Образование как система

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Си­стема – выделенное на основе определенных признаков упорядо­ченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных об­щей целью функционирования и единства управления, и высту­пающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Образование как система, иначе говоря, образовательная система представляет собой комплекс институтов обра­зования.

Основным типом института образования являются образова­тельные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образова­тельные учреждения могут быть государственными, муниципаль­ными, негосударственными (частные или созданные общественны­ми, религиозными организациями).

В России существует несколько типов образовательных учреж­дений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональ­ные (начального, среднего и высшего образования), специальные (коррекционные) – для детей с отклонениями в развитии, а так­же учреждения дополнительного образования, учреждения для де­тей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский сад–ясли, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психическо­го здоровья, развития индивидуальных способностей и для необ­ходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обуче­ние, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждени­ях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимуще­ственно государственными общеобразовательными школами, а так­же элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – началь­ная школа (3–4 года); II ступень – основная школа (5 лет); III сту­пень – средняя школа (2–3 года).

Начальная школа призвана обеспечить становление личнос­ти ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе уча­щиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной дея­тельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элемен­тами теоретического мышления, культуры речи и поведения, ос­новами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолже­ния образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, к глубокому усвое­нию основ наук и к формированию научного мировоззрения. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразователь­ной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой диффе­ренциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются спе­циальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреж­дения органами управления образованием только с согласия ро­дителей или лиц, их заменяющих, по заключению психолого–ме­дико–педагогической комиссии.

Профессиональные образовательные учреждения создают­ся для реализации профессиональных образовательных про­грамм начального, среднего и высшего профессионального об­разования. Начальное профессиональное образование имеет це­лью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно–полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготов­ку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основ­ного общего, среднего (полного) общего или начального професси­онального образования. Оно может быть получено в образователь­ных учреждениях среднего профессионального образования (сред­них специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах) или на I ступени образовательных учреждений выс­шего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготов­ку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удов­летворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профес­сионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) – университетах, академиях, институтах, колледжах.

Послевузовское профессиональное образование предоставля­ет гражданам возможность повышения уровня образования, на­учной и педагогической квалификации на базе высшего профес­сионального образования. Для его получения созданы институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при обра­зовательных учреждениях высшего профессионального образова­ния и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реа­лизуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально созда­ваемых учреждениях (постдипломного) дополнительного образо­вания – учреждениях повышения квалификации, курсах, цент­рах профессиональной ориентации, музыкальных и художествен­ных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Демократизация и гуманизация общественной жизни позволяет максимальному использованию возмож­ности общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования, для формирования разносторонне развитой личнос­ти.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.