Дидактика – отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, форм и методов), а также на поиск и разработку новых подходов, идей, стратегий, методов, технологий и систем обучения.
В структуре дидактики выделяют общую дидактику (методы, средства и формы организации обучения) и частную дидактику (методика преподавания отдельных дисциплин).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание и учение.
То есть, в образовательный процесс включены две стороны: обучающиеся и обучающие.
Обучение – процесс целенаправленной последовательной передачи (трансляции) общественно–исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям), в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Традиционно существовали три организационные формы обучения:
– система индивидуального обучения;
– классно-урочная;
– лекционно–семинарская.
В современной дидактике формы обучения подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальные занятия характеризуют наличие единой задачи, темпа деятельности, не учитываются индивидуальные различия, ориентированы на среднего ученика.
Групповая: работа в постоянных группах учащихся. Деление по группам на основе возможностей, индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальная: непосредственный контакт учителя с учеником.
Метод обучения – способ осуществления, который ведет к достижению поставленной цели и делятся:
1) на содержательные и организацию деятельности (передача и усвоение знаний, иногда называются словесными): беседа, рассказ, диспут, дискуссия, работа с текстом;
2) практические методы: упражнения, практические задания, лабораторные, эксперименты;
3) контроль и оценка результатов обучения: самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, зачеты, экзамены, защиты курсовых и дипломных проектов.
Методы по характеру деятельности обучаемых (по степени активности и самостоятельности) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
1. Объяснительно-иллюстративный (объяснение учителя, наглядная иллюстрация учебного материала) – в виде лекции, рассказа, беседы, демонстрации опытов, экскурсий.
2. Репродуктивный метод (восприятие знаний, способов действий, решение задач, воспроизводство опытов.
3. Метод проблемного изложения. Изложению материала предшествует проблема, формулирование познавательной задачи, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, подходы, учитель показывает способ решения этой задачи.
4. Частично–поисковый или эвристический метод – организация активного поиска решения выдвинутых в обучении задач. Действия ученика поэтапно направляются и контролируются учителем.
5. Исследовательский метод. Анализ материала, постановка проблемы и задач, краткий устный или письменный инструктаж – самостоятельная работа студентов, действия поискового характера. Методы научного исследования.
В структуре дидактики выделяют общую дидактику (методы, средства и формы организации обучения) и частную дидактику (методика преподавания отдельных дисциплин).
Основные категории дидактики: обучение, преподавание и учение.
То есть, в образовательный процесс включены две стороны: обучающиеся и обучающие.
Обучение – процесс целенаправленной последовательной передачи (трансляции) общественно–исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям), в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Формы обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Традиционно существовали три организационные формы обучения:
– система индивидуального обучения;
– классно-урочная;
– лекционно–семинарская.
В современной дидактике формы обучения подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальные занятия характеризуют наличие единой задачи, темпа деятельности, не учитываются индивидуальные различия, ориентированы на среднего ученика.
Групповая: работа в постоянных группах учащихся. Деление по группам на основе возможностей, индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальная: непосредственный контакт учителя с учеником.
Метод обучения – способ осуществления, который ведет к достижению поставленной цели и делятся:
1) на содержательные и организацию деятельности (передача и усвоение знаний, иногда называются словесными): беседа, рассказ, диспут, дискуссия, работа с текстом;
2) практические методы: упражнения, практические задания, лабораторные, эксперименты;
3) контроль и оценка результатов обучения: самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, зачеты, экзамены, защиты курсовых и дипломных проектов.
Методы по характеру деятельности обучаемых (по степени активности и самостоятельности) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
1. Объяснительно-иллюстративный (объяснение учителя, наглядная иллюстрация учебного материала) – в виде лекции, рассказа, беседы, демонстрации опытов, экскурсий.
2. Репродуктивный метод (восприятие знаний, способов действий, решение задач, воспроизводство опытов.
3. Метод проблемного изложения. Изложению материала предшествует проблема, формулирование познавательной задачи, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, подходы, учитель показывает способ решения этой задачи.
4. Частично–поисковый или эвристический метод – организация активного поиска решения выдвинутых в обучении задач. Действия ученика поэтапно направляются и контролируются учителем.
5. Исследовательский метод. Анализ материала, постановка проблемы и задач, краткий устный или письменный инструктаж – самостоятельная работа студентов, действия поискового характера. Методы научного исследования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи