Категориальный аппарат педагогики
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества (по А.С. Макаренко «педагогический факт, явление»).
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно–воспитательных учреждени-ях).
Функции педагогики:
1. Теоретическая (изучение педагогического наследия и новаторского опыта педагогов; определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и т. д.; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей, преобразующих ее).
2. Технологическая (разработка методических материалов; внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее усовершенствования; оценка влияния результатов научных исследований на практику образования и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Методы педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта (используются методы наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации); методы теоретического исследования (методы обобщения полученных эмпирическим путем данных); математические (обработка полученных методами опроса и эксперимента данных, а также установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями) и статистические методы (определение средних величин полученных показателей).
Основными категориями педагогики являются: обучение, воспитание, развитие и образование.
Под обучением в настоящее время понимают процесс формирования знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности у учащегося. Обучение включает в себя научение (целенаправленную передачу социокультурного опыта, способов действий) и учение – деятельность обучающегося, направленная на усвоение знаний и способов действий.
Воспитание – процесс формирования личности, ее мировоззрения, направленности, характера, самосознания и эмоционально–ценностного, волевого отношения к миру.
Развитие – процесс изменения и восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому качественному состоянию.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества (по А.С. Макаренко «педагогический факт, явление»).
Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно–воспитательных учреждени-ях).
Функции педагогики:
1. Теоретическая (изучение педагогического наследия и новаторского опыта педагогов; определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и т. д.; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на этой основе моделей, преобразующих ее).
2. Технологическая (разработка методических материалов; внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее усовершенствования; оценка влияния результатов научных исследований на практику образования и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Методы педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта (используются методы наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации); методы теоретического исследования (методы обобщения полученных эмпирическим путем данных); математические (обработка полученных методами опроса и эксперимента данных, а также установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями) и статистические методы (определение средних величин полученных показателей).
Основными категориями педагогики являются: обучение, воспитание, развитие и образование.
Под обучением в настоящее время понимают процесс формирования знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности у учащегося. Обучение включает в себя научение (целенаправленную передачу социокультурного опыта, способов действий) и учение – деятельность обучающегося, направленная на усвоение знаний и способов действий.
Воспитание – процесс формирования личности, ее мировоззрения, направленности, характера, самосознания и эмоционально–ценностного, волевого отношения к миру.
Развитие – процесс изменения и восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому качественному состоянию.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи