowles) получили известность благодаря сформулированным в них основным принципам обучения взрослых, которые впоследствии составили ядро андрагогики. Основные из принципов выглядят следующим образом:
· Необходимо раскрывать перед взрослыми учащимися перспективность индивидуального развития и самосовершенствования;
· помогать учащимся осознать их собственный интерес и ожидания от обучения;
· устанавливать связь между проблемами в жизни и возможностями обучения (новая работа, рождение ребенка, развод и т.д.);
· обращаться с учащимися как с личностями, имеющими большой жизненный опыт;
· поощрять атмосферу доверия и взаимопомощи в учебной группе;
Работы Малколма Ноулза (Malcolm Knowles) получили известность благодаря сформулированным в них основным принципам обучения взрослых, которые впоследствии составили ядро андрагогики. Основные из принципов выглядят следующим образом:
· Необходимо раскрывать перед взрослыми учащимися перспективность индивидуального развития и самосовершенствования;
· помогать учащимся осознать их собственный интерес и ожидания от обучения;
· устанавливать связь между проблемами в жизни и возможностями обучения (новая работа, рождение ребенка, развод и т.д.);
· обращаться с учащимися как с личностями, имеющими большой жизненный опыт;
· поощрять атмосферу доверия и взаимопомощи в учебной группе;
Право на образование в любом возрасте - одно из важнейших прав человека. От полноты его реализации решающим образом зависит мера, в какой люди пользуются всеми другими правами и свободами демократического общества. В свою очередь, именно качественное образование придает правам человека осязаемую форму.
Непременное условие успешного воплощения в жизнь всякой образовательной стратегии - наличие законодательной базы, максимально способствующей осуществлению заложенных в ее основу фундаментальных идей и более частных положений. В практике международного права в области образования большинство развитых стран приблизили свое законодательство к моделям, рекомендованным ЮНЕСКО. Право на непрерывное образование - это одно из фундаментальных прав, обеспечивающее активное участие человека в жизни общества и государства, гарантирующее устойчивое развитие на основе соблюдения принципов демократии, равенства социальных возможностей мужчин и женщин, а также научного, экономического и культурного развития, перехода к мирным и правовым средствам разрешения возникающих коллизий
Непременное условие успешного воплощения в жизнь всякой образовательной стратегии - наличие законодательной базы, максимально способствующей осуществлению заложенных в ее основу фундаментальных идей и более частных положений. В практике международного права в области образования большинство развитых стран приблизили свое законодательство к моделям, рекомендованным ЮНЕСКО. Право на непрерывное образование - это одно из фундаментальных прав, обеспечивающее активное участие человека в жизни общества и государства, гарантирующее устойчивое развитие на основе соблюдения принципов демократии, равенства социальных возможностей мужчин и женщин, а также научного, экономического и культурного развития, перехода к мирным и правовым средствам разрешения возникающих коллизий
Право на образование неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на образование. Ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение.
Сегодня основным образовательным учреждением для заключенных является общеобразовательная школа, расположенная на территории исправительного учреждения. Занятия обычно проходят вечером, поскольку в дневное время учащиеся работают. Причем, в последние годы спектр услуг начал постепенно расширяться в направлении дополнительного профессионального образования. Пользуются особым спросом профессии, которые могут понадобиться после освобождения из мест заключения.
По последним данным в России насчитывается около 1092 тыс. граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Эта категория лиц вправе рассчитывать на социальную ре-адаптацию посредством образования. Причем по мере того, как образовательный уровень заключенных постоянно возрастает, следует прогнозировать увеличение мотивации к дальнейшему обучению и участию в профессиональной переподготовке по массовым специальностям.
Сегодня основным образовательным учреждением для заключенных является общеобразовательная школа, расположенная на территории исправительного учреждения. Занятия обычно проходят вечером, поскольку в дневное время учащиеся работают. Причем, в последние годы спектр услуг начал постепенно расширяться в направлении дополнительного профессионального образования. Пользуются особым спросом профессии, которые могут понадобиться после освобождения из мест заключения.
По последним данным в России насчитывается около 1092 тыс. граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Эта категория лиц вправе рассчитывать на социальную ре-адаптацию посредством образования. Причем по мере того, как образовательный уровень заключенных постоянно возрастает, следует прогнозировать увеличение мотивации к дальнейшему обучению и участию в профессиональной переподготовке по массовым специальностям.
Согласно принятой ЮНЕСКО терминологии, образование подразделяется на обычное (normal) и особое (special). Эти международные термины обозначают образовательные учреждения и программы, предназначенные для лиц, отличающихся от обычных учащихся по ряду признаков, препятствующих успешной учебной и трудовой деятельности в обычных условиях (главным образом, по состоянию здоровья). Данная категория учащихся должна быть обеспечена особыми техническими средствами обучения и особыми условиям учебной деятельности. В данную категорию входят следующие группы населения:
инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадаптированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.
Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:
- реабилитационные программы для лиц старше обычного школьного и вузовского возраста;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- общее образование формального и неформального характера.
инвалиды по зрению и слабовидящие; глухие и слабослышащие; лица с дефектами речи; лица с заболеваниями органов движения; с задержкой умственного развития; страдающие психическими расстройствами; социально неадаптированные; плохо владеющие чтением и письмом в силу психического расстройства или иного заболевания.
Программы специального (особого) образования дифференцируются в зависимости от характера инвалидности и от целей, которые они преследуют:
- реабилитационные программы для лиц старше обычного школьного и вузовского возраста;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- общее образование формального и неформального характера.
Роскошь долголетия заключается в том, что чем дольше люди живут, тем больше помощи они требуют. В наиболее богатых странах человеку уходящему на пенсию в 65 предстоит еще пожить в среднем 15 - 20 лет. Сто лет назад до 65 доживали очень не многие, и вопрос о дальнейшем сроке просто не ставился.
Один из подарков ХХ века заключается в возможности старения. Произошло это благодаря, главным образом следующим причинам:
- более здоровые жизненные условия (в том числе, положительные изменения в структуре питания)
- меньший риск инфекционных заболеваний,
- снижение доли тяжелого физического труда.
Однако, уже сегодня правительства многих стран серьезно обеспокоены размерами затрат, которые связаны с увеличивающейся продолжительностью жизни. Речь идет о пересмотре принципов отношения к лицам третьего возраста, причем в условиях, когда каждый четвертый избиратель – пенсионер.
Один из подарков ХХ века заключается в возможности старения. Произошло это благодаря, главным образом следующим причинам:
- более здоровые жизненные условия (в том числе, положительные изменения в структуре питания)
- меньший риск инфекционных заболеваний,
- снижение доли тяжелого физического труда.
Однако, уже сегодня правительства многих стран серьезно обеспокоены размерами затрат, которые связаны с увеличивающейся продолжительностью жизни. Речь идет о пересмотре принципов отношения к лицам третьего возраста, причем в условиях, когда каждый четвертый избиратель – пенсионер.
Переход к рыночной экономике зиждется на повседневном соперничестве, конкурентной борьбе за более полную реализацию частных и групповых интересов. В борьбе, как известно, выигрывает лучше подготовленный. Имея равные с мужчинами права в области образования, женщины не могут в той же мере воспользоваться ими в силу особенностей, наложенных природой и своим положением в семье. Деторождение, уход за детьми и ведение домашнего хозяйства являются существенными факторами, ограничивающими женщину в социальной деятельности, в том числе и в образовании.
Вопросы женского образования имеют свою специфику, выраженную как в содержании образовательных потребностей этой части взрослого населения, так и в формах предоставления образовательных услуг. Исторически, в советском обществе “домашняя вахта” женщин рассматривалась как нечто второго сорта, имеющее низкую общественную оценку. Сейчас, очевидно, восприятие домашнего труда постепенно меняется. У женщин появляется возможность выбора социальной роли от “хранительницы домашнего очага” до “бизнес-вумен” (деловая женщина). Соответственно, меняются возможности и предложения образовательной системы.
К числу наиболее важных направлений женского образования взрослых принято относить:
- содействие при вхождении на рынок труда;
Вопросы женского образования имеют свою специфику, выраженную как в содержании образовательных потребностей этой части взрослого населения, так и в формах предоставления образовательных услуг. Исторически, в советском обществе “домашняя вахта” женщин рассматривалась как нечто второго сорта, имеющее низкую общественную оценку. Сейчас, очевидно, восприятие домашнего труда постепенно меняется. У женщин появляется возможность выбора социальной роли от “хранительницы домашнего очага” до “бизнес-вумен” (деловая женщина). Соответственно, меняются возможности и предложения образовательной системы.
К числу наиболее важных направлений женского образования взрослых принято относить:
- содействие при вхождении на рынок труда;
К этой категории населения относятся выпускники образовательных учреждений, вступающие в самостоятельную жизнь. Они нуждаются в повышенном внимании и социальной поддержке главным образом потому, что не имеют продолжительного жизненного опыта и квалификации, позволяющей успешно действовать в сфере профессиональной занятости. Рынку труда нужна не потенциальная рабочая сила, а уже готовые к выполнению определенных функции работники.
Как показывает опыт, попытки законодательно принудить работодателей к преимущественному найму лиц молодого возраста и к сохранению за ними рабочего места при неблагоприятном изменении экономической конъюнктуры, осязаемого успеха не имеют. Специалисты, только что окончившие учебное заведение, далеко не всегда желаемые фигуры на предприятии, даже если оно реально нуждается в работниках данного профиля. Им необходима дополнительная подготовка, соответствующая требованиям конкретного рабочего места. "Доводка специалиста" - процесс длительный, в сложных видах труда она составляет 5-7 лет и требует неоднократного обращения к услугам специализированных учреждений образования.
Другая сторона проблемы - профессиональный рост работника и его продвижение по ступеням служебной лестницы. В этой связи важное значение для социального самочувствия работника и видения им своих перспектив имеет комплекс мер, составляющих процесс "планирования карьеры". Он оформляется в виде соглашения между работником и работодателем: первый обязуется компетентно и добросовестно работать, систематически повышая свою квалификацию, второй -предоставить возможность для продолжения образования и обеспечить продвижение по службе после успешного прохождения очередной ступени образовательной лестницы.
Как показывает опыт, попытки законодательно принудить работодателей к преимущественному найму лиц молодого возраста и к сохранению за ними рабочего места при неблагоприятном изменении экономической конъюнктуры, осязаемого успеха не имеют. Специалисты, только что окончившие учебное заведение, далеко не всегда желаемые фигуры на предприятии, даже если оно реально нуждается в работниках данного профиля. Им необходима дополнительная подготовка, соответствующая требованиям конкретного рабочего места. "Доводка специалиста" - процесс длительный, в сложных видах труда она составляет 5-7 лет и требует неоднократного обращения к услугам специализированных учреждений образования.
Другая сторона проблемы - профессиональный рост работника и его продвижение по ступеням служебной лестницы. В этой связи важное значение для социального самочувствия работника и видения им своих перспектив имеет комплекс мер, составляющих процесс "планирования карьеры". Он оформляется в виде соглашения между работником и работодателем: первый обязуется компетентно и добросовестно работать, систематически повышая свою квалификацию, второй -предоставить возможность для продолжения образования и обеспечить продвижение по службе после успешного прохождения очередной ступени образовательной лестницы.
Современная безработица не является чисто экономической категорией, трактуемой в терминах избыточной рабочей силы. В восприятии конкретного человека - потеря рабочего места означает не только утрату источника средств к существованию. Это также разрыв социальных связей, значительные эмоциональные и психические перегрузки - подрыв уверенности в себе, чувство вины перед близкими и, даже, бесперспективность жизни.
Вместе с принудительным исключением человека из сферы труда усекаются его гражданские права и свободы. Вот почему профессиональная подготовка и переучивание на новые, востребуемые на рынке труда специальности, является единственно адекватным ответом на безработицу.
Обеспечить данную категорию граждан средствами к жизни на том или ином уровне прожиточного минимума и дать им возможность переучиться на нужные рынку труда специальности – одна из обязанностей государства по отношению к гражданам. Разумеется, что граждане, в свою очередь, должны быть готовы к переподготовке и обучению. Безработные нуждаются как минимум, в следующих видах образовательных услуг:
- обучение, обеспечивающее скорое возвращение а сферу труда;
- обучение, способствующее сохранению уровня квалификации в период вынужденного отхода от трудовой деятельности;
Вместе с принудительным исключением человека из сферы труда усекаются его гражданские права и свободы. Вот почему профессиональная подготовка и переучивание на новые, востребуемые на рынке труда специальности, является единственно адекватным ответом на безработицу.
Обеспечить данную категорию граждан средствами к жизни на том или ином уровне прожиточного минимума и дать им возможность переучиться на нужные рынку труда специальности – одна из обязанностей государства по отношению к гражданам. Разумеется, что граждане, в свою очередь, должны быть готовы к переподготовке и обучению. Безработные нуждаются как минимум, в следующих видах образовательных услуг:
- обучение, обеспечивающее скорое возвращение а сферу труда;
- обучение, способствующее сохранению уровня квалификации в период вынужденного отхода от трудовой деятельности;
Ориентация образования на рынок в переходный период предполагает постоянный кризис идентичности как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Сегодня человек отождествляет себя с одной профессиональной группой, а завтра -–с другой. С этой точки зрения непрерывное образование имеет задачу развить у человека гибкость, адаптабельность к постоянно изменяющейся среде, а также, минимизировать риски, которые возникают в ситуациях выбора.
Понятие риска не случайно вводится в теорию непрерывного образования. В трансформируюшемся обществе, которое ставит целью использовать потенциал всех его граждан, повышается вероятность ошибочных действий с неблагоприятными последствиями. Обычно в отношении конкретного человека страхователями на случай рисков обычно становится семья, социальная микросреда (предприятие, профессиональное или учебное товарищество и т.д.), государство. Сейчас же, речь чаще идет об индивидуальной ответственности за риски, что означает моральную, правовую, административную или иную ответственность конкретного человека за конкретный поступок или бездействие.
Понятие риска не случайно вводится в теорию непрерывного образования. В трансформируюшемся обществе, которое ставит целью использовать потенциал всех его граждан, повышается вероятность ошибочных действий с неблагоприятными последствиями. Обычно в отношении конкретного человека страхователями на случай рисков обычно становится семья, социальная микросреда (предприятие, профессиональное или учебное товарищество и т.д.), государство. Сейчас же, речь чаще идет об индивидуальной ответственности за риски, что означает моральную, правовую, административную или иную ответственность конкретного человека за конкретный поступок или бездействие.
Образование, до недавних пор связанное лишь с определенным периодом в жизни человека, становится необходимым компонентом всех без исключения периодов жизненного цикла. Таким образом, непрерывное образование следует рассматривать как важнейший ресурс не только устойчивого и согласованного развития личности и общества, но и как решающий фактор интеграции российского общества в процессы мирового развития. При этом, образование понимается как институализированный социальный процесс, который может происходить и вне нынешней системы образования и даже оказывать обратное воздействие на нее. Этот достаточно новый для российской социологии и философии образования подход основывается на признании неотъемлемости права на образование.
Современное понимание всеобщности права на образование основывается, прежде всего, на признании автономии личности, как самостоятельного и ответственного субъекта общественных отношений. Посредством участия в образовательных программах, а также в результате самообразования, человек реализует возможность духовного роста и развития. Государство, в свою очередь, признает право на образование, поскольку именно через учебную деятельность общество воспроизводит сложившиеся матрицы культуры, технологий и, наконец, национальной идентичности.
В нашей стране право на образование гарантировано Конституцией. Однако, всякая декларация подобного уровня нуждается в создании социальных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию этого права на всех государственных уровнях и во всех социальных группах, независимо от возраста людей.
Современное понимание всеобщности права на образование основывается, прежде всего, на признании автономии личности, как самостоятельного и ответственного субъекта общественных отношений. Посредством участия в образовательных программах, а также в результате самообразования, человек реализует возможность духовного роста и развития. Государство, в свою очередь, признает право на образование, поскольку именно через учебную деятельность общество воспроизводит сложившиеся матрицы культуры, технологий и, наконец, национальной идентичности.
В нашей стране право на образование гарантировано Конституцией. Однако, всякая декларация подобного уровня нуждается в создании социальных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию этого права на всех государственных уровнях и во всех социальных группах, независимо от возраста людей.