1. Тенденции развития современного образования
Сущность современного общего образования трактуется как процесс целостного становления личности – усвоение опыта в самом широком смысле, развитие психических процессов, формирование на их основе мировоззрения, убеждений, идеалов и, в конечном счёте, таких качеств, которые характерны для творческой личности.
Следует отметить, что цель образования как всестороннего гармоничного развития личности декларировалась в нашей республике, в целом и в постсоветский период всегда, и в этом смысле традиционное образование было личностно-ориентированным. Однако личность при этом понималось как некоторое типовое явление, как носитель и выразитель массовой культуры. Провозглашённая цель – развитие личности – на практике отступала на второй план. Образование сводилось к овладению школьниками основами наук, было ориентировано на выполнение государственного заказа. Заказ же конкретной личности – как состояться субъектом деятельности, каким способом реализовать свою индивидуальность в образовательном процессе практически не регулировался и реализовывался в основном стихийно.
В исследованиях современных авторов всё больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребёнка. Целью педагогического процесса здесь становится «… не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (Е.В. Бондаревская)
Сущность современного общего образования трактуется как процесс целостного становления личности – усвоение опыта в самом широком смысле, развитие психических процессов, формирование на их основе мировоззрения, убеждений, идеалов и, в конечном счёте, таких качеств, которые характерны для творческой личности.
Следует отметить, что цель образования как всестороннего гармоничного развития личности декларировалась в нашей республике, в целом и в постсоветский период всегда, и в этом смысле традиционное образование было личностно-ориентированным. Однако личность при этом понималось как некоторое типовое явление, как носитель и выразитель массовой культуры. Провозглашённая цель – развитие личности – на практике отступала на второй план. Образование сводилось к овладению школьниками основами наук, было ориентировано на выполнение государственного заказа. Заказ же конкретной личности – как состояться субъектом деятельности, каким способом реализовать свою индивидуальность в образовательном процессе практически не регулировался и реализовывался в основном стихийно.
В исследованиях современных авторов всё больше внимания уделяется гуманитарной парадигме образования, где центральное место занимает личность ребёнка. Целью педагогического процесса здесь становится «… не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (Е.В. Бондаревская)
Роль школы – ведущая, т. к. расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив.
Специфические особенности педагогического коллектива
Главная отличительная особенность – специфика профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения. Эффективность зависит от уровня педагогической культуры, характера межличностных отношений его членов, степень организованности, ответственности. Высокая степень самоуправляемости: делегирование полномочий по горизонтальным и вертикальным рядам. Функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив.
Специфические особенности педагогического коллектива
Главная отличительная особенность – специфика профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения. Эффективность зависит от уровня педагогической культуры, характера межличностных отношений его членов, степень организованности, ответственности. Высокая степень самоуправляемости: делегирование полномочий по горизонтальным и вертикальным рядам. Функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.
Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Метод – позиция педагога в выборе способов воспитательного воздействия. «Методы-инструменты прикосновения к личности» в определении А.С.Макаренко.
Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Метод – позиция педагога в выборе способов воспитательного воздействия. «Методы-инструменты прикосновения к личности» в определении А.С.Макаренко.
Дидактика – отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, форм и методов), а также на поиск и разработку новых подходов, идей, стратегий, методов, технологий и систем обучения.
В структуре дидактики выделяют общую дидактику (методы, средства и формы организации обучения) и частную дидактику (методика преподавания отдельных дисциплин).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание и учение.
То есть, в образовательный процесс включены две стороны: обучающиеся и обучающие.
Обучение – процесс целенаправленной последовательной передачи (трансляции) общественно–исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям), в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
В структуре дидактики выделяют общую дидактику (методы, средства и формы организации обучения) и частную дидактику (методика преподавания отдельных дисциплин).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание и учение.
То есть, в образовательный процесс включены две стороны: обучающиеся и обучающие.
Обучение – процесс целенаправленной последовательной передачи (трансляции) общественно–исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям), в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Образование как система, иначе говоря, образовательная система представляет собой комплекс институтов образования.
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частные или созданные общественными, религиозными организациями).
В России существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональные (начального, среднего и высшего образования), специальные (коррекционные) – для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения дополнительного образования, учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Образование как система, иначе говоря, образовательная система представляет собой комплекс институтов образования.
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частные или созданные общественными, религиозными организациями).
В России существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональные (начального, среднего и высшего образования), специальные (коррекционные) – для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения дополнительного образования, учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Категориальный аппарат педагогики
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества (по А.С. Макаренко «педагогический факт, явление»).
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно–воспитательных учреждени-ях).
Функции педагогики:
1. Теоретическая (изучение педагогического наследия и новаторского опыта педагогов; определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и т. д.; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей, преобразующих ее).
2. Технологическая (разработка методических материалов; внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее усовершенствования; оценка влияния результатов научных исследований на практику образования и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества (по А.С. Макаренко «педагогический факт, явление»).
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно–воспитательных учреждени-ях).
Функции педагогики:
1. Теоретическая (изучение педагогического наследия и новаторского опыта педагогов; определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и т. д.; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей, преобразующих ее).
2. Технологическая (разработка методических материалов; внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее усовершенствования; оценка влияния результатов научных исследований на практику образования и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Педагогика – одна из древнейших наук. Формирование педагогических знаний происходит уже в древних цивилизациях Востока и Запада. Слово педагогика происходит от греческого paidagogike – воспитывать, преподавать (pais, paidos – дитя + ago – веду) и означает буквально «детоведение», длительное время понималась как наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. В настоящее время, претерпев ряд изменений, педагогика понимается как наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
В своем становлении и развитии педагогика пережила несколько этапов:
1. Возникновение и развитие педагогических идей в древней философии (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и др.).
2. Педагогика средних веков (XIV – XVI вв.), где идеи всестороннего и гармоничного развития человека излагались в различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Эразм Роттердамский).
3. Педагогика Нового времени (XVI – нач. XX вв.). Данный период характеризу- ется созданием самостоятельных педагогических теорий (Я.А. Коменский, Ж. –Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).
Современный этап (нач. XX – по настоящее время) отличается реформировани- ем и модернизацией педагогического знания, зарождением инновационных технологий (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.).
В своем становлении и развитии педагогика пережила несколько этапов:
1. Возникновение и развитие педагогических идей в древней философии (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и др.).
2. Педагогика средних веков (XIV – XVI вв.), где идеи всестороннего и гармоничного развития человека излагались в различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Эразм Роттердамский).
3. Педагогика Нового времени (XVI – нач. XX вв.). Данный период характеризу- ется созданием самостоятельных педагогических теорий (Я.А. Коменский, Ж. –Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).
Современный этап (нач. XX – по настоящее время) отличается реформировани- ем и модернизацией педагогического знания, зарождением инновационных технологий (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.).
1. Образование как фактор конкурентоспособности и безопасности.
Образование и человеческий капитал непосредственно связаны с конкурентоспособностью и национальной безопасностью России. Из тех проблем, с которыми страна вступила в XXI век, значительная часть обусловлена низкой функциональной и общей грамотностью подавляющего большинства населения, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью и несбалансированностью инвестиций в образование. Особое значение имеет, также, острый дефицит педагогических (и андрагогических) кадров, в том числе, преподавателей-мужчин), слабая учебная база системы общеобразовательной (средней) и, отчасти, высшей школы, низкие темпы компьютеризации, неполноценное питание школьников и неуклонное увеличение числа случаев задержки умственного развития учеников, грозящие деградацией системы образования на большинстве территории страны и обострением образовательного неравенства между столицами и переферией.
2. Образованность населения и проблема грамотности.
Даже в наиболее экономически развитых регионах страны 25-40% населения испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных действий типа оплаты коммунальных услуг, голосования, понимания должностных инструкций, исполнения предписаний врача, чтения расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
Образование и человеческий капитал непосредственно связаны с конкурентоспособностью и национальной безопасностью России. Из тех проблем, с которыми страна вступила в XXI век, значительная часть обусловлена низкой функциональной и общей грамотностью подавляющего большинства населения, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью и несбалансированностью инвестиций в образование. Особое значение имеет, также, острый дефицит педагогических (и андрагогических) кадров, в том числе, преподавателей-мужчин), слабая учебная база системы общеобразовательной (средней) и, отчасти, высшей школы, низкие темпы компьютеризации, неполноценное питание школьников и неуклонное увеличение числа случаев задержки умственного развития учеников, грозящие деградацией системы образования на большинстве территории страны и обострением образовательного неравенства между столицами и переферией.
2. Образованность населения и проблема грамотности.
Даже в наиболее экономически развитых регионах страны 25-40% населения испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных действий типа оплаты коммунальных услуг, голосования, понимания должностных инструкций, исполнения предписаний врача, чтения расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
Если говорить о влиянии информатизации на различные сферы образования, то, очевидно, образование взрослых сегодня наиболее подвержено этому воздействию. Речь идет о том, что как в формальном, так, особенно, и в неформальном и информальном образовании используются средства массовой информации и сопутствующие им интерактивных технологий. Благодаря внедрению интерактивных технологий, взрослые получают реальную возможность участия в социальных процессах различного уровня от местного до федерального. В свою очередь, средства массовой информации, используя метод дистантного обучения, активно формируют тот тип потребителя, гражданина, члена семьи или избирателя, который отвечает интересам государства или группы, контролирующей данное СМИ.
На наш взгляд, информационные технологии за последнее десятилетие (по крайней мере, в России) существенно изменили саму проблему политического образования, которая традиционно составляла важную часть непрерывного образования. Если раньше проблема демократии и политическо-гражданского образования рассматривались в контексте участия или неучастия взрослого человека в жизни государства[98], то сейчас речь идет о формировании средствами образования определенного типа предсказуемого поведения в самых различных сферах: политике, экономике, семейно-досуговой. При этом, вряд ли стоит говорить о “манипуляции чьим-то сознанием”. Скорее, произошло качественное изменение характера взаимодействия субъектов политического образования, которое стало благодаря развитию информационных технологий диалогичным и многосторонним, а, следовательно, более демократичным.
На наш взгляд, информационные технологии за последнее десятилетие (по крайней мере, в России) существенно изменили саму проблему политического образования, которая традиционно составляла важную часть непрерывного образования. Если раньше проблема демократии и политическо-гражданского образования рассматривались в контексте участия или неучастия взрослого человека в жизни государства[98], то сейчас речь идет о формировании средствами образования определенного типа предсказуемого поведения в самых различных сферах: политике, экономике, семейно-досуговой. При этом, вряд ли стоит говорить о “манипуляции чьим-то сознанием”. Скорее, произошло качественное изменение характера взаимодействия субъектов политического образования, которое стало благодаря развитию информационных технологий диалогичным и многосторонним, а, следовательно, более демократичным.
О достаточно высокой активности, направленной на приобщение к современным видам деятельности, говорит также анализ данных по освоению новых информационных технологий. Активность, проявляемая россиянами в этой сфере, несмотря на то, что ее становление пришлось на крайне неблагоприятный период, когда огромная часть населения прямо-таки скатилась в бедность, доказывает, что установка на "учебу" и "прогресс" - отнюдь не голословные декларации.
На общем фоне отставания России от более богатых и благополучных стран очень важен анализ структуры потребителей современных информационных услуг. В частности, если среди населения в целом не пользуются Интернетом, персональным компьютером, не обращаются в консультационные агентства и т. п. примерно 69%, то среди молодежи до 30 лет таких уже менее половины - 49,5%, причем персональным компьютером в этой возрастной группе пользуются почти 30%, а Интернетом - 16,1%. Иными словами, невзирая на все трудности, более молодые ускоренными темпами осваивает новейшие информационные технологии.
На общем фоне отставания России от более богатых и благополучных стран очень важен анализ структуры потребителей современных информационных услуг. В частности, если среди населения в целом не пользуются Интернетом, персональным компьютером, не обращаются в консультационные агентства и т. п. примерно 69%, то среди молодежи до 30 лет таких уже менее половины - 49,5%, причем персональным компьютером в этой возрастной группе пользуются почти 30%, а Интернетом - 16,1%. Иными словами, невзирая на все трудности, более молодые ускоренными темпами осваивает новейшие информационные технологии.
Образование, в том числе образование взрослых, информатизируется быстрее всех других областей социальной активности. Об этом свидетельствует разработка федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002–2006 годы”. Государственным заказчиком Программы является Министерство образования РФ, однако к ее реализации привлекается широкий круг министерств и ведомств.
В Программе указывается, что создание единой образовательной информационной среды имеет цели:
· Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;
· предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней (курсив наш – Авт.).
Предусматривается создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных комплексов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки, сопровождения и контроля. Большое значение будет уделено подготовке педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
В Программе указывается, что создание единой образовательной информационной среды имеет цели:
· Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;
· предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней (курсив наш – Авт.).
Предусматривается создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных комплексов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки, сопровождения и контроля. Большое значение будет уделено подготовке педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Понятие информационного общества было предложено Д. Беллом для обозначения такого состояния развития, когда отношения материальной собственности вытесняются знаниями и квалификацией. В своей работе "Становление постиндустриального общества" (1973) Белл показал, что постепенно под воздействием научно-технической революции капитализм трансформируется в новую социальную систему, свободную от антагонистических противоречий и классовой борьбы.
Основным источником развития информационного общества является производство и использование научно-технической и другой информации. В соответствии с этим, знания, в их классическом понимании, постепенно перестают быть предметом образования. Информационные технологии изменяют статус книжного знания и, соответственно, роль и формы образовательного процесса.
Информатизация общества, которая происходит в нашей стране особенно интенсивно с начала 1990-х годов, означает процесс стремительного увеличения производства и распространения всех видов общественно значимой информации, необходимой для решения экономических, политических, культурных и иных задач.
Основным источником развития информационного общества является производство и использование научно-технической и другой информации. В соответствии с этим, знания, в их классическом понимании, постепенно перестают быть предметом образования. Информационные технологии изменяют статус книжного знания и, соответственно, роль и формы образовательного процесса.
Информатизация общества, которая происходит в нашей стране особенно интенсивно с начала 1990-х годов, означает процесс стремительного увеличения производства и распространения всех видов общественно значимой информации, необходимой для решения экономических, политических, культурных и иных задач.